Интерфакс-Агентство военных новостей - самая полная и оперативная информация о силовых структурах, спецслужбах, оборонной промышленности России и стран СНГ
эксклюзивная информация из достоверных источников...
  Эксклюзив :
Гендиректор НПП "Звезда" Сергей Поздняков: "Космические "доспехи" будущего должны обеспечить максимально возможные безопасность и комфорт космонавтов"

      О разработке новых космических скафандров, систем защиты и жизнеобеспечения космонавтов, а также о программах международного сотрудничества в этой области с Китаем и Индией "Интерфаксу-АВН" рассказал генеральный директор и главный конструктор Научно-производственного предприятия "Звезда" Сергей ПОЗДНЯКОВ.

      - Сергей Сергеевич, сообщалось, что скафандр нового поколения "Орлан-МКС" для работы в открытом космосе должен появиться в 2012-2014 годах. Укладывается ли "Звезда" в эти сроки?


      - Работы над скафандром "Орлан-МКС" ведутся поэтапно уже несколько лет. Нами созданы макеты скафандра, готов ряд его систем. Сейчас мы работаем над автоматической системой терморегулирования. Это будет некий, в переносном смысле, климат-контроль, который в зависимости от нагрузки на космонавта, от выполняемой им работы, будет автоматически регулировать температуру внутри скафандра. Чтобы сам космонавт не отвлекался от работы на регулирование температуры. Мы придерживаемся мнения, что космонавт должен быть сосредоточен на работе и не должен отвлекаться на другие задачи. Ведь идеальная одежда это та, которую не замечаешь.

      Другое направление работы - автоматизация подготовки скафандра к выходу в открытый космос. Сейчас это выглядит так: за полтора часа до открытия люка космонавт входит в скафандр и начинает в шлюзовой камере проверку систем жизнеобеспечения. Мы же хотим, чтобы наддув, сброс давления, продувка осуществлялись автоматически по заданному алгоритму, а космонавт в это время отдыхал или вспоминал рабочее задание. Удастся ли автоматизировать шлюзование к 2014 году, когда новые скафандры отправят на МКС взамен "Орланов-МК", пока сказать трудно, потому что отработка и ресурсные испытания системы займут много времени.

      Третье нововведение в скафандре "Орлан-МКС" - замена резиновой оболочки на полиуретановую. Нынешняя оболочка - самое слабое место скафандра. Она ограничивает срок его использования пятью годами. Использование полиуретана позволит увеличить срок службы скафандров на орбите, учитывая, что мы не спускаем их на Землю для обслуживания, как делают американцы. Пока сложно сказать, насколько увеличится срок службы, но мы рассчитываем, что не меньше чем в полтора раза.

      - Удалось ли решить трудности с закупкой за рубежом полиуретана для скафандра?


      - Да, проблема решена. Опытные образцы оболочки скафандров "Орлан-МКС" изготовлены из бельгийского полиуретана. Что поделать, если в России его не производят. Использование иностранного сырья и комплектующих для нас не в новинку. Например, уже достаточно давно стекла иллюминаторов скафандров делаются из иностранного поликарбоната. Правда сейчас западные фирмы строят завод по производству поликарбоната в России, поэтому скоро стекла вновь станут российскими. Может быть, через какое-то время построят завод для производства российского полиуретана. Во всяком случае, я не вижу катастрофы в использовании зарубежной продукции, раз российских аналогов все равно нет.

      - Будет ли на "Орланах-МКС" реализована система нашлемного отображения информации?


      - Разработкой подобных систем мы не занимаемся, мы лишь интегрируем их в наше оборудование. Пока то, что предлагается российскими инженерами, не вписывается в наш скафандр. У российских разработчиков не получается создать компактную систему отображения информации, которую можно было бы поместить внутрь шлема. Выходит нечто громоздкое, надеваемое под шлем, а изображение при этом проецируется на очки. Конечно, такие системы нас не устраивают, поэтому систему нашлемного отображения информации устанавливать на скафандры "Орлан-МКС" пока не планируется.

      - На каком этапе находится проектирование летного скафандра для нового космического корабля, разрабатываемого корпорацией "Энергия"? Это будут принципиально новые космические "доспехи" или индивидуальные капсулы для спасения космонавтов?


      - Мы исходим из того, что космические "доспехи" будущего должны обеспечить максимально возможные безопасность и комфорт космонавтов. Концептуально поставлена задача обеспечить многоразовость и универсальность новых летных скафандров. Сейчас у нас летный скафандр "Сокол" шьется индивидуально для каждого космонавта. Это связано с тем, что в условиях малых размеров спускаемого аппарата космонавт на несколько часов занимает позу эмбриона, и при этом скафандр не должен доставлять ему неудобства. Учитывая, что новый корабль будет более объемным, я не исключаю, что поза пребывания членов экипажа во время полета к МКС будет изменена, и тогда жесткие требования к индивидуальному пошиву скафандра могут измениться: появится возможность делать три или четыре типоразмера, наподобие размеров одежды.

