Интерфакс-Агентство военных новостей - самая полная и оперативная информация о силовых структурах, спецслужбах, оборонной промышленности России и стран СНГ
эксклюзивная информация из достоверных источников...
  Эксклюзив :
ВВС России знают как бороться с воздушным терроризмом - генерал армии Михайлов

       Военно-воздушным силам России законодатели предоставили возможность сбивать, в том числе гражданские лайнеры, захваченные террористами. Как военные намерены бороться с воздушным терроризмом, какими силами и средствами они располагают для обороны воздушных рубежей, а также о перспективах развития военно-воздушных сил рассказал главнокомандующий генерал армии Владимир Михайлов в эксклюзивном интервью корреспонденту "Интерфакса-АВН" Сергею Бабичеву.

       - Определил ли порядок нейтрализации воздушных террористов принятый закон "О противодействии терроризму"? Самая большая дискуссия при обсуждении этого документа была по вопросу сбивать - не сбивать? Как будут действовать в случае захвата авиалайнера ВВС?


       - Этим вопросом (борьбой с воздушным терроризмом - "ИФ-АВН") мы занимались давно, занимались постоянно. Механизм существовал и раньше, а сейчас он еще и узаконен. Уже есть соответствующие документы, которые четко определяют, кто и как должен действовать - министр обороны, главком, дежурные генералы, другие должностные лица.
       Во всяком случае, я знаю, что мне нужно делать в таких ситуациях, и не боюсь за последствия принятых мною решений, но по понятным причинам нецелесообразно раскрывать алгоритм действий, состав сил и средств, которые будут задействоваться при проведении такого рода антитеррористических операций.
       В 1993 году мне довелось руководить операцией по освобождению ростовских школьников захваченных террористами с использованием вертолета. Слава Богу, что хватило ума и всего остального, чтобы эту операцию, а она была первой с захватом террористами вертолета, закончить бескровно, освободить всех заложников, вернуть 10 миллионов долларов, захватить бандитов, осудить их.
       Я на собственной шкуре испытал, как бороться с воздушным терроризмом, где и какие усилия прилагать. Нельзя расслабляться: с бандитами надо разговаривать как можно жестче, диктуя свои позиции, свою волю, а не слушать их. Чем жестче разговариваешь, тем они больше пасуют. А если идти непонятно на какие договоренности, то бандиты начинают наглеть и берут верх.

       - Как идет оснащение строевых частей ВВС новейшими зенитными ракетными системами (ЗРС) С-400 "Триумф"?


       - Мы в этом году получаем новую систему С-400, и первый полк к концу года будет перевооружен на эти зенитные ракетные системы (ЗРС). Полк будет базироваться совсем недалеко от Москвы.
       
       - Какими темпами будет идти перевооружение других полков ПВО на ЗРС С-400 "Триумф, разрабатываемые и производимые концерном ПВО "Алмаз-Антей", ?


       - Здесь не нужны какие-то сверхвысокие темпы. Нам достаточно перевооружать ежегодно на новые системы по одному, максимум - по два полка, которых у нас 35. Нет необходимости торопиться с переоснащением, поскольку проведенная ранее модернизация техники некоторых полков, позволит работать на ней около десятка лет. Зачем же эту технику куда-то убирать? Перевооружение на новые системы мы будем проводить постепенно, по мере появления перед нами новых задач.
       Нет никаких сомнений, что первый полк будет перевооружен на С-400 в установленные сроки. Теоретическую подготовку личного состава мы ведем и соответствующую материально-техническую базу уже активно готовим.

       - Какова, на Ваш взгляд, роль ЗРС С-400 в создании системы воздушно-космической обороны (ВКО) России?


       - Эти системы - надежная основа для создания структур ВКО. С-400 близко подводит к этому. У нас наряду с ЗРС С-400 есть еще и другая система - А-135, и сейчас все это сконцентрировано в одних руках. В результате мы, конечно, выйдем на параметры, которые близки к тому, что мы желаем видеть после 2011 года.
       Со временем в состав ВВС войдет войсковая ПВО, находящаяся сейчас в подчинении командования военных округов. Все последние учения, и эксперимент, который мы проводили на базе нашей 6-й армии и Ленинградского военного округа, показывают правильность этого решения. Когда все это будет в одних руках, эффективность ПВО существенно возрастет. Никаких организационных сложностей при вхождении войсковой ПВО в состав ВВС не будет.

