Интерфакс-Агентство военных новостей - самая полная и оперативная информация о силовых структурах, спецслужбах, оборонной промышленности России и стран СНГ
эксклюзивная информация из достоверных источников...
  Эксклюзив :
Генконструктор и гендиректор ИСС имени Решетнева Николай Тестоедов: "Гособоронзаказ 2011 года по строительству спутников безусловно будет выполнен"

      Перед космическими фирмами России стоят сложные и ответственные задачи. Их обсуждению было посвящено недавнее итоговое заседание Коллегии Роскосмоса. О путях решения этих задач, о месте и перспективах отечественного спутникостроения в мире "Интерфаксу-АВН" рассказал генеральный конструктор и генеральный директор компании "Информационные спутниковые системы имени Решетнева" Николай Тестоедов.

      - Николай Алексеевич, как показало заседание Коллегии, остро стоит вопрос своевременного выполнения государственного оборонного заказа в части создания, испытаний и производства ракетно-космической техники. Ряд спутников, заказанных государственными ведомствами, не были построены в срок. Почему?


      - Действительно, вице-премьер правительства Сергей Борисович Иванов, выступая перед руководителями агентства и предприятий отрасли, выразил серьезную обеспокоенность тем, что не построен в срок ряд спутников по гособоронзаказу. Причины понятны. Многие из них носят объективный характер. В частности, больше, чем планировалось, потребовалось времени на закупку импортной элементной базы. Выявлены отказы ряда компонентов в ходе изготовления и испытаний бортовой аппаратуры. Часть ее пришлось отправить на заводы-изготовители. Согласитесь, это правильное решение - качество нужно обеспечивать.

      Еще одна группа причин связана с отсутствием достаточного количества вторых рабочих мест на ряде предприятий-изготовителей бортовой аппаратуры, входящих в спутниковую кооперацию. Объяснение этому есть. В предыдущие годы, когда заказы спутников были не велики, хватало, положим, одной линейки рабочих мест в производственной цепочке предприятия. Когда заказы увеличились, то в технологическом цикле появился дефицит рабочих мест, производственных площадок и работников.

      В этом случае предприятия, и мы в том числе, оказываемся перед дилеммой: либо вкладывать огромные деньги, сотни миллионов рублей в создание вторых рабочих мест, либо, все-таки попытаться уложиться в одну линейку технологического оборудования.

      Мы начали вкладываться в эту одну-единственную линейку, и графики были четко составлены на выполнение. Но они были составлены из учета, естественно, того, что бортовая аппаратура будет нам поставлена в срок, и не будет отказывать. Она была поставлена, но, к сожалению, затем последовали уже упомянутые мною отказы приборов, потребовалось дополнительное время на их ремонт, возврат, последующие установки и переиспытания. Это выбило нас из графика по ряду проектов, в том числе и по линии гособоронзаказа.

      - Что сделано в ИСС, чтобы ситуация не повторилась?


      - Где-то мы создали дополнительные рабочие места. Где-то с учетом уже новых планов создали необходимые заделы, не дожидаясь финансирования и авансирования.

      Поэтому я абсолютно уверен, что государственный оборонный заказ 2011 года безусловно будет выполнен, включая и наши задолженности, которые мы допустили по 2010 году.

      Я считаю, что в этом плане заседание коллегии прошло очень конструктивно, и вопрос в выступлениях руководителей стоял так: что дальше? Какие выводы сделаны? И они, действительно, сделаны.

      - В российской космической отрасли, в связи с недавней потерей спутников, широко обсуждался вопрос страхования космических рисков. Кто все же должен страховать спутники?


      - Мне кажется, не надо изобретать что-то новое, свое. Есть мировая практика, она заключается в следующем: заказчик и собственник космического аппарата его страхует. Тем самым он страхует свой бизнес в последующем.

      В случае с космическими аппаратами, которые мы строим по заказу Роскосмоса или Минобороны, ИСС не является собственником этих спутников. Поэтому если в стране нет соответствующего закона, то нужно такой закон разработать и принять. Если в стоимость заказываемых космических аппаратов не заложены средства на страхование, то нужно их выделять. Чтобы заказчик - военное ведомство или Роскосмос - имел возможность проводить это страхование, потому что они собственники аппарата.

      Кстати, здесь есть парадоксальный момент: я понимаю военных, когда они не страхуют аппараты. Сегодня не застраховать аппарат военным выгоднее, чем застраховать. Поясню. Вероятность безотказной работы "Протонов" и "Союзов" очень велика - 97% - это блестящие ракеты. Не случайно Россия занимает первое место по пусковым услугам и очень прочно его удерживает несколько лет. Аппараты, которые делаем мы, также достаточно надежны и уверенно работают. А стоимость страхования аппаратов у нас высокая, цена страховки доходит до 16% от стоимости спутника. В таком случае, какой смысл сегодня Минобороны или Роскосмосу выходить на рынок страхования? Получается, что на семи запущенных аппаратах вы платите цену нового спутника. При этом вероятность безотказной работы в три раза выше. То есть в 3 раза выгоднее сегодня не страховать, чем страховать. Я думаю, эта экономическая причина объясняет, почему "не продавливают" ни военные, ни Роскосмос каких-либо специальных законов, решений о финансировании страхования.

