Интерфакс-Агентство военных новостей - самая полная и оперативная информация о силовых структурах, спецслужбах, оборонной промышленности России и стран СНГ
эксклюзивная информация из достоверных источников...
  Эксклюзив :
Депутат Михаил Ненашев: "Россия заинтересована в Байконуре, попытки вытеснить ее с космодрома поставят вопрос о независимом от ненадежных партнеров доступе в космос"

      В сентябре 2010 года исполнится 15 лет со дня вступления в силу российско-казахстанского договора об аренде Байконура. Жизнь доказала правильность того решения, за которым последовало соглашение руководителей двух стран о продлении срока аренды космодрома до 2050 года. О роли Байконура в отечественной космонавтике, значении российского присутствия на космодроме для Казахстана, а также о возникших между партнерами проблемах в интервью "Интерфаксу-АВН" рассказал член комитета Госдумы по обороне Михаил НЕНАШЕВ.

      - Михаил Петрович, с точки зрения законодателя, как Вы сегодня оцениваете договор аренды?


      - Этот договор позволил России и Казахстану в сложнейшее для Байконура время выполнить необходимые задачи по восстановлению инфраструктуры космодрома и города. Главный итог прошедшего 15-летия - это бесперебойная работа космодрома и развитие международного сотрудничества на базе комплекса "Байконур".

      - Российские налогоплательщики, чьи средства поступают в казну соседнего государства в виде арендной платы за космодром, интересуются, не слишком ли большая цена?


      - Действительно, стоимость аренды достаточно велика, если учесть, что мы развиваем Байконур и в интересах Казахстана тоже. В течение многих лет ежегодно мы выплачиваем сотни миллионов долларов. Только за один год аренды Россия перечисляет казахстанской стороне столько средств, сколько расходуется в Казахстане на агропромышленный комплекс, на капитальный и средний ремонт автомобильных дорог и на стипендии учащихся в профессионально-технических заведениях. За последние 10 лет аренды космодрома мы выплатили нашему стратегическому партнеру $1 млрд 265 млн. Это, к примеру, на $170 млн больше, чем мы заплатили за тот же период Украине за базирование Черноморского флота в Крыму. Примите в расчет и то, что Крым - это курорт, здравница, а территория центрального Казахстана еще несколько десятилетий назад официально была объявлена зоной экологического предкризисного состояния из-за высыхания Аральского моря. По постановлению правительства России за каждый месяц пребывания в командировке на Байконуре человеку прибавляется день к отпуску.

      Надо добавить, что по условиям договоров аренды каждого объекта в отдельности были выплачены еще сотни миллионов долларов компенсаций за их эксплуатацию в 1992-1996 годах и списаны государственные долги Казахстана! Одним словом, России дорого обходится аренда Байконура, других объектов и всего связанного с этим блоком вопросов.

      - Как Вы думаете, удалось бы Казахстану сохранить космодром в рабочем состоянии, если бы Россия не взяла его в аренду?


      - Есть схожие примеры. В Киргизии в Канте во времена СССР базировался известный учебный авиаполк Центральных курсов по подготовке и усовершенствованию авиационных кадров. В мае 1992 года авиаполк перешел под юрисдикцию Киргизии и очень скоро потерял боеспособность. У соседней с Казахстаном республики не было средств его содержать. Это всего-навсего один учебный авиаполк. Что ж говорить о космодроме, где раньше базировалось несколько ракетных дивизий, есть два аэродрома, несколько монтажно-испытательных и стартовых комплексов, завод по производству азота и кислорода, измерительные комплексы и много других крупных объектов.

      Если вы хотите запускать космические ракеты, все это надо содержать и поддерживать в работоспособном, высокотехнологичном состоянии, вкладывать во весь этот комплекс силы и достаточные средства. Только на поддержание и эксплуатацию объектов наземной космической инфраструктуры Россия ежегодно направляет от $75 млн до $85 млн. Если посчитать еще и ежегодные перечисления на поддержание и развитие инфраструктуры космодрома и города, получится около $170 млн!

      - Михаил Петрович, что могло случиться, если бы эти деньги не поступали в городской бюджет?


