Интерфакс-Агентство военных новостей - самая полная и оперативная информация о силовых структурах, спецслужбах, оборонной промышленности России и стран СНГ
эксклюзивная информация из достоверных источников...
  Эксклюзив :
Сергей Поздняков: "Для высадки на Марс будет создан совершенно новый скафандр"

12 мая грузовой корабль "Прогресс" доставит на Международную космическую станцию третий российский скафандр нового поколения "Орлан-МК" разработки научно-производственного предприятия "Звезда". В июне космонавты впервые смогут опробовать новые скафандры во время выхода в открытый космос. О планах дальнейшего развития отечественного космического и авиационного снаряжения и средств спасения "Интерфаксу-АВН" рассказал генеральный директор и главный конструктор НПП "Звезда" Сергей ПОЗДНЯКОВ.

      - Сергей Сергеевич, следующий выход в открытый космос российские космонавты впервые будут осуществлять в новых скафандрах "Орлан-МК". В чем его особенности?


      - Срок службы скафандров ограничен 4-5 годами. После этого их необходимо менять. За этот период мы стараемся внести в новую модель полезные усовершенствования. Так, главным отличием "Орлана-МК" от предшественника является встроенный в скафандр компьютер, который "спрятан" в наспинном ранце. Есть и другие, менее заметные отличия, например, изменена система регулировки длины рукавов и штанин.

      С "Орланом-МК" космонавт может забыть о постоянном контроле систем скафандра, а сосредоточиться на основных задачах выхода в открытый космос. Компьютер сам выведет на дисплей данные о состоянии систем скафандра, различные подсказки, которые раньше космонавт держал в уме. В будущем компьютер сможет давать советы космонавту, выполнять за него часть задач, например, при шлюзовании обеспечивать смену газового состава кислородной смеси для дыхания, необходимый уровень давления, комфортное тепловое состояние, следить за штатной работой всех систем.

      - Каким будет космический скафандр следующего поколения?


      - Следующая серия скафандров будет называться "Орлан-МКС". Но к Международной космической станции название никакого отношения не имеет. Буква "С" обозначает синтетическую, а конкретно, полиуретановую оболочку скафандра, которая придет на смену резиновой. Полиуретан очень надежный и долговечный материал. Его структура такова, что даже при повреждении острым предметом отверстие не расползается. Такая надежность позволит нам отказаться от двойной оболочки современных скафандров, сделать новый "Орлан" более подвижным и комфортным.

      Срок службы скафандра может вырасти до шести-семи лет. Увеличится количество выходов, в которых можно будет использовать новый "Орлан". Если "Орлан-М" рассчитан на 12 выходов в открытый космос продолжительностью около шести часов, а "Орлан-МК" на 15 выходов, то в "Орлане-МКС" - до 20.

      Еще одно планируемое нововведение - отображение информации на стекле шлема. С технической стороны это понятно как сделать, однако в скафандре поддерживается кислородная среда, поэтому помещать внутрь какие-либо электрические устройства можно только обеспечив пожаробезопасность. Любая искра может привести к трагедии.

      МКС самый большой рукотворный объект в космосе. Передвигаясь по его внешней поверхности, космонавт может не понять, где он сейчас точно находится и куда ему двигаться дальше. Поэтому к нам поступают предложения снабдить скафандр системой позиционирования, чтобы космонавт мог видеть свое местоположение на схеме станции. Но мы пока этим вопросом не занимаемся.

      - Когда может появиться "Орлан-МКС"?


      - Первые модели появятся в 2012 году, а окончательный вариант должен быть готов к 2015 году.

      - Российские скафандры превосходят американские?


      - По многим параметрам. Основное их преимущество заключается в длительном сроке службы. При этом дополнительное обслуживание на земле не требуется. В то время как американские необходимо каждые полгода возвращать на землю для техобслуживания. О надежности "Орланов" говорит случай, произошедший пару лет назад. Тогда часть систем американских скафандров отказали перед выходом в космос. Астронавтам пришлось работать в наших "Орланах". Сейчас, как правило, они выходят в открытый космос только во время прилетов шаттлов, которые привозят новые скафандры, подготовленные и проверенные специалистами на Земле.

      В 2010 году шаттлы прекратят полеты, но США не намерены отказываться от выходов в космос. Правда, каким способом они собираются обслуживать свои скафандры пока не совсем понятно. На наши предложения закупить российские "Орланы" они отвечают отказом.

      Еще один плюс российских скафандров - космонавт может самостоятельно его надеть. У испытателей НПП "Звезда" эта процедура занимает одну-две минуты, у космонавтов в условиях невесомости чуть больше. В американский скафандр влезть не так просто - необходима помощь других членов экипажа, а сама процедура занимает гораздо больше времени.

      Кроме того, российские скафандры проще в эксплуатации. В них могут работать как невысокие, так и высокие космонавты без замены элементов оболочки. Такая особенность достигается за счет использования в "Орланах" специальной системы регулирования длинны рукавов и штанин. В "Орлане" выше рабочее давление и на процедуру десатурации - процесса выведения азота из крови космонавта во избежание кессонной болезни, уходит около 30 минут, в то время как американским астронавтам приходится длительное время носить кислородную маску и, порой, ночевать в шлюзовом отсеке перед работой в открытом космосе.

