Интерфакс-Агентство военных новостей - самая полная и оперативная информация о силовых структурах, спецслужбах, оборонной промышленности России и стран СНГ
эксклюзивная информация из достоверных источников...
  Эксклюзив :
Николай Тестоедов: "У России есть все необходимое для сохранения лидирующих позиций в области спутниковой навигации"

      О перспективах развития космического сегмента Глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в эксклюзивном интервью "Интерфаксу-АВН" рассказывает генеральный директор - генеральный конструктор Научно-производственного объединения прикладной механики (НПО ПМ, Железногорск, Красноярский край) Николай ТЕСТОЕДОВ.

      - Николай Алексеевич, сегодня НПО ПМ, где производятся навигационные спутники "Глонасс-М", отвечает за развитие космического сегмента этой системы. Останемся ли мы, образно говоря, на высоте в области спутниковой навигации при растущей конкуренции на этом рынке космических услуг?

      - Да, сейчас проводится очень активная политика в области спутниковой навигации целым рядом государств, в том числе Объединенной Европой, Китаем. Однако таких систем, как ГЛОНАСС и ее американский аналог GPS в мире больше нет. Европейская система Galileo планируется в следующем десятилетии. О ней серьезно можно будет вести речь, когда она будет создана хотя бы в неполном составе и начнет функционировать. Пока это только проект, и ее характеристики сегодня носят рекламный характер. Все остальные системы - не глобальные, а региональные, либо это вообще дополнения к нашим системам.

      Что касается системы ГЛОНАСС, то есть большой опыт по ее строительству и эксплуатации, есть утвержденные планы по ускоренному воссозданию орбитальной группировки, есть государственная поддержка, финансирование. Поэтому у нас имеются все шансы сохранить лидирующее положение в мире, наряду с системой GPS.

      НПО ПМ обеспечивает выполнение главной задачи - создание космического сегмента системы ГЛОНАСС, его поддержание, управление, обеспечение возможности целевого функционирования всей системы. Кроме того, напомню, в целевой программе ГЛОНАСС еще четыре направления, определяющие использование системы на транспорте, в геодезии, а также в интересах Минобороны и гражданского потребителя

      - Хорошо, но, как известно, нам еще только предстоит восстановить группировку спутников ГЛОНАСС до штатной численности, а GPS уже функционирует по всему миру. Так может, нам стоит сэкономить и сориентироваться на американскую систему?

       - Ответ здесь очень простой. Его, хотя и по другому поводу, сформулировал около двухсот лет назад Наполеон: если не хочешь кормить свою армию, будешь кормить чужую.

      Начать с того, что ГЛОНАСС создавалась как система военного назначения. И сегодня она входит в систему безопасности государства.

      Дальше. Войны и военные конфликты последнего времени показывают, что успешно действовать на любом театре военных действий без точного местоопределения и навигации невозможно. Какой смысл создавать за сотни миллионов долларов или рублей колоссальное супероружие, ту же ракету, например, если она не сможет донести боевой заряд туда, куда нужно. Навигационно-временное обеспечение боевых действий становится определяющим фактором успеха.

      Как же можно при этом допустить, чтобы наши системы вооружения основывались на информации, получаемой с американских навигационных спутников? По-моему, это нонсенс. Да, сегодня США разрешили всем пользоваться GPS. Но, во-первых, это сигнал загрубленной, а не высокой точности, которым пользуются только американские военные. А во-вторых, кто знает, останется ли свободный доступ к американской системе завтра, через несколько лет?

      Так что говорить о том, нужна ли система ГЛОНАСС, когда есть GPS, то же самое, например, что предлагать отказаться от производства в России танков или военных самолетов на том основании, что их можно купить у других стран.

       - Против таких аргументов, конечно, не поспоришь. А есть ли экономические выгоды от развития космической навигации?

      - По прогнозу зарубежных экспертов, гражданский рынок навигационных услуг в мире в 2011 году составит $40 млрд, а к 2015 году достигнет $60 млрд.

