Интерфакс-Агентство военных новостей - самая полная и оперативная информация о силовых структурах, спецслужбах, оборонной промышленности России и стран СНГ
эксклюзивная информация из достоверных источников...
  Эксклюзив :
Начальник Центра подготовки космонавтов Сергей Крикалев: "Всегда существует необходимость иметь какие-то робототехнические устройства, чтобы не подвергать человека лишней опасности"

В преддверии старта с космодрома Байконур к Международной космической станции (МКС) экипажа 36/37-й экспедиции в составе российского космонавта Федора Юрчихина, европейского астронавта Луки Пармитано и американского астронавта Карен Найберг, об отряде космонавтов, перспективах создания робота-космонавта и обновлении авиапарка Центра подготовки космонавтов (ЦПК), в эксклюзивном интервью "Интерфаксу-АВН" рассказал начальник ЦПК, космонавт Сергей КРИКАЛЕВ.

      - Сергей Константинович, какова численность отряда космонавтов?


      - Сейчас у нас в отряде космонавтов насчитывается 42 человека. Восемь из них - новички, отобранные в прошлом году. Они только начали свою космическую подготовку. Для полета на Международную космическую станцию в ЦПК проходит подготовку примерно восемь экипажей, в которых соблюдается принцип равенства - половина экипажа состоит из российских космонавтов, вторая половина - из иностранных астронавтов.

      - Когда может состояться очередной набор в отряд космонавтов?


      - Сейчас мы анализируем опыт открытого набора, проводившегося в 2012 году, его преимущества и недостатки. Например, недостатком этого набора стали сжатые сроки проведения конкурса. Желающие даже не успевали заявление подать, поэтому пришлось увеличить сроки приема заявок. В этом смысле нужно ориентироваться на опыт наших иностранных партнеров, где набор в отряды космонавтов - процесс постоянный: закончился один набор, тут же начинается прием заявок для участия в следующем. Минимальный срок подачи документов - год. Нам же первоначально выделили всего полтора месяца.

      Кроме использования зарубежного опыта, мы хотим обратиться к практике, использовавшейся в ЦПК, когда это была воинская часть. Тогда комиссии ЦПК ездили по разным воинским частям, откуда пришли заявки на участие в отборе, чтобы проводить собеседования напрямую. Может, стоит подключить к отбору кандидатов местные органы самоуправления, чтобы они собирали пулы заявок, проводили предварительный отбор и направляли заявления в ЦПК. При этом мы предлагаем ограничиться кандидатами только от космической промышленности и с техническим образованием. Люди туда идут мотивированные, а жизнь показала, что гуманитарии, которые подают нам свои заявки, не проходят через сито отбора. На сегодняшний день "технари" оказываются наиболее востребованными.

      Сроки и объемы нового набора будут зависеть от перспективной программы полетов. Существует график полетов, из которого мы понимаем, сколько космонавтов в какой год нам необходимо. На отбор влияют различные факторы: изменения в программе МКС, нештатные ситуации. Так, из-за гибели шаттла "Колумбия" некоторым космонавтам пришлось ждать своего полета в космос 10 лет. Чтобы не создавать подобных проблем, мы стараемся предвидеть необходимость в новых космонавтах в отряде. Минимально целесообразный срок перерыва между наборами - два года. Это обосновано двухгодичным циклом подготовки космонавтов, чтобы подготовка одного набора не накладывалась на сроки подготовки предыдущего набора. Поэтому очередной набор в отряд космонавтов начнется не ранее следующего года. А если станет понятно, что имеющиеся в отряде космонавтов специалисты закрывают наши потребности, можем сделать перерыв еще на год.

      - Как обстоит дело с заработной платой космонавтов и сотрудников ЦПК?


      - В этом году прошло повышение зарплат в нашей организации. Если до сегодняшнего дня я жаловался, что в ЦПК средняя зарплата ниже, чем в среднем по промышленности в Московской области, то сейчас мы этот показатель скорректировали в сторону увеличения. Если раньше у нас были серьезные опасения, что человек мог перейти работать на ближайшее ракетно-космическое предприятие и иметь зарплату существенно выше, то сейчас эта разница если и имеется, то несущественная. Но, конечно, с коммерческими организациями в этом вопросе мы конкурировать не можем.

