Интерфакс-Агентство военных новостей - самая полная и оперативная информация о силовых структурах, спецслужбах, оборонной промышленности России и стран СНГ
эксклюзивная информация из достоверных источников...
  Эксклюзив :
Президент, генеральный конструктор РКК "Энергия" Виталий Лопота: "Первый запуск модернизированного космического "грузовика" "Прогресс МС" намечен на вторую половину 2015 года"

      Какие итоги работы ОАО "Ракетно-космическая корпорация (РКК) "Энергия" в 2013 году? Какие задачи стоят перед Корпорацией на 2014 год и на ближайшую перспективу? На эти и другие вопросы ответил в интервью "Интерфаксу-АВН" президент, генеральный конструктор РКК Виталий Лопота.

      - Виталий Александрович, каковы предварительные экономические показатели предприятия в 2013 году? Каковы планы на будущий год?


      - Ожидаемая выручка от реализации продукции ОАО "РКК "Энергия" в 2013 году возрастет на 25 проц. по сравнению с 2012 годом. Основной прирост – за счет направления "Пилотируемые ракетно-космические системы". Прибыль предприятия несколько снизится, что связано с занижением в середине года цен по одному из контрактов на изготовление транспортных кораблей, а также с завершением в 2012 году международного контракта по кораблю ATV.

      На 2014 год планируется увеличение на 8 проц. выручки от реализации продукции Корпорации, соответственно увеличится и прибыль. В этом году предстоит выполнить ряд работ по модулям для Международной космической станции (МКС). В том числе: по завершению работ на комплексном стенде многоцелевого лабораторного модуля (МЛМ) и по доработкам штатного изделия, по разработке проектной и рабочей конструкторской документации на научно-энергетический модуль, изготовлению опытных изделий и макетов, по завершению сборки, испытаниям и сдаче Заказчику узлового модуля, по защите эскизного проекта и началу выпуска рабочей конструкторской документации на космический комплекс "ОКА-Т-МКС".

      Продолжится изготовление и подготовка к запускам кораблей "Союз ТМА-М" и "Прогресс М-М" (в 2014 году предстоит запуск четырех пилотируемых и четырех грузовых кораблей). Будет осуществляться производство кораблей "Союз МС" (6 кораблей на разных стадиях изготовления) и "Прогресс МС" (9 кораблей на разных стадиях изготовления).

      Будет обеспечено управление полетом Российского сегмента МКС и транспортных кораблей, выполнение 60 космических экспериментов.

      В части средств выведения запланирован запуск спутника "Экспресс-АМ8" с использованием разгонного блока типа ДМ-03, запуск коммерческого спутника по программе "Морской старт" с использованием "разгонника" ДМ-SL.

      Продолжатся работы по созданию автоматических космических аппаратов по государственному и зарубежным контрактам.

      - Чем завершилась поездка в Женеву на заседание Совета директоров компании "Си Лонч АГ"?


      - На заседании Совета директоров компании "Си Лонч АГ" 3 декабря 2013 года были подведены итоги исполнения бюджета 2013 года с учетом запланированного сокращения расходов, утвержден бюджет на 1-й квартал 2014 года, подтверждено исполнение контрактных обязательств по миссии E3B в апреле 2014 года, рассмотрен предварительный манифест пусков на 2014 - 2016 годы, обсуждены финансовые и рыночные аспекты модернизации "Морского старта", одобрен новый организационный регламент Совета директоров компании.

      - Каковы перспективы проекта? Сколько пусков ожидается в следующем году? Сколько контрактов на пусковые услуги уже подписано? Как Роскосмос и ВПК при правительстве относятся к предложению, чтобы государство вошло в проект "Морской старт"?


      - Перспективы у проекта имеются. Большинство заказчиков пусковых услуг планируют использовать возможности "Морского старта" для выведения космических аппаратов (КА) связи на геопереходные и геостационарную орбиты. Сформированы несколько предварительных контрактов. Подготавливаются контракты по запуску в 2015-2016 годах и в последующие годы еще нескольких аппаратов.

