Интерфакс-Агентство военных новостей - самая полная и оперативная информация о силовых структурах, спецслужбах, оборонной промышленности России и стран СНГ
эксклюзивная информация из достоверных источников...
  Эксклюзив :
Глава Казкосмоса Талгат МУСАБАЕВ: "Байконур остается основой сотрудничества Казахстана и России в космической сфере"

      Крупнейший в мире космодром Байконур на шестом десятилетии своей звездной истории, похоже, вновь оказался на пороге больших перемен. Россия, преследуя вполне понятные собственные интересы, во всеуслышание объявила о создании с "нуля" космодрома "Восточный" в Амурской области. При этом запуск первого "грузовика" к Международной космической станции (МКС) с "Восточного" запланирован на 2016 год, а пилотируемого корабля - на 2018-м. Эта новость привела Астану в растерянность: понятно, что россияне не скоро уйдут с Байконура, и все же…

      О возникшей ситуации во взаимоотношениях традиционных партнеров - России и Казахстана, а также о новых космических проектах двух стран: системах дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) и ГЛОНАСС - агентству "Интерфакс-Казахстан" рассказал председатель Национального космического агентства республики (Казкосмос) Талгат МУСАБАЕВ - профессиональный космонавт, командир международных российских экипажей, совершивший несколько длительных полетов на станцию "Мир" и МКС.


      - В России создается новый космодром - "Восточный", который априори получил статус прямого "конкурента" Байконура… Насколько планы по его строительству оказались неожиданными для Казахстана и Вас лично?


      - Конечно, разговоры о возможности создания этого космодрома шли давно. Но решение правительства России об ускоренном возведении не просто отдельных стартовых и технических комплексов, а о построении полноценной инфраструктуры "Восточного" - целого нового города, как это было сказано вице-премьером РФ Игорем Ивановым, стало для нас новостью. При этом правительство России поставило очень жесткие строки строительства и ввода в эксплуатацию космодрома - уже в 2016 году с него планируется осуществить запуск к МКС грузового "Прогресса", двумя годами позже - пилотируемого "Союза".

      Логично ожидать, что, начиная с того времени, начнется постепенное сокращение количества запусков ракет с Байконура, а также вывод из эксплуатации некоторых объектов космодрома. К примеру, в Амурскую область могут быть частично переведены пилотируемые запуски и полностью - пуски ракет-носителей "Протон".

      Казахстан должен быть готов к такому развитию событий.

      - Как Вы оцениваете вероятность того, что российская сторона может вообще отказаться от Байконура?


      - Договор об аренде Байконура продлен до 2050 года, поэтому мы полагаем, что до этого времени Россия не уйдет с космодрома... Тем не менее, пока мы не получили официального уведомления о намерениях по дальнейшему использованию комплекса Байконур ни от Роскосмоса, ни от Минобороны РФ. Возможность сокращения присутствия на космодроме руководители данных ведомств не обсуждали с нами даже на уровне устных переговоров.

      Естественно, что в этой ситуации мы вынуждены обратиться к Роскосмосу с постановочными вопросами: планируют ли они поэтапное сокращение своего присутствия на Байконуре либо же речь идет вообще об уходе с космодрома? После, в зависимости от планов России в отношении Байконура, мы уже сможем выстраивать свою собственную программу действий по эксплуатации космодрома.

      Отмечу, что у нас есть несколько вариантов дальнейшего использования Байконура. Однако оглашать их сейчас преждевременно - повторюсь, что Казахстану еще не ясна позиция нашего главного партнера по космодрому - России.

      - "Подвешенная" ситуация в этом вопросе может затянуться. Казкосмос намерен предпринять какие-либо упреждающие шаги?


      - Нет. Не зная об официальных планах России, сейчас мы можем строить только предположения. И каких-то поспешных выводов и действий мы предпринимать не намерены. Сейчас казахстанская и российская стороны продолжают работать на Байконуре в тесном контакте, как это и было всегда.