      - ИСС имени Решетнева демонстрирует свои разработки на мировых выставочных площадках. Этот год вы начали с участия в Ганноверской выставке телекоммуникационных и цифровых технологий CeBIT-2011. Довольны результатами этого участия?


      - Есть много различных выставок, где мы экспонируемся совместно с Роскосмосом или с нашим основным заказчиком - ФГУП "Космическая связь". Но это выставки, как правило, предметно ориентированные - спутниковые, навигационные, то есть по использованию результатов космической деятельности на земле. Ганноверская CeBIT - это, может быть, единственная выставка мирового масштаба, которая говорит в целом о развитии IT-технологий. Не случайно девиз выставки в 2011 году - "CeBIT - цифровое сердце мира". Эта выставка сегодня определяет лидеров мирового процесса в развитии информационных технологий.

      Статус и значимость салона подчеркивает то, что в ее открытии приняли участие канцлер Германии Ангела Меркель, а также премьер-министр Турции Реджем Тайип Эрдоган. Турция в этом году была страной-партнером CeBIT.

      Словом, CeBIT - это то место, где можно еще раз показать всем, кто занимается IT-технологиями, телекоммуникационное, навигационное и просто космическое лицо России. Все мы немножко с самомнением и считаем, что нас знает весь мир. Ничего подобного. Надо каждый раз, по каждому значимому поводу - не суетливо, достойно показывать и рассказывать об успехах России, Роскосмоса.

      Кстати, российские космические фирмы, в том числе и мы вместе с ФГУП "Космическая связь", раньше участвовали в CeBIT. Потом был некоторый перерыв. С этого года организаторы выставки возрождают космическую составляющую и пригласили ИСС в первую очередь.

      Это предложение отвечало нашим интересам, поскольку наступило время реализации и представления мировому сообществу российской космической навигационной системы ГЛОНАСС. Буквально за три дня до открытия выставки мы запустили навигационный спутник нового поколения "Глонасс-К". Поэтому вполне естественно, что полномасштабный конструкторский макет этого спутника представлял на нашем стенде это направление космической деятельности и олицетворял российские достижения в системе ГЛОНАСС.

      - ИСС представляла российскую космическую отрасль в Ганновере вместе со своими партнерами?


      - Состав участников нашей экспозиции в Ганновере во многом отражает те интеграционные процессы, которые происходят в российской космической отрасли. Конечно, космический рынок России не однороден. Есть рынок пусковых услуг, есть пилотируемая космонавтика и есть автоматические космические комплексы. Что касается последних, то, хотим мы того или нет, но все спутники в мире становятся похожими один на другой. Как в авиастроении - самолеты. Есть единые конструкторские решения, единая элементная база, единая целевая аппаратура - и это все формирует единство облика спутников.

      Так вот та интеграция, которая сегодня происходит в Федеральном космическом агентстве, предполагает, что автоматические аппараты - телекоммуникационные, дистанционного зондирования Земли, научного космоса - они должны быть в едином сегменте Роскосмоса. Сама жизнь заставляет наращивать интеграционные связи, кооперироваться, искать партнеров. В числе таких наших партнеров - фирма имени Лавочкина, ставшая участником выставки и конференции CeBIT. Генеральный конструктор и генеральный директор НПО имени Лавочкина Виктор Владимирович Хартов имел возможность рассказать о планах известной космической фирмы в области научного космоса.

      Кроме того, вместе с ИСС свою продукцию представили наши контрагенты - Центральный научно-исследовательский институт специального машиностроения, поставляющий нам углепластиковые элементы конструкции для спутников, а также Ижевский радиозавод, "Инженерно-технический центр - НПО ПМ", "НПО ПМ - Развитие", которые поставляют нам бортовую аппаратуру, комплектующие. Некоторые из этих компаний занимаются испытаниями и отбраковкой радиоэлементов, используемых в спутниках.

      - С кем из зарубежных партнеров прошли переговоры?


      - Состоялось несколько встреч с нашими ведущими европейскими контрагентами. Например, мы более 2,5 часов разговаривали с представителями компании Tales Alenia Space. Удачно совпало участие на выставке руководителя российского и восточно-европейского направления Thales Эммануила Грава. Иначе для этой встречи нужно было бы лететь либо нам в Париж, либо европейских партнеров приглашать в Москву или Красноярск. Встреча очень важная с точки зрения определения перспектив крупных совместных проектов. В частности, речь шла о представлении совместных продуктов для очередных тендеров ФГУП "Космическая связь".

      Состоялась также очень деловая встреча с представителями компании "Йена-Оптроник". Мы продолжили переговоры по апробированию нового звездного датчика производства этой германской фирмы на одном из спутников системы ГЛОНАСС, чтобы получить летное подтверждение этого датчика. "Йена-Оптроник" выходит с этой продукцией на мировой рынок и ей нужно показать мировому сообществу летную классификацию этого датчика.

