Интерфакс-Агентство военных новостей - самая полная и оперативная информация о силовых структурах, спецслужбах, оборонной промышленности России и стран СНГ
эксклюзивная информация из достоверных источников...
  Эксклюзив :
Вице-президент страховой компании "АРСЕНАЛЪ" Андрей Сеченов: "Страхование это один из цивилизованных бизнесов, здесь многое держится на доверии"

      В России в настоящее время реализуется ряд крупных программ в области авиа- и судостроения, создания нового вооружения и боевой техники. О том, насколько эти программы обеспечены страховой защитой, а также об особенностях страхования гособоронзаказа, испытаний и производства авиационной техники рассказал "Интерфаксу-АВН" вице-президент страховой компании "АРСЕНАЛЪ" Андрей СЕЧЕНОВ.

      - Андрей Витальевич, ваша компания работает на страховом рынке с 1997 года. Вы осуществляете страховую защиту по многим направлениям. Что это за направления, какое место в них занимает работа с оборонной промышленностью, страховая защита гособоронзаказа и экспортных контрактов?


      - «АРСЕНАЛЪ» - универсальная страховая компания, которая действительно работает по многим направлениям. Но основным среди них является страхование корпоративных рисков. Оно включает в себя страхование предприятий оборонно-промышленного комплекса и авиационной отрасли, а также системы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с зарубежными государствами.

      Важным направлением нашей работы является реализация таможенного проекта. Это страхование участников внешнеэкономической деятельности, в том числе в рамках военно-технического сотрудничества, с использованием уникальных он-лайн технологий обработки документов, необходимых для прохождения таможенных процедур.

      Мы также занимаемся страхованием морских рисков, включая защиту имущественных интересов и ответственности судовладельцев, фрахтователей и судостроителей, реализуем ряд уникальных инновационных продуктов по защите от кибер-рисков и т.д.

      Словом, активно развиваем все классические виды страхования среди которых авиационное, морское страхование, страхование грузов, имущественное страхование, страхование персонала предприятий. Мы идем туда, где нас знают, где нам доверяют. У нас работают люди, которые, если говорить об авиации, сами много лет проработали в отрасли или прослужили в Военно-воздушных силах. Все они бывшие руководители тех или иных направлений.

      - В чем преимущества ваших предложений на страховом рынке? Не секрет, что многие страховые компании хотели бы работать с силовыми структурами и предприятиями ОПК.


      - Хотят действительно многие. На этом рынке присутствуют десятка три-четыре компаний, имеющих лицензии по авиационному страхованию. Но серьезных страховщиков не так уж и много. Таких - порядка пяти-семи компаний, которые конкурируют между собой и конкурируют достаточно жестко.

      Сегодня в Российскую ассоциацию авиационных и космических страховщиков (РААКС) входит не более 30 компаний. «АРСЕНАЛЪ» - относительно молодая компания на этом рынке, но мы уже набрали достаточно высокие объёмы авиационных рисков.

      В чем наша конкурентоспособность? Во-первых, в том, что мы не ввязались в какой-то новый вид деятельности, а работаем там, где всё знаем, как говорится, изнутри.

      Во-вторых, мы отвечаем за свои обязательства. Мы не хотим жить одним днем, поэтому и строим свой бизнес ответственно. У нас хватает профессионализма и опыта. Мы уже много лет работаем в этой сфере. Хотя бизнес этот достаточно сложный и напряженный.

      Наше преимущество еще и в том, что мы действуем достаточно оперативно. В больших компаниях система принятия решения, как правило, многоуровневая. Мы же работаем напрямую со страхователями, у нас отлажены долголетние контакты, мы решаем все вопросы буквально по звонку. И это очень важно, потому что производственная деятельность зачастую заставляет срочно заключать договор с предприятием, которое находится на другом конце России, и мы эти вопросы очень оперативно решаем.

      Мы знаем всех первых лиц, участвуем в переговорах, в оружейных выставках и авиасалонах, других мероприятиях, выступаем в качестве экспертов. Так как мы сами из авиации, то многие вопросы помогаем решать на неформальном уровне.

      Ставка наших предложений вполне конкурентоспособна, но при этом мы не сторонники демпинга. Мы удерживаем ту ставку, которая соответствует уровню аварийности, который есть в отрасли сегодня.

      Важным фактором является уставный капитал, активы и собственные средства компании, потому что за ними стоит гарантия выполнения своих обязательств при наступлении страхового случая. У «АРСЕНАЛА» уставный капитал составляет 576,02 млн рублей. В активах компании большой процент занимают денежные средства и высоколиквидные ценные бумаги. Кроме того, в активах компании имеются реальные здания, сооружения. И если, не дай Бог, что-то случится по-серьезному, то компании есть чем ответить на страховое событие.

      - Вы сказали, что одним из конкурентных ваших преимуществ является то, что вы отвечаете по своим обязательствам. А разве может быть по-другому?