      Кстати, идеальной, по всем оценкам, была эргономика кресла и, соответственно, поза Юрия Гагарина. У него колени не были прижаты к груди. Он сидел как у стоматолога на приеме. Это оптимальная поза для кровотока: голова - сердце - таз - конечности. Такая поза позволяет долгое время находиться в одном положении и, главное, переносить перегрузки, связанные со стартом и входом в плотные слои земной атмосферы. Если объем корабля позволит, то, наверное, реализуем ее в новом корабле.

      В целом новый скафандр будет создан по традиционной схеме, поскольку в ближайшее время подход к скафандростроению вряд ли изменится. Повторное, а не одноразовое, как сейчас, применение скафандров, позволит снизить стоимость запусков, это все-таки не изготовление новых.

      Другой вопрос, всем ли членам экипажа нужны будут скафандры. На последнем научно-техническом совете мы вернулись к вопросу использования индивидуальных капсул. Смотрите, в экипаже планируется шесть человек, но совершенно очевидно, что кораблем будут управлять только двое из них. Остальные - это пассажиры. Зачем для них делать индивидуальные скафандры, которые обеспечивают подвижность, если можно их посадить в капсулы, в которых они пересидят опасные участки полета? С другой стороны, в такой капсуле не перейдешь на другой корабль. В итоге было принято решение подумать над идеей, но пока не приступать к ее детальной проработке.

      - Если изменится поза космонавта в корабле, то ложементы останутся или их заменят на кресла?


      - Второе наше направление работ по новому кораблю - уйти от индивидуальных ложементов. Сейчас в кораблях "Союз" для каждого космонавта отливаются индивидуальные ложементы. Причем, космонавт может слетать в космос, а через некоторое время летит опять, но по каким-то причинам не помещается в старый ложемент - приходится отливать новый, а ведь это длительная процедура. Не очень удобно и то, что космонавт летит на одном корабле, а может возвращаться на другом. В этом случае ложемент нужно перемещать из корабля в корабль. Но с точки зрения переносимости вероятных перегрузок при нештатных ситуациях, причем не только ударов, но и боковых нагрузок, ложемент - идеальный вариант. Поза эмбриона, ложемент и элементы фиксации помогают равномерно распределить гигантские нагрузки на все тело и предотвратить травмы.

      Сейчас у нас есть несколько идей, как уйти от отливания ложементов, но при этом оставить все их плюсы. Во-первых, использовать материалы, которые обладают "памятью". Они позволяют получать отпечаток тела без сложных технологических операций. Во-вторых, есть интересные предложения, связанные с вакуумированием. Подробности этих разработок раскрывать не буду.

      - Сергей Сергеевич, теперь перейдем к международным проектам. Осенью 2008 года два китайских космонавта вышли в открытый космос. На одном из них был российский скафандр "Орлан". Новых заказов от Китая на скафандры нет?


      - Выход китайских космонавтов в открытый космос был кратковременным. Образно говоря, так же быстро завершилось наше с ними сотрудничество. Китайские коллеги своеобразно ведут свою деятельность. Они очень закрыты для посторонних, их бесполезно спрашивать о дальнейших планах: все равно никогда ничего не скажут. Но потом могут вновь внезапно появиться. Собственно, так произошло и с продажей "Орланов". Сначала шли вялые переговоры о продаже макетов скафандров, а потом представители КНР неожиданно приехали на предприятие и заявили, что хотят купить штатные скафандры. Мы полагали, что скафандры нужны им для тренировок, но китайские коллеги разъяснили, что скафандры нужны им для реального выхода в космос. В итоге один из китайских космонавтов вышел в космос в "национальном" скафандре, а второй - в российском "Орлане".

      - Китайский скафандр был полной копией российского "Орлана"?


      - По своему внешнему виду скафандр "Фэйтянь" является практически копией "Орлана". Скорее всего, так же обстоит дело с его функциональными параметрами. Учитывая, что выход в космос был коротким, трудно сказать, способен китайский скафандр обеспечить 6-7-часовую автономную работу. Не понятно как у них работает система теплообмена, какой запас кислорода, какое давление внутри скафандров, как обеспечено электропитание систем скафандра. Все это остается для нас загадкой.

      - Есть ли у НПП "Звезда" обязательства по дальнейшему обслуживанию скафандров, проданных Китаю?


      - По вопросу обслуживания скафандров они к нам не обращались, и, думаю, обращаться не будут. Это особенности их менталитета: китайцы стараются все делать самостоятельно, с опорой на свои знания и технологии. Кроме того, по контракту у нас перед ними никаких обязательств нет. Мы только должны были обеспечить выход в космос.

      - Известно, что Индия обратилась в Роскосмос о покупке корабля для полетов. Каково участие НПО "Звезда" в этом проекте?


      - Нам предложено участвовать в проекте по нашим традиционным направлениям - поставить для корабля "Союз" кресла, ложементы, летные скафандры, ассенизационные устройства, системы вентиляции и наддува скафандров.

      - Обсуждался ли вопрос о покупке Индией российских "Орланов" для организации выхода в открытый космос?


      - Не знаю, к нам по этому вопросу не обращались.
                                                                                                                                                                                                                                                                            
Информационные продукты Интерфакс-АВН
Ежедневный информационный вестник


Еженедельный информационный вестник


Вестник
"ВПК России и
экспорт оружия"



© 2013 Интерфакс-Агентство Военных Новостей. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса-Агентства Военных Новостей.