Интерфакс-Агентство военных новостей - самая полная и оперативная информация о силовых структурах, спецслужбах, оборонной промышленности России и стран СНГ
эксклюзивная информация из достоверных источников...
  Эксклюзив :
Исполнительный директор Группы компаний "М2М телематика" Алексей Смятских: "Мы ожидаем дальнейшего роста внедрений информационно-навигационных систем в органах власти различных уровней и крупных коммерческих компаниях"

      Государством в последние годы предприняты беспрецедентные меры по возрождению российской космической навигационной системы ГЛОНАСС. Воссоздается орбитальная группировка, мощный импульс дан развитию наземного сегмента, в том числе аппаратуры потребителей. Определен сетевой оператор ГЛОНАСС. То есть, создан фундамент для широкой социализации новейших навигационно-информационных технологий. Об особенностях нового этапа их внедрения в России "Интерфаксу-АВН" рассказал исполнительный директор Группы компаний "М2М телематика" Алексей СМЯТСКИХ.

      - Алексей Анатольевич, каковы основные тенденции российского рынка навигационных систем?


      - 2010 год обозначил основную тенденцию - это начало массового внедрения навигационно-информационных систем на базе ГЛОНАСС в структурах федеральных органов исполнительной власти и на крупных предприятиях. В этом году началось заводское оснащение такими системами техники МЧС, МВД, Федеральной службы исполнения наказаний, Государственной фельдъегерской службы, а также "Почты России", концерна "Тракторные заводы" и пр.

      Если помните, проект внедрения системы управления мобильными нарядами по Москве был начат Группой компаний "М2М телематика" еще в 2008 году. За это время ГЛОНАСС-оборудованием оснащено 1200 автомобилей патрульно-постовой службы всех УВД Москвы. И работа продолжается - министерство внутренних дел в конце года объявило еще несколько конкурсов по внедрению навигационно-информационных систем.

      Знаковым событием стало начало заводского оснащения навигационно-связным оборудованием продукции концерна "Тракторные заводы". До сих пор на сельскохозяйственной технике навигационно-информационные системы на базе ГЛОНАСС использовались мало, а строительная техника оснащалась уже в парках покупателей. Готовность "Тракторных заводов" оснащать свою технику на конвейере говорит о том, что востребованность навигационно-информационных систем среди производителей техники значительно выросла.

      Реализован крупный проект по оснащению навигационными системами транспорта "Почты России" и целого ряда других предприятий федерального уровня. Активный интерес к системам мониторинга стали проявлять и муниципальные предприятия - в регионах идет активное внедрение систем мониторинга на пассажирском транспорте, органах внутренних дел, станциях скорой медицинской помощи и пр. Многие предприятия, ранее оснастившие часть своей техники, убедились в эффективности навигационно-информационных систем и сегодня проводят дооснащения парков.

      - И что ждет рынок в ближайшей перспективе?


      - То, что сейчас происходит на рынке навигационно-информационных услуг, во многом закладывает основу для полномасштабного оснащения транспорта системами на базе ГЛОНАСС/GPS. Можно сказать, что существовавшее ранее некоторое недоверие к навигационным системам преодолено - их внедрение начинает приобретать, действительно, массовый характер.

      Возрастает также роль федерального сетевого оператора - компании "Навигационно-информационные системы", которая занимает активную позицию в вопросе подготовки новых и внесения изменений в действующие нормативно-правовые акты в области навигации, и много работает с органами федеральной власти.

      Относительно трендов будущего года, можно сказать, что все большее влияние на рынок будет оказывать развитие проекта "ЭРА ГЛОНАСС". "Навигационно-информационные системы" начали работу по созданию инфраструктуры проекта, формируются требования к бортовому оборудованию. Теперь слово за производителями навигационно-телематического оборудования, которые должны включиться в проект и принять полномасштабное участие в формировании облика терминала "ЭРА ГЛОНАСС", его разработке и производстве.

      - Наверное, не все так безоблачно? Есть проблемы, мешающие внедрению навигационно-информационных систем?


