Интерфакс-Агентство военных новостей - самая полная и оперативная информация о силовых структурах, спецслужбах, оборонной промышленности России и стран СНГ
эксклюзивная информация из достоверных источников...
  Эксклюзив :
Гендиректор авиакомпании "Полет" Анатолий Карпов: "Преодолеть кризис поможет гибкая производственная политика"

Российская авиакомпания "Полет", одна из первых частных авиакомпаний России, была основана в 1988 году в качестве летного кооператива. За двадцатилетний период деятельности компания добилась широкой известности на российском и международном рынках воздушных перевозок, имеет ценнейший опыт доставки сверхтяжелых и крупногабаритных грузов. Сегодня "Полет" - авиакомпания международного класса, имеющая свои представительства в США и Германии. Авиакомпания аккредитована к осуществлению авиационной деятельности на территории США и Канады. "Полет" зарегистрирован в Международной Организации Гражданской Авиации (ICAO) и имеет право осуществлять перелеты по всему миру. Основным воздушным судном компании является транспортный самолет Ан-124-100 "Руслан" - мировой рекордсмен по дальности полета и грузоподъемности. Летно-технические характеристики "Руслана" позволяют осуществлять сложнейшие проекты по перевозке сверхтяжелых, крупногабаритных и нестандартных грузов. Десять лет назад было подписано генеральное соглашение между авиакомпанией "Полет" и Роскосмосом на перевозку в интересах агентства космических аппаратов, разгонных блоков, ракетных двигателей и других "космических" грузов. О работе авиакомпании "Полет" в интервью "Интерфаксу-АВН" рассказывает ее генеральный директор Анатолий КАРПОВ.

      - Анатолий Степанович, в июне Вы участвовали в международном авиационно-космическом салоне "Париж Аэрошоу-2009". Какие деловые переговоры прошли в ходе французской выставки? Какова доля зарубежных заказов в общем объеме перевозок "Полета"? Кто Ваши партнеры на Западе?


      - На авиасалоне в Ле Бурже прошел ряд важных переговоров с руководством крупных зарубежных фирм-грузоотправителей, которые работают на европейском и азиатском рынках. Это, в частности, DHL, Federal Express, Panalpina и другие компании.

      Помимо заказчиков-грузоотправителей, интерес к предлагаемым "Полетом" услугам проявляют также самолетостроительные компании. Они приглашают нас на свои стенды, чтобы предложить свои самолеты. Но мы уже сделали выбор в пользу российских машин, поэтому менять приоритеты не будем.

      Доля зарубежных заказов в общем объеме перевозок "Полета" достаточно велика. В частности, если говорить об эксплуатации наших самолетов Ан-124-100 "Руслан", то, наверное, процентов 80 - это заказы, которые нам обеспечивают партнеры из Европы, Америки и Канады. Также планируется привлечь зарубежных заказчиков и для выполнения регулярных перевозок на наших Ил-96. На российском рынке работы для нас пока что, к сожалению, мало. Она есть, ее объемы потихоньку увеличиваются, но на сегодняшний день работы в России для нашего авиапарка, - особенно с учетом перспектив его развития, - недостаточно.

      - Что представляет сегодня собой самолетный парк "Полета"? Как планируется его развивать? По каким маршрутам летают сегодня самолеты компании?


      - Авиапарк компании достаточно разнообразен. Это, в частности, грузовые Ан-124-100 "Руслан", Ил-76, пассажирские Ан-24 и SAAB-2000. Аэрофотосъемочное подразделение оснащено самолетами Ан-30.

      Что касается пополнения парка, то до сентября этого года мы рассчитываем получить три самолета Ил-96-400Т, и в следующем году, видимо, еще два. Расширение авиапарка компании в 2010 году продолжится также за счет самолетов Ан-148. У нас подписано соглашение с лизинговой компанией "Ильюшин Финанс Ко" на десять Ан-148, и в следующем году мы уже будем получать первые самолеты.

      Кроме того, сейчас расширяется рынок VIP-авиации и, если будет спрос, "Полет" готов дополнительно приобретать и самолеты представительского класса. У нас есть самолеты для VIP-авиации. Пока нам их достаточно. Но рынок этот расширяется, и если спрос будет, то мы, наверно, будем приобретать еще, - через лизинг или каким-то иным способом.

      Сейчас авиакомпания проходит процедуру сертификации по освоению нового типа воздушного судна Ил-96-400Т. Сертификат на техническое обслуживание мы уже получили, подготовили технический персонал. Сейчас началось обучение пилотов, и скоро самолет у нас будет внесен в сертификат эксплуатанта.

      На международных линиях мы из Воронежа летаем в Прагу, Стамбул, Мюнхен, Анталию, на Кипр, в Баку, Ереван. По России - это Белгород, Ульяновск, Москва - четыре рейса в день, Санкт-Петербург, Новосибирск, Норильск и так далее. В дальнейшем мы планируем расширять сеть маршрутов.

