Интерфакс-Агентство военных новостей - самая полная и оперативная информация о силовых структурах, спецслужбах, оборонной промышленности России и стран СНГ
эксклюзивная информация из достоверных источников...
  Эксклюзив :
Гендиректор НПП "Звезда" Сергей Поздняков: "Посетители авиасалона смогут увидеть наши новые разработки – скафандр "Орлан-МКС" и катапультное кресло для истребителя Т-50"

Международный авиакосмический салон МАКС-2013 в Жуковском станет местом презентации сразу нескольких новинок НПП "Звезда" – ведущего разработчика и производителя систем жизнеобеспечения космонавтов и военных летчиков. Фирма представит, в частности, новый скафандр для выходов космонавтов в открытый космос "Орлан-МКС", катапультное кресло и комплект летного снаряжения для истребителя 5-поколения Т-50. О новых разработках известной на весь мир авиакосмической фирмы "Интерфаксу-АВН" рассказал генеральный директор - главный конструктор ОАО "Научно-производственное предприятие "Звезда" имени академика Г.И.Северина" Сергей ПОЗДНЯКОВ.

      - Сергей Сергеевич, какую продукцию представит на МАКСе НПП "Звезда"?


      - Мы традиционно принимаем участие в авиакосмическом салоне МАКС. Как и на всех салонах и выставках, НПП "Звезда", в первую очередь, представит свои главные разработки – скафандр для работы в открытом космосе и комплекс, включающий катапультное кресло и снаряжение для пилота боевой авиации. В этот раз посетители авиасалона увидят скафандр "Орлан-МКС" и катапультное кресло, которое поставляется на перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации Т-50 и на многофункциональный самолет Су-35, готовящиеся к поступлению на вооружение ВВС России.

      Кроме того, на стенде НПП "Звезда" будет представлен летный шлем с нашлемной системой целеуказания. Систему разработал Государственный Рязанский приборный завод. Мы же делаем саму каску, адаптируем все элементы, проводим цикл испытаний. Отработка прототипа шлема уже идет на предприятии. На МАКС-2013 мы выставим на обозрение действующий макет, который будет на манекене, а вот на стенде Рязанского приборного завода, возможно, посетителям дадут примерить шлем.

      Также на нашем стенде будет продемонстрирован противоперегрузочный костюм ППК-7 для военных летчиков. Испытания костюма фактически завершены. Он и по внешнему виду, и по начинке отличается от тех версий, которые сейчас стоят на вооружении. В нем внедрена дополнительная компенсация рук, изменена брюшная камера. Это позволило в разы увеличить время переносимости летчиком перегрузок величиной 7-9 g. Летных испытаний костюма ППК-7 еще не проводилось, но эксперимент на центрифуге показал хороший результат.

      Еще одна новинка - кислородная система КС-50, которая создана на базе использующихся на истребителях "МиГ" и "Су" безбаллонных систем, но с внесенными под Т-50 небольшими отличиями.

      Помимо этого, НПП "Звезда" представит новый шлем пилота вертолета, который мы разработали за свой счет, и кислородную маску.

      Абсолютно новой для предприятия темой стала разработка комплекта снаряжения для парашютистов, которые прыгают с высот до 10 тысяч метров. В комплект снаряжения входит шлем с системой связи, кислородное оборудование для дыхания, парашют, контейнер для груза. Все это тоже разрабатывается в инициативном порядке за свои деньги. В сентябре мы отдадим прототип комплекта для проведения натурных испытаний. Аналогов этого оборудования в России нет, а зарубежные аналоги дороги, поэтому мы рассчитываем на серьезные заказы.

      Кроме того, на статической стоянке МАКСа будет демонстрироваться самолет, который мы купили в этом году. Это гражданский двухместный самолет, дооборудованный нашими новыми сверхлегкими системами катапультирования. Создание кресел для малой авиации – новое направление, которое мы начали активно развивать. На авиасалоне будет продемонстрированы две разновидности кресел, работающих на сжатом воздухе. В России этот рынок пока развит крайне слабо, а в Европе и Америке его можно назвать бескрайним и малоосвоенным.

      - Не предлагали ли НПП "Звезда" принять участие в обеспечение прыжков со сверхбольших высот, таких, который недавно свершил австриец Феликс Баумгартнер?


