Интерфакс-Агентство военных новостей - самая полная и оперативная информация о силовых структурах, спецслужбах, оборонной промышленности России и стран СНГ
эксклюзивная информация из достоверных источников...
  Эксклюзив :
Президент НП "Национальный центр авиастроения" Тигран Алексанян: "Наша цель - восстановить отечественную авиапромышленность"

       В феврале 2008 года президент РФ подписал указ о создании в подмосковном Жуковском Национального центра авиастроения. О том, что уже сделано по реализации этого масштабного проекта, рассказал "Интерфаксу-АВН" президент Некоммерческого партнерства "Национальный центр авиастроения" Тигран Алексанян.

      - Прежде всего, хотел бы напомнить, что примерно год назад была разработана и представлена Концепция создания Национального центра авиастроения, определившая комплексный подход к решению целого спектра вопросов, связанных с созданием Национального центра авиастроения.

      Первая группа вопросов посвящена формированию Научно-производственного комплекса Объединенной авиастроительной корпорации в составе НЦА. Вторая - связана с развитием логистической составляющей НЦА - транспортно-выставочным комплексом. Третья - предусматривает строительство объектов смежных отраслей, в которых заинтересованы и Объединенная авиастроительная корпорация, и госкорпорация "Ростехнологии". Четвертая группа вопросов - это комплексное развитие города Жуковский.

      За прошедший год Концепция создания Национального центра авиастроения была доработана и утверждена нашими учредителями - Объединенной авиастроительной корпорацией, госкорпорацией "Ростехнологии" и правительством Московской области. В конце прошлого года мы приступили к ее практической реализации.

      - Тигран Игоревич, на какой территории будет строиться Национальный центр авиастроения, ведь в Жуковском практически не осталось площадей под масштабную застройку?


      - Данная проблема действительно сегодня одна из ключевых, но она решается. Некоторое время назад указом президента РФ территория г. Жуковского была увеличена на полторы тысячи гектаров. Во исполнение этого указа уже вышли соответствующие поправки к закону Московской области о статусе и границах города Жуковского. В итоге город фактически вырастет на треть.

      На сегодняшний день Жуковский занимает примерно 2700 гектаров земли. В городе проживает порядка 110 тысяч человек. На присоединенных территориях мы предполагаем построить до 2 млн квадратных метров жилой, социальной и коммерческой недвижимости, обеспеченной современной транспортно-инженерной инфраструктурой. Рассчитываем, что к 2022-2025 годам на новых территориях будут жить 60-70 тысяч человек - семьи специалистов предприятий, КБ и заводов, входящих в ОАК, сотрудников смежных отраслей и обслуживающего сектора.

      - Расскажите, что, в конечном счете, будет представлять собой Национальный центр авиастроения?


      - Прежде всего, хотел бы заметить, что Национальный центр авиастроения - это не юридическое лицо, а некая инновационная зона, примерно такая, какая сейчас создается в Сколково. Там она посвящена высоким технологиям, а здесь - авиастроительной отрасли промышленности.

      Речь идет о том, чтобы на территории Жуковского, прежде всего Летно-исследовательского института имени Громова, создать научно-производственный комплекс ОАК. Он будет включать в себя корпоративный центр, инженерный комплекс, комплекс испытаний и сертификации, комплекс послепродажной поддержки, включая школы подготовки летного и технического состава, корпоративные научный и образовательный комплексы.

      Что касается транспортно-выставочной составляющей, то ее планируется развивать главным образом на базе аэродрома Раменское, потенциал которого, на мой взгляд, просто неисчерпаем.

      Национальный центр авиастроения будет системообразующей структурой, удовлетворяющей потребностям как ОАК и Ростехнологий, так и других базирующихся в Жуковском организаций.

      - Известно, что в перспективе все авиастроительные фирмы должны будут перебазироваться в Жуковский. Не получится ли так, что вы создадите здесь прекрасный Национальный центр авиастроения, а работать в нем будет некому, так как люди откажутся сюда переезжать?


