Интерфакс-Агентство военных новостей - самая полная и оперативная информация о силовых структурах, спецслужбах, оборонной промышленности России и стран СНГ
эксклюзивная информация из достоверных источников...
  Эксклюзив :
Генеральный директор НП "Интеллектуальные транспортные системы - Россия" Владимир Крючков: "Создаваемые на базе ГЛОНАСС системы являются локомотивом развития информационных и инновационных технологий"

      О перспективах использования технологий российской навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах развития интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в России рассказал "Интерфаксу-АВН" председатель Некоммерческого партнерства "Интеллектуальные транспортные системы - Россия" Владимир Крючков.

      - Технологии ГЛОНАСС являются основным конкурентным преимуществом нашей страны на мировом рынке ИТС, потому что глобальными навигационными системами пока располагают только две страны в мире - Россия и США. Необходимо отметить, что ГЛОНАСС и GPS не конкуренты, а взаимодополняемые системы. Двухсистемность дает пользователю больше возможностей: возрастает скорость и качество позиционирования, что особенно важно в условиях "городских каньонов". Система ГЛОНАСС и ИТС это те локомотивы, которые позволят России выйти на качественно новый уровень развития информационных и инновационных технологий. Технологии ГЛОНАСС это наш вклад в глобальный информационный рынок.

      Точкой соприкосновения технологий ГЛОНАСС и ИТС является реализуемая сейчас федеральным сетевым оператором "Навигационо-информационные системы" (НИС) программа "ЭРА ГЛОНАСС", которая призвана повысить скорость реагирования экстренных служб, в первую очередь "скорой помощи" и спасателей, при авариях на дорогах. Согласно статистике, если помощь пострадавшим оказана в течение так называемого "золотого часа", то в 80% случаев жизнь человека можно спасти.

      Ежегодно на дорогах России гибнет 26 тысяч человек, еще около 250 тысяч получают травмы различной тяжести, становятся инвалидами. Получается, что ежегодно с лица Земли стирается небольшой город. Программа "ЭРА ГЛОНАСС", в рамках которой мы взаимодействуем с Федеральным сетевым оператором системы ГЛОНАСС, позволит спасать жизни людей и сделает наши дороги более безопасными. Распоряжением правительства РФ на проект "ЭРА ГЛОНАСС" выделено субсидий в 2011 году на сумму 1 млрд 211 млн руб. и в 2012 году на 830 млн руб.

      По проекту "ЭРА ГЛОНАСС" федеральный оператор сейчас очень плотно сотрудничает с Европой, где идет внедрение аналогичного проекта eCall. Европейская часть России очень плотно завязана контактами со странами Европы, и здесь можно говорить о высоком грузо- и пассажиропотоке, поэтому важно, чтобы российская система была гармонизирована с европейской eCall. Европейцы, приезжающие на территорию России, должны получать тот же сервис, ту же помощь, что и в самой Европе. Также и как россияне, путешествующие по Европе, должны иметь возможность вызвать помощь, пользоваться другими услугами проекта "ЭРА ГЛОНАСС". Для выработки межправительственного соглашения между Россией и ЕС, решения вопросов совместимости и взаимодополняемости двух систем, "ИТС Россия" и "ИТС Европа" создали рабочую группу из специалистов от автопроизводителей, операторов сотовой связи, специалистов в области стандартизации.

      Сегодня в ОАО "НИС" уже завершен этап эскизного проектирования "ЭРА-ГЛОНАСС", началось создание инфраструктуры системы. Проведена отработка взаимодействия со службами экстренного реагирования, разработаны технические требования к терминалам, началось создание региональной партнерской сети.

      - Каковы перспективы развития технологий ИТС?


      - В своем развитии ГЛОНАСС-технологии и внедрение услуг на базе ИТС проходят тот же этап, что компьютеры в 1980-х - 1990-х годах, и сотовые телефоны в 1990-х - 2000-х годах. В ближайшие годы мы ожидаем качественного скачка в области навигационных и транспортных технологий в России. Перспективы для этого есть. По оценке специалистов, объем мирового рынка ИТС сегодня составляет 313 млрд евро, а доля России в нем 0,3 млрд евро, то есть в тысячу раз меньше. Главным образом это говорит о том, что мы отстали от ведущих стран мира лет на 20, а возможно и на 40, т.к. в Японии стали заниматься этим вопросом еще в 1970-х годах. Тем не менее, того объема рынка, к которому мир шел 40 лет, мы можем достичь года за три-четыре, воспользовавшись накопленным в других странах опытом и избежав чужих ошибок.

      - Опыт каких зарубежных стран учитывается при внедрении технологий ИТС в России?