      - У меня есть много знакомых офицеров, которые на себе испытали трудности периода 90-х годов. Весь печальный опыт Байконура, приобретенный им в начале 90-х годов, когда с образованием новых государств город оказался вне рабочего интереса - должен стать убедительным уроком на все времена. В Байконур тут же хлынули проходимцы всех мастей. Начались грабежи и мародерство. Из-за кражи газовых приборов произошел взрыв газа в одном из многоэтажных домов. Обрушился подъезд, похоронив под бетонными плитами 16 человек. Остановились даже хлебозаводы и мясокомбинат. Зимой - с 1993 на 1994 год - в котельной просто закончилось топливо - город остался без отопления. В квартирах ставили печки-буржуйки, грелись, включая конфорки газовых плит. Начались пожары.

      Все это байконуровцы пережили и, естественно, никто не хочет повторения того страшного времени. Добавлю, что многие, не выдержав этих испытаний, уехали в Россию. Численность населения тогда резко сократилась и лишь с 2001 года начала расти.

      - В 2008 году после сокращения воинских частей тысячи семей уехали из Байконура. Их отъезд отразился на демографической ситуации в городе?


      - В прошлом году, по имеющейся у меня информации, в городской центр занятости населения в поисках работы обратились более 1,5 тысяч человек, еще более 2 тысяч человек в поисках работы обратились в филиал Кармакшинского отдела занятости. Не найдя здесь работы, многие, конечно, вынуждены были уехать в Россию.

      По данным на 2009 год численность населения Байконура составляет около 70 тысяч человек и растет за счет прироста населения из числа граждан Казахстана. До начала массового отъезда семей военнослужащих - на одного родившегося россиянина проходилось три новорожденных в казахских семьях и в прошлом году это соотношение еще больше увеличилось.

      В целом среди городского населения граждан России сегодня менее 40 процентов, около 60 процентов - граждане Казахстана.

      - Что делает Россия для создания благоприятных условий для развития местной молодежи? Могут ли молодые жители Байконура получить в своем городе качественное образование?


      - Определенно можно сказать: да. Несмотря на изменение демографической ситуации в городе, Россия полностью выполняет взятые на себя обязательства в области образования, медицинского и социального обеспечения жителей Байконура. Мы не делим детей на "своих" и "чужих". Для нас они все равны, хотя это и требует от нас существенных ассигнований.

      В ноябре 2006 года было подписано соглашение между министерством науки и образования России и министерством образования Казахстана об условиях деятельности общеобразовательных учреждений Байконура с казахским языком обучения. В системе городского образования работает 14 общеобразовательных школ: 8 школ с русским языком обучения и 6 школ с казахским языком обучения, 11 дошкольных учреждений, 5 учреждений дополнительного образования, в частности, художественная, спортивная и две музыкальные школы, а также Центр развития творчества детей и юношества. В общеобразовательных школах ныне обучается более 10 тысяч детей.

      В школах, межшкольном учебном комбинате, в профессионально-техническом училище и медицинском училище доля молодых граждан Казахстана доходит до 93 процентов, а среди сотрудников этих образовательных учреждений - до 78 процентов. Зарплаты, стипендии, расходы на учебный процесс - за счет российского бюджета. Только на бесплатное питание школьников младших классов из малообеспеченных семей выделено 30 млн рублей. Тех, кто работает на предприятиях Роскосмоса, конечно, нельзя отнести к малообеспеченным семьям, так как у них самый высокий в данном регионе уровень дохода.

      Жители Байконура имеют уникальную возможность учиться в своем городе в филиалах трех российских вузов. В филиале Московского авиационного института сейчас обучается 1100 студентов, причем половина из них - на бюджетной основе, то есть за счет бюджета России. Еще 300 человек учатся в филиале Обнинского государственного технического университета атомной энергетики и 600 человек - в филиале Международного независимого эколого-политологического университета.

      - Медицинское и социальное обеспечение - тоже за счет России?


      - И в этом плане байконуровцы получают большие ресурсы. На медицинское обслуживание в прошлом году было потрачено более 545 млн рублей. Страховые компании компенсировали только седьмую часть этих затрат, то есть менее 15 процентов. Около 8 млн рублей из бюджета пошло на лечение граждан Казахстана, не работающих на российских предприятиях и даже не живущих в Байконуре. Они приехали по направлению врачей из близлежащих поселков Тюра-Там и Акай.

      Из числа медицинского персонала, работающего и получающего зарплату в российских медицинских учреждениях Байконура, 77 процентов - граждане Казахстана, в том числе младший медицинский персонал практически весь - казахи.

      120 млн рублей были привлечены из российского бюджета на пенсионное обеспечение граждан Казахстана в Байконуре.

