Интерфакс-Агентство военных новостей - самая полная и оперативная информация о силовых структурах, спецслужбах, оборонной промышленности России и стран СНГ
эксклюзивная информация из достоверных источников...
  Эксклюзив :
Николай Тестоедов: "Приоритеты "Информационных спутниковых систем" имени академика М.Ф.Решетнева"

      В России формируется новый мощный космический холдинг - "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф.Решетнева. В этой связи ФГУП "НПО прикладной механики" (Железногорск, Красноярский край) преобразовано в ОАО "Информационные спутниковые системы". На его базе будет сформирована интегрированная структура, в которую войдут еще 9 предприятий. Генеральным конструктором - генеральным директором ОАО "ИСС" стал возглавлявший НПО ПМ Николай Тестоедов. Он отвечает на вопросы "Интерфакса-АВН".

      - Николай Алексеевич, значит, процесс формирования холдинга продолжается?


      - Да, все идет по плану. В течение 2008 года к новой интегрированной структуре должны присоединится еще девять предприятий из Железногорска, Москвы, Омска, Ростова-на-Дону. Все они много лет осуществляют кооперацию по созданию космических аппаратов различного назначения. ОАО "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф.Решетнева" является правопреемником ФГУП "НПО ПМ" по всем его обязательствам. 100% акций ОАО "ИСС имени академика М.Ф.Решетнева" будет находиться в федеральной собственности.

      В настоящее время "ИСС" активно участвует в реализации Федеральной целевой программы "Глобальная навигационная система", в рамках которой создает модернизированные спутники "Глонасс-М", и Федеральной космической программы на 2006-2015 годы, в соответствии с которой проектирует и производит спутники серии "Экспресс-АМ" ("Экспресс-АМ33/44"), "Луч-5А/5Б", "Гонец-М".

      - Работа по восстановлению группировки ГЛОНАСС остается приоритетной?


      - Сегодня в орбитальной группировке ГЛОНАСС 16 аппаратов. Из них - 13 - модернизированные "Глонассы-М", остальные три - "Глонассы". В течение 2008 года закончится срок активного существования всех трех старых "Глонассов". В этом же году мы запускаем шесть новых "Глонассов-М". Таким образом, к концу года вся группировка будет состоять из аппаратов нового типа.

      Обычно, летно-конструкторские испытания проходят на первых четырех аппаратах. Затем начинаются зачетные испытания, а вслед за тем - запуск серийных аппаратов. Однако в случае с "Глонасс-М" ситуация несколько иная. Поскольку параметры на ГЛОНАСС заданы не столько на космические аппараты, сколько на систему в целом, потребовались ряд испытаний, которые относятся к другим ее элементам.

      Поэтому, несмотря на то, что мы уже несколько лет работаем со спутниками "Глонасс-М", мы только недавно начали так называемые зачетные испытания. То есть, осуществляем второй этап летных испытаний и одновременно запускаем серийные аппараты.

      Чтобы подтвердить некоторые характеристики аппаратов мы должны были перейти на беззапросную технологию, поставить станции закладки программного обеспечения и т.д. Все это мы сделали только в конце прошлого года. После этого на совместной комиссии с участием представителей Роскосмоса и Космических войск было принято решение о начале зачетных испытаний. Планируется, что они будут идти до середины следующего года.

      В то же время нельзя сказать, что идет опытная эксплуатация "Глонассов-М". Они работают, как серийные. Понятно, что летно-конструкторские испытания первых четырех опытных аппаратов выявили ряд вопросов, которые были учтены при строительстве следующих спутников. Спутники подтверждают необходимые параметры, связанные с функциями аппарата, в том числе по точности приведения в точку стояния на орбите, работе, резервированию, передаче сигналов, взаимодействию. Все они находятся в системе.

      Таким образом, все стандартные виды испытаний "Глонассов-М" идут параллельно.

      - Конечной целью является восстановление орбитальной группировки ГЛОАНСС до 24 аппаратов?


      - Что касается штатной численности системы в 24 аппарата, то это в какой-то степени культовая цифра. Дело в том, что для решения различных задач, которые стоят перед спутниковой навигационной системой, достаточно иметь на орбите и меньшее количество аппаратов.