      - Конечно, может. Скажу больше, в последние годы для многих страховых компаний это становится чуть ли не нормой. Есть десятки примеров, когда некоторые компании в три, четыре, пять раз опускают ставку, для того чтобы заключить контракт, а о том, за счет каких средств будут выполнять свои обязательства, если вдруг произойдет страховой случай, не задумываются. Надеются, что «авось пронесет». Но простая арифметика показывает: чтобы собрать деньги на одно страховое событие, нужно чтобы самолет безаварийно летал, как минимум, несколько десятков лет. В реальной жизни так случается не всегда. Не секрет, что у нас ежегодно падает несколько самолетов.

      Должен сказать, что в последнее время на страховом рынке наблюдается резкое ужесточение конкуренции. Причем конкуренции подчас не профессиональной. Для многих страховщиков теперь стало главным получить очередного клиента с большим объемом, а та ответственность, на которую страховщики подписываются, это для них второй вопрос.

      Структура бизнеса в больших компаниях такова, что продавцы, которые ведут переговоры по покупке тех или иных рисков, и те, кто урегулирует убытки - это различные подразделения. Задача у одних брать, а у других - не давать. Это противоречие не позволяет им выдавать качественный страховой продукт.

      - Есть ли какие-то особенности обеспечения страховой защиты гособоронзаказа в области, например, авиастроения?


      - Особенностью страхования военной авиации, прежде всего, является то, что здесь убытки намного больше. Мы страхуем авиатехнику на этапах летных испытаний, запуска серийного производства, поставки заказчикам. К сожалению, за последние годы уровень технологической дисциплины, уровень организации технического обеспечения, контроля в авиационной промышленности ухудшились. Причем намного. Я не вправе критиковать авиационные власти, но их внимание к этой проблеме пока явно не достаточное.

      Ситуация такова, что сейчас производитель авиационной техники считает, коль он заплатил небольшие деньги за страховку, то пусть страховщик и думает как он будет компенсировать убытки, если что-то случится. То есть они переложили на наши плечи все свои возможные риски. И эта ситуация, к сожалению, не меняется в лучшую сторону.

      И еще об одной проблеме хотел бы сказать. В последние годы в авиации серьезно увеличилось количество страховых событий, которые носят не полный, а частичный характер. Речь, в частности, идет о попадании посторонних предметов в двигатель самолета. Реактивный самолёт - это «пылесос». Мне известны десятки страховых событий, связанных с попаданием посторонних предметов в двигатель самолета на различных аэродромах страны. Это приводило к появлению сколов и вмятин на лопатках компрессора и к необходимости проводить ремонт двигателя. Каждый такой ремонт обходится в сотни тысяч долларов. И страховые компании выплачивают эти деньги.

      - С какими конкретно оборонными предприятиями работает "АРСЕНАЛЪ"?


      - Их много. В первую очередь, это корпорация «Иркут», ОКБ имени Яковлева, авиакомплекс «Ильюшин», ТАНТК имени Бериева, ГСКБ «Алмаз-Антей», Ижевский электромеханический завод «Купол», Завод имени В.А.Дегтярева, ряд авиаремонтных заводов и другие.

      У нас накоплен большой опыт работы в части урегулирования убытков при страховых случаях. Хотел бы подчеркнуть, что мы стремимся работать на страховом рынке цивилизовано, честно. Мы никого не обманываем, не держим «фигу в кармане». Для нас репутация – это №1. И мы хотим сохранить эту репутацию. Потому что нас в авиационной промышленности знают, и мы многих знаем.

      Если говорить о свежих конкретных примерах страховой защиты, то хотел бы назвать контракт стоимостью почти 1 млрд рублей на страхование программы участия учебно-боевого самолета Як-130 в Международной выставке авиакосмической промышленности Singapore Air Show 2014 в феврале этого года.

      Кроме страхования КАСКО воздушного судна при выполнении программы испытательных, квалификационных и демонстрационных полетов, этот контракт предусматривал страхование от несчастного случая группы технического обеспечения, страхование перевозки Як-130, а также комплекта оборудования, технической документации и запасных частей военно-транспортным самолетом Ил-76 из аэропорта Раменское в Сингапур и обратно, страхование гражданской ответственности перед третьими лицами при транспортировке, монтаже и демонтаже оборудования на период проведения выставки.

      - Одной из острых проблем, которая давно обсуждается, но решается пока крайне медленно, является страхование рисков при реализации гособоронзаказа, особенно в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также серийного производства вооружения. Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы этот механизм заработал?


      - Ситуация с гособоронзаказом, к сожалению, по сей день окончательно не решена. Она решается частично и в индивидуальном порядке. Чтобы гособоронзаказ страховался в обязательном порядке, такого пока нет. Сколько я работаю, столько этот вопрос и поднимается на министерском уровне. Считается, что страховать гособоронзаказ - это дорого и не эффективно.