      - После приземления Олега Новицкого и Евгения Тарелкина, ЦПК провел медицинский эксперимент. Они в центрифуге совершили условное приземление в режиме ручного управления спуском, а затем провели тренировку по работе в скафандрах. Успешно ли прошла тренировка? Все ли получилось у космонавтов?


      - В наших исследованиях мы хотим проверить, насколько человек может управлять кораблем при перегрузке. Таких послеполетных проверок не было никогда. А они очень нужны, если мы думаем о возможности длительного полета к Марсу и высадки на нем космонавтов. Мы всегда относились бережно и заботливо к людям, вернувшимся из космоса, но иногда нужно снять статистические данные. Мы такой тест провели - посмотрели, как люди управляют посадкой вручную. В обычных условиях, они с такой ситуацией не сталкиваются, поскольку каждый спускаемый аппарат "Союз" возвращается в автоматическом режиме. Были ситуации, когда автоматический режим посадки соскакивал в баллистический спуск. Конечно, мы понимали, что ребята с такой ситуацией справились бы хорошо, но подтвержденного тестированием результата у нас не было.

      После посадки Олега Новицкого и Евгения Тарелкина мы смогли реализовать такой эксперимент, аналогичный тому экзамену по ручному управлению спуском, который они сдавали перед стартом полгода назад. Мы учим ребят работать в тяжелых условиях, но не знаем насколько ухудшаются операторские способности после полугодового полета.

      Ребята - молодцы, показали фактически те же результаты, которые у них были перед полетом. Этим тестированием мы подтвердили то, что и подозревали, - человек нормально и адекватно способен управлять кораблем после длительного космического полета, доказав правильность нашей методики при подготовке космонавтов к полетам.

      Второе, что мы попробовали, и что может быть использовано при высадке на поверхность космических объектов или при выходе в открытый космос, - дали нашим космонавтам поработать в скафандрах на четвертые сутки после возвращения с орбиты. Посмотрели, как ребята работают в скафандрах, увидели ограничения. Им не то, что в скафандрах, но и просто вертикально находиться достаточно тяжело. Поначалу мы думали, проводить этот выход в гидролаборатории, но затем решили первый раз делать это "всухую" на обычном тренажере, поскольку если человеку станет плохо, то остановить тренировку и вытащить человека будет гораздо проще, чем из гидролаборатории. В следующий раз, возможно, используем гидролабораторию.

      В ходе тестирования Олег и Евгений держались хорошо. У одного из них был, скажем так, больший запас до предельного значения, у другого чуть поменьше. У одного частота пульса была на грани нормы, но поскольку мы знаем, что это особенность его организма, мы позволили ему работать дальше.

      - Как будет изменена предполетная подготовка космонавтов-участников годовой экспедиции?


      - Акцент будет сделан на медико-биологическую подготовку участников годовой экспедиции, поскольку вся идея этого полета выросла из необходимости понимания изменений в человеческом организме после годового пребывания в космосе. Наши американские коллеги свою программу длительного полета уже более или менее сформировали, наше медицинское сообщество над этой задачей сейчас работает. По таким направлениям, как эксплуатация станции, выполнение типовых задач, выполнение научной программы, не касающейся медицины, подготовка космонавтов останется прежней.

      Пока между партнерами по МКС есть четкая договоренность об одной экспедиции. Переговоры о проведении годовых миссий в последующем могут быть продолжены, однако никаких конкретных шагов в этом направлении еще не сделано, поэтому что-то заявлять, наверное, рано.

      Со своей стороны хотел бы добавить, что когда я первый раз летел в космос, то менял Мусу Манарова и Владимира Титова. Они провели на орбите ровно год - с декабря 1987 года по декабрь 1988 года. Такое ощущение, что все дружно об этом забыли. Я не понимаю, почему сейчас, когда американцы предложили такую идею, мы ее воспринимаем как нечто новое. Да, это хорошо, что они хотят собрать информацию об изменениях в человеческом организме после годового полета, но нам нужно двигаться дальше, для нас это пройденный этап. А если нужно понять, что человек может после длительного полета, тогда давайте собирать информацию после каждого полугодового полета. Я обсуждал с медицинскими специалистами, какие исследования они хотят провести после годового полета. Оказалось, что 80% из этих задач можно решать после каждой полугодовой экспедиции, набирая статистические данные. Судя по моему личному опыту, разница в самочувствии между полугодовым и 10-месячным полетом минимальная, а между 10-месячным и годовым полетом практически отсутствует.

