Интерфакс-Агентство военных новостей - самая полная и оперативная информация о силовых структурах, спецслужбах, оборонной промышленности России и стран СНГ
эксклюзивная информация из достоверных источников...
  Эксклюзив :
Алексей Краснов: "Россия не должна потерять рынок космического туризма"

О будущем российской пилотируемой космонавтики в период до 2020 года и в более отдаленной перспективе, а также о космическом туризме рассказывает в интервью "Интерфаксу-АВН" руководитель пилотируемых программ Роскосмоса Алексей КРАСНОВ.

      - Алексей Борисович, в 2009 году экипаж Международной космической станции увеличивается с трех до шести человек. При этом практически удваивается - с двух до четырех в год - количество стартов российских кораблей "Союз" для доставки на станцию космонавтов. Означает ли это, что о программе космического туризма можно будет забыть?


      - Хорошо, что вы задали этот вопрос. В последнее время нередко раздаются комментарии, что все, мол, сфера туризма закрывается. Я бы так не говорил.

      Да, в рамках Федеральной космической программы мы до сих пор использовали места в "Союзах". Конкретно, одно место в составе краткосрочной экспедиции посещения. То есть турист мог слетать на МКС, провести орбите порядка десяти дней и вернуться. Сейчас, с увеличением экипажа МКС до шести человек, ситуация с космическими туристами меняется. Но мы будем использовать другие возможности, чтобы не потерять этот сегмент космической деятельности.

      Например, у нас подписан контракт на создание дополнительно еще одного пилотируемого корабля. То есть, это будет пятый корабль в дополнение к четырем "Союзам", запускаемым в год в рамках Федеральной космической программы. Предприниматели вышли в Роскосмос с предложением и подтвердили свою дееспособность в финансовом плане. Контракт с ними основан на экономических условиях, сопоставимых с теми, на которых Роскосмос сегодня взаимодействует, например, с американским агентством НАСА, которое приобретает у нас места для своих астронавтов.

      Единственное, что пока точно не определено - это год, когда этот корабль может быть создан. Это связано с тем, что у нас напряженная для промышленности программа пусков и производства - четыре "Союза" в год, плюс "Прогрессы". Когда будет готов этот дополнительный корабль - пока сложно сказать. Предполагаю, что на рубеже 2012 года.

      Наших партнеров это устраивает. Они готовы немного подождать, взять некий тайм-аут между текущим и 2012 годом, когда этот корабль появится.

      Кроме того, идут переговоры с Индией, которая тоже проявила интерес к идее постройки дополнительного корабля "Союз" для своих нужд.

      Словом, я считаю, что так или иначе нужно увеличивать производственные мощности. Иначе мы этот рынок просто-напросто упустим, и он уйдет, допустим, к Китаю, который заявил, что может делать кораблей столько, сколько надо. У них этих проблем нет.

      - Можно уточняющий вопрос? Сколько на таком корабле полетит туристов и сколько профессиональных космонавтов?


      - Мы считаем, что достаточно будет одного профессионального командира корабля. То есть в полет смогут отправиться сразу два космических туриста. Естественно, организация, заказывающая корабль, должна оплатить место командира. Что касается туристов, или, как правильнее говорить, участников космического полета, то опыт показывает, что многие из них весьма профессионально выполняют достаточно сложные научные программы. Да, они не профессионалы, они не члены профессиональных отрядов космонавтов той или иной страны. Но вообще с точки зрения их космической подготовки - научной, инженерной, физической - они заслуживают уважения.

      - Алексей Борисович, недавно стало известно о планах Роскосмоса создать к 2020 году, когда завершится эксплуатация Международной космической станции, новую орбитальную базу. Сообщалось, что она может быть использована для подготовки пилотируемых полетов на Луну и Марс.


      - Да, такие предложения нами подготовлены. Другое дело, что нам еще предстоит убедить правительство в необходимости такого проекта. Нам логика такого шага очевидна. Мы предполагаем, что срок службы МКС по техническим возможностям будет продлен до 2020 года, после чего ее, скорее всего, постигнет судьба нашей станции "Мир". И значит, к рубежу 2020 года уже нужно создавать задел новой низкоорбитальной космической инфраструктуры.

      Потому что нельзя оказаться в ситуации, в которой сейчас оказались наши американские коллеги. Они приняли решение закрыть программу "Шаттл" с 2010 года. И, по сути дела, у них до 2016 - 2017 годов летать на орбиту будет не на чем. А это, в общем-то, крайне губительно для промышленности, для фирм, которые работают в этой сфере. Кстати, НАСА выходит из этой ситуации с нашей помощью.

      Нельзя остановиться и ждать. Нельзя оказаться на земле на несколько лет. Нужно продолжать летать. Мы исходим в нашем планировании из того, что когда будет принято решение закончить этап эксплуатации МКС, то к этому рубежу надо готовить первый элемент низкоорбитальной космической инфраструктуры. Она будет, с одной стороны, выполнять функции экспериментальной базы, так же, как и МКС, а с другой стороны - новые функции сборочного комплекса на низкой орбите, с тем, чтобы собирать на низкой орбите экспедиционные комплексы, в том числе для полетов к Луне.

      - Если правительство одобрит эти предложения, когда первые элементы орбитальной базы могут появиться в космосе?


      - Примерно в 2020 году. Почему примерно? Потому что это еще предварительное планирование. Я хочу подчеркнуть, что эти планы пока не одобрены правительством, мы их с правительством проговариваем.

      - Каковы планы Роскосмоса по созданию космических кораблей и ракет-носителей, которые смогут стартовать с нового космодрома Восточный в Амурской области?


      - Конкурс на разработку корабля, который мы рассматриваем как перспективное пилотируемое транспортное средство нового поколения, должен состояться в этом году. Если, конечно, нам крылья не подрежут с точки зрения экономики. Здесь очень много зависит, как будут развиваться события в экономической сфере. В планах это у нас стоит. Пока средства на это дело мы всеми силами защищаем от всевозможных ограничений финансирования, которые уже, к сожалению, имеют место быть.

      Мы стараемся создать условия для того, чтобы провести конкурс и экспертное проектирование в текущем году и закончить в следующем.

      Это корабль под ракетно-космический комплекс нового поколения. В него будет входить ракета-носитель, способная вывести на орбиту полезную нагрузку массой порядка 20 тонн. Сам корабль будет больше, чем существующие "Союзы" и "Прогрессы". Мы предполагаем, что он должен доставлять на низкую орбиту до шести человек либо четыре человека плюс до 500 кг груза. Корабль также должен быть способен доставлять на окололунную орбиту и возвращать на Землю экипаж из четырех человек. Соответственно, должна быть предусмотрена термозащита корабля для безопасного возвращения на Землю со второй космической скоростью. Это тоже будет влиять на параметры массы этого экспедиционного комплекса.
                                                                                                                                                                                                                                                                            
Информационные продукты Интерфакс-АВН
Ежедневный информационный вестник


Еженедельный информационный вестник


Вестник
"ВПК России и
экспорт оружия"



© 2013 Интерфакс-Агентство Военных Новостей. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса-Агентства Военных Новостей.