      - Акцент на самолеты отечественного производства в Вашей компании сделан сознательно? Ведь сегодня многие российские авиаперевозчики поступают ровно наоборот, приобретая большей частью самолеты иностранного производства.


      - Выбор в пользу самолетов российского производства в нашей компании сделан сознательно, потому что мы эксплуатируем зарубежные самолеты, и знаем, что это такое. Понимаем зависимость, в какую попадают компании и от производителей самолетов, и от производителей запчастей и так далее. И зависимость эта унизительна.

      Российские компании приобретают самолеты зарубежного производства от острой нужды и необходимости. Потому что наш авиапром в этот период, к сожалению, не в состоянии был обеспечить спрос авиакомпаний на нужный им парк самолетов.

      Сейчас ситуация меняется к лучшему и, в частности, компания "Ильюшин Финанс Ко" очень много сделала, чтобы производство самолетов в России было восстановлено и процесс, что называется, пошел. Но, к сожалению, списание парка идет гораздо быстрее, чем строительство новых самолетов и нужно пожелать правительству больше уделять внимания авиапрому.

      Как я уже говорил, "Полет" наряду с российской эксплуатирует и технику западного производства. Мы видим, что современная российская авиатехника, например, Ил-96, ничуть не хуже западных аналогов, где-то на таком же уровне. Думаю, что со временем наш авиапром достигнет в нелегкой конкурентной борьбе неплохих показателей. Во всяком случае, он уже сегодня, так сказать наступает на пятки западным компаниям.

      - Основу самолетного парка Вашей компании составляют "Русланы". Была идея восстанавливать самолеты этого типа в Ульяновске. Насколько реальны эти планы? Будет ли "Полет" участвовать в программе серийного восстановления Ан-124-100? Каковы, по Вашим данным, общие потребности в самолетах этого типа?


      - Думаю, реализация проекта по развертыванию в Ульяновске серийного производства самолетов Ан-124-100 "Руслан" начнется уже в 2009 году. При этом нужно отметить важность участия государства в программе. Инвесторы хотели бы видеть участие государства в этом проекте. Если государство закажет хотя бы пять или десять Ан-124-100, это станет сигналом для инвесторов, что производство будет поддерживаться и самолеты будут производиться.

      Мы активно участвуем в программе подготовки серийного производства "Русланов" в Ульяновске, ведем переговоры с инвесторами и кое-каких успехов добились. Сейчас занимаемся разработкой бизнес-планов, правительство этот проект, как известно, поддерживает. С Украиной подписано на уровне премьеров соглашение, и мы, надеемся, что деньги под этот проект найдем. Это нам обещано конкретно.

      По данным экспертов, проведенные маркетинговые исследования показали наличие спроса на "Русланы" на период до 2020 года в количестве примерно 80 машин. Рынок просчитывался, изучался, этим занималась по заказу Объединенной авиастроительной корпорации специализированная компания. Сейчас мы уточняем этот план с учетом кризисных явлений, которые произошли в экономике. Очень важный вопрос - цена самолета.

      - Эксперты называют авиастроение в числе отраслей, которые больше всего пострадают от последствий мирового финансово-экономического кризиса. Авиакомпании, говорят они, понесут многомиллиардные убытки. В этой связи как кризис сказался на деятельности "Полета"?


      - Безусловно, кризис сказался и на деятельности нашей компании. Потому что банки прикрыли кредиты, на Западе овердрафты прикрыли, кредитные линии по топливу - то же самое. Поэтому, трудности были. Но мы по мировым меркам компания небольшая. А соответственно - и более мобильная.

      В деятельности "Полета" пассажирские перевозки, которые пострадали от кризиса значительнее, нежели грузовые, занимают небольшой удельный вес. Поэтому существенно на нас последствия кризиса не отразились. Безусловно, потери в объемах есть, но говорить, что мы близки к банкротству - было бы преувеличением.

      - Одним из амбициозных проектов, в котором участвует возглавляемая Вами компания, является "Воздушный старт", подразумевающий запуск космических ракет массой около 100 тонн с борта тяжелого транспортного самолета Ан-124-100 "Руслан". В каком состоянии работы по этой программе? Есть ли аналогичные проекты на Западе? Если да, то в чем наше преимущество?


      - Что касается "Воздушного старта": работы по этой программе ведутся, идут переговоры с инвесторами. В реализации этого проекта заинтересованы и иностранные партнеры. В частности, Германия - один из потенциальных партнеров "Полета", проявляющих интерес к этой программе. Планируется, что в Германии будет построен интеграционный центр для адаптации и тестирования спутников перед запусками, и немцы будут принимать в этом деле достаточно активное участие.

