Интерфакс-Агентство военных новостей - самая полная и оперативная информация о силовых структурах, спецслужбах, оборонной промышленности России и стран СНГ
эксклюзивная информация из достоверных источников...
  Эксклюзив :
Владимир Гутенёв: "Партнерство общества и власти приносит ощутимые результаты"

Одним из центров внимания государства в условиях кризиса стало российское машиностроение. Немаловажную роль в формировании государственной политики в отношении отрасли играет Союз машиностроителей России, объединяющий крупнейшие предприятия отрасли. О том, как происходит взаимодействие общества с властью и какие результаты это приносит, рассказал "Интерфаксу-АВН" Владимир Гутенёв, заместитель председателя Союза машиностроителей России, член Общественной палаты РФ.

      - Владимир Владимирович, насколько государство прислушивается к проблемам машиностроения в нынешней кризисной ситуации?


      - Сейчас некоторые экономисты говорят, что Россия сможет выбраться из кризиса только тогда, когда вновь подскочат мировые цены на нефть и другие природные ресурсы. В определенной степени смысл в такой логике есть: добывающие отрасли по-прежнему занимают крайне важное место в отечественной экономике. Однако вряд ли нужно сидеть и просто ждать роста цен на энергоносители - это пораженческая позиция, ведь в такой ситуации мы ни на что не можем повлиять и от нас мало что зависит. Многие ответственные политики это хорошо понимают.

      Поэтому на государственном уровне мы видим явный тренд на развитие и поддержку различных секторов экономики, и это вселяет определенный оптимизм. Учитывая огромную роль машиностроения в социально-экономическом развитии страны и укреплении ее оборонной мощи, вполне естественно, что в центре внимания власти оказываются проблемы именно нашей отрасли.

      - Какие формы взаимодействия с государством наиболее эффективны?


      - Это могут быть различные виды государственно-частного партнерства, более тесного взаимодействия бизнеса и власти. Разворот в сторону таких форм поддержки машиностроения уже происходит. Кстати, это открывает перед нами как перед крупнейшим отраслевым союзом дополнительные возможности для лоббизма в положительном смысле этого слова. Мы ставим перед властью острые вопросы и видим готовность к диалогу, позитивную обратную связь.

      - Можете привести конкретные примеры такого взаимодействия за последнее время?


      - Конечно. Например, в конце января по нашей инициативе состоялась встреча председателя Государственной Думы Бориса Грызлова с руководством Союза машиностроителей России и топ-менеджерами предприятий отечественной автомобильной промышленности. Встреча прошла в очень конструктивном ключе, наша позиция относительного того, что необходима комплексная программа поддержки отрасли в условиях кризиса, нашла полное понимание спикера Госдумы.

      Другой пример - недавнее совещание по вопросам развития биотехнологий и возобновляемых источников энергии в нижней палате парламента, которое прошло по инициативе Союза машиностроителей России. В результате этого совещания были выработаны конкретные рекомендации как для Государственной думы, так и для правительства РФ. Так, решено провести специальные парламентские слушания и подготовить необходимые поправки в нормативно-правовые акты - например, внести в Лесной кодекс пункт об обязательной утилизации лесных отходов. В свою очередь правительству рекомендовано разработать государственную программу развития возобновляемых источников энергии начиная с 2010 года, а Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации предусмотреть ее финансирование за счет средств федерального бюджета.

      Как заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по экономическому развитию и поддержке предпринимательства могу ответственно заявить, что данное совещание было весьма результативным. Есть масса других примеров конструктивного взаимодействия вертикали "общество - государство".

      - Расскажите, как строится взаимодействие Союза машиностроителей с органами исполнительной власти?


      - Приведу только один показательный пример. 15 мая глава государства Дмитрий Медведев объявил о создании специальной комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики при президенте РФ. Эта комиссия станет своеобразным координационным центром, свой вклад в работу которого будут вносить представители всех заинтересованных сторон - государства, бизнеса, экспертного и научного сообщества. Этот орган будет выдавать четкие рекомендации, на основе которых президент РФ будет принимать решение по актуальным проблемам развития экономики - и, в первую очередь, машиностроительного комплекса. Мы считаем, что в определенной степени в решении о создании такой комиссии есть и наша заслуга: Союз машиностроителей неоднократно заявлял о необходимости формирования новых государственных институтов, которые могут помочь в модернизации промышленности.

      Следующим шагом может стать формирование аналогичной комиссии при Общественной палате РФ. Созданная там рабочая группа, которую мне поручили возглавить, может стать той самой площадкой по формированию нового органа поддержки реального сектора экономики нашей страны.

      - Помимо форсирования дискуссии о проблемах машиностроения, каких практических мер по поддержке отрасли вам удалось добиться от государства?


      - В конце прошлого года глава правительства РФ Владимир Владимирович Путин утвердил антикризисный план с четкой программой действий. В него вошли и многие из наших предложений, которые председатель Союза машиностроителей России Сергей Викторович Чемезов изложил в письме на имя премьер-министра. Кроме того, наши рекомендации легли в основу программы поддержки автопрома: повышены таможенные пошлины на иномарки, запущен механизм получения госгарантии по кредитам, увеличены и централизованы госзакупки.

      В планы по поддержке отечественного сельхозмашиностроения, обнародованные председателем правительства РФ на совещании в Ростове-на-Дону, также вошли меры, предлагаемые Союзом ранее. В первую очередь, это касается вопроса направления бюджетных средств, выделяемых на поддержку сельского хозяйства, исключительно на закупку отечественной техники, предоставление госсредств для развития агролизинговых услуг, а также увеличения ввозных таможенных пошлин на новую и бывшую в употреблении импортную сельхозтехнику.

      При этом Союз машиностроителей обращался в правительство не только с предложениями, затрагивающими отрасль в целом, но и вполне конкретные системообразующие промышленные предприятия. В результате многие из этих предложений услышаны, а предприятиям оказана адресная государственная поддержка.

      Думаю, что все эти факты ярко свидетельствуют о том, что партнерство гражданского общества и власти идет весьма эффективно и приносит вполне ощутимые результаты.
                                                                                                                                                                                                                                                                            
Информационные продукты Интерфакс-АВН
Ежедневный информационный вестник


Еженедельный информационный вестник


Вестник
"ВПК России и
экспорт оружия"



© 2013 Интерфакс-Агентство Военных Новостей. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса-Агентства Военных Новостей.