      И, наконец, тоже немаловажное достоинство российских "Орланов" - их цена. Они стоят на порядок дешевле американских.

      - Что будет со старыми скафандрами, имеющимися на станции?


      - Один из них планируется загрузить в транспортный корабль "Прогресс" и затопить в Тихом океане. Из второго, насколько я знаю, хотят сделать студенческий спутник "Радиоскаф" - набить скафандр научной аппаратурой и во время одного из выходов в космос отправить в свободный полет. О сроках проведения этого эксперимента сказать ничего не могу, так как не знаю, доставлена ли на станцию студенческая аппаратура. Честно скажу, я не сторонник таких экспериментов. Каждый раз, когда по телевидению показывают, как скафандр отлетает от станции, у меня ползут мурашки по коже. Всегда возникают мысли: "Не дай Бог, там находится человек". Из-за таких ассоциаций я предлагал сделать оболочку для аппаратуры в виде сферы из ткани. Это недорогое удовольствие, а "начинки" туда может поместиться не меньше, чем в "Радиоскаф".

      - "Звезда" занималась разработкой спасательного реактивного ранца для космонавтов, работающих в открытом космосе. Эта система нашла применение?


      - Мы занимались разработкой системы спасения космонавта в самом начале строительства МКС. Американской стороной тогда были определены стандарты в области безопасности при работах в открытом космосе для всех участников проекта. Требовалось, в частности, оборудовать все скафандры системой, позволяющей вернуть космонавта, оторвавшегося от поверхности станции.

      Мы же убеждали партнеров, что обойдемся без подобной системы. При этом опирались на накопленный опыт работы в космосе - на тот момент за нашими космонавтами числилось около ста выходов. Дело в том, что с советских времен в нашей космонавтике действует закон: скафандр космонавта оснащен двумя защелками-карабинами. Одним из них космонавт пристегнут к поручню, а второй при движении перестыковывает к другому поручню. Меняя карабины, космонавт передвигается по внешней оболочке станции.

      Подобная система обеспечивает космонавту полную безопасность. Но США заявили, что раз их астронавты будут работать в наших скафандрах, мы обязаны иметь систему спасения. Они даже согласилась оплатить часть работ по этой тематике. Другая часть финансирования шла от Роскосмоса.

      В итоге "Звезда" создала несколько образцов системы спасения космонавта. Они прошли наземные испытания и были готовы к летным. Планировалось, что на станцию их доставит американский шаттл. Но все планы нарушила трагедия с "Колумбией" в 2003 году, которая привела к прекращению полетов "челноков" на два года. Программа испытаний системы в открытом космосе была свернута.

      С тех пор прошло уже пять лет, сроки гарантии на комплектующие системы истекли. Если и отправлять на МКС подобную систему, то необходимо делать новые образцы, а для этого нужны деньги. В сегодняшних экономических условиях вряд ли кто станет этим заниматься.

      - Как сказался экономический кризис на работе предприятия?


      - Пока, мы не ощутили на себе сильного влияния мирового экономического кризиса. К счастью Роскосмос выполняет все свои финансовые обязательства в полном объеме и в срок. Бюджетное финансирование предприятий космической отрасли осталось на уровне заявленных в конце прошлого года показателей. Также нет существенных изменений в финансировании экспортных программ по авиационной тематике.

      - Будет ли "Звезда" заниматься разработкой летного скафандра для нового космического корабля, эскизное проектирование которого поручено РКК "Энергии"?


      - Мы ждем исходных данных на корабль: размеры, параметры перегрузок, время полета в случае разгерметизации кабины. Несколько лет назад "Звезда" участвовала в расчетах характеристик летного скафандра для корабля "Клипер". Но это была совершенно иная система, корабль должен был приземляться как самолет. Нынешний корабль иной компоновки, большего размера, возможно, и скафандры для него нужно разрабатывать заново. Кстати, есть идеи посадить космонавтов, которые не принимают участие в управлении кораблем, в герметичные капсулы, вместо скафандров. Космонавт входит в такую капсулу, закрывает гермомолнию и сидит в ней как в яйце на опасных этапах полета.

      Надеемся, что наряду с летным скафандром для нового корабля, "Звезда" вместе с корпорацией "Энергия" будет работать по новым креслам, системе жизнеобеспечения, ассенизационному устройству.

      - Декларируется, что новый корабль предназначен для полетов не только на земную орбиту, но и для полетов к Луне. Можно ли для лунных прогулок использовать "Орланы"?


      - Не знаю, когда такой полет будет реализован, но начинать думать о скафандре для работы на лунной поверхности нужно уже сейчас. В принципе его можно создать на базе скафандра "Орлан", который, в свою очередь, вырос из скафандра "Кречет", созданного для советской лунной экспедиции. Нужно изменить конструкцию оболочки ног "Орлана", чтобы в нем можно было удобно ходить по поверхности. Если нам поступит такое задание, мы готовы выполнить его достаточно быстро.