      - Основные центры развития ИТС - это Азиатско-Тихоокеанский регион, во главе с Японией, Северная Америка, Европа. Строго между ними, как недостающее звено в этой глобальной цепи, находится Россия. Она фактически интегрирует разделенный на части мировой комплекс ИТС в глобальную сеть. Поэтому, при разработке концепции развития ИТС в России, было принято решение о необходимости сделать нашу систему совместимой с ее зарубежными аналогами. Для этого были заключены партнерские соглашения с ведущими мировыми державами в области ИТС: "ИТС Америка", "ИТС Великобритания", "ИТС Израиль", "ИТС Швеция", "ИТС Финляндия", "ИТС Европа". В мае мы планируем вступить в Ассоциацию национальных ИТС. После этого Россия станет полноправным участником мирового рынка ИТС, получив доступ ко всем информационным и технологическим ресурсам, существующим сегодня в мире. Однако мы идем не с пустыми руками, мы несем опыт использования технологий ГЛОНАСС.

      Конечно же, мы должны изучать и использовать не только мировой, но и российский опыт. Пилотные проекты по внедрению ИТС и ее элементов уже не первый год реализуются в городах России, причем, не только в Москве, но и в таких городах как Калуга, Новосибирск, Краснодар, Санкт-Петербург, Владивосток, Дубна, Сочи. Впереди всех - Казань. Этот город можно назвать общероссийским полигон для внедрения новых технологий на транспорте.

      - Сейчас ведется разработка закона об интеллектуальных транспортных системах. Принимаете ли Вы участие в этой работе?


      - Мы действительно имеем к законопроекту непосредственное отношение, т.к. участвовали в его обсуждении вместе с другими заинтересованными организациями и специалистами на конференции в ноябре 2010 года. Конференция прошла по инициативе главного конструктора системы ГЛОНАСС, гендиректора и генконструктора ОАО "Российские космические системы" Юрия Урличича, входящего в состав наблюдательного совета ассоциации "ИТС Россия". В ходе встречи специалисты из разных областей обозначили свой взгляд на программу развития ИТС в России и согласовали концепцию соответствующего законопроекта. После этого в Интернете был открыт сайт, на котором все желающие могут ознакомиться с подготовленным законопроектом, высказать свои предложения, указать на недостатки или необозначенные вопросы. Обсуждение в Интернете, безусловно, необходимо, т.к. привлекает к процессу как можно больше заинтересованных лиц, позволяет услышать различные точки зрения.

      Важно и то, что мы, наконец, начали говорить о необходимости закона об ИТС, о необходимости государственного регулирования происходящих в этой сфере процессов, потому что сегодня в России отсутствует необходимая нормативно-техническая и законодательная база. Нет ни стандартов, ни технических регламентов. Все кто внедряет технологии ИТС, работают вне правового поля.

      В то же время в Европе на формирование правового поля ушло более 20 лет. Мы же пытаемся форсировать этот процесс. Однако, даже учитывая имеющийся зарубежный опыт, некий опыт внедрения ИТС в России, излишняя спешка может навредить делу.

      - В 2011 году должно начаться создание ИТС Москвы. Какие средства предусматривается выделить на эти цели?


      - Программа создания ИТС Москвы на сегодня, наверное, не менее важна для страны, чем реализация проекта "ЭРА-ГЛОНАСС". Ситуация с дорожным движением в столице находится в самой тяжелой форме, а ведь Москва - ключевой транспортный узел не только московского региона и центральной России, но и всей страны. Поэтому задача создания ИТС в Москве включена в федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России". Программа рассчитана на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года. К ее финансированию привлечены средства из трех источников: бюджета России, Москвы и Московской области. Общий объем финансирования программы составляет 27 млрд 732 млн руб. Причем из федерального бюджета предполагается выделить 1 млрд 997 млн руб., из средств Московской области - 1 млрд 339 млн руб., из бюджета Москвы - 23 млрд 796 млн руб., и, наконец, из внебюджетных источников планируется привлечь еще 600 млн рублей. Эти средства пойдут на комплексное финансирование всех мероприятий, связанных с развитием московского транспортного узла, не только создание ИТС Москвы, но и модернизацию транспортной системы всего московского региона.

      Согласно заявленным целям программы, ее реализация позволит на четверть снизить время задержки транспорта во время движения по улицам города (на основных магистралях города на 10%), повысить пропускную способность дорожной сети от 5 до 15%, повысить среднюю скорость движения на 17%, а это уже, меня поймут автовладельцы, ощутимый результат. Кроме того, планируется сократить время поездки на автомобиле на 15-20%, а на общественном транспорте почти на треть, снизить время на поиск свободных мест для парковки на 65%, и на четверть снизить расход топлива автотранспортом и выброс вредных веществ в атмосферу.

      Конечно, поставленная задача очень сложная. Вся дорожная инфраструктура столицы напоминает тромб: все дороги ведут в центр и там закупориваются. Для того чтобы лечить "заболевание" нужно разделить транспорт на потоки, необходимо создать дополнительные парковочные места, обновить инфраструктуру обработки информации на дорогах - установить видеокамеры, различные датчики, создать центры мониторинга дорожного движения, проработать систему доступа на территорию города большегрузных автомобилей, создать приоритет для проезда общественного транспорта (выделенные полосы), оснастить остановки информационными табло. Наконец, связать имеющиеся в столице 1200 светофоров в единую систему, реагирующую на малейшие изменения дорожной ситуации в городе. Сейчас только 400 городских светофоров регулируются системой "СТАРТ", остальные работают автономно.