      Такие условия медицинского и социального обеспечения населения Байконура, кстати, трудно сравнивать с аналогичным медицинским обслуживанием в других городах Казахстана.

      - Иными словами, город с населением 68,8 тысяч человек живет, в основном, за счет России?


      - И не только этот город. Чуть выше я приводил примеры, какого масштаба идут в Казахстан средства из России. За счет российского бюджета обеспечиваются жители теплом, электроэнергией, другими коммунальными услугами. Мы даем людям работу. На предприятиях Роскосмоса сейчас работает около трех тысяч граждан Казахстана, в том числе более 500 инженерно-технических сотрудников. Еще около шести тысяч граждан Казахстана получили работу на предприятиях, находящихся в ведении администрации города.

      - Какие направления космической деятельности Россия осуществляет сегодня в интересах Казахстана, и во взаимовыгодных интересах?


      - Назову основные. В их числе космическая связь, телевещание, навигация, дистанционное зондирование Земли, обнаружение и предупреждение о техногенных и природных катастрофах, исследование природных ресурсов, метеорология, расширение знаний в области фундаментальных наук и военно-техническое сотрудничество. По договору аренды мы оказываем содействие Казахстану в осуществлении космических проектов, в создании совместных структур, в подготовке специалистов по космической технике и космонавтов.

      Сегодня по заказу Казахстана мы создаем спутник связи и вещания KazSat-2 с целью обеспечения непосредственного телевизионного вещания, создания сетей передачи данных и увеличения числа пользователей глобальной сетью Интернет.

      Самым крупным проектом является космический ракетный комплекс тяжелого класса "Байтерек" с экологически чистой ракетой-носителем "Ангара". Он даст возможность выводить с Байконура полезные нагрузки до 24 т на низкие орбиты и до 4 т на геостационарную орбиту.

      Получая такую поддержку от нас, Казахстан, тем самым, создает свой космический потенциал и укрепляет свои позиции на мировом рынке выведения космических аппаратов.

      Но мы отчетливо видим и то, что при всей нашей поддержке возможности предприятий ракетно-космической отрасли самой России с недавних пор практически не интересуют руководство Национального космического агентства Казахстана. Его руководитель, Талгат Мусабаев, судя по делам, выбрал для Казахстана отдельный от взаимодействия с Россией космический путь. KazSat-3, другие космические аппараты для Казахстана начнут строить, возможно, Израиль и Франция. Французская компания EADS Astrium уже избрана стратегическим партнером АО "Национальная компания "Казакстан Гарыш Сапары". Прорабатываются вопросы подписания договоров о сотрудничестве в сфере космической деятельности с предприятиями и структурами космической отрасли Германии, Индии, Италии, Канады, Малайзии, США, Японии.

      После всего сделанного Россией для Казахстана получается, что места для российских космических предприятий в проектах Казкосмоса нет. Казахстан, оказалось, хочет строить и запускать космические аппараты теперь уже без нашего участия.

      - Выбор Казкосмосом собственного пути к звездам как-то отразился на выполнении российских космических программ?


      - Пока программы выполняются, но с каждым годом делать это становится все трудней и трудней из-за казахстанской позиции. Под угрозу срыва ранее были поставлены запуски космических аппаратов по нашей космической программе. Чего стоит последний случай - перенос на сутки пуска ракеты космического назначения "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и космическим аппаратом связи Eutelsat W7 из-за того, что почти два месяца (?!) казахстанские чиновники не давали согласия на запуск этого европейского спутника.

      Может, кто-то и хотел бы назвать это "частным случаем", но, к сожалению, они слишком часто повторяются. Дошло до того, что в 2007 году казахстанская сторона не согласовала график запусков российских ракет-носителей на 2008 год и в 2008 году - на 2009-й! А чтобы заменить запуск одного космического аппарата на другой, мы должны получить разрешение чуть ли не за год. Какими дипломатическими словами можно такое отношение к стратегическому партнеру охарактеризовать? Кроме того, руководитель Национального космического агентства Казахстана на всех уровнях говорит о необходимости ограничения количества пусков ракеты-носителя тяжелого класса "Протон-М". А ведь она, образно говоря, наша основная рабочая лошадка для выведения космических аппаратов на орбиту Земли и в космическое пространство.

      Казкосмос пытается пересмотреть двусторонние договоренности по вопросам функционирования космодрома. От некоторых обязательств он отказался в одностороннем порядке. А некоторые принятые в одностороннем порядке решения привели к тому, что мы не можем использовать объекты космодрома по целевому назначению. Спрашивается, за что же тогда мы платим огромную арендную плату?