      Справочно


      Премьер-министр Казахстана Карим Масимов в начале февраля этого года заявил о необходимости корректировки соответствующих программ развития космической деятельности республики, исходя из планов России по строительству на своей территории нового космодрома, эксплуатации комплекса "Байконур".

      В этой связи официальный представитель Роскосмоса Александр Воробьев сообщил в интервью "Интерфакс-АВН", что Россия не собирается уходить с Байконура, а все стартовые площадки космодрома, в том числе по запуску пилотируемых космических кораблей "Союз", будут использоваться до момента окончания аренды космодрома. При этом, по словам А.Воробьева, в перспективе ожидается значительное увеличение интенсивности космических запусков с Байконура.

      Между тем президент РФ Владимир Путин на пресс-конференции 14 февраля заявил, что Россия намерена продолжать осуществление космических запусков с Байконура, но в то же время хочет развивать космодромы на своей территории. "Мы будем развивать Плесецк, останемся в Казахстане на Байконуре, но должны думать и о том, чтобы часть запусков ракетной техники, которую мы используем для решения наших больших космических программ, реализовывалась с российской территории", - сказал он.

      Как известно, Россия арендует комплекс "Байконур" у Казахстана с 1994 года, срок аренды продлен до 2050 года. Ежегодная арендная плата составляет около 115 млн долларов США. В настоящее время все космические пуски в рамках российской пилотируемой программы осуществляются с данного космодрома.



      - Как неопределенность перспектив эксплуатации Байконура может повлиять на развитие совместной с Россией космической деятельности?


      - Я бы не стал ставить вопрос в такой плоскости. Напротив, могу с уверенностью утверждать, что Казахстан и Россия находятся в преддверии нового этапа стратегического партнерства в космической сфере. В первой половине текущего года мы рассчитываем подписать пакет важных межправительственных соглашений. Самое главное из них - базовый договор о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. Пока нам не удалось прийти к общему знаменателю по единственному пункту документа, касающемуся осуществления таможенных процедур, но в самое ближайшее время это затруднение будет снято.

      Указанный договор позволит значительно облегчить процедуру подписания конкретных соглашений, в частности, по участию Казахстана в российской навигационной системе ГЛОНАСС.

      Отмечу, что аналогичные соглашения об исследовании космоса в мирных целях Россия подписала со многими странами мира. Но как это ни странно, до сих пор такого договора не заключено между РФ и нашей республикой. Чтобы устранить этот юридический перекос в наших отношениях, разработан и фактически согласован со всеми уполномоченными госорганами как России, так и Казахстана соответствующий проект соглашения.

      - Возможность присоединения Казахстана к созданию российской навигационной системы ГЛОНАСС обсуждается четвертый год. Однако пока не прозвучало никакой конкретики по срокам вхождения республики в проект и уж тем более - формам участия в нем.


      - Дело в том, что выйти на подписание межправительственного соглашения об участии республики в ГЛОНАСС мы можем только после заключения двустороннего договора о мирном использовании космоса - такова юридическая процедура. Сам проект соглашения по ГЛОНАСС уже подготовлен и согласован во всех заинтересованных госорганах двух стран: остается дождаться дня "х". Мы рассчитываем, что это произойдет к июню текущего года.

      Если говорить о форме участия, то Казахстан в рамках проекта готов построить на своей территории наземную инфраструктуру, а также задействовать в системе ГЛОНАСС собственный космический аппарат KazSat. Последний вопрос уже проанализирован теоретически и вскоре будет проработан практически.

      Наш спутник "висит" на геостационарной орбите над территорией республики, что позволяет, говоря простыми словами, использовать его в качестве ретранслятора сигналов наземной системы мониторинга. KazSat может стать как бы 25-м спутником группировки ГЛОНАСС.

      К слову, на этом наше участие в ГЛОНАСС не ограничивается. Спутники связи системы KazSat, планируемые Казахстаном к запуску в среднесрочной перспективе, могут быть адаптированы к работе непосредственно в российской навигационной системе. Для чего на них будет установлена дополнительная полезная нагрузка навигационного назначения.