      Очень важно, что подготавливаются решения не только по коммерческим, но и по межгосударственным заказам для "Морского старта". Большое внимание этому проекту уделяют российские государственные структуры.

      - Когда МЛМ будет возвращен в Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) имени Хруничева? Сколько времени потребуется на устранение неисправностей? Когда возможен запуск модуля?


      - Модуль отправлен из РКК "Энергия" в ГКНПЦ в конце декабря 2013 года. Совместно с Центром Хруничева разрабатывается к марту 2014 года график ремонтно-восстановительных работ. После их завершения будут вновь проводиться плановые наземные испытания модуля и его подготовка к запуску.

      - Как перенос пуска МЛМ скажется на сроках завершения строительства российского сегмента МКС (запуск узлового модуля), испытаниях космических кораблей ("Прогресс МС", очередных испытаниях системы "Курс-НА")?


      - Следующий модуль – узловой – согласно проекту Российского сегмента МКС должен быть пристыкован к свободному порту МЛМ после его ввода в состав станции. Поэтому срок запуска узлового модуля, ранее запланированный на 2014 год, будет уточнен. Узловой модуль необходим для последующей стыковки к нему научно-энергетического модуля.

      Что касается планов испытаний кораблей "Прогресс МС" и системы сближения "Курс-НА", то они будут проводиться в текущем году.

      - Не станет ли МЛМ к моменту запуска морально и технически устаревшим, учитывая длинную историю переносов его старта? Не потребуется ли в этом случае замена каких-то бортовых систем?


      - Заказчиком было принято решение создавать МЛМ на основе имеющегося технического задела – то есть использовать конструкцию дублера функционально-грузового блока "Заря". В составе задела есть элементы, агрегаты и бортовые системы, имеющие 15-летнюю летную квалификацию, которые достались в наследство создаваемому модулю, в том числе и двигательная установка. Но несмотря на кажущееся сходство с "Зарей", МЛМ оснащен современным целевым оборудованием и принципиально новым бортовым комплексом управления на основе цифрового оборудования и приборов. На модуле будет установлен европейский манипулятор "ЕРА", шлюзовая камера для выноса научной аппаратуры и приборов в открытый космос, дополнительные панели теплообменника. Его никак нельзя отнести к категории устаревших или устаревающих. Модуль сохраняет свою научную актуальность и техническую новизну.

      В дальнейшем аналогичное оборудование будет устанавливаться и на перспективные российские модули, например, на создаваемый научно-энергетический модуль.

      Изначально при разработке МЛМ было заложено требование по обеспечению его эксплуатации на орбите как минимум до 2020 года, что и было реализовано при изготовлении модуля. Во время доработки модуля на Земле будут проводиться текущие регламентные перепроверки приборов и агрегатов в соответствии с эксплуатационной документацией.

      - Где будет изготавливаться корпус научно-энергетического модуля? Какое участие будут принимать зарубежные компании в создании узлового модуля?


      - Выбор разработчика корпуса модуля будет проведен в соответствии с утвержденными процедурами в ближайшее время.

      Узловой модуль в настоящее время уже изготовлен РКК "Энергия" и проходит заводские испытания. Никакие зарубежные компании, в том числе из стран ближнего зарубежья, в его разработке и изготовлении участия не принимали. Модуль в целом и все его составные части изготовлены исключительно силами РКК "Энергия" в кооперации с отечественными предприятиями.

      - Когда состоится испытательный полет нового "грузовика" "Прогресс МС"? В чем будет заключаться его отличие от "Прогрессов М-М"?


      - Корабли "Прогресс МС" – новая модернизированная серия транспортных грузовых кораблей типа "Прогресс" (первый запуск – в конце 2015 года).

      Они являются результатом последовательной работы над повышением надежности кораблей "Прогресс" и "Союз" и расширением функциональных возможностей их бортовых систем.

