Интерфакс-Агентство военных новостей - самая полная и оперативная информация о силовых структурах, спецслужбах, оборонной промышленности России и стран СНГ
эксклюзивная информация из достоверных источников...
  Эксклюзив :
Президент НП «ГЛОНАСС» Александр Гурко: «К концу 2017 года у «ЭРА-ГЛОНАСС» будет не менее 3 миллионов пользователей»

      Завершается подготовка к вводу в постоянную эксплуатацию системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС». Система будет сдана заказчику - Минтрансу России - в декабре 2013 года. О том, как проходит завершающий этап создания системы «ЭРА-ГЛОНАСС», как она может повлиять на развитие российского навигационного рынка и какие еще проекты реализует федеральный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности «Интерфаксу-АВН» рассказал президент Некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС» Александр ГУРКО.

      - Александр Олегович, как сегодня идет создание системы «ЭРА-ГЛОНАСС»?


      - В этом году НП «ГЛОНАСС» – федеральный сетевой оператор и единственный исполнитель проекта, завершает в изначально запланированные сроки создание системы. С 2014 года начнется эксплуатация системы «ЭРА-ГЛОНАСС», а уже с 1 января 2015 года согласно Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» у системы появятся первые пользователи. К концу 2015 года их будут десятки тысяч.

      На сегодняшний день автономные испытания узлов системы «ЭРА-ГЛОНАСС» завершены во всех субъектах РФ. В рамках комплексных испытаний было протестировано оказание базовой услуги системы «ЭРА-ГЛОНАСС», получение экстренного вызова из автомобиля, оборудованного системой «ЭРА-ГЛОНАСС», его обработка, передача в экстренные оперативные службы. Тем самым мы проверяем работоспособность и взаимодействие всех элементов «ЭРА-ГЛОНАСС»: региональных коммутационных узлов, региональных и федерального навигационно-информационных центров, основных и резервных каналов связи, а в тех регионах, где уже функционирует система «112», и передачу экстренного вызова в эту систему. И поскольку система «ЭРА-ГЛОНАСС» должна работать на всей территории страны, то комплексные испытания мы проводим в каждом из 83 регионов.

      В начале декабря стартуют приемо-сдаточные испытания Государственному заказчику системы – Минтрансу России.

      Кроме того мы уже завершили отработку взаимодействия с системой «112» в пяти субъектах РФ и системами управления мобильными нарядами (СУМН) МВД России также в пяти субъектах.

      Важнейшее событие для всего проекта произошло 23 октября: в Государственной Думе в первом чтении был принят Федеральный Закон «О системе «ЭРА-ГЛОНАСС». Наш законопроект был поддержан всеми фракциями. Результат голосования абсолютный: 431 голос «за», 0 – воздержалось, 0 – «против». Конечно, специалисты НП «ГЛОНАСС» принимали самое активное участие в подготовке и продвижении законопроекта. Сейчас мы совместно с депутатами отрабатываем поправки ко второму чтению: оно стоит в плане на декабрь.

      НП «ГЛОНАСС» не только исполнитель госконтракта на создание системы «ЭРА-ГЛОНАСС», но и федеральный сетевой оператор, отвечающий за развитие навигационного рынка. Поэтому в январе мы в инициативном порядке запустим пилотный проект по потребительским сервисам на базе «ЭРА-ГЛОНАСС». Запустим его совместно с нашими партнерами: разработчиком платформы – компанией «Люксофт», автопроизводителями, операторами связи, сервис-провайдерами и всеми другими участниками рынка, которые захотят к нам присоединиться.

      - Какие компании, кроме НП «ГЛОНАСС», участвуют в создании системы?


      - Думаю, что для реализации проекта мы собрали лучшую российскую команду. Были непростые тендеры и множество согласований, но результат есть. Ядро системы – навигационно-информационную платформу, создает российская компания «Люксофт», один из мировых лидеров в создании автомобильных систем. Поставка оборудования и интеграция – это крупнейшие российские интеграторы «Техносерв» и «ЭнВижн», имеющие большой опыт строительства сетей связи. Предоставление площадок для размещения оборудования «ЭРА-ГЛОНАСС» – это «Ростелеком» и «МегаФон». Каналы связи мы арендуем у «ВымпелКома», «МегаФона», «МТС» и «Ростелекома». «Цезарь-Сателлит» тестирует образцы автомобильных терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС» как сторонних производителей, так и собственные, а также проводит полевые испытания, используя несколько десятков автомобилей. Отмечу, что «ВымпелКом», «МегаФон», «МТС», «Ростелеком» и «Цезарь-Сателлит» - участники НП «ГЛОНАСС».

