Интерфакс-Агентство военных новостей - самая полная и оперативная информация о силовых структурах, спецслужбах, оборонной промышленности России и стран СНГ
эксклюзивная информация из достоверных источников...
  Эксклюзив :
Руководитель Рособоронпоставки Надежда Синикова: Бюджетные средства, выделяемые в рамках гособоронзаказа, должны расходоваться максимально эффективно

Исполнился год, как Указом Президента РФ было утверждено Положение о Федеральном агентстве по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка). О том, какие задачи решает агентство, рассказала "Интерфаксу-АВН" его руководитель Надежда Синикова.

      - Успешная реализация Государственной программы вооружения - приоритетное направление государственной политики нашей страны в области национальной обороны. Направление, требующее объединения усилий по выполнению государственного оборонного заказа со стороны предприятий оборонно-промышленного комплекса и государственных заказчиков - федеральных органов исполнительной власти.

      Основополагающий принцип деятельности Рособоронпоставки - обеспечение надежного баланса интересов заказчиков и исполнителей. Баланса, позволяющего иметь разумный уровень рентабельности предприятиям, на основе прозрачного ценообразования и экономически целесообразного, ответственного подхода к закупкам со стороны государственных заказчиков. Речь идет не просто об эффективном использовании бюджетных средств, а о получении максимально качественной, надежной и современной продукции.

      Основная функция Рособоронпоставки отражена в ее названии - поставка вооружения, военной, специальной техники и материальных средств.

      - Каким образом осуществляется контроль качества и ценообразования по госзакупкам?


      - Согласно нормам Положения о Рособоронпоставке начальная цена контракта на поставку продукции в рамках государственного оборонного заказа определяется непосредственными государственными заказчиками - федеральными органами исполнительной власти, т.е. функция ценообразования как таковая на агентство не возложена.

      В то же время в составе Рособоронпоставки функционирует структурное подразделение, одной из основных задач которого является мониторинг цен на продукцию (товары, работы, услуги) с целью определения обоснованности установления начальной (максимальной) цены контрактов. Необходимость такой работы обусловлена тем, что размещение заказов по завышенным начальным (максимальным) ценам приводит к неэффективному расходованию средств бюджета, а установление изначально заниженной цены является одной из основных причин несостоявшихся торгов.

      На практике контроль ценообразования при размещении Рособоронпоставкой заказов на поставку продукции для государственных нужд осуществляется по следующим основным направлениям:
      - сбор и анализ информации из открытых источников с целью проведения оценки соответствия начальной (максимальной) цены контракта при размещении гособоронзаказа, определенной инициатором размещения заказа, уровню цен, сложившихся на рынке соответствующей продукции (при наличии на рынке товаров, работ, услуг таких предложений);
      - анализ сведений о ценах ранее заключенных государственных контрактов на поставку той или иной продукции (с учетом даты заключения, сроков исполнения и т.п. условий контрактов);
      - использование расчетных методов определения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе при отсутствии соответствующих ценовых предложений на рынке. На основе полученных данных определяется обоснованная цена государственного контракта.

      - Какие нарушения удается выявить и принять меры к их устранению еще на этапе анализа полученной от заказчиков документации, представленной на торги?


      - К таким нарушениям, прежде всего, относятся: формирование технических требований, предполагающих поставки продукции только одним поставщиком; ссылки на товарные знаки без указания возможности поставки эквивалента закупаемого товара; ссылки на отсутствующие в документации о торгах технические условия; неправильное установление требований к наличию лицензии (завышенные требования); указание технических параметров к закупаемой продукции, не соответствующих параметрам реально существующей продукции и другие.

      Из общего объема рассмотренной агентством документации, поступившей от государственных заказчиков, такого рода нарушения выявлены в отношении 115 лотов (66% от всего количества размещаемых позиций государственного оборонного заказа). Данный факт говорит о том, что заказчики недостаточно ответственно относятся к составлению документации. Эти нарушения могут привести к необоснованному ограничению числа потенциальных участников торгов, исключению ценовой конкуренции и, как следствие, к запросам о разъяснении положений документации о торгах, жалобам в Рособоронзаказ, что в свою очередь повлечет за собой нарушение сжатых сроков размещения гособоронзаказа, отмену торгов.

      Для предотвращения таких ситуаций соответствующие подразделения Рособоронпоставки целенаправленно занимаются работой по выявлению нарушений, работают с заказчиками по исправлению документации. В случае если цена контракта, установленная инициатором размещения заказа, выше уровня цен, определенного Рособоронпоставкой, а также факторов, влекущих ограничение конкуренции, в адрес непосредственных заказчиков направляются рекомендации по изменению начальной (максимальной) цены контракта.

      - Удается ли на практике добиваться снижения максимальной цены контрактов?


      - Конечно. На сегодняшний день в адрес заказчиков были направлены рекомендации по корректировке начальной (максимальной) цены по 31 размещаемой позиции государственного оборонного заказа. В результате удалось достигнуть снижения начальной цены контрактов на 5,2 млн рублей. В отношении трех лотов изменение цены осуществлялось в сторону увеличения, что позволило избежать несостоявшихся торгов.

      Одновременно необходимо отметить, что с 27 апреля 2011 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон № 94-ФЗ, в соответствии с которыми заказчик, уполномоченный орган в документации о торгах обязан указывать обоснование начальной (максимальной) цены контракта, содержащее полученные информацию или расчеты и использованные источники информации о ценах товаров, работ, услуг.

      - Многие оборонные предприятия являются монополистами в выпуске той или иной продукции военного назначения. Есть ли в таком случае необходимость проводить с ними торги? Может, определить список таких предприятий и законодательно закрепить за ними какие-то эксклюзивные права?