      - Мы, безусловно, понимаем, что у человека, который переезжает в Жуковский и планирует связать всю свою жизнь с НЦА, должны быть социальные стимулы. Помимо стабильной зарплаты и любимой работы людям нужно предоставить комфортные условия проживания.

      Именно поэтому мы привлекли известных специалистов в области градостроения, проанализировали потребности, этапность ввода создаваемых объектов жилой и социальной инфраструктуры и на этой основе подготовили концепцию развития территории.

      На базе этой концепции в 2008 году были разработаны и утверждены основные положения Генерального плана городского округа Жуковский. По сути, на их основе создается Генеральный план города, работа над которым будет завершена в этом году.

      Ключевым вопросом для нас является, конечно, жилье. Вся территория, которая была присоединена к Жуковскому, сегодня уже распределена. Фактически нет ни одного свободного квадратного метра.

      Основу города, который мы будем развивать на территории около 950 гектаров правого берега Москва-реки, составит преимущественно малоэтажная многоквартирная застройка, не превышающая 15 метров. Кроме того, порядка 10 процентов от всей жилой застройки займут объекты индивидуального жилищного строительства: таунхаусы и коттеджи.

      Мы отдаем себе отчет в том, что не все нынешние сотрудники авиационных КБ, прежде всего старшего возраста, переедут в Жуковский. Поэтому будущее Национального центра авиастроения мы связываем с молодыми специалистами.

      - Вы уже начали реальное строительство объектов Национального центра авиастроения?


      - Пока нет. Дело в том, что у всех присоединенных территорий есть землевладельцы - физические и юридические лица. В последнее время все усилия наших учредителей были направлены на то, чтобы присоединить эти территории к проекту.

      Мы долго занимались вопросом присоединения земельных участков и сейчас пришли к некоему согласию с существующими собственниками, в том числе и по цене. Думаю, что в ближайшие два-три месяца сделка состоится, и мы будем иметь полный контроль над этими территориями. Для нас это - принципиальный вопрос.

      Чем эта земля интересна? На сегодняшний день на ней, образно говоря, нет ни киловатта электроэнергии, ни капли воды. Но у этой земли есть потрясающие перспективы развития. Известно, что практически сразу же после выхода указа президента о создании НЦА было выпущено распоряжение правительства о строительстве современной автомагистрали до ЛИИ имени Громова, которая будет проходить по новым территориям, объединяя старую часть города с Новорязанским шоссе. Завершить строительство магистрали планируется к марту 2011 года. По сути, эта магистраль даст жизнь новым территориям. Важно то, что ее строительство будет финансироваться из федеральных источников. В феврале этого года председателем правительства РФ был определен необходимый объем средств. Речь идет о 15 млрд рублей.

      Мы также включились в этот проект, потому что для нас он принципиально важен.

      Параллельно со строительством дороги мы будем активно заниматься развитием инженерной инфраструктуры Национального центра авиастроения. Мы уверены, что эти инфраструктурные составляющие увеличат инвестиционную привлекательность проекта и позволят решить вопрос финансирования большей части объектов за счет внешних инвесторов.

      Я считаю, что проект создания Национального центра авиастроения является в чистом виде примером государственно-частного партнерства.

      - Какой объем инвестиций необходим для того, чтобы реализовать столь амбициозную задачу, как создание Национального центра авиастроения?


      - Изначально концепция предполагала, что инвестиции составят порядка $4,4 млрд. Причем на бюджетные источники приходилось порядка 20 %. Сейчас мы эти параметры уточняем, пересчитываем и готовим предложения для правления ОАК. Сегодня пока сложно сказать, сколько потребуется средств, чтобы обеспечить сотрудников Объединенной авиастроительной корпорации комфортным жильем по льготным ценам, но мы пытаемся определить механизм решения данной задачи.

      Что касается развития территорий, понятно, что здесь должен быть организован девелоперский проект. Нас привлекли к этой работе потому, что мы представляем, как это сделать. В деталях рассказать трудно. Когда проект начинался, была одна экономическая ситуация, сегодня она другая. Но мы ясно видим цель, понимаем, сколько необходимо средств и готовы проявлять гибкость в решении поставленных задач в соответствии с запросами времени и с минимальными затратами.