      - Какова роль компании «НИС», которая ранее являлась федеральным сетевым оператором, в проекте «ЭРА–ГЛОНАСС»? И остается ли сейчас «НИС» участником партнерства?


      - Скажу сразу, НИС не подавал заявление о выходе из партнерства и остается его полноправным членом. В частности, участвует в работе комитетов партнерства. Поэтому информация «о каком-то выходе» не более чем пиар, цели которого я комментировать не буду.

      Что касается первой части вопроса, то акционеры ОАО «НИС» стояли у истоков проекта «ЭРА-ГЛОНАСС», представляли его на комиссии при президенте по модернизации и технологическому развитию экономики России, где в октябре 2009 года и было принято решение о создании государственной системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Много было сделано акционерами «НИС» и для успешного старта проекта. Затем в 2010 и 2011 годах «НИС» был исполнителем государственного контракта. В 2010 году совместно с ведущей российской компанией «Ланит» было проведено эскизное проектирование системы; в 2011 году созданы опытные образцы в трех субъектах РФ.

      В сентябре 2012 года статус единственного исполнителя системы «ЭРА- ГЛОНАСС» получило созданное в мае Некоммерческое партнерство «ГЛОНАСС», несколько ранее определенное федеральным сетевым оператором в сфере навигационной деятельности. В Некоммерческое партнерство перешли и многие ключевые члены команды проекта, в том числе те, кто формировал облик системы еще до заключения первого госконтракта.

      Таким образом, работы по созданию «ЭРА-ГЛОНАСС» в 2012-2013 годах – это уже деятельность некоммерческого партнерства. Масштаб наших работ таков: 2012 год – 15 регионов, 2013 год все остальные регионы, а также «ядро системы» – навигационно-информационная платформа. Сегодня инфраструктура развернута во всех 83 регионах. Благодаря этому надежная услуга «ЭРА-ГЛОНАСС» будет доступна нашим гражданам на всей территории страны. Прошли автономные испытания. Завершаются комплексные. Система готова к сдаче Минтрансу России.

      Замечу, что «НИС» принимал участие в проектирование системы и создании инфраструктуры в 18 из 83 субъектов РФ.

      - По Вашим оценкам, как быстро будет расти количество автомобилей, подключенных к системе «ЭРА-ГЛОНАСС»?


      - Это определено в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». С 1 января 2015 года систему «ЭРА-ГЛОНАСС» должны устанавливать в автотранспортные средства, впервые проходящие процедуру одобрения типа. А с 1 января 2017 года уже во все транспортные средства, выпускаемые в обращение на территории стран Таможенного союза.

      Продажи новых автомобилей в России 2,5-3 миллиона в год. Обновление модельного ряда автопроизводители проводят в среднем раз в 4-5 лет. Это означает, что уже в 2015 году у системы появятся первые десятки тысяч пользователей. В 2016 году к ним добавятся еще сотни тысяч. С 2017 года, когда «ЭРА-ГЛОНАСС» станет обязательной для всех новых автотранспортных средств, прирост пользователей составит уже те самые 2,5 – 3 миллиона. Итого: к концу 2017 года у «ЭРА-ГЛОНАСС» будет не менее 3 миллионов пользователей. Каждый год к ним будет добавляться еще около 3 миллионов.

      Разумеется, это наша оценка. Многое, например, будет зависеть от ситуации на автомобильном рынке и в автопроме в целом. Также мы надеемся, что автовладельцы будут устанавливать «ЭРА-ГЛОНАСС» и по собственной инициативе, чтобы уже бесплатно пользоваться услугой экстренного вызова при ДТП. Такая возможность нами предусмотрена.

      - Звучала информация, что Минтранс России хочет стать оператором услуг по «ЭРА-ГЛОНАСС». Так ли это?


      - Не сам Минтранс, конечно, а одна из его подведомственных организаций. В частности, называлось ФГУП «ЗащитаИнфоТранс».

      «ЭРА-ГЛОНАСС» - это государственная система. Балансодержателем в этом случае может выступать только какая-либо государственная организация: агентство, учреждение, ФГУП.

      ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» является единственным исполнителем по созданию систем транспортной безопасности Минтранса России. Также это один из наших подрядчиков по информационной безопасности системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Поэтому поставить систему на баланс ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», на наш взгляд, возможное и обоснованное решение. Вопрос по балансодержателю надо решить достаточно оперативно: ведь уже в декабре система будет сдана государственному заказчику. После сдачи система не должна «повиснуть в воздухе».

      - А операторская деятельность? Кто будет отвечать за услугу «ЭРА-ГЛОНАСС»?