      Повышение надежности обеспечивается дублированием электроприводов стыковочного механизма и механизма герметизации стыка, повышением вероятности непробоя корпуса грузового отсека микрометеороидными частицами путем установки дополнительных панелей противометеороидной защиты.

      Функциональные возможности бортовых систем корабля расширяются в результате того, что обеспечивается управление кораблем и контроль его бортовых систем за зонами радиовидимости измерительных станций на территории России при помощи бортовой радиотехнической системы через спутники-ретрансляторы, непрерывное обновление вектора состояния на борту корабля с помощью аппаратуры спутниковой навигации, которое исключает применение специальных наземных средств определения орбиты, определение относительного положения корабля и станции путем организации обмена данными по межбортовой радиолинии, повышение качества телевизионного изображения от телекамеры контроля стыковки за счет передачи изображения по цифровой радиолинии.

      - РКК "Энергия" недавно выиграла очередной этап конкурса на создание пилотируемого транспортного комплекса нового поколения (в рамках работ до 2015 года). Что планируется создать и представить Роскосмосу в сроки, утвержденные в контракте?


      - РКК "Энергия" в 2010 - 2012 годах разработала технический проект пилотируемого транспортного корабля нового поколения. В настоящее время проект принят Федеральным космическим агентством, с РКК "Энергия" заключен новый контракт на следующий этап работ – выпуск рабочей документации в части комплекса пилотируемого транспортного корабля.

      В рамках контракта предусмотрено до 2015г. разработать рабочую документацию на все элементы корабля, включая отдельные приборы и агрегаты; изготовить ряд макетов, опытных изделий и установок; провести наземные автономные испытания изготовленной материальной части; отработать основные технологические процессы изготовления корабля.

      В связи с новизной и сложностью задачи планируется построить проектно-компоновочный макет корабля. На этом макете будет "увязано" расположение всех элементов конструкции и бортовых систем, а также проведены эргономические исследования и отработка действий экипажа в различных полетных ситуациях. Основой для создания проектно-компоновочного макета послужит макет возвращаемого аппарата, демонстрировавшийся на Московском международном авиационно-космическом салоне МАКС-2013.

      Помимо проектно-компоновочного макета, будут изготовлены корпуса возвращаемого аппарата и двигательного отсека для проведения статических, динамических и тепловых испытаний. Для отработки аварийного спасения будут изготовлены и подвергнутся автономным испытаниям опытные образцы парашютных систем, кресла космонавтов, элементов посадочной твердотопливной двигательной установки и ракетного блока аварийного спасения.

      - По планам НАСА, через несколько лет США намерены отказаться от использования российских кораблей "Союз" для доставки астронавтов на МКС и использовать коммерческие корабли. Означает ли это, что РКК "Энергия" сократит количество производимых кораблей или начнет возить на МКС "туристов"?


      - НАСА планирует в ближайшие годы продолжить заказ услуг по доставке астронавтов на МКС и их возвращению на Землю с помощью кораблей "Союз ТМА". Планируется в начале 2014 года провести переговоры о том, чтобы в первом полугодии подписать модификацию контрактов и начать изготовление кораблей (цикл изготовления – 2,5 года), отбор и подготовку интегрированных экипажей (цикл подготовки примерно такой же). В принципе, НАСА планирует через 3 - 4 года начать пилотируемые полеты кораблей "Дрэгон" (SpaceX) и CST-100 (Boeing). Они смогут доставлять по 4 человека, и экипаж МКС можно будет увеличить. Такая возможность предусмотрена действующими международными документами по программе МКС. В этом случае НАСА будет полностью обеспечивать запуски и работу своей части экипажа станции. В то же время новый для всех вопрос: будут ли экипажи кораблей интегрированными, как сейчас, то есть будут ли они включать как астронавтов, так и космонавтов? Этот вопрос обсуждается.