       - Владимир Сергеевич, планируется ли принимать на вооружение отечественных Военно-воздушных сил транспортный самолет Ан-70, программа создания которого реализуется Россией и Украиной?

       
       - Зачем нам еще один тяжелый самолет, когда их у нас и так вполне достаточно? Он просто не нужен. Министр обороны четко сказал, что Ан-70 вышел за рамки среднего самолета, стал тяжелым. Но эффективность его, как тяжелой машины, в сравнении с Ил-76 в 2,8 раза ниже - по дальности полета, грузоподъемности, скорости и многим другим параметрам. Просто уже даже несерьезно говорить об этом самолете. Тем более, если учесть намерение Украины вступить в НАТО. Кроме того, окончание программы по созданию Ан-70 возможно лишь при достаточно мощном ее финансировании.
       Самолет Ан-70 достаточно дорогая и ненужная для нас вещь. К этой программе многие пытались присоединиться, но все они, разобравшись в сути проекта, отходили: самолет был явно сырой. Кроме того, под него надо было менять всю наземную систему обслуживания, а это тоже очень дорогая часть программы.
       Если бы Ан-70 шел, как раньше планировалось, на замену Ан-12 в качестве среднего самолета, мы бы эту программу быстрее "закрутили" и сделали. Но самолет в конечном итоге вышел в класс тяжелых машин.

       - Как быть со средствами, которые затратила на создание Ан-70 Россия, в случае выхода Москвы из этого совместного с Киевом проекта?


       - С нашей стороны денег вложено значительно больше, чем с украинской. Сейчас, насколько мне известно, стороны проговаривают такую возможность разрешения ситуации: Россия заявляет о выходе из программы, Украина готова вернуть нам затраченные средства, после чего выйдет с этим самолетом на рынок самостоятельно.
       Многие связывают судьбу Ан-70 с моей судьбой. А я просто предъявил к самолету технические претензии, которые, к сожалению, не устранены до сих пор. На днях представитель "Мотор Сич" сказал мне, что сейчас, наверное, они нашли пути, чтобы двигатель Д-27 заработал нормально. Но теперь все эти решения надо исполнить "в железе" и потом выдать на-гора. Это еще несколько лет. Но в конечно итоге мы опять выходим с тяжелым самолетом, который, повторяю, не нужен.
       

       - Владимир Сергеевич, на Ваш взгляд, могут дезинтеграционные политические процессы на пространстве СНГ негативно повлиять на функционирование объединенной системы ПВО Содружества?


       - Объединенная система ПВО стран СНГ сейчас дополнена другой структурой - Организацией Договора о коллективной безопасности, в которую входят основные страны Содружества. ОДКБ живет и набирает обороты - это самое главное. Поэтому последние события в странах СНГ нас, в общем-то, не пугают.
       Мы активно помогаем странам ОДКБ в оснащении средствами ПВО, поэтому, если не будет нормальных контактов с теми странами, которые не входят в ОДКБ, это для нас не очень накладно и заметно.

       - Как может сказаться на общей безопасности Содружества решение Грузии выйти из совета министров обороны стран СНГ?


       - Я хоть и не могу давать президенту Саакашвили какие-то политические оценки, но позиция и поведение руководителей Грузии к хорошему не приведут. И не случайно уже начались митинги с требованиями отставки Саакашвили. Мне кажется, грузинский народ рано или поздно поймет, что у него за руководители. Пусть он сам с ними определяется.

       - Как Вы оцениваете состояние предприятий оборонно-промышленного комплекса, разрабатывающих и производящих системы ПВО?


