Интерфакс-Агентство военных новостей - самая полная и оперативная информация о силовых структурах, спецслужбах, оборонной промышленности России и стран СНГ
эксклюзивная информация из достоверных источников...
  Эксклюзив :
Министр Обороны Армении Сейран Оганян: "Многовекторная политика Еревана направлена на стабилизацию обстановки на Южном Кавказе"

О состоянии российско-армянского военно-технического сотрудничества, перспективах урегулирования карабахского конфликта, взаимодействию Еревана с НАТО и ОДКБ в эксклюзивном интервью корреспонденту "Интерфакса" Оганесу Косяну рассказал министр обороны Армении Сейран ОГАНЯН.

      - Г-н министр, на каком уровне находится военно-техническое сотрудничество между Арменией и Россией? Возможны ли сокращения объема импортируемого вооружения в связи с развитием военной промышленности Армении?


      - Мне приятно отметить, что военно-техническое сотрудничество между Арменией и Россией, вытекающее из долгосрочных стратегических интересов наших государств, достигло достаточно высокого уровня и продолжает динамично развиваться во благо армянского и российского народов.

      Договорно-правовая база, существующая между нашими странами, кстати, наиболее объемная из всех, которые Армения имеет с каким-либо государством мира. Свидетельством тому может служить тот факт, что между нашими странами заключено более 160 межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров и соглашений.

      Говоря об армяно-российском военно-техническом сотрудничестве, отмечу, что оно созвучно интересам Армении и служит надежной гарантией обеспечения региональной безопасности, воплощением чего является дислоцированная на территории Армении 102-я российская военная база. Войсковые части ПВО и авиации 102-ой российской военной базы несут совместное боевое дежурство с частями ПВО и авиации Вооруженных сил Армении, решая таким образом одну из важнейших задач обеспечения безопасности воздушных рубежей СНГ, проходящих по нашей границе.

      Поддержание боеготовности Вооруженных сил Армении на уровне, достаточном для того, чтобы являться дополнительным фактором сохранения мира на Южном Кавказе, отвечает долгосрочным интересам Армении, стран-членов ОДКБ, других государств, заинтересованных в стабильной обстановке в регионе.

      Учитывая то обстоятельство, что подавляющее большинство вооружения и военной техники, состоящих на оснащении Вооруженных сил Армении российского производства, для нас бесценен опыт российских военных специалистов в их эксплуатации и ремонте. Мы заинтересованы в дальнейшем развитии стратегического сотрудничества между нашими государствами в военной и военно-технической сфере как в плане приобретения российского вооружения для армянской армии, так и в плане организации ремонта военной техники на территории Армении и ремонтных предприятиях Минобороны России.

      Исходя из сказанного, а также принимая во внимание милитаристскую политику Азербайджана и весьма непрогнозируемую военно-политическую обстановку в нашем регионе, отмечу, что сокращения объема импортируемого в Армению вооружения в ближайшее время не предвидится.

      - Какие основные военные угрозы существуют в регионе?


      - Непосредственной военной угрозой для Армении является милитаристская политика Азербайджана, направленная на достижение военного превосходства с целью решения карабахской проблемы силовым путем. Азербайджан увеличил свой военный бюджет в несколько раз и пропагандирует в обществе вражду по отношению к Армении и армянскому народу.

      Такая политика милитаризации ведет к нарушению военного равновесия и провоцирует гонку вооружений в регионе. Она угрожает дестабилизацией ситуации и не соответствует принятым договоренностям по разрешению нагорно-карабахского конфликта мирным, переговорным путем.

      В поле опасений Армении остается противоречивая политика Турции в регионе. Пытаясь урегулировать свои отношения с Арменией посредством ряда предусловий, Турция фактически способствует формированию разделительных линий в регионе. Осуществление Турцией экономической и транспортной блокады Армении из-за наличия нагорно-карабахского конфликта, думаю, кроме нелогичного, является также и аморальным поведением.

      Вышеуказанные угрозы значительно отличаются друг от друга, имеют разные причины и могут привести к различным последствиям, поэтому нейтрализация каждого из них требует индивидуального подхода. Исходя из этих соображений, Армения проводит многовекторную политику, активно развивая отношения со всеми заинтересованными государствами и организациями, пытаясь создать, таким образом, среду сотрудничества в регионе.