      В итоге Казахстан станет участником системы ГЛОНАСС и сможет использовать ее возможности в своих целях.


      Справочно


      Россия рассчитывает к концу 2009 года довести орбитальную группировку своей глобальной навигационной системы ГЛОНАСС до 24 космических аппаратов.

      В настоящее время орбитальная группировка ГЛОНАСС состоит из 16 космических аппаратов, 14 из которых используются по целевому назначению, один находится на этапе ввода в систему, еще один временно выведен на техобслуживание. В конце 2008 года к существующим спутникам добавится еще шесть космических аппаратов, которые будут запущены с космодрома Байконур с помощью российской ракеты-носителя "Протон".

      Первый казахстанский спутник связи KazSat был успешно запущен в космос 18 июня 2006 года с космодрома Байконур. Затраты республики на создание собственного спутника составили $65 млн.

      Как сообщалось ранее со ссылкой на Республиканский центр космической связи (РЦКС), Казахстан к 2021 году планирует иметь на орбите пять собственных спутников связи. Так, в апреле 2009 года ожидается запуск космического аппарата KazSat-2, в 2013-м - KazSat-3, в 2016 году - KazSat-4 (постепенно он заменит первый KazSat), в 2020 году - KazSat-5.



      - Казахстан в 2006 году провел тендер на проектирование и создание двух собственных спутников ДЗЗ, однако впоследствии его результаты были отменены. Означает ли это, что Казкосмос отказался от планов по созданию системы ДЗЗ?


      - Нет, Казахстан очень заинтересован в скорейшем воплощении этого проекта. Сегодня Казкосмосом принимаются срочные меры для активизации программы ДЗЗ. В ближайшее время будет объявлен новый тендер на создание двух оптико-электронных спутников - высокого и среднего разрешения, победителя которого мы надеемся определить уже к концу апреля этого года.

      Можно сказать уже сегодня, что космические аппараты ДЗЗ будут создаваться в кооперации с иностранными компаниями мирового уровня, однако интегратором, скорее всего, выступит одно из предприятий России, имеющее непосредственный опыт в данной сфере.

      Группа российских специалистов во главе с доктором технических наук Олегом Графодатским, имеющим богатый опыт в создании космических систем, уже завершила подготовку технических спецификаций на изготовление спутников, разработано также технико-экономическое обоснование. Осталось только провести экспертизу подготовленных документов и запустить процедуру тендера.

      Если все пойдет по плану, то запуск спутников ДЗЗ может быть осуществлен в 2011 году.

      С этого времени мы сможем получать высокоточные снимки с разрешающей способностью до одного метра в интересах министерств сельского хозяйства, энергетики и минеральных ресурсов, чрезвычайных ситуаций и других ведомств для эффективного решения стоящих перед ними задач.

      Действительно, в 2006 году объявлялся тендер на спутники ДЗЗ, по результатам которого был определен победитель - российский научно-исследовательский институт космического приборостроения (РНИИКП). Однако технические решения, представленные РНИИКП, оказались далеки от реальных потребностей страны. Техспецификацию пришлось пересмотреть. Кроме того, процесс согласований между РНИИКП и "Казакстан Гарыш Сапары" (подведомственная Казкосмосу нацкомпания) затянулся, и результаты тендера были аннулированы.

      - Российские специалисты и журналисты склонны рассматривать ежегодную процедуру согласования правительством Казахстана плана запусков с Байконура в качестве "рычага", который республика использует для продвижения своих интересов в космической сфере. Именно так некоторые из них расценили решение Казахстана согласовать план запусков "Протонов" только на первое полугодие текущего года. В данном случае - с целью добиться от Роскосмоса сокращения масштабов их использования. Насколько эти предположения верны?