      - Здесь два взаимосвязанных вопроса: кто станет оператором «ЭРА-ГЛОНАСС» – будет обеспечивать эксплуатацию системы и оказывать услугу экстренного вызова, и каковы источники финансирования системы. Их решение – прерогатива государства. И определиться нужно уже в начале следующего года, поскольку в январе 2015 года у системы появятся первые пользователи.

      Здесь мы видим два возможных сценария.

      Первый – выделение бюджетных средств на эксплуатацию и функционирование системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и определение ее оператора по аналогии с другими государственными информационными системами, например, ГАС «Выборы» или системами Минтранса России. Цена вопроса – сотни миллионов рублей ежегодно из федерального бюджета.

      Второй – привлечение частного инвестора, который и станет оператором «ЭРА-ГЛОНАСС». Одновременно такому оператору предоставляется возможность использовать потенциал системы в интересах сервис-провайдеров различных услуг, в том числе платных. Это позволит значительно снизить расходы бюджета, а в перспективе, возможно, и выйти на самоокупаемость. О необходимости коммерциализации инфраструктуры «ЭРА-ГЛОНАСС» в целях снижения бюджетных затрат неоднократно говорилось и правительством, и Минтрансом России. У нас в НП такой сценарий глубоко проработан и в части набора услуг, и в части бизнес-моделей.

      Важно, что помимо снижения бюджетных расходов это создаст условия наибольшего благоприятствования для развития сегмента услуг, в том числе снижается «входной барьер» на рынок для сервис-провайдеров, по нашим оценкам, в два раза.

      При этом все требования к услуге экстренного вызова при авариях – надежность, доступность и, конечно, бесплатность для всех пользователей, остаются без изменений. Это обязательное условие для любого оператора системы «ЭРА-ГЛОНАСС».

      - Вы много говорите об услугах, которые могут оказываться с помощью инфраструктуры «ЭРА-ГЛОНАСС». Какие это услуги?


      - Мы разделили услуги по категориям пользователей. Это государственные услуги, например, взимание платежей за проезд или контроль передвижения опасных грузов, он-лайн тахографический контроль. Далее, услуги в интересах заказчиков из различных сфер бизнеса, например, мониторинг транспорта и оптимизация логистики. Затем, услуги в интересах физических лиц – водителей и пассажиров. Среди них дистанционная диагностика автомобиля, страховая телематика, различные информационно-навигационные сервисы, услуги раннего оповещения, охранно-поисковые услуги.

      - Какие проекты, на Ваш взгляд, окажут наибольшее влияние на развитие российского навигационного рынка?


      - Главная задача НП «ГЛОНАСС», как федерального сетевого оператора – создание рынка для оборудования, решений и услуг с использованием ГЛОНАСС в России и за рубежом. Поэтому все проекты, которые мы реализуем в рамках НП: а это «ЭРА-ГЛОНАСС», региональные целевые программы внедрения навигационных технологий, создание корпоративных, отраслевых, ведомственных систем и другие – все они направлены на увеличение размеров рынка.

      Действительно, чтобы рынок навигационных услуг на автотранспорте стал привлекательным для бизнеса и частной инициативы, в первую очередь, его надо масштабировать, создать объем. И это делается за счет реализации целого ряда крупных государственных проектов. И, во-вторых, необходимо снизить «барьер входа» на рынок. Использование сервис-провайдерами инфраструктуры «ЭРА-ГЛОНАСС» – высоконадежной, охватывающей все дороги страны, как раз и снижает этот барьер. Это позволит сервис-провайдерам направить свои инвестиции в разработку новых потребительских решений и услуг. При создании «ЭРА-ГЛОНАСС» мы такую возможность - подключения сервис-провайдеров и интеграторов контента, предусмотрели. Сейчас отрабатываем интерфейсы подключения к инфраструктуре «ЭРА-ГЛОНАСС».

      - Есть ли возможность распространить решения «ЭРА-ГЛОНАСС» за границы страны?


      - Мы активно работаем в этом направление. НП «ГЛОНАСС» является членом рабочих групп Евразийской экономической комиссии Таможенного союза и Единого экономического пространства, Европейской Ассоциации по Интеллектуальным Транспортным Системам (ERTICO) и других международных и российских организаций. Система «ЭРА-ГЛОНАСС» вполне конкурентоспособный продукт на экспорт. Мы привлекли к реализации аналогичных проектов Казахстан и Белоруссию. Основа для нашего сотрудничества – Технический регламент Таможенного союза. Если в Таможенный союз вступят другие государства, а такие планы, как мы знаем, есть, будем работать и с ними.