      Запуски и полеты "туристов" (точнее – участников космического полета) вряд ли оправдают специальные пуски "Союзов". Запуски "туристов" возможно осуществлять только в привязке к периодам смены экипажей МКС. Но эти периоды для принятой непрямой схемы ротации экипажей в настоящее время отсутствуют.

      - Когда Роскосмос может провести конкурс по созданию сверхтяжелой ракеты-носителя? Какое предложение намерена представить для участия в конкурсе РКК "Энергия"?


      - Руководитель Роскосмоса неоднократно сообщал представителям СМИ, что этот вопрос рассматривается в составе рабочей группы, в которую включены руководители и представители головных предприятий отрасли.

      Проведение конкурса по этому проекту, требования к разработке, сроки, объемы финансирования – прерогатива агентства. РКК "Энергия" на протяжении уже нескольких лет привлекала внимание к необходимости развертывания в России работ по созданию ракет-носителей сверхтяжелого класса. Наши предложения по облику, основным характеристикам, этапам и возможным срокам проведения работ известны. В частности, на 1-м этапе предлагаем с использованием технологий, разработанных при создании ракеты-носителя "Энергия" и сохраненных в проекте "Морской старт", создать ракету-носитель с грузоподъемностью 65 - 75 тонн (в период до 2020 гг.). На 2-м этапе эти технологии позволят реализовать грузоподъемность ракеты-носителя порядка 130 - 150 тонн. Корпорация готова выйти с таким предложением при объявлении конкурса.

      - Как продвигается работа по спутникам, создаваемым РКК "Энергия" для решения задач наблюдения и связи? Почему пришлось перенести запуск спутника наблюдения? Когда состоится его запуск?


      - По космическому аппарату (КА) наблюдения: завершена наземная экспериментальная отработка КА и блока КА (его связки с конструкцией и системами адаптера установки на ракету-носитель), изготовлены и поставлены на космодром Байконур средства выведения – ракета-носитель типа "Союз" и стартово-защитный блок (обтекатель), завершена сборка штатного КА, его электрорадиотехнические, акустические, термовакуумные испытания, испытания на электромагнитную совместимость и устойчивость к электростатическому разряду, выполнены проверки стартовой конфигурации, совместные испытания с Центром управления полетом, завершены работы по монтажным, пуско-наладочным работам и приемо-сдаточным испытаниям наземного сегмента, завершено комплексное обучение по наземному сегменту специалистов эксплуатирующей организации.

      Для обеспечения качества и гарантий по управлению КА на первых ответственных витках полета и на весь период его эксплуатации введен режим свипирования (качания) частоты запросного сигнала при вхождении в связь с бортом. Для реализации этого режима доработано наземное и бортовое программное обеспечение.

      В ближайший месяц будут завершены заводские испытания КА с уточненной летной версией программного обеспечения, проведены комплексные испытания элементов наземного комплекса управления с КА, сборка и испытания блока КА. После этого предстоит провести на космодроме Байконур контрольные и приемо-сдаточные испытания КА и подготовку к запуску.

      Одновременно необходимо будет полностью завершить обучение и стажировку специалистов эксплуатирующей организации.

      Запуск КА запланирован на апрель 2014 года.

      По КА связи нового поколения: завершены все подготовительные процедуры, необходимые для начала работ, включая открытие аккредитивов, проведена с положительными результатами вводная встреча с делегацией Заказчика.

      В настоящее время разрабатывается конструкторская документация. Предстоит обеспечить выпуск, защиту и сдачу эскизных проектов на КА и наземный комплекс управления с последующим выпуском рабочей конструкторской документации на них, запуск в производство компонентов служебной платформы и модуля полезной нагрузки.

      Запуск КА планируется в конце 2016 г.
                                                                                                                                                                                                                                                                            
Информационные продукты Интерфакс-АВН
Ежедневный информационный вестник


Еженедельный информационный вестник


Вестник
"ВПК России и
экспорт оружия"



© 2013 Интерфакс-Агентство Военных Новостей. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса-Агентства Военных Новостей.