      - То, что такой рекорд установлен, я считаю одним из величайших достижений в развитии технологий и свидетельством высокого мужества этого человека. Когда и кто сможет побить установленный им рекорд - даже трудно предположить. Прошлый рекорд держался с 1960-х годов.

      До прыжка Феликса Баумгартнера ежегодно к нам обращались два-три энтузиаста с просьбой обеспечить их прыжок с многокилометровых высот с технической точки зрения. В прошлом году к нам обратился один австрийский "суперпрыгун", который приезжал на предприятие, примерял снаряжение. Нам удалось его убедить, что прыжки из стратосферы - это чрезвычайно опасное мероприятие, потому что из-за сильно разряженного воздуха человек не может стабилизировать положение тела и просто потеряет сознание из-за неконтролируемого вращения.

      После известного прыжка, этот австрийский парашютист от своей идеи не отказался, но чтобы как-то отличаться от соотечественника, намерен взлететь на высоту около 40 км стоя на ракете, как стоит памятник Гагарину на одноименной площади, и достигнув верхней точки, прыгнуть вниз. Не знаю, как продвигается подготовка к реализации этой идеи.

      - Заключило ли НПП "Звезда" контракты с Минобороны на производство систем дозаправки в воздухе для самолетов Су-35 и Т-50?


      - Головка приема топлива под разные типы самолетов одинаковая, только где-то длиннее, где-то короче. И для Су-35 и для Т-50 головки пойдут из того модельного ряда, который уже разработан. Задания создавать для этих самолетов что-то новое не поступало. Головка приема топлива универсальная не только для разных типов самолетов, но и для работы с разными системами топливозаправки. Она отвечает стандартам НАТО. При необходимости с ее помощью можно будет вести заправку в воздухе от натовских самолетов-заправщиков. Количество производимых комплектов заправочного оборудования соответствует количеству самолетов, заказанных Минобороны РФ.

      - Началась ли работа совместно с ОАО "Туполев" по созданию систем дозаправки для перспективного авиационного комплекса дальней авиации?


      - Работы по стратегическому бомбардировщику следующего поколения находятся в стадии предварительного эскизного проектирования. НПП "Звезда" принимает в этой работе активное участие. С учетом особенностей самолета мы предлагаем внести некоторые изменения в катапультные кресла, в кислородную систему. По организации дозаправки бомбардировщика в воздухе к нам вопросов пока нет.

      - Ранее вы сообщили, что до конца 2013 года НПП "Звезда" произведет системы дозаправки в воздухе для десятка самолетов-танкеров Ил-78. Как выполняется контракт?


      - Это двухлетний контракт, рассчитанный на 2012-2013 годы. В прошлом году все положенные по контракту работы выполнены. Мы передали Минобороны несколько заказанных агрегатов. Если говорить о задании на этот год, то у меня нет сомнений, что мы и его выполним в полном объеме и в заданный срок.

      Сейчас, кстати, уже готовится контракт на 2014-2016 годы. Он предполагает производство уже большего количества агрегатов дозаправки.

      Системы дозаправки, которые сейчас стоят на самолетах-танкерах, были изготовлены еще в советский период. Раньше их делали в Ташкенте, где и осталась вся документация. Наши специалисты чудом восстановили всю документацию и технологию. Поэтому новые агрегаты, которые в прошлом году пошли в армию, стали первыми за 20 лет.

      Помимо этого НПП "Звезда" принимает участие в работе по новому топливозаправщику на базе Ил-476. Мы сформулировали предложения по модернизированной системе дозаправки и ждем заключения контракта на опытно-конструкторские работы.

      - Ваше предприятие создает подвесной агрегат заправки ПАЗ-МК для МиГ-29К/КУБ индийских ВМС. Когда этот агрегат появится? Какое количество планируется произвести?


      - Действующий контракт рассчитан на инозаказчика, не секрет, что это индийская сторона. Наземные испытания нами полностью завершены, летные - фактически завершены, осталось провести лишь дополнительные проверки, которые в общем объеме испытаний занимают не более 5%. Проведенные летные испытания подтвердили успешность реализованного решения и получили положительные заключения. Однако стоит признать, что работа шла тяжело, сроки контракта "Звездой" не соблюдены. Я полагаю, что в этом году мы завершим всю программу испытаний и со следующего года начнем изготовление агрегатов в рамках подписанного контракта с РСК "МИГ".

      - Есть надежда, что Минобороны РФ заинтересуется подвесными агрегатами заправки для своих корабельных "мигов"?