      Что касается нашей страны, то по оценкам специалистов, на 15-летнем интервале существования полноценного навигационного поля системы ГЛОНАСС прямая выгода - прибыль от продажи навигационной аппаратуры потребителя и навигационных услуг - превысит 16 млрд рублей. Условная выгода, получаемая от экономии ресурсов, сокращения расходов на строительство, изыскание полезных ископаемых, а также в результате снижения аварийности на транспорте оценивается примерно в 10 млрд рублей.

      Могу сказать, что на коммерческом, гражданском использовании системы ГЛОНАСС сегодня делается главный акцент. Потому что страна должна получать все возможные экономические эффекты и снижать издержки, которые необходимо нести в интересах обороноспособности.

       - Спутниковые системы - вещь дорогостоящая. Есть ли механизмы возврата вложенных в них бюджетных средств?

      - Непосредственной платы за пользование навигационным сигналом никакой потребитель не несет. Обе системы - и ГЛОНАСС, и GPS - заявлены правительствами стран в безвозмездное пользование на 15 лет.

      Действенного механизма получения прямой прибыли для разработчиков системы ни у нас, ни в США не придумали. Пытаются это сделать европейцы, декларируя платность навигационного сигнала, но это пока планы.

      В дальнейшем механизм возврата вложенных денег будет, скорее всего, оставаться за счет продажи аппаратуры потребителей, лицензий на разрешение производства, электронных карт, услуг диспетчеризации движения.

      Экономическую отдачу следует ждать, в первую очередь, за счет повышения эффективности работ в сфере применения услуг ГЛОНАСС. Например, применение аппаратуры ГЛОНАСС при полевых геодезических работах в десятки раз снижают их стоимость. Применение в транспортных системах - в системе неотложной медицинской помощи, работе маршрутных средств - повышает их эффективность на 20-30%.

      И таких примеров множество.

       - В чью пользу сравнение основных технических характеристик ГЛОНАСС и GPS?

      - Сравнение систем, которые спроектированы примерно в одно и то же время - в 80-е годы прошлого века, показывает, что они близки по назначению, выходным характеристикам, потенциальной точности определения местоположения, структуре логике функционирования и управления. Обе они включают космический сегмент, средства выведения, наземный сегмент, парк пользователей аппаратуры.

      Отличаются системы только техническими параметрами и конструктивным исполнением. При этом выбранное наклонение орбит для спутников ГЛОНАСС обеспечивает лучшие выходные характеристики на территории России, Европы и в северных широтах, а у системы GPS - на территории США и в широтах, близких к южным.

      Рабочая зона GPS - поверхность Земли и околоземное пространство до высоты 3000 км, ГЛОНАСС - до 2000 км. Системы имеют разные орбитальные структуры. Различаются также структуры навигационных сигналов и навигационных сообщений, методология эфемеридно-временного обеспечения систем, в том числе прогнозирование параметров движения спутника.

      Если отметить главное, то потенциально система ГЛОНАСС имеет лучшие характеристики, чем GPS на территории России и в прилегающих зонах. То есть ГЛОНАСС имеет преимущество в навигационном обеспечении потребителей, дислоцируемых в средних и полярных широтах, и уступает американской системе в экваториальных широтах.

       - В таком случае, очевидно, имеют преимущество навигаторы, использующие сигналы двух систем - и ГЛОНАСС, и GPS?

      - Разумеется. Здесь стоит напомнить, что прибор-навигатор, установленный в автомобиле, или находящийся в руке человека, чтобы выдать координаты места, должен "видеть" как минимум четыре спутника. Орбитальные группировки и ГЛОНАСС, и GPS построены так, что в "поле зрения" прибора находится одновременно 6-7 космических аппаратов каждой системы. Прибор выбирает из них четыре с наиболее сильными и устойчивыми сигналами, и уже по ним выдает координаты местоположения.

      Так вот, если мы говорим об использовании совместимой аппаратуры ГЛОНАСС-GPS, то мы автоматически в два раза увеличиваем плотность орбитальной группировки. В этом случае прибор сможет выбирать четыре "маяка" не из 6-7 аппаратов, а из 12-14. Это позволит ему бесперебойно работать в любых условиях, например, в городе или горах, где рельеф может "затенять" спутники, находящиеся низко к горизонту.