       - Объединение под эгидой концерна ПВО "Алмаз-Антей" профильных предприятий подтверждает правильность курса на реструктуризацию ОПК России путем создания крупных холдингов.
       Создание концерна ПВО "Алмаз-Антей", который объединяет более 40 предприятий, - в целом абсолютно правильный подход. Сейчас эта структура работает весьма активно.
       С созданием концерна стало меньше раздрая, который всегда имел место между предприятиями отрасли, ненужной конкуренции и других негативных явлений. Сейчас этого нет. Мы вышли на цивилизованный уровень, когда всем понятно - что, сколько и когда делать. В этом большая заслуга министерства обороны, а также концерна ПВО "Алмаз-Антей".
       Создание в России по аналогичной схеме Объединенной авиастроительной корпорации положительно скажется на состоянии этой отрасли промышленности.
       Нужно также отметить, что более эффективной работе отечественного ОПК будет способствовать создание Военно-промышленной комиссии (ВПК) при правительстве Российской Федерации. Я уверен, что результаты работы ВПК мы почувствуем уже в этом, 2006 году.

       - Как идут дела с поступлением в строевые части модернизированных истребителей Су-27СМ?


       - Мы модернизировали в вариант Су-27СМ почти целый полк. И, поверьте мне, это практически новая техника. В результате модернизации возможности самолета улучшены более чем в три раза. Су-27СМ необходим нам еще и потому, что установленная на нем новая авионика - первая стадия той "начинки", которая будет на перспективном авиационном комплексе фронтовой авиации (ПАК ФА), разрабатываемом компанией "Сухой". Со старой авионикой мы не могли "прыгнуть" на качественно новую высоту. Именно модернизация позволит сделать этот переход плавным.
       Допустим, ПАК ФА появится в серии через три года, а до этой поры мы, не теряя времени, отработаем с летным составом новые программы на Су-27СМ. Я недавно сидел в тренажере ПАК ФА. Там работа летчика, конечно, минимизирована, но выйти на эти параметры сразу невозможно. И тут, безусловно, нужны какие-то промежуточные стадии подготовки летчика.

       - Вы упомянули работы по созданию ПАК ФА - боевого самолета 5-го поколения. Как они продвигаются?


       - По ПАК ФА мы в графике. Сейчас, начиная с 2006 года, мы увеличили финансирование этого проекта, чтобы ни на шаг не отступить от программы - когда должен подняться первый самолет, когда провести испытания и так далее.

       - Когда планируется возместить задолженность Комсомольскому-на-Амуре авиационному производственному объединению за выполненные в интересах ВВС работы по модернизации самолетов Су-27 в вариант Су-27СМ?


       Да, действительно, в 2005 году мы не смогли рассчитаться за все самолеты, которые были на заводе отремонтированы с выполнением модернизации. Тем не менее, в соответствии с достигнутой договоренностью, мы эти самолеты забрали, летный состав их эксплуатирует, и в этом году мы за них рассчитаемся. А также рассчитаемся за следующую партию. Программа, предусматривающая модернизацию двух полков, в ближайшие годы будет выполнена.

       - То есть, особой необходимости закупать новую технику сейчас нет, и вполне можно обойтись модернизацией?


       - Не то, чтобы нет необходимости - у нас просто не хватает пока еще достаточного количества средств, чтобы резко увеличить закупку авиатехники. Тем не менее, мы начали покупать бомбардировщики, делаем и закупаем модернизированные самолеты фронтовой авиации, обновляется вертолетный парк.
       За последние годы мы сконцентрировали свое внимание на производстве новой авиационной техники и на проведении хорошей модернизации. Все наши самолеты выпуска 1970-80-х годов. Тогда элементная база была совсем другой, на иной основе. Сейчас в войска поступила новая авионика. Поэтому проводим модернизацию практически всех типов самолетов, которые есть на вооружении - МиГ-29, Су-24, Су-25, Су-27, МиГ-31... Не делаем только модернизацию Л-39, в этом просто нет никакой необходимости. Модернизируем и вертолеты.
       Одно из самых главных достижений последнего времени то, что самолет Су-27ИБ - как его раньше называли, а сейчас сменили название на Су-34 - не только получил предварительное заключение, но и практически выполнил весь объем испытаний, и с 2006 года мы уже покупаем две серийные машины. План последующих закупок был объявлен министром обороны при посещении Новосибирского авиационного производственного объединения.