      - Принципиальная позиция правительства и парламента страны в вопросе использования ракет на гептиле не изменилась: мы выступаем за поэтапное уменьшение количества их запусков. Мы понимаем, что "Протон" - самый продуктивный и доходный ракета-носитель России и в своем классе является, пожалуй, лучшим в мире. Однако он работает на высокотоксичном топливе, и его дальнейшее использование на Байконуре ставит вопрос экологии все острее, будоражит общественность, парламент страны... Использование данного носителя на нашем космодроме становится все проблематичнее, что отчетливо понимает и российская сторона.

      Напомню, что еще в 2004 году Астана и Москва подписали межправительственное соглашение, один из пунктов которого предусматривает поэтапное сокращение количества запусков с космодрома Байконур ракет на токсичном топливе. К сожалению, шагов в данном направлении от Роскосмоса так и не последовало. В итоге правительство республики было вынуждено согласиться с планом запусков "Протонов" только на первое полугодие 2008 года. Согласование пусков на вторую половину года будет зависеть от принципиальной позиции России в данном вопросе.

      - Насколько нам известно, Роскосмос обещал в начале этого года представить по дипломатическим каналам свои предложения о поэтапном сокращении запусков с казахстанского космодрома ракет-носителей всех типов, работающих на гептиле: "Протонов", "Циклонов" и межконтинентальных баллистических ракет РС-18 и РС-20...


      - Да, соответствующая договоренность с Роскосмосом существует. Казкосмос очень рассчитывает получить эти предложения как можно быстрее. Мы ждем хоть какого-то сокращения числа запусков ракет на гептиле уже в этом году с тем, чтобы правительство могло согласовать план пусков "Пронов" на вторую половину года.

      - В 2005 году Россия предложила Казахстану принять участие в оснащении многоцелевого лабораторного модуля (МЛМ) ФГБ-2, запуск которого к МКС планировалось осуществить в 2007 году. Но конкретных ответных действий от республики не последовало. Почему?


      - Пока мы не видим целесообразности своего участия в оснащении МЛМ, но продолжаем изучать данный вопрос. Дело в том, что три года назад мы исходили из того, что коль уж вложим средства и сделаем свое оборудование, которое планировалось установить на ФГБ-2, то станем участниками проекта МКС. Ничего подобного. К своему оборудованию мы имели бы лишь опосредованный доступ, так как его использование казахстанскими космонавтами проблематично из-за неопределенности с перспективами их полета на станцию.

      Поэтому вложить в российский модуль средства и получить при этом минимальную отдачу -нерационально. Тем более, что в перспективе мы планируем создать собственный спутник научного назначения - на него можно установить данное оборудование и иметь к получаемой информации непосредственный доступ.

      - В каких еще новых масштабных космических проектах могут "пересечься" интересы двух стран?


      - Расскажу вам об одном из них - создании Всемирной космической обсерватории (ВКО). Его суть - строительство в международной кооперации и запуск на расстояние 1,5 млн км от Земли космического аппарата-обсерватории, который будет работать в ультрафиолетовом диапазоне. В проекте уже участвуют 16 стран, в том числе и Россия.

      Казахстан может войти в программу создания ВКО не только деньгами, но и своими специалистами. А именно - учеными нашего Национального центра космических исследований и технологий, а также сотрудниками таких университетов, как Казахского национального технического имени Сатпаева в Алматы, Евразийского национального имени Гумилева в Астане, Государственного национального имени Аль-Фараби в Алматы.

      Хочу четко обозначить, что данный проект не даст республике сиюминутной выгоды. Но получаемая с ВКО в ультрафиолетовом диапазоне лучей информация позволит проводить фундаментальные научные исследования по физике, динамике процессов и явлений, происходящих во Вселенной, что придаст мощный импульс развитию отечественной космической науки.

      На околоземной орбите уже долгие годы успешно функционирует американский телескоп "Хаббл", который в ближайшие два года может быть выведен НАСА из эксплуатации. На смену "Хабблу" придет ВКО, и у Казахстана есть реальный шанс принять участие в этом проекте.

      Мы рассчитываем, что республика сможет подписать договор о своем вхождении в проект ВКО уже в 2009 году.

