Интерфакс-Агентство военных новостей - самая полная и оперативная информация о силовых структурах, спецслужбах, оборонной промышленности России и стран СНГ
эксклюзивная информация из достоверных источников...
  Эксклюзив :
Олег Толкачев: Программа шефства над Военно-морским флотом России - один из приоритетов правительства Москвы

      Шефство Москвы над Военно-морским флотом началось, пожалуй, в самые трудные для Вооруженных сил России годы - около полутора десятилетий назад, когда армия и флот жили на скудном финансовом пайке и крайне обострились социальные проблемы. Время показало крепость шефских связей и готовность правительства Москвы, жителей столицы всемерно помогать флоту, военным морякам.

      О планах развития шефских связей, о том, как складывается сотрудничество с ВМФ России "Интерфаксу-АВН" рассказал представитель правительства столицы в Совете Федерации РФ Олег Толкачев.


      - Олег Михайлович, первые шефские контакты столичного правительства с флотом начались еще в 1993 году. Что стало в ту пору объектом первостепенного внимания столицы?


      - Черноморский флот. Так уж вышло в силу политических обстоятельств, что его большая часть оказалась тогда за пределами Отечества - в обретшей независимость Украине, в Севастополе. Это привело к возникновению ряда проблем как в целом для флота, так и для семей моряков-черноморцев. Одной из самых болезненных стала социальная, что объяснялось и обострившейся в те годы нехваткой финансирования, и обстоятельствами, связанными с базированием флота за пределами России.

      У истоков шефства над флотом стоял мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков, который по сей день внимательно следит за всеми нюансами сотрудничества и направляет его. Фактически сразу Москва начала помогать флоту в строительстве жилья для моряков-черноморцев, создании условий для получения детьми моряков образования по российским стандартам. С тех пор в Севастополе построено почти 3 тысячи квартир для офицеров и мичманов Черноморского флота. Школа в Севастополе, над которой шефствует столица, сейчас одна из лучших в городе. Кроме того, совместными усилиями правительства Москвы, Главного командования ВМФ, руководства Московского государственного университета в Севастополе открыт филиал МГУ. Должен сказать, что открытие филиала полностью себя оправдало, он приобрел прекрасную репутацию. Произведено уже три выпуска, конкурс в это учебное заведение просто огромный.

      Действует также фонд "Москва - Севастополь", который активно занимается военно-патриотической работой.

      - Но и другие флоты - Северный, Балтийский, Тихоокеанский не обделены вниманием столицы. Что главное в шефской работе с этими флотами?


      - Главные направления шефской работы определены комплексной программой взаимодействия Москвы с ВМФ, причем, это уже вторая такая программа.

      Наиболее важные направления - социальная поддержка военнослужащих, оказание помощи флоту в решении жилищной проблемы, ремонте кораблей и судов. Построены два многоквартирных жилых дома в Североморске, заложен такой же дом в Калининграде, идет строительство жилья в Балтийске, есть такие же контакты с Тихоокеанским флотом. По инициативе Юрия Лужкова ежегодно Москва предоставляет 10 квартир офицерам Северного флота, которые заканчивают свою военную службу. Первой десятке вручал ордера на московские квартиры тогдашний министр обороны РФ Сергей Иванов - ныне первый вице-премьер правительства России. В этом году накануне Дня Военно-морского флота такие же ордера получили еще 10 ветеранов-североморцев.

      Большое дело, которым гордится Москва - это участие в восстановлении и вводе в боевой состав флагмана Черноморского флота крейсера "Москва". Это прямой вклад столицы в укрепление боеспособности ВМФ, обороны страны.

      - То есть, Военно-морской флот постоянно ощущает присутствие Москвы в боевом строю. А насколько Москва чувствует присутствие флота?


      - Это присутствие очевидно, и с каждым годом будет все очевиднее. Несколько лет назад у Юрия Лужкова возникла идея создать в Москве музей Военно-морского флота. Было много обсуждений, в том числе, где его расположить, на каких акваториях. Четыре года назад мы решили с главкоматом ВМФ все принципиальные вопросы, нас поддержало правительство России - и сегодня есть решение мэрии, музей создается на Химкинском водохранилище в районе Северного Тушино.

      Первым его "боевым" экспонатом стала дизельная подводная лодка, переданная из состава Северного флота. Нас горячо поддержали тогдашний командующий СФ адмирал Геннадий Сучков, рабочие "Севмашпредприятия" (г. Северодвинск), которые на энтузиазме, во время субботников превратили списанную субмарину в музейный экспонат. Флот и предприятия помогли осуществить проводку подлодки - сначала по Баренцеву, Белому морям, потом по Беломорканалу. Сегодня дизельная подводная лодка Б-306 - это роскошный экспонат музея ВМФ в Москве, не знающий отбоя в экскурсиях.

      Кроме того, в конце июня этого года с Каспийского моря в Москву было доставлено поистине уникальное пополнением музейной экспозиции - экраноплан С-26 "Орленок". Он передан столице в соответствии с распоряжением правительства РФ от 2006 года. Надеемся в День ВМФ, 29 июля, открыть в Москве памятник-музей "Орленку".

      Вместе с экранопланом Москве был передан и десантный катер на воздушной подушке, который также доставлен в столицу. Он тоже станет экспонатом музея. Катер будет "базироваться" на берегу, экраноплан - рядом со стоянкой подводной лодки, на постаменте. Планируем сделать в нем постоянную выставку, оборудовать кинозал, предоставить посетителям возможность виртуально полетать на экраноплане, что называется, "порулить".