      Тем не менее, руководители ряда предприятий-изготовителей авиационной техники, понимая важность страховой защиты новых проектов, заключают договоры страхования за счет собственных средств предприятия. И, как показывает жизнь, поступают правильно.

      Ярчайший пример - случай с новым учебно-боевым самолетом Як-130. ОКБ им. Яковлева застраховало самолет, и когда с этой машиной во время испытаний случилась беда, все убытки были компенсированы. За счет полученных средств компания смогла быстро построить новый самолет для продолжения испытаний. Сегодня Як-130 уже серийно выпускается и поставляется в войска и на экспорт.

      К сожалению, Минобороны не акцептует расходы на страхование. У военного ведомства нет четкого понимания того, что боевую технику надо страховать еще на стадии ее производства. Правда, если предприятие платит свои деньги и доказывает необходимость страхования, то эти затраты, в конечном итоге, Минобороны принимает. Если же предприятие не сумело доказать или не сынициировало страхование, то ничего не страхуется. То есть нет такой обязательной вещи, как, например, в космической деятельности, где существует практика обязательного страхования ответственности от нанесения ущерба.

      На мой взгляд, в идеале, всю производственную деятельность надо страховать. Производители тех же авиационных двигателей, например, заинтересованы в страховании своей продукции, так как достаточно много отказов авиатехники идет по вине силовой установки. Они заинтересованы в том, чтобы была обеспечена реальная страховая защита их продукции. Мы сейчас начинаем компанию по продвижению такого страхового продукта.

      - Страхование рисков в сфере гособоронзаказа, кроме всего прочего, связано с гостайной, имеет ли ваша компания соответствующие допуски?


      - У нас есть лицензия ФСБ на ведение работ, составляющих государственную тайну. Но хотел бы заметить, что договора страхования в большинстве своём открытые. Ситуация такова – мы основные крупные риски перестраховываем на Западе, прежде всего в Лондоне и континентальной Европе, так как наш внутренний рынок не в состоянии перестраховать весь объем тех рисков, которые есть. Естественно, мы туда даем только ту информацию, которая требуется для перестрахования: марку самолета, сроки и т.д. Подробная информация им, в общем-то, и не нужна, так как они фактически страхуют наш финансовый риск.

      - Не секрет, что для того, чтобы заниматься страховой деятельностью в такой специфической области, как гособоронзаказ, страховщику нужны не только устойчивое финансовое положение, позволяющее покрывать крупные риски, но и надежная перестраховочная защита либо иная форма перераспределения риска. С какими крупными компаниями сотрудничает «АРСЕНАЛЪ»?


      - Значительная часть рисков компании размещается более чем в 15 крупнейших отечественных страховых и перестраховочных компаниях. Также часть рисков компании размещена на международных перестраховочных рынках с привлечением крупнейших брокеров, в частности, AON, Societe de Courtage Re и других.

      Наиболее крупными партнерами компании являются ЗАО «Капитал Перестрахование», ОАО «Московское перестраховочное общество», ОАО «Русское перестраховочное общество», ОАО «Транссибирская перестраховочная корпорация», ООО «Российское лесопромышленное перестраховочное общество», ООО «Страховая и перестраховочная компания Юнити», ОСАО «ВСК», ООО «Росгосстрах», СОАО «СОГАЗ», Hannover Re, Partner Re, Kuwait RE, Lansforsakringar Sak Forsakrings (AB), Odyssey Re, Tamesis Dual и другие.

      Со страховой компанией «СОГАЗ» мы работаем по системе сострахования. В случае если что-то произойдет - отвечать также будем консолидировано. Это один из инструментов страхования. Есть перестрахование, а есть сострахование, когда риск разделяется. То есть делится страховая премия, но при этом делится и ответственность.

      Должен сказать, что с учетом высокой аварийности техники лондонский рынок относится к нашим рискам, особенно в области с авиации, с прохладцей. Но продолжает работать с нами в надежде на будущие доходы.

      Западные компании заинтересованы в работе с нами. Страхование - это один из цивилизованных бизнесов здесь многое держится на доверии.

      Я прямо скажу: мы уже лет десять взаимодействуем с зарубежными партнерами в Лондоне, там все на доверии, мы верим им, они верят нам. Я не знаю ни одного случая, чтобы они не выполнили своих обязательств.

      Цель, которую мы сегодня ставим перед собой - на новой платформе под брэндом «АРСЕНАЛЪ» развивать цивилизованное корпоративное страхование, предоставление нашим клиентам максимальной комплексной защиты их финансовых интересов.
                                                                                                                                                                                                                                                                            
Информационные продукты Интерфакс-АВН
Ежедневный информационный вестник


Еженедельный информационный вестник


Вестник
"ВПК России и
экспорт оружия"



© 2013 Интерфакс-Агентство Военных Новостей. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса-Агентства Военных Новостей.