      - Эти действия представителей Казкосмоса наносят ущерб России как участнику международной космической деятельности?


      - Да, и причем серьезный. В 2009 году едва не сорвалось выполнение долгосрочных коммерческих проектов. Наши заказчики пусковых услуг из США и Европы до последнего момента оставались в неведении, разрешит Казахстан или не разрешит запуск их космических аппаратов российскими ракетами-носителями с Байконура.

      Специально затягиваются необходимые согласования. По нескольку лет казахстанские чиновники согласовывают и все не могут согласовать нормативно-правовые акты о взаимных в интересах по вопросам работы комплекса "Байконур". Я имею в виду документ о порядке согласования и внесения неотделимых улучшений в объекты космодрома, протокол по экологии и природопользованию, соглашение о порядке выделения земельных участков в качестве районов падения отделяющихся частей ракет-носителей.

      Из-за многочисленных искусственно создаваемых нашими партнерами трудностей мы больше 8 лет не могли заключить соглашение о порядке медицинского обслуживания персонала космодрома, жителей города и поселков Тюра-Там и Акай и только в ноябре 2009 года, наконец-то, подписали.

      - Но ведь в подписании этого документа в первую очередь должна быть заинтересована казахстанская сторона, так как речь идет о медицинском обеспечении граждан Казахстана?


      - Создано стойкое, почти нескрываемое впечатление определенной игры. А проблемы социальной защиты и защиты конституционных прав населения Байконура и близлежащих поселков уходят при таком отношении на задний план. Иначе чем объяснить то, что казахстанская сторона увеличивает в первую очередь количество служб с контрольными функциями, в том числе и над российскими организациями и органами управления? Уже восемь органов и организаций создано сверх предусмотренных (!) соглашением о статусе города. То есть постепенно выхолащивается сама суть этого документа. И хотя никто не отменял решения глав двух государств об особом статусе Байконура, к примеру, аким Кызылординской области Болатбек Куандыков в интервью ведущим СМИ заявил, что "раз Байконур находится на нашей территории, все обязаны подчиняться акиму области…".

      - В ноябре 2009 года президент Казахстана в прямом телеэфире ответил на вопросы жителей республики. В частности, те спрашивали: "не надоели астанчанам постоянные арктические бури после запусков "Протонов"? Жаловались, что "в начале весны с космодрома Байконур делаются запуски ракет, вследствие чего начинаются заморозки, и пропадает вишня, яблоки и т.д.", просили "дать указание оценить эффективность деятельности космодрома Байконур для нашей страны. Может, стоит его закрыть?". Так, может и нам пора пересмотреть планы по использованию Байконура, если из-за России казахстанская погода начинает портиться?


      - Все эти художества разыгрываются понятное дело с целевым умыслом. Хотя без горькой иронии даже не выскажешься - о каком таком русском влиянии на резко континентальный климат Казахстана можно вести речь…. По-моему, Нурсултан Абишевич дал понятный ответ на все эти срежиссированные жалобы об "арктических бурях". Назарбаев подчеркнул, надеюсь не только для особо непонятливых, что "через участие в различных видах деятельности, осуществляемых на Байконуре, и участие в его развитии, в реализации различных международных проектов, Казахстан сможет совместно с Россией и другими странами в дальнейшем создать здесь Центр космической индустрии".

      Важными и актуальными я считаю слова "совместно с Россией". И Россия тоже заинтересована в благоприятном сотрудничестве, потому что в нынешних условиях только с космодрома Байконур можно осуществлять запуски тяжелых спутников с помощью ракеты-носителя "Протон-М", а также пилотируемые полеты в космос на кораблях "Союз ТМА".

      Тем не менее, продолжающиеся настойчивые попытки Казкосмоса, несмотря на президентские заявления, вытеснить нашу страну с арендованного нами до 2050 года космодрома Байконура, побуждают Россию к основательному продумыванию вопроса о полной независимости наших космических программ от таких партнеров и обеспечении России свободным доступом в космос со своей территории.
                                                                                                                                                                                                                                                                            
Информационные продукты Интерфакс-АВН
Ежедневный информационный вестник


Еженедельный информационный вестник


Вестник
"ВПК России и
экспорт оружия"



© 2013 Интерфакс-Агентство Военных Новостей. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса-Агентства Военных Новостей.