      - На законодательном уровне данный вопрос фактически уже урегулирован Федеральным законом № 94-ФЗ. Статьей 55 этого закона установлено, что заказчик предлагает заключить контракт только одному поставщику при размещении заказа на поставку российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов, и производство которых осуществляется единственным производителем.

      Необходимым условием в данном случае является включение такого производителя в реестр единственных поставщиков российских вооружения и военной техники, ведение которого осуществляет Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ).

      Госконтракт на поставку российских вооружения и военной техники, производство которых осуществляется единственным производителем, заключается по цене, определяемой в соответствии с порядком, утвержденным специальным постановлением правительства РФ. Указанные цены регистрируются Федеральной службой по тарифам, а цены на ядерные боеприпасы - госкорпорацией по атомной энергии "Росатом".

      Между тем анализ информации о ценовых предложениях на рынке в отдельных случаях показывает наличие только одного производителя той или иной продукции, который при этом не включен в реестр единственных поставщиков. В такой ситуации, учитывая нормы действующего законодательства, орган, осуществляющий размещение заказа будет вынужден проводить размещение заказа путем проведения торгов, которые фактически будут проходить на условиях единственного участника. То есть, основной принцип размещения заказов, заключающийся в наличии конкуренции между различными поставщиками (в частности, по цене), не будет соблюден, что, в свою очередь, поставит вопрос об эффективности использования бюджетных средств.

      Одной из причин возникновения подобной ситуации является существующий порядок ведения реестра единственных поставщиков, согласно которому инициатором включения в реестр может являться либо государственный заказчик, либо само предприятие, что предполагает необязательность включения в реестр. При этом, как правило, единственным производителям это не выгодно, поскольку влечет необходимость обоснования и согласования цен с заказчиком и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, что, соответственно, лишает их возможности устанавливать монопольно высокие цены на свою продукцию. Недобросовестным заказчикам такой порядок предоставляет возможность злоупотреблений при расходовании бюджетных ассигнований путем заключения контрактов по завышенным ценам.

      - Что на Ваш взгляд нужно предпринять, чтобы исключить возможность нерационального расходования бюджетных средств?


      - В такой ситуации представляется целесообразным изменить порядок ведения реестра единственных поставщиков, предусмотрев, в частности, фактическую обязательность включения единственных производителей продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа, в реестр и введение мер ответственности заказчиков и таких предприятий в части обоснованности формирования и согласования цен на нее.

      Кроме того, следует обеспечить создание механизма, не позволяющего включать в реестр предприятия, выпускающие неуникальные и широко распространенные виды продукции (в первую очередь товары, используемые в различных отраслях народного хозяйства).

      Необходимо также отметить, что многие виды вооружений, военной и специальной техники производятся ограниченным числом предприятий. Рынок такой продукции (так называемый рынок несовершенной конкуренции) является достаточно закрытым, разделен на сферы влияния и предоставляет производителям возможности для ограничения ценовой конкуренции путем установления всеми участниками согласованных цен на свою продукцию.

      В данной связи в рамках работы по совершенствованию законодательства в сфере государственного и муниципального заказа представляется необходимым разработать специальные процедуры закупок продукции таких производителей. По сути, по мнению Рособоронпоставки, это также предполагает формирование реестра таких предприятий, аналогичного реестру единственных поставщиков, и регистрацию максимальных цен на производимую ими продукцию. Таким образом, поскольку в условиях существования рынка несовершенной конкуренции процесс ценообразования является непрозрачным, в настоящее время следует уделять особое внимание анализу обоснованности формирования начальной (максимальной) цены закупаемой продукции.

      - Какие меры предпринимает Рособоронпоставка для того, чтобы торги на госзакупки проводились в минимально короткие сроки?


      - Федеральным законом №94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" жестко регламентированы сроки проведения процедур размещения заказа, которые мы не вправе сокращать. Исходя из положений этого закона, минимальный срок размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме (с учетом сроков, которые не сокращаются) может составлять 45 дней, открытого конкурса - 54 дня.

      Внутри агентства разработаны и применяются внутренние регламенты взаимодействия структурных подразделений агентства, обеспечивающих размещение гособоронзаказа. Отмечу, что структурные подразделения их строго придерживаются. Однако не все зависит от агентства.

      Конкурсная документация и документация об аукционе разрабатывается и утверждается Рособоронпоставкой на основании определяемых государственными заказчиками предмета, начальной цены и других существенных условий контракта на поставку товаров. Понятно, что разработка технического задания отнесена к их компетенции и они в соответствии с нормами существующего законодательства вправе вносить в установленные сроки те или иные изменения в документацию о торгах.

      Следствием этого является продление сроков размещения заказа. Такие случаи многочисленны.

      По инициативе агентства с целью обеспечения соблюдения сроков, установленных законом, заключены соглашения о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти - государственными заказчиками, определяющие сроки предоставления ими заявок, сформирован план-график по реализации гособоронзаказа.

      Уверена, что наработанный опыт и практика размещения гособоронзаказа, позволит нам в ближайшем будущем выработать единые подходы к требованиям, предъявляемым при формировании документации по номенклатуре гособоронзаказа, что обеспечит максимальную экономию бюджетных средств при строгом соблюдении законодательной базы Российской Федерации.
                                                                                                                                                                                                                                                                            
Информационные продукты Интерфакс-АВН
Ежедневный информационный вестник


Еженедельный информационный вестник


Вестник
"ВПК России и
экспорт оружия"



© 2013 Интерфакс-Агентство Военных Новостей. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса-Агентства Военных Новостей.