      В общем, нет сомнений в том, что все экспонаты музея сослужат добрую службу в военно-патриотическом воспитании молодежи, позволят наглядно продемонстрировать величие страны, наших рабочих, конструкторов, флотских инженеров, офицеров.

      - Конечно, хорошо, что теперь есть музей экраноплана, но, к сожалению, в Вооруженных силах России нет больше ни такой одной боевой машины...


      - Думаю, пока рано ставить точку на перспективах развития военных экранопланов. Вспомним историю: это ведь поистине российский приоритет - кроме нас, ни одна страна в мире дееспособные образцы такой техники создать не смогла. А российские конструкторы - сумели. Первый "летающий корабль" или, если угодно, "плавающий самолет" был создан замечательным конструктором Ростиславом Евгеньевичем Алексеевым еще в 1961 году. Экраноплан - это корабль с динамическим принципом поддержания корпуса над водой. Его подъемная сила складывается из чисто "самолетной" и экранного эффекта, резко увеличивающего несущие свойства крыла при полете вблизи "экрана" - поверхности земли или воды.

      Спустя пять лет под руководством Р.Алексеева был построен и поднят в воздух экраноплан "КМ" - длиной 96 метров, с размахом крыла в 37 метров. Его испытания проходили на Каспии в условиях строгой секретности. Тогда на Западе высказывались самые невероятные догадки о предназначении изделия, но суть их сводилась к одному: русские создали летательный аппарат, которого мир еще не знал. За колоссальные размеры и громадную скорость американцы окрестили экраноплан "Каспийским монстром".

      В 1973 году "КМ" выполнил рекордный полет с взлетным весом 544 тонны (до 1989 года в мире не было летательного аппарата такой грузоподъемности). И при этом экраноплан показал скорость 600 км/ч!

      Впоследствии в нашей стране экранопланы были приняты на вооружение и выпускались серийно. Наряду с транспортно-десантной машиной "Орленок" разрабатывался и противокорабельный экраноплан "Лунь" (проект 903, по классификации НАТО - Utka), вооруженный шестью ракетами "Москит". Была даже создана специальная авиагруппа, однако она была расформирована после распада СССР и прекращения финансирования строительства экранопланов...

      Но, как я говорил, точку ставить не будем - рано. Мы очень надеемся, что появление "Орленка" в музее ВМФ в Москве сыграет свою роль и в том, чтобы привлечь внимание руководства страны, оборонной промышленности, всех заинтересованных сторон к возобновлению производства этой уникальной военной техники. Это ведь незаменимая машина для транспортировки десанта, военных грузов - быстрой, скрытной, массированной. Иметь такую машину - это вопрос оборонного преимущества страны.

      - Надо ли это понимать так, что правительство Москвы активно поддерживает идею возобновления строительства экранопланов?


      - Эту идею поддерживает не только правительство Москвы. В России проектированием, серийным производством и продвижением экранопланов на мировой рынок занимаются конструкторские бюро и предприятия, входящие в финансово-промышленную группу "Скоростной флот". Я знаю, что руководители "Скоростного флота" Геннадий Данилов, Владимир Первушин, Владимир Куликов - активные сторонники закрепления российского приоритета на экранопланы и постановки их в боевой строй наших Вооруженных сил. Главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Масорин - без его поддержки эту проблему тоже не решить. Наконец, активным сторонником программы дальнейшего строительства экранопланов является первый вице-премьер правительства страны Сергей Иванов. Вместе мы - серьезная сила, и можем дать вторую жизнь военным экранопланам.

      Это необходимо сделать еще и потому, что в мире сейчас, похоже, назревает бум экранопланостроения. Весьма вероятно, что эти машины станут важной частью мировой транспортной системы, а в вооруженных силах некоторых стран мира появятся оснащенные экранопланами группировки. В этой связи вопрос, сможет ли Россия строить эти летательные аппараты, звучит далеко на праздно. Разработки, которые сегодня ведутся по экранопланной тематике, вселяют оптимизм. Но чтобы быть в равных условиях с западными конкурентами, нужно в необходимой мере финансировать эти работы. Думаю, что необходима специальная федеральная программа, госзаказ. Иначе приоритет на эти уникальные машины Россия утратит.

      - Поддерживает ли правительство Москвы контакты с Центральным конструкторским бюро по судам на подводных крыльях имени Алексеева, которое сегодня ведет разработку экранопланов?


      - Специальной программы сотрудничества с ЦКБ Алексеева у нас нет, но, как я уже говорил, действует комплексная программа взаимодействия с ВМФ России. В ней прописаны все направления сотрудничества, в том числе с Каспийской флотилией, с предприятиями "оборонки", работающими на флот. И в рамках именно этой программы правительство Москвы сейчас активно развивает взаимодействие с ЦКБ имени Алексеева и другими фирмами-проектантами.

      Конечно, прямое финансирование строительства экранопланов - это не функция столичного правительства. Это дело государственное. Но поддержать коллектив в его стремлении сохранить отечественный приоритет на эту уникальную технику, помочь в обеспечении мероприятий, которые определяют жизнеспособность нашего военного флота, перспективы его развития, укрепления боеспособности - это наш долг.

      И будьте уверены - Москва его выполнит.
                                                                                                                                                                                                                                                                            
Информационные продукты Интерфакс-АВН
Ежедневный информационный вестник


Еженедельный информационный вестник


Вестник
"ВПК России и
экспорт оружия"



© 2013 Интерфакс-Агентство Военных Новостей. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса-Агентства Военных Новостей.