      - Можно ли будет использовать лунный скафандр на Марсе?


      - Я полагаю, это будет затруднительно. Объясню почему. В полете на Марс экипажу может понадобиться несколько типов скафандров: спасательный скафандр, скафандр для работы на поверхности Марса и отдельно для выхода в открытый космос, на случай ремонта корабля во время перелета. Учитывая, что в экспедиции наверняка будут жесткие ограничения по массе, взять с собой все эти скафандры и запчасти к ним будет затруднительно. Мы склоняемся к необходимости использования универсального скафандра для всех этих задач, или, по крайней мере, скафандра модульного принципа, в котором возможна взаимная замена компонентов.

      Нами ведутся научно-исследовательские работы в этом направлении. Такой скафандр получил у нас наименование "планетарного". Учитывая, что в ближайшее десятилетие вряд ли произойдут какие-то революционные изменения в производстве материалов, в подходе к защите человека в условиях вакуума, мы в основном работаем над конструкцией оболочки планетарного скафандра.

      США тоже не стоят на месте. На уровне университетов там ведутся разработки так называемой "второй кожи" - обтягивающего костюма для космонавтов. То есть работы не стоят на месте. Мы следим за результатами насколько можем, но сами смелых шагов в этом направлении не делаем.

      Кроме того, специалисты "Звезды" прорабатывают возможность создания новых систем жизнеобеспечения космонавтов с жидким кислородом. Опыта его использования мы раньше не имели. По массовым характеристикам жидкий кислород возить на орбиту дешевле, чем баллоны со сжатым воздухом. А получать из него газообразный кислород можно с помощью выделяемого человеком тепла.

      - "Звезда" работает не только по космической, но и по авиационной тематике. По заказу фирмы "Камов" Вы ведете разработку вертолетного кресла-катупульты. Для каких "Камовских" вертолетов предназначено это кресло?


      - Основной акцент по вертолетной тематике сделан нами на создание принципиально нового кресла - катапультно-амортизационной системы для вертолета Ка-52. Оно способно не только спасти пилота при потере управления вертолетом, но и погасить удар при жесткой посадке. Аналогов нашей разработки в мире нет. Сейчас на полигоне в Подмосковье практически завершились испытания опытной партии кресел, параллельно с этим разворачивается производство кресел для поставки на серийный завод.

      Напомню, в мире существует только два вертолета с катапультными креслами, это российские Ка-50 и Ка-52. Их катапультные кресла кардинально отличается от самолетных систем. Чтобы пилот мог спастись, необходима цепь последовательных операций: от вертолета отстреливаются лопасти, потом специальной ракетой разрушается стекло и через него штосом выдергивается летчик.

      - Какие новые технологии будут использованы в средствах жизнеобеспечения самолета 5-го поколения?


      - Традиционно "Звезда" делала целый комплекс авиационных средств жизнеобеспечения. Это и авиационные кресла, противоперегрузочные костюмы, шлемы, системы дыхания. По программе самолета пятого поколения нами разрабатывается абсолютно новый шлем летчика с системой целеуказания и рядом иных инноваций. Они, естественно, увеличивают нагрузку на голову и позвоночник пилота при катапультировании, поэтому собственно шлем мы делаем существенно легче существующих.

      Чтобы избежать вихляний и тряски системы целеуказания шлем должен очень плотно облегать голову. Внутренняя оболочка каждого шлема будет делаться индивидуально под форму головы пилота.

      Сам шлем станет основой для бронешлема, а также шлема для вертолетчиков. Внешне он будет существенно отличаться от использующихся сейчас шлемов пилотов. В данный момент на предприятии началось производство опытной партии шлемов. Рассчитываем осенью начать испытания, чтобы завершить их в следующем году.

      Самолет пятого поколения, как декларируется, будет обладать повышенной маневренностью. Летчик при этом будет испытывать серьезные перегрузки. Наша задача сделать противоперегрузочную систему, которая позволила бы ему не потерять сознание во время маневрирования. Использовать старые системы не получится, они не отвечают требованиям нового самолета.

      Кресло пилота претерпит достаточно существенные изменения. Оно будет создано на основе хорошо зарекомендовавшего себя катапультного кресла К-36, но с добавлением компьютерной системы, позволяющей расширить возможности кресла при спасении пилота.

      Основное что тормозит нашу работу по тематике самолета пятого поколения, разработке новых космических и авиационных систем, это отсутствие в России производства новых материалов с нужными нам качествами. Институты, которые должны разрабатывать новые материалы либо прекратили свое существование, либо их научные и производственные мощности находятся в плачевном состоянии. Многие материалы нам приходится закупать за рубежом, например, тот же полиуретан для оболочки новых скафандров. Говорить о каких-то прорывных технологиях в таких условиях не приходится, но мы делаем все что можем.
                                                                                                                                                                                                                                                                            
Информационные продукты Интерфакс-АВН
Ежедневный информационный вестник


Еженедельный информационный вестник


Вестник
"ВПК России и
экспорт оружия"



© 2013 Интерфакс-Агентство Военных Новостей. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса-Агентства Военных Новостей.