      - В первую очередь, процесс полноценного внедрения ГЛОНАСС затрудняет существующая нормативная база, которая пока не совершенна. Многие нормативные акты, которые, так или иначе, затрагивают нашу отрасль, недоработаны. Безусловно, дорабатывать их можно и нужно. Однако, доработка любого нормативно-правового акта - это длительный процесс, нужен большой объем согласований со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами. Эта работа делается, и делается системно, но объем ее все еще велик. Без ее выполнения какого-либо массового внедрения ГЛОНАСС мы не получим.

      В качестве примера могу привести такую ситуацию. Сегодня нормативные акты обязывают пассажирских перевозчиков "оснащаться навигационной аппаратурой на базе ГЛОНАСС". Но ведь под этим можно понимать все что угодно, например, простой навигационный приемник. А ведь смысл данного требования - это оснащение пассажирского транспорта навигационно-связными терминалами и подключение к системе диспетчерского управления.

      Сегодня не существует и нормативных актов, определяющих ответственность владельцев транспортных средств за отсутствие такого оборудования. Не прописано, кто и каким образом отслеживает наличие или отсутствие навигационного оборудования и выносит решение о привлечении нарушителей к ответственности. Над уточнением этих и многих других пока довольно расплывчатых норм, сегодня активно работают "Навигационно-информационные системы".

      Да, существуют федеральные законы и постановления правительства, направленные на развитие ГЛОНАСС, однако основные полномочия в этой области переданы на уровень субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которые, в большинстве своем, не имеют необходимого опыта. Из этого проистекает второе важное направление работ - создание в регионах необходимой нормативно-правовой базы и формирование комплексной программы внедрения технологий ГЛОНАСС. Сейчас над этим работают "Навигационно-информационные системы" и "М2М Телематика", выступающая в роли технологического и экспертного партнера федерального сетевого оператора.

      Помимо участия в доработке законодательной базы, "М2М телематика" также выступает проводником идей федерального сетевого оператора на уровне регионов и муниципальных образований, опираясь на свою региональную сеть. Ведь помимо создания нормативной базы, требуется проведение переговоров, заключение соглашений с каждым субъектом РФ, согласование планов работ. В целом мы полагаем, что до 1 июля 2011 года необходимая нормативно-правовая база будет создана, и внедрение ГЛОНАСС на рынке государственных и коммерческих заказчиков еще более ускорится.

      - Какова позиция государства в области внедрения навигационно-информационных систем на базе ГЛОНАСС?


      - Точнее всего позиция государства сформулирована в так называемом "Рязанском протоколе", подписанном в августе 2010 года на совещании в рамках рабочей поездки председателя правительства РФ Владимира Владимировича Путина в Рязань. В документе четко сказано, что необходимо внедрять навигационно-информационные системы и делать это, в первую очередь, на региональном и муниципальном уровне, подходя к вопросу комплексно, посредством создания региональных программ внедрения.

      В этом же документе обозначена и позиция государства в области защиты российского рынка навигационной техники и услуг и, в частности, отечественных производителей навигационного оборудования. Она направлена, с одной стороны, на создание нашим производителям приоритетных условий, а с другой, призвана стимулировать иностранных производителей к переходу на двухсистемное оборудование ГЛОНАСС/GPS. Одним из инструментов в этом случае, станет введение таможенных пошлин на оборудование, содержащее односистемные GPS-приемники.

      - "М2М телематика" включилась в проект "Социальный ГЛОНАСС". Какие цели при этом ставятся?


      - Проект "Социальный ГЛОНАСС" реализуется для того, чтобы при помощи современных навигационных технологий повысить уровень социального обеспечения граждан. Во всем мире уже принято, что мониторинг состояния и перемещения социально незащищенных лиц, в первую очередь, детей, пенсионеров и инвалидов позволяет обеспечить им повышенный уровень безопасности и в конечном итоге - социальной защиты. В этом направлении действуем и мы. Сегодня в рамках проекта реализован мониторинг транспорта органов социальной защиты, интернатов и детских домов.