      - В прошлом году, сразу после своего образования, Казкосмос развернул масштабную инвентаризацию действующих объектов космодрома Байконур. Почему проблема, которой никто в республике прежде не занимался, оказалась для агентства в числе приоритетов?


      - На Байконуре около 3 тыс. зданий и сооружений и более 20 тыс. систем и агрегатов инфраструктуры - все это собственность Казахстана, которую Россия арендует у республики до 2050 года. С первых дней своей работы мы столкнулись с парадоксом - такое уникальное инфраструктурное сооружение, как космодром, не поставлено на баланс ни одного из отечественных предприятий. Никто не знает даже его приблизительную стоимость!

      За годы независимости уполномоченный орган в сфере космической деятельности - аэрокосмический комитет Минобразования попросту не удосужился озаботиться этой проблемой.

      Мы считаем такое положение дел не допустимым и поставили перед собой задачу выяснить, какими активами на Байконуре располагает республика. Так, в прошлом году с некоторыми трудностями, но была проведена полная инвентаризация задействованных в космической деятельности объектов космодрома. Сейчас мы продолжаем обработку полученных данных, поэтому обнародовать их общую стоимость пока рано.

      - Какими могут быть ваши дальнейшие шаги?


      - Мы рассчитываем обобщить результаты инвентаризации уже в этом году. После - выйдем в правительство с предложением о передаче всего, что находится на космодроме, на баланс одной из подведомственных организаций Казкосмоса. Либо же с этой целью может быть создана специальная структура по аналогии с российским Федеральным космическим центром (ФКЦ "Байконур").

      Подчеркну, что речь идет о задействованных в работе сооружениях. Но на космодроме существуют еще так называемые бесхозные объекты. Российская сторона, а именно Роскосмос и космические войска Минобороны РФ, как арендатор космодрома самостоятельно определяет, что ей необходимо для эксплуатации космической техники, а что - нет. Утилизацией же бесхозных объектов, а таких сейчас на космодроме около шестисот, занимается специально созданное госпредприятие "Инфракос" (подразделение Казкосмоса). Его задача - получить от их ликвидации хоть какую-то выгоду для бюджета.

      - К слову, премьер-министр Казахстана Карим Масимов заявил о всесторонней поддержке государством деятельности Казкосмоса, который только-только встает на ноги. В чем именно она будет выражаться помимо финансирования уже реализуемых космических программ?


      - Мы рассчитываем на значительное расширение штатной численности Казкосмоса, президент республики Нурсултан Назарбаев уже дал соответствующее поручение. В ближайшее время будет подписано постановление правительства. Пока же нам приходится работать в необычно сложных условиях дефицита кадров и помещений, что затрудняет выполнение поставленных перед нами задач. Напомню, что агентство сформировано на базе немногочисленного бывшего аэрокосмического комитета министерства образования и науки.

      - Недавно Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета обнародовал результаты проверки исполнения указанным министерством госпрограммы развития космической деятельности, которая была рассчитана на 2005-2007 годы. И эти результаты свидетельствуют о фактическом срыве утвержденных правительством планов…


      - Мне некорректно комментировать результаты деятельности руководства министерства образования и науки. Тем не менее, факты говорят сами за себя: программа была реализована с многочисленными промахами и ошибками, которые стоили бюджету немалых потерь. Во многом это стало возможным из-за царившей тогда в отрасли "дезориентации" - непонятно было, кто именно и за что отвечает. Эффективное управление и координация - это одна из главных задач созданного в конце марта прошлого года Национального космического агентства. Мы приложим максимум усилий для того, чтобы нивелировать последствия неэффективных действий прежних структур, отвечавших за развитие космической отрасли, и выполнить поставленные перед нами задачи.

      - Спасибо за интервью!
                                                                                                                                                                                                                                                                            
Информационные продукты Интерфакс-АВН
Ежедневный информационный вестник


Еженедельный информационный вестник


Вестник
"ВПК России и
экспорт оружия"



© 2013 Интерфакс-Агентство Военных Новостей. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса-Агентства Военных Новостей.