      В Казахстане начинается проектирование системы ЭВАК – аналога «ЭРА-ГЛОНАСС». Основной исполнитель – дочерняя компания национального оператора связи «КазахТелеком». В меморандуме, подписанном правительствами России и Казахстана, полномочия представлять интересы России в проекте ЭВАК делегированы федеральному сетевому оператору НП «ГЛОНАСС». Казахстанскую сторону представляет «КазахТелеком».

      В Белоруссии наш партнер определен правительством – это белорусский сетевой оператор компания – «СКБ Камертон».

      Естественно, в рамках проектирования будет обеспечена совместимость систем Казахстана и Белоруссии с «ЭРА-ГЛОНАСС», а значит, и с европейской системой eCall.

      - Возможно ли, чтобы решения «ЭРА-ГЛОНАСС» нашли применение и за пределами стран Таможенного союза?


      - В рамках проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» мы создаем универсальные технологии. Конечно, в каждой стране есть национальная специфика в регулировании и взаимодействии служб реагирования, работе соответствующих систем. Но, могу сказать уверенно, наши технические решения полностью конкурентоспособны и отвечают самым современным требованиям. Так, в системе «ЭРА-ГЛОНАСС» продвинутая навигационно-информационная платформа. Мы не один год искали поставщика готовой платформы «под ключ». Искали за рубежом, а нашли в России – российскую компанию «Люксофт». Более того, мы просмотрели множество зарубежных и российских готовых решений, и, проанализировав, убедились, что наши требования к платформе «ЭРА-ГЛОНАСС» выше и масштабнее – и готовых решений для нас в мире нет. Поэтому решение от «Люксофт» - не только российское по происхождению, но и самое современное и, по сути, уникальное – не имеющее мировых аналогов.

      При этом для нас было важно найти не просто разработчика платформы, а такого, который имеет большой опыт работы с мировым автопромом, где свои жесткие и специфические требования. «Люксофт» уже более семи лет является подрядчиком компании Harman, которая, в свою очередь, контролирует половину мирового рынка встроенных автомобильных систем. Многое из того, что мы видим в автомобилях – интерфейсы, бортовые компьютеры – сделали Harman и «Люксофт». У них уникальный опыт и компетенции. И этот мировой опыт аккумулирован нами сегодня в платформе российской системы «ЭРА-ГЛОНАСС».

      - В России реализуется крупный проект на основе навигации по механизму государственно-частного партнерства – создание системы взимания платы с большегрузного транспорта. Какова роль федерального сетевого оператора в этом проекте?


      - НП «ГЛОНАСС» является технологическим консультантом Росавтодора в проекте по созданию системы взимания платы с большегрузного транспорта. Сегодня партнерство осуществляет инженерно-техническое сопровождение проекта, а именно готовит разъяснения заявителям конкурса относительно конкурсной документации по техническим вопросам, осуществляет экспертизу предложений в части их соответствия техническим требованиям.

      Отмечу, что будущий концессионер системы взимания платы для снижения своих инвестиций в проект и последующих операционных расходов может воспользоваться широкими возможностями системы «ЭРА-ГЛОНАСС» - готовой, современной, надежной, работающей на всей территории страны. На наш взгляд, это было бы рациональным бизнес-решением, и такую возможность в системе «ЭРА-ГЛОНАСС» мы предусмотрели.

      - Как, на Ваш взгляд, в дальнейшем будет развиваться навигационная отрасль в России?


      - По сути, сегодня на наших глазах растет новый массовый высокотехнологичный рынок. Коммерциализация «ЭРА-ГЛОНАСС», тахографы, система для взимания платы для 12-тонников, региональные целевые программы, международные проекты – все эти направления являются совершенно новым витком в формирование рынка. Совсем другой масштаб.

      И во всех этих проектах активную роль играет федеральный сетевой оператор НП «ГЛОНАСС» и участники нашего партнерства - лидеры навигационно-информационного рынка: «ВымпелКом», «МегаФон», «МТС», «Навигационно-информационные системы», «Ростелеком», «Сумма Телеком», «Транзас», «Цезарь Сателлит», «Яндекс», Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС – Форум», представляющая интересы среднего и малого бизнеса.

      Если наши амбициозные планы реализуются, а мы приложим к этому все усилия, то к 2020 году российский навигационный рынок на автотранспорте вырастет до 300 млрд рублей или в 20 раз по отношению к 2012 году.
                                                                                                                                                                                                                                                                            
Информационные продукты Интерфакс-АВН
Ежедневный информационный вестник


Еженедельный информационный вестник


Вестник
"ВПК России и
экспорт оружия"



© 2013 Интерфакс-Агентство Военных Новостей. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса-Агентства Военных Новостей.