      - Руководство Азербайджана заявляет, что не исключает силовой вариант решения нагорно-карабахского конфликта. Готовы ли Вооруженные силы Армении к развитию подобного сценария?


      - Министр обороны любого государства, тем более государства, которое, фактически, с 1994 года находится в состоянии "ни войны, ни мира", должен всегда быть готовым к тому, что именно завтра начнутся боевые действия.

      Конечно, разумным выходом является окончательное установление мира, и мы прилагаем активные усилия в этом направлении, но, к сожалению, милитаристская политика Азербайджана и постоянные угрозы возобновления войны предполагают совсем иное. Здесь как министр обороны должен отметить, что Вооруженные силы Армении готовы и сегодня, и завтра дать отпор любому посягательству.

      В качестве главного аргумента для запугивания армянской стороны преподносится факт многократно возросшего и превысившего отметку в $2 млрд. в год оборонного бюджета, в связи с чем в воинственной риторике азербайджанских политологов уже слышны заявления о том, что "Азербайджан способен вернуть оккупированные территории за пять-шесть дней".

      Думаю, ошибочно предполагать, что экономический рост Азербайджана может стать причиной отхода армянской стороны от своих принципиальных позиций, тем более, что экономика Армении день ото дня крепнет.

      Кроме того, мы предпринимаем конкретные шаги в целях сохранения баланса сил в регионе и по боеспособности Вооруженные силы Азербайджана никогда не смогут превзойти Вооруженные силы Армении и Нагорно-Карабахской Республики. Надеюсь, этот факт в конечном итоге убедит руководство соседней республики в том, что мирному урегулированию конфликта альтернативы нет.

      - Какова сейчас обстановка на линии фронта? Азербайджанская сторона регулярно сообщает об обстреле своих позиций с армянской стороны.


      - С момента наступления перемирия, а точнее с мая 1994 года, режим прекращения огня нарушался многократно, и все это происходило исключительно по вине азербайджанской стороны.

      Постоянными обстрелами и диверсионными актами азербайджанская сторона выражает свое отношение к мирному переговорному процессу урегулирования конфликта, пытаясь повлиять на него или повернуть вспять.

      В то же время следует отметить, что все агрессивные выпады азербайджанской стороны по линии соприкосновения не остаются безответными и так будет всегда.

      - На какие уступки готов пойти Ереван при решении карабахского конфликта?


      - Давая ответ на этот вопрос, мне хотелось бы процитировать нашего президента Сержа Саргсяна: "В вопросе Нагорного Карабаха мы не намерены что-либо уступать и торговаться. Армения никогда не согласится с решениями, которые противоречат нашим интересам".

      Независимости Арцаха (армянское название Нагорного Карабаха, - "ИФ") нет альтернативы. Это уже необратимая реальность, и наша задача - работать в направлении ее международного признания.

      Мы видим разрешение этой проблемы в рамках Минской группы посредством компромиссного и мирного урегулирования, считая приемлемыми только те варианты урегулирования, которые базируются на следующих трех принципах:

      - невозможность подчинения Нагорного Карабаха Азербайджану,

      - невозможность анклавного существования Нагорного Карабаха,

      - необходимость четких международных гарантий невозобновления войны.

      Все другие возможные компромиссы могут быть реализованы только в рамках соблюдения данных принципов.

      - Что Вы думаете о вовлечении Турции в посредническую миссию Минской группы по урегулированию карабахского конфликта?


      - Посредническую миссию по урегулированию карабахского конфликта выполняют страны-сопредседатели Минской группы: Россия, США и Франция. Я исключаю вовлечение Турции в новую посредническую миссию, поскольку многолетняя политика этой страны свидетельствует, что Анкара не в состоянии быть конструктивной и самое главное - беспристрастной. В этом мы в очередной раз убедились во время армяно-турецкого процесса, связанного с ратификацией протоколов по установлению двусторонних отношений.

