Интерфакс-Агентство военных новостей - самая полная и оперативная информация о силовых структурах, спецслужбах, оборонной промышленности России и стран СНГ
эксклюзивная информация из достоверных источников...
  Эксклюзив :
Рене Пишель: Европейское космическое агентство и Роскосмос заинтересованы в развитии многолетнего сотрудничества

Россия и Европа не первое десятилетие успешно развивают сотрудничество в области космоса. Среди совместных проектов, строительство Международной космической станции, создание стартовой площадки для российской ракеты-носителя "Союз-СТ" на европейском космодроме Куру, запуски европейских спутников российскими ракетами и с российских космодромов. О современном этапе сотрудничества и его перспективах "Интерфаксу-АВН" рассказал глава постоянного представительства Европейского космического агентства (ЕКА) в России Рене Пишель.

      - Господин Пишель, сейчас в ЕКА входит 18 стран. Существуют ли планы включения новых членов?


      В ближайшие годы Европейское космическое агентство может расшириться за счет трех стран, имеющих сейчас статус, как мы это называем, "европейских стран-участников программ ЕКА" (European Cooperating States). Я говорю о Румынии, Венгрии, и Польше. Они приближаются к вступлению в агентство, но когда именно это произойдет сказать трудно. Кроме того, в 2007 году были заключены договоры о сотрудничестве между ЕКА и Эстонией, а в 2008 г. - между ЕКА и Словенией.

      Тесные связи с этими странами ЕКА поддерживает уже длительное время. Они участвуют в некоторых проектах наравне с полноправными членами агентства. Для некоторых наших партнеров такая форма сотрудничества некоторое время была выгоднее в экономическом плане, т.к. она не предполагает взносов в бюджет ЕКА.

      - Как сказался мировой финансовый кризис на проектах ЕКА?


      Участники состоявшейся в ноябре прошлого года конференции стран ЕКА оставили финансирование европейской космической программы на запланированном уровне. Бюджет агентства на три года (2009-2011) утвержден в размере 9 млрд. евро. Такое решение показывает, что все государства-члены ЕКА воспринимают космические проекты в качестве хорошего объекта инвестиций. С таким настроением нам мы пока не опасаемся проблем с финансированием. Но многие космические проекты носят, как правило, долгосрочную основу, и нельзя ожидать, что влияние кризиса скажется на них сразу. Полное финансирование в 2009 году еще не означает, что мы не почувствуем на себе влияние кризиса в будущем.

      - Экипаж Международной космической станции (МКС) по очереди возглавляют российские космонавты и американские астронавты. Когда европейский астронавт станет командиром станции?


      Это произойдет довольно скоро. 27 мая с космодрома Байконур на МКС отправился европейский астронавт Франк Де Винн. В течение четырех месяцев он будет исполнять обязанности бортинженера под командованием своего российского коллеги Геннадия Падалки, а осенью станет первым европейским командиром МКС. Для нас это явится знаковым событием, поскольку впервые европейский астронавт будет допущен к руководству многонациональным экипажем станции.

      В этом году на МКС отправится еще один европейский астронавт - Кристер Фуглесанг. Он полетит на американском шаттле "Дискавери", запуск которого запланирован на август. Пребывание астронавта на станции будет краткосрочным. Он вернется на Землю вместе с экипажем шаттла.

      Следующий европейский астронавт отправится на МКС с длительной экспедицией в 2010 году. Перерыв в год связан с выделенной Европе квотой, которая зависит от участия космического агентства в проекте МКС. Наше участие составляет 8%, поэтому представители ЕКА летают в космос реже космонавтов из России и астронавтов из США.

      - Если возникнет такая возможность, может ли европейский космонавт полететь в космос в качестве участника полета на российском корабле "Союз"?


      Для работы расширенного экипажа МКС необходимо запускать на орбиту по четыре корабля "Союз" ежегодно, места на которых распределены заранее. Таким образом, мы пока не видим возможности отправить дополнительного европейского астронавта на станцию до 2010 года.

      - Существуют ли в ЕКА планы строительства собственного корабля для доставки астронавтов на МКС?


      Мы продолжаем исследование возможностей создания своего пилотируемого корабля, но на сегодня не определено когда и как именно он будет создан. Это довольно далекая перспектива.

      - У ЕКА есть собственный транспортный космический корабль ATV (Automated Transfer Vehicle). Можно ли его использовать для пилотируемых полетов?