      - Наверное, да. Раз российское военное ведомство решило закупить палубные истребители МиГ-29К/КУБ, то и систему дозаправки, возможно, закажет. Я далек от тактики использования морской авиации, но считается, что посадка на палубу является самой сложной операцией для летчика, дозаправка в воздухе - чуть легче. Безопаснее и проще дозаправлять самолеты в воздухе, чем часто сажать их для этого на палубу.

      - Дозаправка в воздухе имеет особое значение для военной и гражданской авиации. Какие работы в этом направлении вам кажутся самыми перспективными?


      - Мы заключили трехстороннее соглашение с Центральным аэрогидродинамическим институтом и Раменским приборостроительным конструкторским бюро на предмет разработки системы автоматической дозаправки. Эта система должна будет обеспечивать подход самолета в зону дозаправки, стабилизацию его курса и положения. Предусматривается также создание управляемого конуса заправки. Своих средств на такую работу не достаточно, поскольку нужны полеты, испытания в аэродинамической трубе и т.д. Заключив соглашение, мы вышли с предложением в соответствующие инстанции, которые одобрили идею, но, к сожалению, начало научно-исследовательских работ по этой тематике отнесено на 2016 год.

      Американцы возможность автоматической дозаправки продемонстрировали еще в позапрошлом году, когда два самолета осуществили "сухой контакт" без переливания топлива. Летчик во время этой операции просто сидел, сложа руки. Автоматическая дозаправка открывает новые перспективы для транспортных и пассажирских самолетов. Еще в советское время НПП "Звезда" и киевское КБ имени Антонова провели научно-исследовательские работы по дозаправке транспортных самолетов, когда самолет взлетает с минимально необходимым количеством топлива, но полностью загруженный грузами, дозаправляется в зоне аэропорта от самолета-заправщика и летит дальше.

      В прошлом году американцы показали уже "сухой контакт" беспилотника с беспилотником. Среди прорывных работ, я считаю это направление основным.

      - Как идет разработка катапультного кресла для российско-индийского самолета 5-го поколения?


      - Пока работ с "железом" не ведется, выполнен этап эскизного проектирования. Принципиальных отличий катапультного кресла для российско-индийского самолета от кресла для Т-50 нет. Основное отличие связано с высокогорьем аэродрома базирования и потенциальной зоной боевых действий. Из-за разряженного воздуха возникают проблемы повышенной скорости приземления катапультирующегося летчика. Простое увеличение площади купола существующего парашюта невозможно, поскольку используемые ткани могут разорваться при введении парашюта. Для решения этой проблемы мы заключили договор с одной из компаний, которая путем подбора сочетаний новых тканей, готова сделать парашют большей площади, удовлетворяющий требованиям по прочности.

      Рассматривался вариант создания двигателей мягкой посадки, как у космических кораблей. Но эту идею мы оставили на будущее. Пока она выглядит экзотичной. При этом мы все же провели несколько модельных сбросов с манекенами, в ходе которых двигатели мягкой посадки обеспечили торможение при приземлении.

      По всем остальным параметрам кресло для российского самолета пятого поколения, которое уже сделано, отвечает требованиям индийской стороны.

      - Завершены ли испытания катапультных кресел для самолета Т-50? Как кресло себя зарекомендовало в ходе испытаний?


      - Испытания кресла полностью завершены, остались некоторые формальности. Основное отличие от кресел предыдущего поколения заключается в новой "начинке". Электроника получает данные от всех систем самолета, поэтому успевает их обработать и выработать команду на автоматическое срабатывание. Она же в зависимости от скорости и высоты определяет момент ввода парашюта. В целом различных датчиков и автоматики в новом кресле существенно больше, чем в кресле поколения "3,5".

      Уменьшилась и безопасная высота покидания – это один из главных критериев эффективности катапультных кресел. Расширен температурный диапазон применения кресел. Используются другие пороха, которые подобраны с учетом использования и на российско-индийском самолете, установлены новые пироинициаторы и т.д. Набежало достаточно много изменений, хотя не специалист, наверное, и не отличит кресло для самолета 5-го поколения от поколения "3,5".

      - Созданы ли для пилотов Т-50 защитные шлемы с отображением информации на стекле?