      - А Вы уверены, что удастся привлечь столь значительные средства из внебюджетных источников?


      - Думаю, это задача решаема. Для инвестора что интересно? Интересно разместить деньги и получить прибыль, или хотя бы иметь четкое представление о фиксированном проценте, гарантированно получаемом в будущем. Если мы говорим о девелоперском проекте, нам четко понятны объемы финансирования, сроки, когда это должно произойти, а также мы знаем потребности ОАК и Ростехнологий. А чтобы заинтересовать инвесторов мы постараемся структурировать максимально привлекательную схему участия, гарантирующую эффективность вложений.

      - Когда все находящиеся в Москве авиастроительные фирмы будут переведены в Жуковский?


      - Мы рассчитываем, что это произойдет в 2016-2017 годах. К этому моменту должна быть завершена строительная фаза создания в Жуковском инженерной и социальной инфраструктуры, будет введена в эксплуатацию основная часть объектов научно-производственного комплекса ОАК, реконструирован аэродром "Раменское".

      Все предпосылки для того, чтобы в установленные сроки решить поставленную задачу, есть, и, прежде всего, это мощная государственная поддержка. Трудно назвать другой такой проект, по которому за полтора года было бы издано два указа президента, вышел бы целый ряд распоряжений правительства. Я имею в виду указ от февраля 2008 года о создании Национального центра авиастроения и указ от октября 2009 года о формировании имущественного комплекса НЦА. Словом, нами интересуются, нас поддерживают.

      - Планируется ли включить в состав Национального центра авиастроения профильные институты, в частности, ЦАГИ, ЛИИ имени Громова?


      - ЦАГИ является одной из составляющих нашей комплексной программы. На его базе будет создан государственный научно-исследовательский центр авиации. Согласно концепции создания Национального центра авиастроения ЦАГИ сохранит статус федерального учреждения. Более того, ему планируется делегировать функции некоего координатора всех федеральных институтов, деятельность которых связана с авиастроением, - это ВИАМ, ЦИАМ и другие НИИ.

      Что касается ЛИИ имени Громова, то он, как известно, сейчас акционируется и впоследствии войдет в состав ОАК.

      - А как обстоят дела с выполнением поручения председателя правительства РФ о создании на базе аэродрома "Раменское" особой экономической зоны портового типа?


      - На данный момент правительством Московской области создана межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли все заинтересованные стороны. Сейчас мы формируем заявку по созданию этой портовой зоны. Думаю, что к лету она будет готова.

      Параллельно мы занимаемся подбором резидентов - это, прежде всего, организации, занимающиеся вопросами авиастроения или транспортно-логистической деятельностью и связанные с ОАК и Ростехнологиями.

      Очень важный вопрос - зонирование территории. Портовая зона - это, как правило, обнесенная забором территория, которая не должна никому мешать. К работе по созданию особой экономической зоны портового типа мы привлекли внешних консультантов, имеющих опыт формирования таких объектов.

      - Создание Национального центра авиастроения потребует, как уже говорилось, колоссальных инвестиций. Когда, по Вашим прогнозам, этот проект начнет окупаться?


      - Я думаю, что сегодня нет смысла обсуждать вопрос экономической окупаемости проекта, потому что речь идет о том, чтобы восстановить авиационную промышленность России. Восстановление авиационной промышленности - это и есть тот результат, ради которого все это делается, тратятся большие деньги.

      Если авиапромышленность будет восстановлена, то она сама себя окупит. По сути, мы должны добиться того, чтобы российский авиапром вновь стал существенным игроком на международном рынке. Когда это произойдет, тогда можно будет констатировать, что все затраты и усилия по созданию Национального центра авиастроения окупились.
                                                                                                                                                                                                                                                                            
Информационные продукты Интерфакс-АВН
Ежедневный информационный вестник


Еженедельный информационный вестник


Вестник
"ВПК России и
экспорт оружия"



© 2013 Интерфакс-Агентство Военных Новостей. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса-Агентства Военных Новостей.