Интерфакс-Агентство военных новостей - самая полная и оперативная информация о силовых структурах, спецслужбах, оборонной промышленности России и стран СНГ
эксклюзивная информация из достоверных источников...
  Эксклюзив :
Александр Фомин: "Китай был и остается одним из ключевых партнеров России в сфере ВТС"

С 4 по 9 ноября в Чжухае (Китай) пройдет Международная авиационно-космическая выставка "Аэрошоу Чайна-2008". Накануне ее открытия первый заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) Александр Фомин рассказал "Интерфаксу-АВН" об участии российских компаний в этом масштабном авиасалоне, перспективах поставок в Китай и другие страны российской авиатехники и оружия, мерах по улучшению их послепродажного обслуживания, ответил на другие вопросы.

      - На демонстрации каких образцов авиационной техники и авиационного вооружения будет сделан особый акцент на авиасалоне в Чжухае? Сколько российских компаний примут участие в "Аэрошоу Чайна-2008"? С кем будут проведены переговоры?


      - Надо отметить, что Российская Федерация вот уже более десяти лет является постоянным участником авиасалона в Чжухае, на котором широко представляет свои самые современные разработки в области создания и производства авиационной техники.

      Не менее масштабным планируется наше участие в выставке "Аэрошоу Чайна-2008". Российская экспозиция будет одной из самых представительных. Ее площадь составит порядка 900 кв. метров, на которой разместят свои стенды более 40 организаций отечественного оборонно-промышленного комплекса.

      При формировании экспозиции особый акцент сделан на демонстрации наиболее востребованных на региональном и мировом рынках образцах вооружения и военной техники, в закупках которых заинтересованы наши зарубежные партнеры.

      Это целый ряд авиационной и вертолетной техники, вооружение, средства ПВО, продукция и услуги военного, двойного и гражданского назначения.

      Гости и участники выставки смогут ознакомиться с современными российскими образцами авиационной техники. Это многоцелевой сверхманевренный истребитель поколения 4++ Су-35, истребитель корабельного базирования Су-33, многофункциональный фронтовой истребитель МиГ-35, многоцелевой истребитель Су-30МК2, учебно-тренировочный (учебно-боевой) самолет Як-130.

      Наши ведущие вертолетостроительные компании (ОАО "Московский вертолетный завод им. М.Л.Миля" (РТС: MVZM) , ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод", ОАО "Камов" (РТС: KAMO) , ОАО "Роствертол") широко продемонстрируют достоинства российской вертолетной техники.

      В российской экспозиции будут также представлены различные средства ВВС/ПВО, в частности, новейшая ЗРС "Тор-М2Э", не имеющая аналогов в мире мобильная РЛС метрового диапазона волн "Небо-СВУ" и многие другие образцы российских вооружений и военной техники.

      Что касается проведения переговоров, то хочу отметить, что авиасалон в Чжухае вот уже более десятилетия является традиционным местом деловых встреч российских и китайских авиастроителей. Не будет исключением и нынешний салон, в рамках которого запланирован целый ряд переговоров как с нашими китайскими партнерами, так и с партнерами из других стран.

      - Как Вы оцениваете перспективы дальнейших поставок в Китай российских систем ПВО, в частности С-300ПМУ2 "Фаворит" и С-400 "Триумф", истребителей семейства Су-27, морской техники?


      - Перспективы поставок финальной продукции для ВВС, ПВО и ВМС Китая можно оценить в целом как позитивные, при этом по каждому из видов вооружений имеются свои особенности, зависящие от интересов и возможностей сторон. Условия взаимодействия сторон по конкретным темам являются предметом отдельных переговоров.

      Возможности российского ОПК в области авиации и противовоздушных средств будут широко представлены на выставке в Чжухае.

      - Чем объясняется тот факт, что в последнее время с Китаем не был подписан ни один крупный контракт?


      - Причины носят в основном объективный характер и связаны с развитием экономической ситуации в России и Китае.

      Концепцией внешней политики Российской Федерации предусматривается, что важнейшим направлением российской внешней политики в Азии является развитие дружественных отношений с Китаем и Индией. Россия будет наращивать российско-китайское стратегическое партнерство во всех областях на основе совпадения принципиальных подходов к ключевым вопросам мировой политики в качестве одной из базовых составляющих региональной и глобальной стабильности. Главной задачей в области двусторонних связей определена задача приведения объема и качества взаимодействия в соответствии с высоким уровнем политических отношений.

      При этом необходимо отметить, что сотрудничество направлено на соблюдение национальных интересов наших государств и не создает угрозы напряженности в регионе.

      Китай остается одним из ключевых партнеров России, наши взаимоотношения в области военно-технического сотрудничества имеют комплексный и долгосрочный характер.

      По нашей оценке, новые взаимовыгодные проекты взаимодействия с Китаем непременно появятся.

      Я уверен, что наше участие в выставке даст положительные результаты и послужит дополнительным импульсом в развитии наших добрых отношений с китайскими партнерами и не только в области ВТС, но и во всех остальных областях сотрудничества между нашими странами.