      - Шлем с отображением информации разрабатывается на базе защитного шлема ЗШ-10. Каска, с точки зрения подвески и удобства регулировки, отработана, необходимо интегрировать систему нашлемного отображения информации. Такую систему делает Рязанский приборный завод. Опытные образцы к нам уже поступили. Мы должны провести эргономическую оценку, испытания на центрифуге и в аэродинамической трубе. Однако шлем – это лишь часть системы. Я не обладаю информацией о состоянии готовности остальных приборов кабины, но, судя по темпу работ, возможно в следующем году вся система в целом будет передана на летную оценку. По крайней мере, испытания на центрифуге мы точно проведем.

      У другой отечественной компании мы заказали систему отображения информации на стекло шлема скафандра для выходов в открытый космос. В конце августа они предоставят нам прототип такой системы. Дело в том, что для работы в скафандре предъявляются особые требования к герметичности и пожаробезопасности устройства, поскольку в атмосфере космического скафандра используется чистый кислород, повышенная влажность. На стекло шлема мы планируем выводить информацию, которую сейчас выводим на нагрудный дисплей: запас кислорода, напряжение аккумулятора, всевозможные подсказки и предупреждения.

      - Военные летчики проводят в полете порой многие часы. А что делать, если человек захочет, извините, справить нужду? Ведь в кабине не встанешь, из нее не выйдешь. Учитываются ли такие потребности в системах жизнеобеспечения разработки НПП "Звезда", в том числе для летчиков Т-50?


      - Да, еще в 90-е годы прошлого века разработан так называемый приемник жидкости ПЖ-1 для летчиков высотного перехватчика МиГ-31. В то время Китай закупил у нас крупную партию этих систем. Но насколько я знаю, у наших летчиков это устройство не популярно.

      ПЖ-1 представляет собой специальные плавки, в которые встроен мешок и трубка, отводящая жидкость. Такая система позволяет справлять нужду при длительных перелетах, вместо того, чтобы сидеть мокрым в «подгузниках». Кроме отведения жидкости, предусмотрена система вентиляции и просушки.

      В техническом задании Т-50 определена возможность подключения такой системы. Если на борту самолета будет разъем, к которому можно будет пристыковать трубку приемника жидкости, то нет никаких проблем, поскольку ПЖ-1 сочетается со снаряжением летчика. На тех опытных самолетах Т-50, которые сейчас проходят летные испытания, такой системы, насколько мне известно, нет.

      - Сколько катапультных и амортизационных кресел будет произведено НПП "Звезда" в этом году для вертолетной техники? Для вертолетов каких марок они предусмотрены?


      - Катапультные кресла идут только на вертолеты Ка-52 "Аллигатор". Именно этот вертолет оснащен системой катапультирования с автоматическим отстрелом лопастей. НПП "Звезда" должна изготовить в этом году несколько десятков кресел. Для Ми-28Н "Ночной охотник" мы делаем амортизационные кресла. Их предусмотрено построить тоже несколько десятков. Имеется линейка вертолетных амортизационных кресел – для Ка-226, для Ми-38, делаем кресло для Ка-62. Сейчас разрабатывается программа модернизации Ми-28. В ее рамках мы предлагаем новые кресла, которые меньше по габаритам и весу при сохранении высокой эффективности.

      - Применяется ли в каком-либо виде в вашей продукции аппаратура ГЛОНАСС? Например, в катапультных креслах, чтобы спасатели могли быстрее найти место приземления летчика?


      - В катапультные кресла производства НПП "Звезда" встроены авиационные радиомаяки "Комар-КОСПАС". Они предназначены для наведения поисковых средств на местонахождение потерпевших аварию членов экипажей летательных аппаратов путем подачи специальных радиосигналов в международной спутниковой системе поиска и спасания "КОСПАС-САРСАТ". Передача сигналов идет через систему "КОСПАС-САРСАТ", но определяет местоположение датчик, в том числе, через ГЛОНАСС. В каждом катапультном кресле установлена такая аппаратура.

      Большой потенциал использования системы ГЛОНАСС в проекте по созданию системы автоматической дозаправки в воздухе, предусматривающей поиск самолета-заправщика, выход в эшелон, сближение самолетов. Во всем этом мы хотим использовать систему ГЛОНАСС, а уже при близком контакте самолеты должны обмениваться информацией непосредственно друг с другом.

      - Сообщалось, что на Многофункциональном лабораторном модуле МЛМ, который строится для российского сегмента Международной космической станции, будет установлен новый биотуалет. Принимало ли НПП "Звезда" участие в создании этого устройства?