      Здесь взаимовыгодный интерес. Германская фирма бесплатно поставляет прибор, который мы бесплатно же ставим на один из наших спутников. В ходе эксплуатации аппарата, немецкий датчик получает летное подтверждение. Естественно, что реализовать этот проект можно будет только после того, как его утвердят Роскосмос и Минобороны. Планируется, что новый датчик полетит на одном из аппаратов "Глонасс-М", которые имеют для этого достаточные энергетические и массовые резервные ресурсы.

      Сегодня, как известно, мы используем на наших спутниках французские датчики фирмы Sodern или свои российские.

      - В Ганновере были и многочисленные российские делегации. С ними тоже были встречи?


      - Да, и довольно продуктивные. Например, несколько встреч прошло с представителями научного центра "Сколково", который провел в Ганновере на своем стенде несколько презентаций. Эти полезные контакты, в частности, показали недостаточность и даже неправильность наших представлений о данном наукограде. После таких встреч становятся понятны формат и возможности нашего участия в национальном проекте, которым является "Сколково".

      На выставку приехала делегация Газпромбанка, с которой также была встреча. Свой стенд традиционно представило российское министерство образования, с делегацией которого мы также встречались.

      Вообще крупные выставочные площадки, в том числе Ганноверская выставка, являются удобным местом для рабочих контактов и деловых переговоров с самыми разными партнерами. Найти время для таких встреч в рабочем графике очень нелегко. Мне, например, пришлось бы для этого выкраивать время между постоянными перелетами из Красноярска в Москву, в Роскосмос, или на космодромы Плесецк, Байконур. И точно такой же формат поездок у всех тех, с кем я встречаюсь. Поэтому, конечно, нам нужны некие единые, унифицированные площадки для встреч. Я не наезжусь по каждому поводу в Тулузу, Йену или Сколково. Они точно также не наездятся к нам в Сибирь, особенно в условиях закрытого города.

      За три дня работы в Ганновере, например, я провел 6-7 встреч, которые по важности и значимости потребовали бы для меня тех же самых 6-7 командировок. Так что расходы на участие в выставке, как ни странно, оборачиваются прямой экономией средств и времени для контактов и принятия решений. Ведь сами по себе контакты не самоцель - принимаются решения, и они возможны только непосредственно в разговоре.

      - Каковы, на ваш взгляд, перспективы использования российскими космическими фирмами ганноверской выставочной площадки?


      - На мой взгляд, очень важно, что космическую отрасль в Ганновере представлял один из руководителей агентства - заместитель главы Роскосмоса Анатолий Евгеньевич Шилов. Этот факт усилил внимание к нашей экспозиции не только со стороны многочисленных посетителей и специалистов, но и со стороны руководства, устроителей выставки. Появилась возможность обсудить и скоординировать возможное участие предприятий Роскосмоса в будущих выставках CeBIT.

      Я уже говорил, что выставка в Ганновере по своей технической значимости и обзору шире, чем достаточно специализированные выставки аэрокосмического направления.

      Все-таки информационные технологии - это то, что пронизывает все стороны жизни человека и общества. Например, то же российское министерство образования на своем стенде представило технологии использования мультимедийных продуктов в образовательной сфере, сфере представления информации обучаемым.

      Что касается спутникостроителей, то нам, конечно, нужна, большая среда, в которой участвуют и операторы, и поставщики, и партнеры, и конкуренты.

      Но, наверное, и мы об этом проговорили с устроителями выставки, очень важно демонстрировать применение космонавтики на земле, в интересах всех людей. Есть такое понятие - результаты космической деятельности. И вот просто напрашивается присутствие здесь российских фирм, специализирующихся в области тех же спутниковых навигаторов, совмещенного ГЛОНАСС/GPS-оборудования, на применении тех систем, которые делаются на базе навигаторов, услуг и в области транспорта, и МЧС, и медицины, школьных автобусов.

      Я прошелся по ряду павильонов и увидел, что весь мир делает то же самое, что делаем сегодня мы у себя в России. Например, мы посмотрели зарубежную систему, где с использованием навигационного датчика и датчиков удара формируется сигнал об аварии и через стандартные средства мобильной связи передается в диспетчерский или кризисный центр. А далее уже оказывается экстренная помощь. Точно такая же система разрабатывается в России - это "ЭРА-ГЛОНАСС". Поэтому обмен информацией в этой области очень важен.

      Так что, думаю, не исключено участие в следующих Ганноверских выставках российских фирм со своими информационными продуктами, адресованными непосредственно потребителю.
                                                                                                                                                                                                                                                                            
Информационные продукты Интерфакс-АВН
Ежедневный информационный вестник


Еженедельный информационный вестник


Вестник
"ВПК России и
экспорт оружия"



© 2013 Интерфакс-Агентство Военных Новостей. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса-Агентства Военных Новостей.