      В том виде, в котором сейчас существует ATV, он предназначен только для доставки грузов на МКС. Другой вопрос заключается в том, как этот проект будет развиваться дальше. Например, от европейской промышленности поступило предложение оборудовать его капсулой для возвращения грузов и результатов экспериментов с МКС на Землю.

      - На какой стадии находятся работы по созданию ATV с возвращаемой капсулой?


      На уже упомянутой мною прошлогодней конференции было принято решение о начале финансирования предварительных исследований по этому направлению работ. Речь идет о выделении небольших средств, которые предназначены главным образом для анализа и эскизного проектирования.

      - Первый полет ATV совершил в 2008 году. Очередной его запуск запланирован на следующий год. Не планируется ли сделать рейсы европейского "грузовика" более регулярными?


      Следующий европейский космический корабль, получивший название в честь немецкого астронома Иоганна Кеплера, предположительно отправится на орбиту осенью следующего года. После него до 2014 года предполагается запустить к МКС еще три ATV. Таким образом, они будут летать к станции примерно раз в 18 месяцев. Эти сроки сохраняются, и ЕКА не собирается менять свои планы.

      - Согласно существующим договоренностям МКС должна эксплуатироваться до 2015 года. Россия не раз высказывалась за продление срока работы станции на пять лет. Как Европа относится к этим предложениям?


      Европейское космическое агентство, в принципе, поддерживает это предложение. Строительство станции велось с задержкой и только сейчас мы выходим на тот уровень использования возможностей МКС, который предполагалось достичь несколько лет назад. Было бы неразумно бросать этот проект, в который вложено столько сил и средств, когда он начал приносить дивиденды. Но я хочу подчеркнуть, что для продления эксплуатации станции необходимо формальное согласие всех стран-учатниц программы МКС.

      - Если после завершения эксплуатации МКС ЕКА предложат участвовать в проекте строительства новой станции, примет ли Европа такое предложение?


      Все будет зависеть от конкретного предложения, от той роли, которую предложат Европе, и тех задач, для которых будет создаваться станция. Если ЕКА все устроит, то мы с радостью согласимся на сотрудничество, поскольку у нас нет собственных подобных проектов. Так было с проектом американской станции "Скайлаб" и станции "Мир", такое сотрудничество ведется по программе МКС, и, думаю, будет вестись и впредь.

      - На европейском космодроме Куру идет строительство стартового стола для российской ракеты "Союз-СТ". Когда планируется завершить строительство?


      В марте в Москве состоялась встреча генерального директора ЕКА Жан-Жака Дордена и руководителя Роскосмоса Анатолия Перминова. Они оба подтвердили, что делается все возможное, чтобы строительные и монтажные работы на Куру завершились до конца года.

      - Какой космический аппарат будет запущен "Союзом" с Куру первым?


      Маркетингом запусков ракет "Союз" занимается совместная франко-российская компания "Старсем", а не ЕКА. Поэтому в этом вопросе я могу опираться только на сообщения прессы по данному вопросу, согласно которым первой полезной нагрузкой будет французский, либо германский спутник.

      - Для запусков аппаратов какого назначения будут использоваться ракеты-носители "Союз-СТ"?


      "Союз-СТ" станет основным носителем для запусков космических аппаратов европейской навигационной системы "Галилео". Кроме того, существует ряд научных миссий ЕКА, в которых планируется использовать ракету "Союз".

      - Откажется ли ЕКА от запуска космических аппаратов с космодрома Байконур после завершения строительства площадки для "Союз-СТ" на Куру?


      Для пилотируемых полетов точно нет, потому что космодром Куру пока не лицензирован для пилотируемых полетов. Для запуска беспилотных аппаратов для ЕКА предпочтительным вариантом, естественно, станет космодром Куру.

      - Планируется ли получить лицензию на пилотируемые пуски "Союза" с космодром Куру?


      В связи с тем, что европейская ракета "Ариан 5" не лицензирована для пилотируемых пусков, Европейским космическим агентством при разработке проекта стартовой площадки для "Союза" рассматривалась и такая возможность. Но в связи с тем, что Европа и Россия приняли решение строить собственные космические корабли, по моему мнению, "Союз-СТ" вряд ли будут лицензировать для пилотируемых пусков с Куру. Вопрос с лицензией для "Ариан" зависит от развития проекта европейского пилотируемого корабля.

      - "Ариан-5" относится к тяжелому типу ракет-носителей. Европой ведутся работы над созданием ракеты легкого класса "Вега", а ракеты среднего класса нет. Будет ли ЕКА работать над созданием средней ракеты, такой как российская "Союз"?