      Например, обеспечение навигационных параметров для оборонных задач. Для этого нужно иметь одно количество аппаратов. Для навигационного покрытия территории России, северной страны, когда используются спутники над Северным полюсом и где группировка кучнее, требуется другое количество аппаратов. Третья ступень - обеспечение навигационных параметров в глобальном масштабе. Для решения этой, самой сложной задачи, требуется 24 работающих аппарата. Правда, это без резервирования.

      - Каким темпом мы будем идти к этому?


      - Сегодня мы наращиваем группировку. К концу 2009 года в ней будет 24 аппарата с некоторой вероятностью. Мы же не знаем со 100-процентной уверенностью, как будут аппараты работать. По оптимистическим оценкам, на орбите в 2009 году будет 25 аппаратов, по пессимистическим - 23.

      Поэтому 24 - это такая условная цифра. Даже при количестве аппаратов 21-22 с почти 100% вероятностью обеспечивается глобальное покрытие сигналами ГЛОНАСС всей территории Земли. Но нужно, чтобы еще один или два аппарата, на этот счет существуют разные мнения, находились на орбите в состоянии резерва в каждой из 3-х плоскостей.

      Если этот резерв есть, то, когда происходит плановая или внезапная замена аппарата, резервный спутник за несколько дней переходит в нужную точку на орбите, включает ту литеру, на которой работал прежний аппарат и оперативно начинает работать.

      - Происходит ли улучшение точностных характеристик системы ГЛОНАСС?


      - Точностные параметры системы ГЛОНАСС совершенствуются в соответствии с принятой программой, рассчитанной на период до 2011 года. Мы идем от этапа к этапу. Во-первых, чем больше аппаратов в орбитальной группировке - тем выше точность. Далее, ввели беззапросную технологию - повысили точность определения параметров. Поставили станции закладки параметров - тот же эффект. Ввели новый стандарт в форме параметров относительно Земли - опять добились повышения точности.

      Словом, точностные параметры системы зависят от множества факторов: количества и качества аппаратов; состояния и развития наземной инфраструктуры. Поэтому точность ГЛОНАСС будет непрерывно повышаться.

      - Как характеристики ГЛОНАСС соотносятся с параметрами американской аналогичной системы GPS?


      - Сегодня, действительно, точностные параметры ГЛОНАСС несколько грубее, чем у GPS. Но, во-первых, у нас сегодня меньше аппаратов в системе - 16, а не 30 как в орбитальной группировке GPS. Во-вторых, у нас менее развиты наземные средства.

      Повторюсь, в конце прошлого года мы ввели в действие беззапросную технологию работы с аппаратами - не через управляющий центр, а просто по отдельности станциями. И сразу в два раза повысилась точность. Другое дело, что, даже будучи повышенной в два раза, точность уступает GPS. В настоящее время погрешность нашей системы в плане составляет 14 метров, а по вертикали - 21 метр, при вероятности 95%.

      Поэтапная реализация существующей программы должна приблизить к 2011 году ГЛОНАСС к американской GPS, которая, кстати, тоже совершенствуется по точности определения координат. Другое дело, что американцам каждый новый шаг на этом пути дается намного труднее, чем нам.

      Или вы стартуете с грубых параметров и малого количества аппаратов, или с нормальной позиции. Это как у прыгуна в высоту. Каждый дополнительный сантиметр ему дается намного труднее, чем начальные сантиметры. Нам, условно говоря, проще пройти путь от 2 метров до 2 метров 30 сантиметров, чем американским коллегам к этой же планке от 2 метров 29 сантиметров.

      То есть они тоже идут вверх, но мы подтягиваемся быстрее, потому что все определяется физикой процесса и состоянием приборов. Физику не обманешь. Нам понятно, что надо делать.

      - Какова ситуация с аппаратом "Глонасс-К"?


      - Спутник "Глонасс-К" - аппарат нового поколения. Он многофункциональный, он имеет более высокие характеристики, больший срок активного существования. В нем используются иные аппаратурные решения. Он выполнен на негерметичной платформе. В отношении целевой аппаратуры - это объединение ряда приборов в один комбинированный прибор для повышения точности.

