Интерфакс-Агентство военных новостей - самая полная и оперативная информация о силовых структурах, спецслужбах, оборонной промышленности России и стран СНГ
эксклюзивная информация из достоверных источников...
  Эксклюзив :
Генеральный директор НПО "Энергомаш" Дмитрий Пахомов: "В ходе интеграции космической отрасли важно не забыть о ракетном двигателестроении"

       На прошлой неделе благостную картину интеграционных процессов в российской ракетно-космической отрасли нарушило обращение коллектива НПО "Энергомаш" в адрес руководства страны. Профком предприятия считает, что известное предприятие в ходе интеграции может лишиться научной школы, технического задела и заказов. О позиции руководства предприятия "Интерфаксу-АВН" рассказал его генеральный директор Дмитрий ПАХОМОВ.

      - Дмитрий Вячеславович, ваш трудовой коллектив, судя по обращению профкома к главе правительства, опасается негативных последствий вхождения НПО "Энергомаш" в создаваемые космические холдинги. А как вы относитесь к процессу интеграции космической отрасли?


      - К самому слову "интеграция", созданию холдингов у меня, как и у моих коллег абсолютно нормальное отношение. Есть понимание, что действительно такие процессы должны происходить. Только при этом хотелось бы заранее видеть те цели, которые ставятся при объединении конкретных предприятий, в частности, НПО "Энергомаш". Потому что создание холдингов - это не самоцель. В каждом конкретном случае надо смотреть, какие объемы работ у предприятия сегодня, какие задачи оно решает, ну и, конечно, какие плюсы или минусы даст ему объединение.

      При этом важно объяснить людям, в чем позитив пребывания в интегрированной структуре. Причем не декларативно, а в неких цифрах, например, назвать дополнительный объем работ или возможность выгодного долгосрочного финансирования под низкий процент. Чтобы у людей не было опасения, что единственным результатом объединения станет появление новой управляющей надстройки с дополнительными издержками на ее содержание. Наоборот, что теперь они могут работать спокойно, не бояться сокращений и выполнять достаточно напряженный план. К сожалению, никто с таким разъясняющим обращением к коллективу "Энергомаша" до сих пор не обратился.

      Между тем, существующие планы по интегрированию "Энергомаша" в тот или иной холдинг, на мой взгляд, нуждаются в дополнительной серьезной проработке. Прежде всего, в нашем случае возникает закономерный вопрос: почему предлагается интеграция не по предмету нашей деятельности. По сути, предлагается передача двигателестроительных КБ и заводов под ракетные организации.

      Необходимо будет рассмотреть все "за" и "против", чтобы понять, в каком холдинге мог бы быть "Энергомаш", или, наоборот, какой холдинг должен быть при "Энергомаше" или "Энергомаш" может остаться сам по себе.

      Поэтому мы обратились в Роскосмос с аргументами в пользу так называемой горизонтальной интеграции, то есть создания объединенной структуры в области ракетного двигателестроения. Мы предлагаем начать проработку системного проекта по созданию двигателестроительного холдинга, в котором бы нашлось место и "Энергомашу", и другим предприятиям.

      Вопрос об одномоментном создании интегрированной структуры не должен стоять. Очень важно, чтобы было сначала все изучено, положено на бумагу, какой это может приносить научно-технический и экономический эффект.

      - А что говорит зарубежный опыт? Объединяются ли ведущие мировые ракетостроительные корпорации с двигателестроителями?


      - Конечно, существует мировой опыт в этой области, и мы его изучаем. Например, известная американская корпорация "Локхид Мартин" производит ракету-носитель "Атлас" и при этом не производит самостоятельно для нее ни одного двигателя - ни для первой ступени, ни для второй, а приобретает их у поставщиков, в том числе у "Энергомаша". То же самое происходит и у "Боинга". В его ракете-носителе "Дельта-4" нет двигателей производства "Боинга".

      В последние годы не заметно, чтобы ракетостроительные корпорации стремились купить какие-либо двигателестроительные компании, хотя могли бы это при желании сделать. Наоборот, есть тенденция слияния двигателестроительных компаний между собой, что повышает их конкурентоспособность, снижает издержки. Яркий пример - "Пратт-Уитни-Рокетдайн". Теперь, после объединения, это один из серьезнейших производителей жидкостных ракетных двигателей во всей Америке.