      Хочу упомянуть, что Федеральный сетевой оператор "НИС ГЛОНАСС" уже разработал и представил в департамент транспорта правительства Москвы техническое задание и технико-экономическое обоснование на создание единого диспетчерского центра по управлению пассажирским транспортом - ключевой и фундаментальной части интеллектуальной транспортной системы города. В соответствие с планом работ такой центр будет создан уже к концу 2011 года.

      Ранее в рамках контракта с правительством Москвы специалисты "НИС ГЛОНАСС" подготовили свою концепцию создания ИТС мегаполиса, которая позволит эффективно решать проблемы пробок в столице.

      - Каким образом ИТС может повысить безопасность дорожного движения в городе, улучшить качество грузовых и пассажирских перевозок, снизить количество ДТП?


      Одна из функций ИТС - информирование водителей о ситуации на дороге. Если человек обладает информацией, он имеет возможность выбирать оптимальный маршрут движения, объезжая пробки, места ДТП, ремонтные работы на дороге и т.д.

      Кроме того, концепция развития ИТС в России включает планы по повышению привлекательности общественного транспорта. Эта мера позволит разгрузить дорожную сеть и уменьшить риски совершения самих дорожно-транспортных происшествий.

      - В последнее время все большую актуальность приобретает вопрос антитеррористической защиты на транспорте. Планируется ли использовать ИТС для решения этой задачи?


      Безусловно, планируется. Транспорт - одна из самых уязвимых для терактов точек. Мы были свидетелями взрывов в аэропортах, на железнодорожных вокзалах, причем, не только в России, но и в других странах. Вспомните, например, теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне, в Лондоне, в Мадриде. Опасности подвержены все виды транспорта. Поэтому функция обеспечения безопасности на транспорте - одна из главных функций ИТС.

      Терроризм это такое зло, которое невозможно победить на 100%. Любой человек в толпе может быть смертиком и вычислить его очень сложно. На помощь приходят современные системы безопасности, основанные на новейших технологиях. Внедрение ИТС подразумевает создание системы мониторинга и контроля транспорта и транспортных путей с помощью различных датчиков, видеокамер и других технических устройств. Данные с них передаются в диспетчерский центр, в тесной связи с которым находятся правоохранительные структуры, МЧС, "скорая помощь".

      - Технологии ГНСС давно применяются для поиска угнанных автомобилей. Как вы оцениваете роль ГНСС в противодействии угонам?


      - С системами противодействия угонам, использующим спутниковые технологии, мы работаем уже не первый год. Я могу ответственно заявить, что использование спутниковых технологий позволяет предотвращать угон, оперативно реагировать на такие попытки, а также определять местонахождение угнанного автомобиля.

      Угоны в России это профессиональный криминальный бизнес, объемы которого оцениваются в 2,5 млрд долларов в год. Задача ассоциации "ИТС Россия" - повысить риски для автоугонщиков и снизить рентабельность. Использование спутниковых технологий - один из путей сделать это.

      Современные технологии позволяют отслеживать положение автомобиля и сообщать владельцу о попытке угона машины. Сигнал о взломе автомобиля или глушении сигнала системы спутниковой сигнализации передается в диспетчерский центр и обрабатывается в течение нескольких секунд, поэтому у владельца есть возможность в ту же минуту среагировать на попытку угона.

      Другой способ - использование так называемых "закладок" - маячков, выводящихся из "спящего" состояния после сообщения владельцем о факте угона. Такой маячок, принимая данные с глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS, передает сигнал о своем местоположении в диспетчерский центр.

      - Позволит ли внедрение ИТС улучшить экологическую обстановку в городах?


      - В России не принято уделять большого внимания проблемам экологии, но на самом деле качество нашей жизни, наше здоровье, напрямую зависит от того, в каких условиях мы живем. Безусловно, транспортный комплекс сильно воздействует на экологию, но за счет мониторинга передвижения транспорта, внедрения энергосберегающих технологий, предоставления приоритета общественному транспорту, уменьшению пробок, в которых автомобили не двигаются, но продолжают загрязнять окружающую среду, можно снизить вредное воздействие. Напомню еще раз, что одной из целей внедрения ИТС в Москве является снижение вредных выбросов в атмосферу автотранспортом на на четверть.
                                                                                                                                                                                                                                                                            
Информационные продукты Интерфакс-АВН
Ежедневный информационный вестник


Еженедельный информационный вестник


Вестник
"ВПК России и
экспорт оружия"



© 2013 Интерфакс-Агентство Военных Новостей. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса-Агентства Военных Новостей.