      Задача по созданию качественно нового аппарата оказалась сложнее, чем предполагалось вначале. Кроме того, до сих пор были разные представления, какое количество сигналов спутники должны иметь.

      Поэтому, процесс разработки затянулся. Сегодня ситуация изменилась - тактико-технические требования и концепция навигационных сигналов согласованы с государственным заказчиком.

      Другими словами, мы взяли и определились: будет вот так. Заморозили исходные данные. Что касается развития сигналов, их количества, характеристик приборов, решили так: будем выпускать "Глонасс-К" и будем его модернизировать. Потому что возможность модернизации заложена в конструкции.

      В принципе, не важно выпускать аппараты "Глонасс-К" с тремя сигналами, четырьмя или пятью. Место на аппарате есть для наращивания возможностей приборной нагрузки. Замените прибор на более совершенный и работайте дальше.

      Уже выстроены графики запусков "Глонассов-К": когда полетят, как. Будут ли это комбинированные или целевые пуски. Первый запуск "Глонасса-К" запланирован на 2010 год. Но чтобы не возникло проблем, когда группировка будет переходить с "Глонассов-М" на "Глонасс-К", тем более что последним еще предстоят летно-конструкторские и зачетные испытания, это два-три года точно, предусмотрены некоторые меры.

      В частности, сейчас готовится корректировка Федеральной целевой программы по ГЛОНАСС, по которой увеличивается количество запусков "Глонасс-М" в поддержку существующей группировки и перекрытия разрыва между двумя типами аппаратов.

      Предложения по корректировке программы должны быть в конце марта представлены в правительство.

      Корректировка, кстати, коснется необходимого количества резервных аппаратов. Учитывая реальное состояние и сроки активного существования спутников, будут введены резервы в орбитальную группировку, а также наземный резерв аппаратов.

      Соответственно, корректируется финансовая составляющая программы. Она будет строиться на реальных дефляторах. А также более реально учитывать наши затраты на разработку новой продукции.

      Потому что одно дело строить стандартные спутники, и совсем другое - выпускать новые приборы, делать принципиально новый аппарат с иными конструктивными решениями. Каждое новое решение стоит больше, чем простое увеличение объема. Например, для "Глонасса-К" разработаны приборы, имеющие новые схемные решения, конструкцию, с другим количеством сигналов. Это более сложные приборы. Понятно, что они требуют наземной отработки, метрологического обеспечения, создания новых рабочих мест.

      Каждый технический шаг тянет за собой целую цепь составляющих - проектирование, наземную отработку, квалификацию, страховку. Поэтому коррекция целевой программы должна учесть и эти вопросы.

      - Будет ли "ИСС" участвовать в развитии комплексов на космодромах Плесецк и Восточный?


      - В соответствии с планами развития космодромов Плесецк и Восточный, мы будем оснащать их средствами для подготовки наших аппаратов к запуску. Например, комплексами раскрытия солнечных панелей, сборки, заправки.

      Но самое главное - мы приступаем к серьезной реконструкции самого предприятия. Помимо капитальных ремонтов и появления новых чистых зон для полезных нагрузок, современного оборудования, технологических приемов для повышения производительности труда, мы вкладываем деньги в строительство нового корпуса для сборки крупногабаритных антенн.

      Космические аппараты - это, прежде всего, большие антенны: 12-24 метров в диаметре. Такую антенну надо изготовить, собрать, испытать вместе с аппаратом. Это требует больших производственных площадей. Сейчас мы работаем с аппаратами, которые оснащаются 15-метровыми антеннами, но в планах у нас работа с антеннами больших размеров. И поэтому встает вопрос расширения производственных площадей.

      Мы намечаем развивать свою экспериментальную базу. Уже спроектирован новый корпус и начато его строительство. В этом году уже будет отливаться фундамент, начнется монтаж металлоконструкций.

      - Ваше предприятие участвует в определении перспектив развития военного космоса?


      - Это, конечно, не совсем наша задача. Существует военная наука, специализированные институты Минобороны. Они проводят комплексные научно-исследовательские работы.

      Хотя мы в них, конечно, участвуем. Вместе определяем в соответствии с военной доктриной потребности космического сегмента и характеристики космических аппаратов. То есть военные смотрят тенденции - мировые, научно-технические, собственные потребности и формируют облик тех средств, которые им нужны с точки зрения обеспечения национальной безопасности. Все это трансформируется далее в совокупность космических систем на геостационарных, высокоэллиптических и низких круговых орбитах.