      В этом смысле, конечно, комбинированные приборы, рассчитанные на прием сигналов ГЛОНАСС и GPS, имеют преимущество перед узкоориентированными собратьями.

       - Что делается для повышения точности и надежности работы ГЛОНАСС?

      - Проблема повышения точностных характеристик любой навигационной системы - ключевая. От ее решения зависит качество услуг, предоставляемых потребителю, и, в конечном итоге, конкурентоспособность. Если у вас есть выбор, то вы наверняка отдадите предпочтение системе, дающей более точные координаты.

      В 2006 году НПО ПМ совместно с Роскосмосом разработало и уже реализует программу повышения точностных характеристик нашей системы. Если сегодня гражданский потребитель с помощью ГЛОНАСС может определить местоположение с точностью 7-10 метров, то к 2011 году этот показатель будет составлять уже 1-1,5 метра.

      Такой результат планируется достичь, благодаря целому комплексу мер. В частности, использованием новых спутников с более совершенной аппаратурой, новой аппаратуры в составе наземных комплексов управления. Появится и аппаратура межспутниковой линии, которая позволит сверять пространственно-временное положение аппаратов без помощи наземных пунктов.

      Еще одно направление - создание сети наземных станций для мониторинга состояния космических аппаратов. Одно дело - иметь три таких станции, как сегодня, и совсем другое - сеть станций по всей стране и за рубежом. Это позволит непрерывно и глобально отслеживать техническое состояние космических аппаратов и оперативно вносить коррективы в их работу.

      Но и это еще не все. Ведется работа по введению новых стандартов частоты и новых средств контроля. В частности, для калибровки аппаратуры спутников будут использоваться квантово-оптические средства.

      К этому надо добавить и полное восстановление к 2009 году до штатной численности - до 24 спутников - группировки ГЛОНАСС.

      Словом, улучшение характеристик системы ведется целенаправленно, в соответствии со специальной программой. Шаг за шагом мы обеспечиваем уменьшение погрешностей в показаниях приборов. В итоге ГЛОНАСС по точности и надежности не будет уступать зарубежным конкурентам.

       - А когда с помощью ГЛОНАСС самолеты в аэропортах смогут совершать "слепую" посадку в любых метеоусловиях?

      - Воздушные суда это могут делать уже сегодня с помощью ГЛОНАСС, GPS, а в перспективе и Galileo. Но для этого, в соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации ИКАО по навигационному обеспечению полетов, в районе аэропорта должна быть установлена дифференциальная подсистема. В режиме реального времени она передает на борт воздушного судна поправки, повышающие точность и надежность навигационного обеспечения.

       - Как идут испытания модернизированного космического аппарата "Глонасс-М" и чем он отличается от предшественника?

      - Летно-конструкторские испытания аппарата "Глонасс-М" завершены. По результатам испытаний проведены доработки, обеспечивающие повышение надежности эксплуатации спутника. По прогнозам, последний космический аппарат "Глонасс" старой модификации должен быть выведен из системы в 2008 году.

      По сравнению со спутником "Глонасс" у "Глонасса-М" увеличен срок активного существования с трех до семи лет. Введен гражданский сигнал на частоте L2. Повышена точность навигационных определений в 2,5 раза. Кроме того, на новом спутнике размещается дополнительная аппаратура, решающая задачи контроля за соблюдением международных договоренностей о запрещении испытаний ядерного оружия.

       - Срок службы спутника увеличен. В то же время американские навигационные спутники служат чуть ли не в два раза дольше. Ведутся ли у вас работы в этой области?

      - Разрабатываемый на НПО ПМ спутник "Глонасс-К" будет иметь срок активного существования уже 10 и более лет. На нем будет введена третья частота в L-диапазоне для повышения точности и надежности навигационных определений. В результате точность навигационных определений повысится в два раза, по сравнению с "Глонассом-М".

      Масса аппарата уменьшится вдвое. Благодаря этому, планируется снизить затраты на запуск спутника, поскольку потребуется носитель более легкого класса.

      В отличие от предшественника, "Глонасс-К" строится по новой негерметичной конструктивной схеме. На нем будет размещена дополнительная аппаратура спасения терпящих бедствие людей.

