Интерфакс-Агентство военных новостей - самая полная и оперативная информация о силовых структурах, спецслужбах, оборонной промышленности России и стран СНГ
эксклюзивная информация из достоверных источников...
  Эксклюзив :
Президент, генеральный конструктор Ракетно-космической корпорации «Энергия» Виталий Лопота: «Совет директоров компании «Морской старт» утвердил предварительную программу пусковой деятельности на 2014 год»

Ракетно-космическая корпорация «Энергия» постоянный участник авиакосмического салона, проходящего в Ле Бурже (Франция) и юбилейная 50-я выставке не стала исключением. О своем участии в выставке, перспективах развития пилотируемой космонавтики, возобновлении пусков по программе «Морской старт» в интервью «Интерфаксу-АВН» рассказал президент корпорации, генеральный конструктор Виталий ЛОПОТА.

      - Виталий Александрович, что демонстрирует РКК «Энергия» на салоне в 2013 году?


      - Корпорация будет представлена на салоне в Ле Бурже в составе объединенной экспозиции Роскосмоса.

      Из направлений работ предприятия будут демонстрироваться деятельность по программе создания и эксплуатации пилотируемых комплексов и кораблей, а также по проекту «Морской старт». В числе экспонатов – уменьшенные модели кораблей «Союз ТМА» и «Прогресс М», пилотируемого корабля нового поколения, Международной космической станции, стартовой платформы «Одиссей» и судна «Си Лонч Коммандер» комплекса «Морской старт». Будут также демонстрироваться фото- и видеоматериалы по этим направлениям деятельности, распространяться печатные информационные материалы.

      - Каким в корпорации видят облик будущей сверхтяжелой ракеты-носителя?


      - Прежде всего, следует отметить, что решение о создании новой российской ракеты-носителя сверхтяжелого класса пока не принято. Вместе с тем, в настоящее время в отрасли ведутся предварительные проектные исследования, которые также выполняются и в РКК «Энергия».

      Специалистам, как нашего предприятия, так и предприятий-участников программы создания ракеты-носителя «Энергия», представляется наиболее рациональным разработку ракет-носителей сверхтяжелого класса для выполнения космических программ, прогнозируемых на период после 2020 года, проводить на основе технического задела, приобретенного в рамках вышеупомянутой программы. В первую очередь, в этом заделе следует выделить возможности использования и совершенствования самых мощных в мире и эффективных жидкостных ракетных двигателей, работающих на экологически чистых компонентах ракетного топлива – жидком кислороде и керосине. Это уникальные двигатели РД-170М и РД-171М, не имеющие себе равных в мире.

      При предварительной проработке облика ракеты-носителя принималось, что она должна обеспечивать решение задач доставки пилотируемого транспортного корабля нового поколения на заданные окололунные орбиты по однопусковой схеме, и ее грузоподъемность должна быть порядка 75 т. Габариты ракетных блоков носителя должны позволять их авиатранспортировку на космодром «Восточный» с завода-изготовителя.

      На начальном этапе ракета-носитель предполагается трехступенчатой с максимальным использованием технических и технологических решений, созданных в рамках программы работ по созданию ракеты-носителя «Энергия» сверхтяжелого класса, а также опыта эксплуатации ракеты-носителя «Зенит-2S».

      По оценкам, стартовая масса предлагаемой ракеты-носителя с разгонным блоком и пилотируемым кораблем может составить около 2350 т. Старты ракеты-носителя предполагается осуществлять с космодрома «Восточный», начало летных испытаний – в 2020-2022 гг.

      Совершенствование ракеты-носителя в части перехода на двухступенчатый вариант с использованием на второй ступени жидких кислорода и водорода позволит существенно улучшить ее технические возможности, обеспечив в вариантах с тремя, четырьмя и шестью боковыми блоками первой ступени достижение грузоподъёмности от 90 до 170 т.

      - Когда можно ожидать возобновления пусков по программе "Морской старт"?


      - Совет директоров компании «Морской старт» утвердил предварительную программу пусковой деятельности на 2014 год, в которой предусмотрено выполнение четырех запусков из экваториальной зоны в Тихом океане. Первый пуск после перерыва предполагается осуществить в середине 2-го квартала 2014 года запуском спутника Eutelsat 3B.