      На этом этапе мы подключаемся более предметно. Работаем по определению характеристики космических аппаратов. Военные говорят, какие нужны, мы говорим какие можно сделать.

      - А каковы тенденции развития американских спутниковых систем военного назначения?


      - Из доступных материалов видно, что спутники радиоразведки будут развиваться в сторону большей чувствительности. Размер антенн будет увеличиваться до 16-24 метров и более. Ведь если вы увеличили размеры антенны в два раза, то ее площадь возрастает уже в четыре раза. Это означает, что вы сможете принимать сигналы в четыре раза слабее. Соответственно, повышаются возможности радиотехнической разведки.

      Несомненно, все тенденции мирового военного космоса отслеживаются и далее трансформируются в требования к аппаратам, изготавливаемым промышленностью. Проводятся соответствующие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Надо отдать должное, что военные это дело отслеживают четко. Россиянам в этом отношении можно быть спокойными.

      - В последнее время много внимания уделяется проблеме освоения наших северных территорий. Какой вклад может внести в это дело космическая отрасль?


      - Учитывая, что Россия северная страна и наши высокоширотные районы не видны с геостационарной орбиты, у разных ведомств все время существует потребность в космических системах на высоком эллипсе. Спутник на такой орбите "зависает" над полюсом и, условно говоря, видит территорию от Канады до Москвы.

      Такая потребность есть, в частности, у Газпрома. Компания "Газком" разрабатывала для него проект "Полярная звезда", где на орбите типа "Тундра" решались бы задачи Газпрома.

      Такая потребность есть у связистов. Поэтому в Федеральной космической программе прописана система под названием "Экспресс-РВ", где предусмотрены и радио, и телевещание, и связные функции.

      Лет 15 обсуждается, правда, пока безрезультатно, проблема спутникового обеспечения управления воздушным движением (УВД) в высокоширотных регионах. Особенно это актуально в связи с планами увеличить объемы перевозок по кроссполярным и трансполярным трассам. Дело в том, что нечем отслеживать самолеты в северных регионах. Обычно, воздушные суда непрерывно сопровождаются наземными пунктами слежения, а в Арктике таких станций практически нет.

      Есть потребность и у других ведомств, например, Росгидромета. Там тоже возникла проблема. Необходимо знать гидрометеообстановку над Арктикой, которую называют "кухней погоды", и обеспечивать передачу этих данных.

      Но каждое из этих ведомств самостоятельно "поднять" такую спутниковую систему, состоящую из 3-4 аппаратов, не может. Количество аппаратов варьируется в зависимости от типа орбиты - более высокой "Тундры" либо низкой "Молнии". Космические аппараты необходимо разработать, купить средства выведения, запустить спутники, обслуживать их в эксплуатации. По некоторым оценкам, стоимость такой системы на высоком эллипсе составит ориентировочно $0,5 млрд. Плюс-минус $100 млн в зависимости от резервирования системы и других вопросов. Такие расходы ни одно ведомство обеспечить не может.

      Гораздо эффективнее создать единую систему в интересах всех ведомств. Поэтому и готовится ФКП "Арктика", которая будет входить в общую программу "Мировой океан".

      Государству целесообразно объединить в этом пункте Федеральную космическую программу, где уже есть система "Экспресс-РВ", и разрабатываемую Федеральную целевую программу "Арктика". То есть надо создать группировку для государственных нужд - обеспечения безопасности, связи, освоения шельфа, гидрометеорологии, УВД. Дальше каждое ведомство должно подать заявки по коммерческому использованию этой системы.

      Это похоже на ситуацию с ГЛОНАССом. Там алгоритм был такой же - государство создало космическую систему, а позже началось ее коммерческое применение и использование.
                                                                                                                                                                                                                                                                            
Информационные продукты Интерфакс-АВН
Ежедневный информационный вестник


Еженедельный информационный вестник


Вестник
"ВПК России и
экспорт оружия"



© 2013 Интерфакс-Агентство Военных Новостей. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса-Агентства Военных Новостей.