      То есть, мировой опыт, тенденция последних десяти лет показывает, что объединяются двигателисты с двигателистами.

      - В чем минусы от подчинения двигателестроительной фирмы ракетной - диктат в ценовой политике, уменьшение нормы прибыли?..


      - Я бы даже не с этого начал. Основной минус, на мой взгляд, заключается в следующем. Когда подпадаешь под одну из ракетостроительных компаний, тем самым лишаешься возможности работать на фирму, выпускающую другие ракеты. "Энергомаш" же изначально, еще в советское время создавался как разработчик маршевых двигателей. И все сегодняшние ракеты летают на двигателях разработки именно "Энергомаша".

      Сегодня мы, например, разрабатываем двигатель РД-191 для ракеты-носителя "Ангара" производства центра Хруничева. Надеюсь, что будет хорошая классная ракета и двигатель будет на ней работать достойно. Допустим, "Энергомаш" войдет в состав корпорации "Энергия", то есть конкурирующей фирмы. Согласитесь, трудно предположить, что в этом случае нам безболезненно можно будет получить заказ от центра Хруничева или какой-либо иностранной компании, разрабатывающей носители.

      "Энергомаш", собственно, выжил в трудные 90-е годы, благодаря тому, что имел возможность, предоставленную ему государством, абсолютно осознанно, работать на внешний рынок. Причем с любым производителем. И конкурс на поставку РД-180 в США фирма выиграла только благодаря тому, что мы не были ангажированы никем, а шли по самостоятельному пути. Также на внутреннем рынке, в зависимости от появления задач мы могли бы их решать для той или иной космической корпорации.

      Когда тобой руководит фирма, для которой необходим двигатель, как комплектующий элемент для своей ракеты-носителя, ясно, что о справедливой цене на двигатель можно будет забыть. Ценовую стратегию будет определять управляющая компания. При этом сократятся инвестиции в развитие технологий, продуктового ряда. Ведь у ракетного холдинга другие приоритеты. В любом случае попадая под ракетную компанию ты форматируешься именно под ее задачи.

      - То есть при верстке планов интеграции ракетно-космической отрасли о двигателестроении забыли?


      - Похоже, да. Поэтому важно, чтобы в ходе формирования окончательных распоряжений правительства такая тема как отечественное двигателестроение не была забыта в принципе. Сегодня в основу формирования интегрированных структур положен принцип производства финальной продукции. При этом есть пилотируемая космонавтика, ракетостроение, спутникостроение. Но нет ни слова о двигателестроении.

      Согласитесь, когда есть всемирно известное понятие "школа Глушко" и бренд НПО "Энергомаш", которому 81 год и на который идут заказы, высказать такую озабоченность абсолютно логично.

      - Как реализуется программа создания двигателя для ракет-носителей нового поколения "Ангара"?


      - По существующим планам в 2011 году должен состояться пуск легкой "Ангары". Но, насколько нас ставят в известность, этот пуск сдвигается "вправо". Соответствующие изменения графика документально оформляются. Тем не менее, производственная программа "Энергомаша" предусматривает в конце 2010 года завершить сертификацию двигателя РД-191 для "Ангары". Сейчас идут его межведомственные испытания.

      В работе находятся двигатели, которые мы должны поставить в этом году, в том числе двигатель для летно-конструкторских испытаний легкого варианта "Ангары". Также в работе находятся 5 двигателей, которые мы должны поставить в этом и начале следующего годах. Это первый летный комплект двигателей для тяжелой "Ангары".

      - Двигателями РД-171 производства НПО "Энергомаш" оснащаются украинские ракеты "Зенит", которые используются для запусков по программам "Морской старт" и "Наземный старт". Сколько их требуется в год?


      - К сожалению, у "Морского старта" есть проблемы финансового характера. Мы ждем, что ситуация улучшится после смены собственника. Что касается программы "Наземный старт" по использованию "Зенитов" для запусков с Байконура, там ситуация лучше. В целом, в год у нас получается 6 двигателей в работе. Есть контракты на 20 двигателей. Это и для морского, и для наземного стартов.

      - Как выполняется контракт "Энергомаша" но поставку в США двигателей РД-180 для тяжелой американской ракеты Atlas 5?