      - Да, на новом модуле будет установлено еще одно ассенизационно-санитарное устройство, но новизны в нем нет. Такое же устройство имеется в российском модуле "Звезда" и в американском модуле "Спокойствие". Наше изделие – это сам унитаз, то есть куда ходят по нужде космонавты, а также система сбора жидких и твердых отходов. Окончательную сборку осуществляет Ракетно-космическая корпорация "Энергия".

      - Как обстоит дело с созданием кресла и летного скафандра для нового космического корабля?


      - В "железе" кресла пока нет, опытный образец начнем изготавливать в следующем году. Сейчас наши специалисты работают с полномасштабной моделью кресла. Её демонстрировали в РКК "Энергии", где примеряли в макете стоящего перспективного транспортного корабля. Насколько я знаю, РКК "Энергия" готовится представить на авиасалоне МАКС-2013 макет нового космического корабля, в котором будут стоять четыре макетных кресла, сделанных по нашей документации. Новое кресло принципиально отличается от существующего кресла "Казбек", использующегося в кораблях "Союз".

      - Когда на МКС будут отправлены скафандры нового поколения "Орлан-МКС"? Все ли ранее заявленные параметры удалось реализовать? В чем отличие от скафандров предыдущего поколения?


      - Сейчас на МКС имеется три скафандра "Орлан-МК". Начиная с февраля 2014 года, им на смену должны поступать скафандры нового поколения "Орлан-МКС". Они будут доставляться на борт станции на грузовых кораблях "Прогресс" – по одному скафандру на корабль. Таким образом, в течение следующего года все старые скафандры будут заменены на новые. В ближайшее время к МКС должен быть запущен и пристыкован новый модуль, и для ввода его в строй предусмотрена достаточно большая программа выходов в открытый космос, а для этого нужны новые скафандры, поскольку гарантийные сроки "Орлан-МК" подходят к концу.

      В новом скафандре реализована система автоматического терморегулирования (климат-контроль), которая позволяет космонавту во время выхода не отвлекаться на регулировку температуры внутри скафандра. Иногда космонавты настолько увлекаются работой, что забывают о поддержании оптимальной температуры. Поэтому мы решили сделать систему, которая автоматически поддерживает температуру адекватно выполняемой работе. Начинает космонавт работать – потеет и согревается, значит, его надо охладить, отдыхает – надо согреть. В американских скафандрах такой системы нет. Вместе с "климат-контролем" мы оставили и ручное регулирование температуры, на случай, если произойдет сбой автоматики. Посмотрим, как это все работает, и, может быть, если система климат-контроля зарекомендует себя хорошо, откажемся от ручной регулировки в будущей версии скафандра.

      Еще одно серьезное изменение – замена резиновых оболочек скафандра на полиуретановые. "Ноги скафандра" точно будут сделаны из нового материала, над руками пока работаем, но, думаю, успеем и их сделать из полиуретана. Кстати, его нам пришлось покупать за рубежом, поскольку в России его не выпускают.

      Системы отображения информации на остеклении шлема в этих скафандрах нет. Возможно, она будет установлена на следующую партию скафандров. Вместо этого мы обновили установленный на пульте скафандра дисплей, поскольку на бледность предыдущего жаловались космонавты. Это большой цветной дисплей нового качества.

      - Что будет с "Орланами-МК", находящимися на МКС?


      - Имеющиеся на борту станции "Орланы-МК" выработали только половину ресурса по количеству выходов в космос, но по срокам эксплуатации они уже находятся на грани его завершения.

      Какое будущее ждет эти скафандры - определяет не НПП "Звезда". Сейчас модно стало делать радиолюбительские спутники, так называемые "Радиоскафы". Возможно, скафандры используют для этих целей, а может быть погрузят в "Прогресс" и затопят в Тихом океане.

      Обычно, как только приходит новая партия скафандров, мы просим не сразу выкидывать старые, а прежде провести пару выходов в космос в новых "Орланах", и посмотреть, не появятся ли какие-либо отказы. Наша просьба связана с тем, что в агрегатах скафандров много преемственности, и старые скафандры можно использовать как источник запчастей.

      - Как вы оцениваете нештатную ситуацию со скафандром астронавта Европейского космического агентства Луки Пармитано, в шлем которого во время выхода в открытый космос начала поступать вода?