      - Известно, что в настоящее время в военно-техническом сотрудничестве России с зарубежными странами акцент все больше смещается в сторону совместных разработок и лицензионного производства. Нет ли опасности, что такие страны, как Китай, получив наши технологии, в перспективе откажутся от услуг российских производителей и будут самостоятельно выпускать современное оружие?


      - Хорошо известно, что в современной практике торговли оружием крупные проекты чаще всего сопряжены с какими-либо преференциями покупателю. Российские поставщики также используют некоторые формы взаимодействия, включая совместную разработку и лицензионное производство. Представляется, что предприятия военно-промышленного комплекса Китая, обладающие большими потенциальными возможностями, вполне способны освоить передовые технологии. В этой ситуации сотрудничество должно строиться на основе строгого учета долгосрочных интересов каждой из сторон, с учетом темпов разработок национальным оборонно-промышленным комплексом новых технологий и образцов вооружения и военной техники.

      В ближайшее время ожидается подписание Соглашения об охране результатов интеллектуальной деятельности в области военно-технического сотрудничества, которое урегулирует возникающие в данной области проблемы и позволит развивать новые формы двустороннего взаимодействия с учетом интересов обеих сторон.

      - Какие меры принимаются для того, чтобы поставляемое на экспорт оружие не оказалось в конечном итоге в так называемых проблемных странах, поддерживающих терроризм?


      - В Российской Федерации создана и функционирует эффективная система государственного экспортного контроля в сфере ВТС, которая регулируется законодательством Российской Федерации и международными договорами. Помимо этого Россия принимает активное участие в работе различных международных организациях, занимающихся контролем за экспортом вооружений, товаров и технологий двойного назначения и нераспространению оружия массового поражения.

      В Российской Федерации создана система контроля за выполнением уполномоченными органами иностранных государств обязательств по целевому использованию отдельных видов продукции. Ее цель - исключение возможности перепродажи или передачи оружия незаконным вооруженным формированиям, террористическим и экстремистским организациям, преступным сообществам и физическим лицам, а также государствам, которым запрещается или ограничивается экспорт вооружения и военной техники в целях обеспечения выполнения решений Совета Безопасности ООН. Основанием для осуществления контроля являются международные договоры Российской Федерации.

      Для принятия решения о поставке продукции военного назначения российское законодательство требует наличия легализованного в установленном порядке документа, содержащего обязательства уполномоченного органа иностранного государства использовать экспортируемую из Российской Федерации продукцию военного назначения только в заявленных целях и не допускать ее реэкспорта в третьи страны без согласия Российской Федерации.

      - Что делается для улучшения послепродажного обслуживания поставленной за рубеж боевой техники? Насколько было оправданным предоставление ряду предприятий права самостоятельной внешнеэкономической деятельности в части поставки запчастей? На какие показатели эти предприятия выйдут по итогам 2008 года?


      - Современный рынок высокотехнологичной продукции, в том числе рынок вооружения и военной техники, предъявляет все более жесткие требования к обеспечению комплексного сервисного обслуживания поставленной продукции на всех этапах жизненного цикла. Федеральными органами исполнительной власти, субъектами ВТС, предприятиями ОПК проводится значительная работа в этом направлении.

      В рамках разрешительного порядка в ближайшее время будут приняты нормативные правовые акты, позволяющие значительно упростить порядок поставки запасных частей и в итоге повысить оперативность послепродажного обслуживания поставленной за рубеж боевой техники.

      В целях совершенствования системы послепродажного обслуживания в повседневную деятельность предприятий, участвующих во внешнеторговой деятельности, внедряются современные технологии интегрированной логистической поддержки, адаптированные к международным стандартам. Применительно к системе послепродажного обслуживания под интегрированной логистической поддержкой понимается комплекс процедур, направленных на детальное планирование процессов эксплуатации изделий в течение их жизненного цикла в совокупности с ресурсным обеспечением этих процессов. Для внедрения технологий интегрированной логистической поддержки принимается ряд мер, которые позволят значительно упростить информационное взаимодействие с иностранными заказчиками при заказе и поставках запасных частей, а также повысить эффективность материально-технического обеспечения поставляемой продукции.

      Анализ деятельности в рамках ВТС предприятий, которым было предоставлено право на осуществление внешнеторговой деятельности в части поставки запасных частей, показал оправданность принятия такого решения.

      В первую очередь это выражается в оперативности послепродажного обслуживания поставленной за рубеж продукции военного назначения. Сроки поставок запасных частей государственным посредником в среднем в 1,5-2 раза превышают сроки поставок малыми субъектами ВТС.

      Также необходимо отметить, что в 2008 году объемы поставок запасных частей предприятиями, получившими на это право, составляют около 40% от общего объема поставок запасных частей.
                                                                                                                                                                                                                                                                            
Информационные продукты Интерфакс-АВН
Ежедневный информационный вестник


Еженедельный информационный вестник


Вестник
"ВПК России и
экспорт оружия"



© 2013 Интерфакс-Агентство Военных Новостей. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса-Агентства Военных Новостей.