      В текущем году предполагается выполнить один запуск по программе «Наземный старт», намеченный на осень. Этот запуск, планируемый с израильским спутником «Амос-4», должен подтвердить, что реализованы все мероприятия по исключению возможности нештатной работы бортового источника мощности ракеты «Зенит», ставший причиной аварии носителя сразу же после старта при запуске 1 февраля 2013 года, а также другие дополнительные мероприятия, направленные на повышение надёжности ракеты и обеспечение безопасности ее полёта.

      - Как в корпорации относятся к планам перевода комплекса "Байтерек" на ракету-носитель "Зенит"?


      - Вопрос касается, в первую очередь, компетенции высших государственных структур России, Украины и Казахстана. В части технической и производственной сторон вопроса реализация такого плана будет означать совместную работу предприятий России, Украины и Казахстана. И все это может иметь позитивное значение, если будут заказы на пусковые услуги.

      - Скоро снова должен заработать разгонный блок ДМ-03. Какие у него перспективы?


      - Ближайший запуск разгонного блока этой модификации намечен на начало июля 2013 года.

      Он будет использоваться для выведения на рабочую орбиту блока из трех космических аппаратов системы «Глонасс». В настоящее время по заказу Роскосмоса изготавливается один разгонный блок для запуска КА связи по государственной программе. Ожидается получение ещё нескольких таких заказов. Планируется применение блока и в составе ракет-носителей, создаваемых для эксплуатации на строящемся космодроме «Восточный», а также в проекте «Морской старт».

      Так что перспективы у данной современной модификации блока типа ДМ имеются и будут, несомненно, развиваться с учетом реализации запланированных запусков по Федеральной космической программе и другим программам, имея в виду, что технические характеристики блока ДМ-03 по массе доставляемого полезного груза и точности выведения улучшены по сравнению с другими более ранними модификациями.

      - Сейчас много говорят про так называемые «прорывные» технологии. Готовит ли корпорация что-либо в данном направлении?


      - «Прорывные» технологии по определению подразумевают использование революционных научно-технических решений, имеющих лётную степень готовности. А это связано с соответствующей поддержкой определенных государственных и, в настоящий период, коммерческих структур в части организации работ и выделения необходимых ресурсов для нее, включая финансирование.

      В таком контексте сегодня можно говорить о работах по проектам российской ракетно-космической техники нового поколения, в том числе: транспортно-энергетический модуль с электрореактивными двигателями высокой удельной тяги, работающими от солнечной или ядерной космической энергоустановки мегаваттного класса; пилотируемый транспортный корабль; многофункциональные автоматические аппараты на базе негерметичных тяжёлых космических служебных платформ и крупногабаритных конструкций. Их создание и летная отработка предполагается до конца текущего десятилетия, что позволит перейти на качественно иной уровень осуществления деятельности в околоземном космическом пространстве, а также расширить горизонты исследований в дальнем космическом пространстве с использованием автоматических и пилотируемых аппаратов и комплексов в период после 2025-2030 гг.

      - В свое время Вы упомянули, что следующий прорыв в науке и технике может быть связан с переходом с двоичной системы на троичную. Ведется ли подобная работа?


      - Исследования по данному вопросу ведутся в мире давно и продолжаются в настоящее время, но на уровень широкой прикладной реализации троичная система в электронной технике пока не вышла, хотя в 1960-х годах в нашей стране было изготовлено около 50 первых компьютеров типа «Сетунь» на основе троичной системы исчисления, а в конце 1970 года был создан опытный образец более мощного компьютера типа «Сетунь-70».

      Известно по состоянию на сегодня, что, например, в Калифорнийском государственном политехническом университете, США, в 2008 году была построена цифровая компьютерная система TCA2 на 1484-х интегральных транзисторах, а в России в 2011 году – модель троичного контроллера.

      - Какие планы по пилотируемой программе на 2014 год?


      - В контрольно-испытательном центре РКК «Энергия» ведутся работы по дооборудованию лётного изделия многоцелевого лабораторного модуля «Наука» и его заводские испытания, в том числе с использованием изделия модуля, предназначенного для комплексных электрических испытаний.