       - Когда ВВС пополнятся этими двумя самолетами Су-34?


       - Первую машину мы получим в конце августа - начале сентября, вторую - следом, ориентировочно, в октябре. Обе пойдут в Липецк. Надо отметить, что из тех восьми машин, которые были у нас ранее, восьмая уже в новом облике, шестую и седьмую переделываем в новый облик. На этих машинах уже летом будут летать летчики-методисты из нашего Липецкого центра, чтобы как можно быстрее разработать методики использования Су-34 летным составом строевых частей.

       - Как продвигаются работы по Як-130?


       - В этом году начинаем испытания сразу на трех самолетах Як-130, что позволит до конца года эти испытания завершить. Причем, третий самолет фактически серийный, и он уже будет постоянно закреплен за ВВС. У Як-130 хорошие перспективы, высокий экспортный потенциал. Даже Алжир заказал 16 самолетов этого типа. Сейчас ведутся переговоры с другими странами, да и нам он крайне необходим. России нужно порядка 200 таких машин.

       - Когда ВВС примут партию всепогодных ночных вертолетов Ми-28Н "Ночной охотник"?


       - Три машины будем получать в мае - максимум начале июня текущего года.

       - Что нового в военно-транспортной авиации (ВТА)?


       - На самолет Ил-76МД мы поставили новый двигатель ПС-90А-76, который позволяет выполнять полеты по требованиям 4-ой главы ИКАО. Эти двигатели с большей тягой несут и больший груз, и значительно лучше выполняют полеты по трассам, выходя в нужные точки с нужным набором высоты. То есть, машина приобретает новую жизнь. В 2005 году завершили испытания самолета Ил-76МФ - с этим же двигателем ПС-90А грузоподъемностью 60 тонн.
       Вместе с Индией делаем средний транспортный самолет, хотя у нас есть и резерв - своя машина этого класса. Неплохо идет работа по легкому Ил-112.
       Программа по военно-транспортной тематике реализуется нормально. Тот парк, который есть в ВТА сегодня, можно спокойно эксплуатировать до 2020 года за исключением самолетов Ан-26 и Ан-24. Чтобы как можно быстрее заменить парк этих машин, мы и начали с легкого Ил-112.

       - Как обстоят дела с налетом летного состава? Этот показатель многие по-прежнему считают ключевым для оценки состояния дел в отечественных ВВС.


       - За последние четыре года налет увеличился в 1,8 раза, а по родам авиации, например, во фронтовой, он возрос примерно в 2,5 раза. В среднем в военно-транспортной авиации он превышает 70 часов на одного летчика, в дальней авиации - за 50 часов, во фронтовой - за 40. А вот инструкторский летный состав в училищах и сами курсанты практически стали выполнять ту норму налета, которая определена им за период обучения в вузах - 200 часов. Мы в 2005 году второй раз (первый был в 2004-ом) выпустили 37 лейтенантов с 3 классом. Когда уже из училища выходит классный летчик - это хороший показатель.
       Так что налет летного состава мы в последнее время увеличиваем ежегодно. Керосин поступает примерно на одном уровне, даже - чуть уменьшаясь в объемах, но в результате прошедших в ВВС организационно-штатных мероприятий снизилось количество летного состава. За счет этого, а также используя более экономичные учебно-боевые самолеты мы даже при меньшем количестве авиатоплива смогли налет увеличить.
       Надеемся, что в текущем году будет принято решение о дополнительном выделении керосина - в этом есть большая необходимость.
       
                                                                                                                                                                                                                                                                            
Информационные продукты Интерфакс-АВН
Ежедневный информационный вестник


Еженедельный информационный вестник


Вестник
"ВПК России и
экспорт оружия"



© 2013 Интерфакс-Агентство Военных Новостей. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса-Агентства Военных Новостей.