      - Мы следим за ситуацией по открытым источникам. Поступает странная информация, как будто НАСА само не знает, что произошло во время выхода в космос. Судя по докладам экипажа, бак для питья воды не причем. Это очень странно, поскольку раз в шлеме были очень большие пузыри, то самая очевидная причина – неполадки в мешке с питьевой водой, расположенном на груди у астронавтов. У нас такая же система для питья. Если вода вышла из системы охлаждения, то непонятно почему она вся сконцентрировалась в шлеме. Во всей системе охлаждения порядка 3 литров воды. Если столько вышло воды, то это не просто трубочка лопнула, диаметр которой 3 мм, а расстыковался разъем диаметром 10-12 мм, но это маловероятно, потому что все разъемы с обратными клапанами.

      Вообще то, это нехорошая ситуация, поскольку водный пузырь мог попасть в коллектор системы вентиляции, вызвать остановку прокачки воздуха, нарушить вентиляцию, вызвать накопление углекислого газа, да и просто помешать дыханию.

      Мало кто знает, но аналогичная ситуация случилась с российским космонавтом во время одного из выходов в открытый космос, когда мундштук, торчащий из бачка с водой, по какой-то причине слетел, и часть воды выплыла в шлем. Наши - "рукастее" и самостоятельнее, космонавт ее выпил, но если как говорят, перед астронавтом плавал пузырь воды объемом литр-полтора, то правильно сделало руководство полетом, что прервало выход в космос.

      - Какие исследования и работы ведет "Звезда" совместно с зарубежными партнерами?


      - У нас заключен договор с нашим американским партнером о совместных работах по спасательному скафандру, использование которого возможно в многоместных кораблях для суборбитальных полетов. НПП "Звезда" изготовила по их просьбе макет-демонстратор упрощенной версии летного скафандра "Сокол", отвечающего необходимым требованиям. Перспективы у суборбитальных туристических полетов в США очень хорошие и все понимают, что нужен скафандр, а то не дай бог что-то случится, тогда на всей программе можно поставить крест.

      - Существует ли статистика, сколько человеческих жизней спасли катапультные кресла НПП "Звезда"?


      - К сожалению, точной цифры нет. Это сейчас информация об авариях авиационной техники открытая, а в советское время это была секретная информация, и сейчас свести концы с концами просто невозможно. Считается, что на счету катапультных кресел производства НПП "Звезда" порядка тысячи спасенных жизней. В то же время у зарубежных конкурентов, такая статистика ведется с точностью до каждого спасенного человека. Мы рассчитываем, что при обновлении нашего Интернет-сайта проведем работы с целью дать хотя бы приблизительную информацию о количестве спасенных жизней.

      - Как вы относитесь к тому, что бывший сотрудник НПП "Звезда" Николай Моисеев, переехавший в США, занимается там созданием скафандра для НАСА? Нет ли опасений, что он использует наработки НПП "Звезда"?


      - Этот человек не работает у нас около шести лет. До этого он проработал на предприятии примерно 15 лет, занимая на этапе перед увольнением должность ведущего конструктора по оболочкам скафандров. Еще когда он работал в НПП "Звезда", было замечено, что Моисеев активно взялся за изучение английского языка, стал часто выезжать за границу. Однажды на таможне его задержали за вывоз отчетов предприятия по ряду проектов, в которых сам Моисеев участвовал, в том числе по разработке совместно с европейцами скафандра для внекорабельной деятельности в рамках проекта "EVA 2000". Видимо ему нужно было доказать своим зарубежным работодателям факт работы на "Звезде". Мы тогда обращались в компетентные органы с просьбой пресечь эти поездки в США, но нам отказали, сославшись на демократию в стране и отсутствие гостайны в сведениях, которыми мог располагать Моисеев.

      Да, гостайны там действительно не было, но он владел российскими "ноу-хау". Багаж, который он в себе увез, достаточно ограниченный, да и гением скафандростроения Моисеева трудно назвать. Насколько я знаю, сейчас он живет в Бруклине, создает со своим американским партнером некий скафандр. История неприятная, и неприятна она тем, что государство в этой ситуации нам не помогло.
                                                                                                                                                                                                                                                                            
Информационные продукты Интерфакс-АВН
Ежедневный информационный вестник


Еженедельный информационный вестник


Вестник
"ВПК России и
экспорт оружия"



© 2013 Интерфакс-Агентство Военных Новостей. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса-Агентства Военных Новостей.