      Штатное изделие модуля будет оправлено на космодром «Байконур» для запуска, запланированного на декабрь 2013 года. Ввод его в эксплуатацию на станции предусматривается в начале 2014 года. При этом с модуля «Рассвет» на модуль «Наука» будут перестыкованы его элементы – шлюзовая камера и дополнительные радиаторы системы теплорегулирования, которые были установлены для хранения на «Рассвете» и доставлены одним пуском вместе с ним.

      В следующем году к модулю «Наука» должен будет пристыковаться корабль-модуль «Прогресс М-УМ», который в качестве полезного груза доставит туда узловой модуль, предназначенный для приема кораблей и научно-энергетических модулей. С этой целью на узловом модуле предусмотрено четыре боковых стыковочных узла и два осевых, один из которых будет постоянно состыкован с модулем «Наука».

      В 2014 году к станции предполагается запустить четыре корабля «Союз ТМА-М» и четыре корабля «Прогресс М». Программа запусков ещё в стадии верстки и согласования. К концу текущего года ожидается ее утверждение.

      По пилотируемому транспортному кораблю нового поколения ждём этим летом решения о продолжении работ по проекту с началом изготовления макетных и штатного изделий. Надеемся, что в 2014 году эти работы будут идти полным ходом.

      Известно, что РКК «Энергия» ведет работы по созданию кораблей типа «Союз» и «Прогресс» новых серий – «Союз МС» и «Прогресс МС». Пуск первого грузового корабля серии «МС» планируется в 2015 г. В 2014 году должны начаться заводские испытания этого корабля. Напомню, что, в отличие от кораблей «Союз ТМА» и «Прогресс М», на кораблях «Союз МС» и «Прогресс МС» будут установлены спутниковая система навигации систем ГЛОНАСС и GPS, современная радиолиния управления со спутниковым каналом связи, модернизированная аппаратура автоматического сближения «Курс», цифровая телевизионная радиолиния, дополнительная противометеороидная защита, а также будет проведен ряд доработок, направленных на повышение надежности и безопасности кораблей, повышение уровня унификации и замену устаревших материалов и комплектующих на современные.

      - Как идет работа над перспективным пилотируемым кораблем, какие новые решения будут использованы в нем?


      - В настоящее время наши специалисты обеспечивают сопровождение экспертизы технического проекта, представленного к защите в феврале 2013 года, отвечая на вопросы экспертов, поясняя принятые в проекте решения, участвуя в выработке мероприятий по проекту. Кроме того, разработчики и партнеры проекта продолжают проектно-поисковые исследования, направленные на совершенствование конструкции корабля, ищут рациональные технические решения по обеспечению отработки корабля и его систем, осуществляют работы в интересах подготовки производства корабля.

      - Раньше одно время шли разговоры, что следующая космическая станция будет развернута на околополярной околоземной орбите. Эта идея "похоронена" или по ней идет какая-то работа?


      -Идея создания и эксплуатации пилотируемой станции на околополярной околоземной орбите возникла еще тогда, когда начинались полеты по программе «Салют». К этой идее неоднократно возвращались в последующем на уровне научно-исследовательских работ. Эксплуатация станции на околополярных орбитах связана с рядом особенностей по обеспечению грузопотоков, безопасности полета экипажа и т.д. Чтобы реализовать этот проект, необходима заинтересованность соответствующих структур и ведомств России и, возможно, международных партнеров. Для существующих и прогнозируемых задач, при решении которых необходима работа экипажа на борту, мировое сообщество в настоящее время полагает достаточно обоснованной эксплуатацию пилотируемых комплексов и кораблей на освоенных орбитах высотой до 400-450 км с наклонениями не более чем 51,6 градуса. Вместе с этим следует отметить, что в течение предыдущих двух-трех лет актуализировалась разработка проекта посещаемой орбитальной станции, которую предполагается разместить в окололунной точке Лагранжа гравитационной системы «Земля–Луна», а именно в точке, расположенной за Луной.

      - Виталий Александрович, большое спасибо. Успехов вам и вашей корпорации.
                                                                                                                                                                                                                                                                            
Информационные продукты Интерфакс-АВН
Ежедневный информационный вестник


Еженедельный информационный вестник


Вестник
"ВПК России и
экспорт оружия"



© 2013 Интерфакс-Агентство Военных Новостей. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса-Агентства Военных Новостей.