      Первый аппарат "Глонасс-К" планируется запустить в 2009 году. А в 2018 году, по прогнозам, последний космический аппарат "Глонасс-М" будет выведен из состава системы.

       - Почему численность орбитальной группировки ГЛОНАСС постоянно меняется?

      - Сейчас происходит развертывание орбитальной группировки до штатного состава с использованием как серийных, так и опытных космических аппаратов. Часть спутников проходят летные испытания. Они периодически выводятся из состава группировки для специальных испытаний.

      Поэтому число используемых по целевому назначению спутников может изменяться даже при отсутствии запусков космических аппаратов на орбиту. По завершении летных испытаний космические аппараты будут находиться в штатном функционировании все время с предусмотренным регламентом на обслуживание. Кроме того, часть космических аппаратов, выработавших ресурс работы, выводятся из системы по мере завершения их срока активного существования.

       - Что происходит со старыми спутниками "Глонасс", которые заканчивают срок службы?

      - Для орбит навигационных космических аппаратов ГЛОНАСС и GPS в настоящее время отсутствует необходимость специального увода космического аппарата с рабочей орбиты на орбиту захоронения. Потому что в ближайшее время отсутствует вероятность взаимного столкновения. Однако в будущем такую проблему, очевидно, придется решать, и уже сейчас эти вопросы прорабатываются на международном уровне.

       - Повышаются ли требования к ГЛОНАСС со стороны военного заказчика?

      - Спутники системы ГЛОНАСС излучают двойной сигнал: стандартной точности СТ и высокой точности ВТ. Сигнал СТ предназначен для гражданских пользователей и доступен для всех отечественных и зарубежных пользователей. Сигнал ВТ предназначен только для военных потребителей и доступен только им. Все новые требования военных потребителей удовлетворяются полностью на каждом этапе модернизации - в спутниках "Глонасс-М" и "Глонасс-К".

      Применение космических технологий в навигационном обеспечении систем вооружений делает эти системы не только высокоточными, но и более маневренными и экономичными, так как позволяют обеспечить высокую эффективность их применения с меньшими затратами. Повторюсь, роль навигационного обеспечения становится доминирующей и эта составляющая, очевидно, станет вскоре основным требованием военных потребителей.

       - В Ираке войска США столкнулись с тем, что в результате применения специальных "глушилок" сигналы GPS искажались и крылатые ракеты летели не туда. Можно ли с этим бороться?

      - Повышение помехозащищенности специальных потребителей навигационного сигнала может обеспечиваться различными путями, в том числе повышением мощности излучаемого с навигационного спутника сигнала, использованием потребителем узконаправленных антенн, к примеру, перенацеливаемых фазированных антенных решеток.

      Можно только отметить, что изначально система ГЛОНАСС по структуре выбранного навигационного сигнала - по частотному разделению сигналов космического аппарата - существенно превосходит в плане помехозащищенности систему GPS.

       - Россия и Индия заключили межправительственное соглашение о долгосрочном сотрудничестве в области совместного развития, эксплуатации и использования системы ГЛОНАСС в мирных целях. Как идет это сотрудничество?

      - Взаимодействие идет по нескольким направлениям. Оно предусматривает, в частности, запуск российских навигационных спутников "Глонасс-М" индийскими ракетами-носителями GSLV на целевую орбиту функционирования. Планируется также совместное создание навигационных спутников "Глонасс-К", а также навигационных спутников будущего поколения. Россия и Индия, кроме того, проведут совместные работы по функциональным дополнениям к системе ГЛОНАСС и навигационной аппаратуре потребителей.

      В настоящее время согласованы межагентские соглашения между Роскосмосом и индийским агентством ISRO по данным направлениям и развернуты работы в рамках соглашений.
                                                                                                                                                                                                                                                                            
Информационные продукты Интерфакс-АВН
Ежедневный информационный вестник


Еженедельный информационный вестник


Вестник
"ВПК России и
экспорт оружия"



© 2013 Интерфакс-Агентство Военных Новостей. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса-Агентства Военных Новостей.