      - Что касается двигателей РД-180, мы продолжаем плановую работу по имеющимся контрактам. В этом году ставим перед собой достаточно серьезную задачу отгрузить не менее 6 двигателей. В прошлом году, если помните, их было отгружено только три.

      Очередной опционный контракт на поставку в ближайшие годы 16 двигателей должен быть подписан в июле - сентябре. Мы планируем это сделать все таки в июле. Таким образом, по программе РД-180 мы до 2013 года включительно обеспечены заказом. Сегодня программа составляет 4 двигателя в год. Но мы ведем уже несколько месяцев активные переговоры с заказчиком с тем, чтобы увеличить эту программу до 6 двигателей в год, соответственно, увеличив и количество двигателей в опционе.

      - Американцы отказались от идеи развертывания собственного производства двигателей РД-180 на своей территории?


      - Тема параллельного развития производства РД-180 в США действительно существует. Порядка четырех лет назад данная работа по инициативе американской стороны была приостановлена. В частности, по причине дороговизны проекта, а также в связи с тем, что НПО "Энергомаш" ритмично осуществлял поставки двигателей.

      Но вопрос окончательно не снят. Думаю, американские партнеры внимательно отслеживают ситуацию. Кстати, не исключено, что неопределенность будущей судьбы предприятия подтолкнет американскую сторону к возобновлению рассмотрения вопроса по активизации программы параллельного производства РД-180 в США.

      - Каково сегодня финансовое состояние предприятия?


      - Сказать что оно очень выгодно отличается от основной массы промышленных предприятий вообще или предприятий отрасли, было бы неправильно. У нас рабочая, но достаточно непростая ситуация. Прошлый год мы пережили благодаря в том числе очень своевременной финансовой поддержке со стороны государства - получили в уставной капитал два миллиарда рублей.

      Нам это позволило преодолеть последствия финансово-экономического кризиса, реструктуризировать кредитный портфель, уйти от многих признаков банкротства, которые вызревали на конец прошлого года. Помощь государства существенную роль сыграла для того, чтобы добиться дополнительных успехов в переговорном процессе с нашими контрагентами. Они увидели, что государство поддерживает предприятие, относит его к разряду эффективно работающих. Главное, эта помощь позволила нам удержаться в графике программы РД-191 - нашего приоритета. Мы уверены, что двигатель РД-191 появится раньше, чем ракета.

      - Названные двигательные программы "Энергомаша" хорошо известны. А есть новые проекты?


      - К сожалению, тендеры на двигатели для новых ракет в России давно не проводились. В последнем из них - на двигатели для "Ангары" - мы предложили РД-191 и выиграли.

      В то же время "Энергомаш" не стоит в стороне от программы строительства перспективного носителя для космодрома Восточный. Эскизный проект ракеты-носителя "Русь-М" предполагает использование в качестве двигателя первой ступени РД-180В. Такой вариант экономит государству не один миллиард рублей. Двигатель отработанный, прошел 27 успешных пусков, 46 двигателей мы уже поставили в США. Фактически отработка двигателя произведена не за счет государства.

      Доводка, конечно, потребуется. Но это уже несоизмеримо более скромные деньги, нежели когда двигатель разрабатывается с чистого листа.

      Мы пытаемся также достаточно активно позиционировать себя на внешнем рынке. Здесь два перспективных направления. Первое - это Южная Корея, где 9 июня должен произойти пуск ракеты-носителя, созданной в кооперации с российскими фирмами. В случае успеха мы надеемся, что корейская сторона возобновит переговоры с НПО "Энергомаш" в части двигательной установки.

      Второе направление - США. Мы сейчас аккуратно формируем мнение наших американских партнеров о необходимости совместной разработки нового двигателя под те задачи, которые сейчас поставлены в новой космической доктрине Барака Обамы. Это касается вопросов многоразового использования двигателей. Если такие конкурсы будут проводиться по марсианской или лунной программам, мы, конечно, при наличии разрешения Правительства будем в них участвовать.
                                                                                                                                                                                                                                                                            
Информационные продукты Интерфакс-АВН
Ежедневный информационный вестник


Еженедельный информационный вестник


Вестник
"ВПК России и
экспорт оружия"



© 2013 Интерфакс-Агентство Военных Новостей. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса-Агентства Военных Новостей.