      При непосредственном участии России в ноябре 2008 года президентами Армении и Азербайджана была подписана Майндорфская декларация, в которой была подчеркнута необходимость решения карабахского конфликта исключительно путем мирных переговоров. При этом декларация однозначно рассеяла сомнения определенных политических сил о том, что Турция в деле переговоров будет выступать в роли посредника.

      - Как развивается сотрудничество Армении в рамках ОДКБ, участвует ли Ереван в создаваемых Организацией Коллективных силах оперативного реагирования (КСОР)?


      - В состав КСОР ОДКБ от Армении выделена бригада специального назначения. Она сформирована, и в настоящее время ведутся работы по ее доукомплектованию и оснащению необходимым современным вооружением и специальными средствами.

      Кстати, одно из подразделений бригады, а именно мотострелковая рота численностью 94 военнослужащих, вместе с оперативной группой Минобороны Армении в составе 10 офицеров в прошлом году приняли участие в первых совместных комплексных учениях КСОР "Взаимодействие-2009", проведенных в Казахстане на полигоне Матыбулак.

      В текущем году эта же рота примет участие в совместном оперативно-тактическом учении с воинскими контингентами КСОР, которое пройдет в октябре на 255-м общевойсковом полигоне Приволжско-Уральского военного округа в Чебаркуле. А на следующий год уже Армения будет проводить на своей территории аналогичные учения в формате ОДКБ.

      Думаю, что уже в ближайшее время КСОР ОДКБ будут представлять серьезные эффективные формирования, достаточные по своему объему и укомплектованные самой современной техникой, которые станут элитой силовых структур государств-членов Организации.

      - Использует ли Армения, как член ОДКБ, право льготной закупки российских вооружений?


      - Возможность льготной закупки российских вооружений - это, по-моему, главная привилегия, предоставленная государствам-членам Организации в рамках военно-технического сотрудничества. Не стану скрывать, что с этой сферой деятельности мы связываем большие надежды. Мне кажется, это логично, что ОДКБ предоставляет своим членам существенные преимущества, и было бы нелепо этими возможностями не пользоваться. Интерес Армении, как и других государств-членов, к сфере военно-технического сотрудничества растет из года в год, о чем свидетельствует заметное увеличение количества обращений или заявок по вопросам приобретения продукции военного назначения.

      Считаю необходимым сказать и о другом очень важном для министерства обороны Армении аспекте сотрудничества в формате ОДКБ - подготовке военных кадров на безвозмездной и льготной основе, что реально продвигает укрепление союзнических отношений в рамках Организации.

      На каком уровне находятся отношения Армения - НАТО? Возможен ли пересмотр направлений сотрудничества с ОДКБ в сторону НАТО?


      - Логика Вашего вопроса понятна: с одной стороны Армения активно участвует в военно-политических интеграционных процессах в рамках ОДКБ, осуществляет стратегическое партнерство с Россией, с другой - параллельно развивает сотрудничества в рамках СЕАП и программы НАТО "Партнерство ради мира". Отмечу, что мы прилагаем все усилия для дальнейшего углубления отношений в этих форматах.

      Сегодня становится очевидным, что и ОДКБ, и НАТО для решения проблем безопасности в своих зонах влияния взяли на вооружение принципиально схожие подходы, а глобальный масштаб и актуальность международных угроз отодвинули на второй план имеющиеся противоречия, вынуждая стороны все более и более расширять рамки сотрудничества.

      Мы пытаемся в рамках наших возможностей обеспечить поле для взаимодействия заинтересованных государств и систем безопасности, руководствуясь общими интересами, способствуя смягчению существующих противоречий.

      То есть, можно сказать, что сотрудничество Армении в рамках ОДКБ и сотрудничество Армении с НАТО не только не вступают в противоречие, а наоборот, взаимодополняют друг друга, создавая дополнительные гарантии безопасности, как для Армении, так и для региона в целом.
                                                                                                                                                                                                                                                                            
Информационные продукты Интерфакс-АВН
Ежедневный информационный вестник


Еженедельный информационный вестник


Вестник
"ВПК России и
экспорт оружия"



© 2013 Интерфакс-Агентство Военных Новостей. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса-Агентства Военных Новостей.