      Участниками проекта уже стали Великий Новгород, Рязань, Тамбов, Екатеринбург, Барнаул и Владивосток, где на данный момент оснащены транспортные средства психоневрологических диспансеров, реабилитационных центров, служб социальных такси и пр. Мы рассчитываем, что проект приобретет федеральный масштаб, и будет поддержан соответствующими министерствами и региональными органами исполнительной власти.

      Думаю, прав руководитель "Российских космических систем" Юрий Урличич, инициировавший проект "Социальный ГЛОНАСС". Сейчас государство уделяет повышенное внимание социальным проблемам. Мы видим, что эта тематика занимает все больше места не только в выступлениях, но и в бюджетах Минсоцздравразвития и многих других федеральных органов исполнительной власти. Проект "Социальный ГЛОНАСС" позволит различным группам населения существовать более безопасно, более комфортно в рамках нашего общества.

      - Чем еще примечателен 2010 год для Группы компаний "М2М телематики"?


      - Этот год в значительной мере стал годом интеграционных процессов внутри Группы компаний. Мы активно работали с НПП "Транснавигация" по расширению продуктовой линейки и совместному обучению партнеров, а также формированию единой технической политики.

      Мы по-прежнему занимаемся расширением партнерской сети и считаем, что далеко продвинулись в этом направлении, приобрели большой практический опыт, в том числе в работе с производителями техники для МЧС, концерном "Тракторные заводы". Путь создания отраслевых продуктов, по которому мы шли, полностью оправдал себя и позволил нам достичь значительных успехов.

      В 2010 году разработан новый продукт для служб такси "М2М-ТАКСИ", который уже активно внедряется. Был проведен широкий спектр доработок диспетчерских систем под конкретных заказчиков.

      - Сейчас участники рынка верстают планы на следующий год. Какие задачи будет ставить перед собой "М2М телематика"?


      - В первую очередь, это развитие и выход нового поколения программных продуктов и, в частности, выпуск CyberFleet® 2. Планируем продолжить активное продвижение продуктов, которые вышли в 2010 году, в том числе "М2М-ТАКСИ", системы мониторинга техники (СМТ), системы управления силами и средствами органов государственной и общественной безопасности.

      Намечаем дальнейшее расширение и обновление линейки терминального оборудования. Во второй половине 2011 года появится терминал нового поколения с расширенными функциональными возможностями.

      В 2011 году запланирован резкий рост экспортных проектов, связанных как со странами ближнего зарубежья - Белоруссией, Казахстаном, Арменией, так и с рядом стран Ближнего Востока, Южной Америки, Азии. "М2М телематика" выступает техническим партнером ОАО "НИС" в проекте развертывания навигационно-информационных систем в Индии и прочих совместных проектах.

      Важной частью деятельности Группы компаний "М2М телематика" в следующем году станет создание региональных диспетчерских центров - в 2011 году создание региональной сети должно быть завершено. Чтобы полностью охватить все субъекты Российской Федерации и развернуть полномасштабную сервисную сеть, нам пока не хватает партнеров приблизительно в десяти регионах.

      В 2011 году мы планируем произвести не менее 50 тысяч терминалов - это рост более чем на 100%. По нашим прогнозам, он будет обеспечен тем движением в области внедрения ГЛОНАСС, которое наметилось в этом году. Повторюсь, наша страна на пороге массового внедрения навигационно-информационных систем на базе ГЛОНАСС.

      Мы ожидаем дальнейшего роста количества внедрений информационно-навигационных систем как в структурах федеральных органов исполнительной власти, так и в крупных коммерческих компаниях, поскольку реализованные, например, в нефтегазовой отрасли пилотные проекты дали значительные результаты в области экономии затрат на ГСМ, но при этом охватывают всего 2% парка корпоративной техники. Значительный объем внедрений мы ожидаем также в связи с грядущим обязательным оснащением системами мониторинга пассажирского транспорта и транспорта, который перевозит опасные грузы.
                                                                                                                                                                                                                                                                            
Информационные продукты Интерфакс-АВН
Ежедневный информационный вестник


Еженедельный информационный вестник


Вестник
"ВПК России и
экспорт оружия"



© 2013 Интерфакс-Агентство Военных Новостей. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса-Агентства Военных Новостей.