      Задача разработки ракеты-носителя среднего класса перед ЕКА не стоит, поскольку с космодрома Куру будут запускаться российские "Союзы".

      - Когда планируется осуществить запуск европейской легкой ракеты "Вега"? Приведет ли ее создание к прекращению использования Европой российских ракет "Рокот", "Днепр"?


      Первый запуск ракеты-носителя "Вега" планируется осуществить в следующем году. Ракета будет использоваться в основном для выведения на орбиту спутников, предназначенных для исследования Земли из космоса.

      В этом году с помощью российской ракеты "Рокот" с космодрома Плесецк в космос выведен европейский спутник GOCE. До конца года российскими ракетами запустят еще два аппарата. Осенью "Рокотом" из Плесецка планируется запустить спутник SMOS, а позже с Байконура ракетой "Днепр" CryoSat-2. После запусков этих аппаратов ЕКА перейдет на использование собственной ракеты. На случай если первый запуск "Веги" по каким-то причинам задержится, заключен договор о возможности осуществления в следующем году дополнительного пуска с использованием российской ракеты "Рокот".

      - Эти аппараты будут запущены в рамках программы "Живая планета". В чем ее суть?


      ЕКА давно и активно работает по исследованию Земли из космоса по программе "Живая планета", которая подразумевает изучение структуры поверхности планеты, океанов, атмосферы и ледникового покрова. Работы ведется по двум направлениям: чисто научные исследования и прикладные программы. Последние подразумевают получение данных в таких областях, как прогнозирование погоды, мониторинг окружающей среды и др.

      - ЕКА ведет работы над созданием своей собственной навигационной системы "Галилео". К какому году она будет создана?


      Развертывание орбитальной группировки системы "Галилео" в составе 30 космических аппаратов должно быть завершено в 2013 году. Навигационный сигнал, так же как в системе ГЛОНАСС и GPS, будет бесплатно доступен каждому жителю планеты. Система "Галилео" сможет предложить гражданским потребителям точность определения местоположения с погрешностью в несколько метров, что ни чуть не хуже, чем точность, которую обеспечивают существующие системы - американская GPS и российская ГЛОНАСС.

      - За счет чего Европа планирует окупить "Галилео"?


      У "Галилео" будут существовать разные уровни обслуживания. Простой сигнал будет бесплатно доступен любому пользователю, а какие-то услуги, сигналы повышенной точности сделают платными. Платность или бесплатность будет зависеть не от ЕКА, которое выступает в качестве исполнителя проекта Евросоюза, а от коммерческих фирм, непосредственно предоставляющих услуги.

      - ЕКА вот уже не один раз принимало участие в российском научном проекте "Бион", в рамках которого в космос на неделю-две отправляют небольших животных. Намерено ли ЕКА продолжать свое участие по этому направлению?


      Желание продолжать многолетнее сотрудничество существует и с российской и с европейской стороны. В проекте "Бион-М", который запланирован на 2010 год, ЕКА принимать участие не будет. У нас идут обсуждения возможности участия в одном из будущих "Бионов" с программой "Мыши в космосе", однако, рассказывать о ее сути пока рано, проект до момента реализации может успеть измениться.

      - По каким научным проектам ЕКА сотрудничает с российским Институтом космических исследований?


      Между ЕКА и Роскосмосом в июне прошлого года подписано соглашение о сотрудничестве по проекту "Фобос-Грунт", реализацией которого займется Институт космических исследований, и европейской миссией "Экзомарс". Соглашение предусматривает использование сети станций слежения ЕКА для связи с российским аппаратом. Кроме того, на российском аппарате будут использоваться европейские научные компоненты.

      В свою очередь российский спектрометр, созданный специалистами Института космических исследований, будет использоваться во время совместной миссии ЕКА и Японского космического агентства BepiColombo. В ходе программы по изучению Меркурия будут запущены два аппарата: спутник для дистанционных исследований поверхности планеты и спутник для исследований ее магнитосферы. Запуск аппаратов BepiColombo намечен на 2013 год. Его планируется осуществить с помощью ракеты "Союз" с космодрома Куру.
                                                                                                                                                                                                                                                                            
Информационные продукты Интерфакс-АВН
Ежедневный информационный вестник


Еженедельный информационный вестник


Вестник
"ВПК России и
экспорт оружия"



© 2013 Интерфакс-Агентство Военных Новостей. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса-Агентства Военных Новостей.