      Возможность реализации подобных проектов прорабатывается и в других странах. Ведут работы по аналогичному проекту США, но они объявили, что это делается исключительно в интересах Пентагона. Япония в своей национальной программе декларирует, что она заинтересована в реализации такого проекта, но дальше заявлений, по-моему, дело еще не пошло, видимо, из-за мирового экономического кризиса. Потом они, наверное, к этой идее вернутся, но с кем будут работать - с нами, может быть, с Украиной, может быть, с "Боингом" - пока мы такой информацией не располагаем.

      Есть также проработки подобного европейского проекта, основным звеном которого, как ожидается, станет самолет А-400М. Самолета такого пока нет. Но тем не менее в Биаррице (Франция), где проводился форум по воздушным стартам, было заявлено, что есть намерения реализовать подобную идею с целью запуска легких спутников на базе самолета А-400М, который, как известно, будет аналогом Ан-70.

      - "Полет" уже 10 лет активно сотрудничает с Роскосмосом. Какие перевозки осуществляются в интересах Федерального космического агентства? Чем специфика транспортировки ракетно-космической техники отличается от доставки других грузов?


      - Сотрудничество это было выбрано нами осознанно. К моменту подписания генерального соглашения с Роскосмосом у нас был наработан богатый опыт доставки уникальных для авиации грузов. Тяжелая карьерная техника, рабочие колеса турбин для гидроэлектростанций, фюзеляжи самолетов, вертолеты, нефтегазовое оборудование, 100 тонн серебра в слитках - вот далеко не полный перечень грузов, которые перевозились нашими "Русланами".

      Не удивительно, что именно наша авиакомпания получила лицензию и стала генеральным перевозчиком Федерального космического агентства России. Конечно, всему этому предшествовала большая организаторская работа. Для того, чтобы получить лицензию на перевозку космической техники и оборудования нужна была специальная подготовка персонала и самолетов. С этими задачами коллектив авиакомпании справился успешно.

      Транспортировка ракетно-космической техники - процесс очень сложный. Экипажам самолетов доверяются изделия, которые чувствительны к параметрам внешней среды. В период транспортировки в грузовом отсеке должен поддерживаться соответствующий температурно-влажностный режим, параметры которого заданы заказчиком. Сам грузовой отсек должен быть чистым, так как чистота отсека является одним из условий безопасности перевозки.

      Особенно сложным видом груза для перевозки являются космические аппараты. Они могут стоить до нескольких десятков миллионов долларов США и в случае ошибок со стороны перевозчика у него могут быть очень большие неприятности.

      Сегодня можно отметить, что за прошедшие 10 лет, с момента подписания генерального соглашения между Роскосмосом и авиакомпанией "Полет" № ЮК-18 и по сегодняшний день, мы ни разу не подвели нашего генерального заказчика.

      За этот период самолетами авиакомпании было перевезено в интересах Роскосмоса 83 космических аппарата, произведенных на ведущих предприятиях космической отрасли России - ГКНПЦ имени Хруничева, НПО имени Лавочкина, НПО "Энергомаш", РКК "Энергия" имени Королева.

      Среди грузов, перевезенных "Русланами", - космические аппараты, космические разгонные блоки "Бриз-М", "Фрегат", "ДМ-SL", ракетные двигатели РД-180 и многое другое.

      В 2009 году "Полет" продолжает решать задачи по доставке космической техники. С начала года самолетами авиакомпании было перевезено шесть космических разгонных блоков: пять "Бриз-М" и один "Фрегат", а также осуществлена уникальная перевозка из России в Южную Корею первой ступени ракеты-носителя KSLV-1.

      Авторитет, завоеванный авиакомпанией по доставке грузов Роскосмоса, вызвал доверие и уважение к нам со стороны космических структур зарубежных государств. Нашими заказчиками по транспортировке космической техники стали США, Канада, Индия, Япония, Европейское космическое агентство и другие партнеры. В этом году мы уже доставили два зарубежных космических аппарата на космодромы Байконур и во Французскую Гвиану.

      Востребованность самолета Ан-124-100 на мировом рынке позволяет авиакомпании постоянно расширять географию рейсов. Сегодня Ан-124-100 в раскраске "Полета" прекрасно знают в аэропортах всех континентов, и это еще раз подтверждает высокие возможности нашей науки и техники, уровень подготовки российских специалистов.

      В заключение хотел бы выразить слова особой благодарности в адрес руководства Роскосмоса. В агентстве сегодня, как и 10 лет назад, верят в надежность авиакомпании и доверяют ей сложнейшие работы по доставке уникальной космической техники.
                                                                                                                                                                                                                                                                            
Информационные продукты Интерфакс-АВН
Ежедневный информационный вестник


Еженедельный информационный вестник


Вестник
"ВПК России и
экспорт оружия"



© 2013 Интерфакс-Агентство Военных Новостей. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса-Агентства Военных Новостей.