      - Известно, что в других странах ведутся работы над робототехническими средствами для использования в космосе, взять того же американского "Робонавта", доставленного на МКС. Ведутся ли в России работы в этом направлении? Каким, на ваш взгляд, должен быть робот-космонавт?


      - Если говорить о робототехнических средствах, то работы в этом направлении в нашей стране ведутся еще со времен многоразового пилотируемого корабля "Буран", на который планировалось установить манипулятор, аналогичный тому, что использовался на американских шаттлах. Робототехника и агрессивные условия среды, будь то подводный мир или открытый космос, всегда идут рука об руку. Всегда имеется необходимость иметь какие-то робототехнические устройства, чтобы не подвергать человека лишней опасности.

      Поскольку ЦПК - научно-исследовательская и испытательная организация, мы работаем с возможными вариантами робототехнических устройств уже давно. С НПО "Андроидная техника" мы сотрудничаем с 2011 года. Наш космонавт Михаил Тюрин, который полетит на МКС через полгода, принимал участие в работе с "робонавтом" производства этого НПО. Если будет принято решение о посылке "робонавта" или какого-то иного робототехнического комплекса на борт МКС, то, естественно, эта материальная часть поступит в ЦПК для тренировки космонавтов. Но даже если она не пойдет на борт станции, то работы на перспективу в научно-исследовательском направлении у нас в Центре будут продолжены.

      "Робонавт" - это некое устройство, похожее по антропометрическим параметрам на человека. У такого устройства, копирующего облик человека, существуют как плюсы, так и минусы. Один из очевидных плюсов состоит в том, что различное оборудование, например, дрели, сделаны под руку человека, и создав руку робота похожей на человеческую, он сможет использовать уже имеющиеся рабочие инструменты. С другой стороны, любой специализированный робот сможет выполнять задачу лучше, чем не специализированное устройство. Поэтому мне не очень нравится идея копирования человека, потому что вместо того, чтобы получить преимущества оттого, что робот не похож на человека, мы получаем недостатки от его схожести с нами.

      В отношении антропоморфного робота стоит вопрос о способе управления им. Проще всего сделать управление копирующим движения человека. Например, космонавт на орбите или специалист на Земле надевает некие органы управления на руки, совершает движения, а робот повторяет эти действия за ним. Это удобно особенно если робот будет находиться снаружи станции, поскольку в этом случае операции по установке, съему, стыковке оборудования могут быть сделаны без выхода человека в открытый космос. Получит ли это направление дальнейшее развитие, пока непонятно.

      С моей точки зрения очень перспективным направлением развития робототехнических средств является создание специализированных роботов. ЦПК даже выдавал технические условия на создание "помощника космонавта". Например, собака в доме приносит хозяину тапочки, а на станции робот-помощник мог бы подержать светильник космонавту во время его работ в открытом космосе, подержать и подать нужный инструмент. Вариантов таких помощников предлагается масса, от роботизированного светильника, до "робонавта". Это две крайности, а истина где-то посередине. Целесообразно сделать спектр роботов, где одни устройства выполняют одни задачи, а другие - другие. Так, еще работая в РКК "Энергия", я предлагал сделать трехрукого робота, где двумя руками робот бы передвигался по станции, а в третьей руке держал бы инструмент. Однако эта идея пока не нашла поддержки.

      Кроме "Андроидной техники" мы сотрудничаем с ЦНИИ робототехники и технической кибернетики. Там сделали очень интересного робота, который состоит из многих элементов, каждый из которых имеет всего одну-две степени свободы, но из-за того, что сегментов много, получается манипулятор с несколькими десятками степеней свободы. Этот робот может ползать как змея, катиться колесом. Робототехника открывает целое поле направлений развития технологий.

      - Планируется ли обновлять авиапарк ЦПК, если да, то какими самолетами?


      - Ситуация с авиацией ЦПК несколько лет назад была просто катастрофичной. Поскольку Минобороны не поставляло запчасти для самолетов, инженеры, если что-то сломалось в одном самолете, снимали такую же деталь с уже сломанного самолета, и ставили ее на исправную машину, т.е. одни самолеты служили источником запчастей для других. В результате, после разделения авиапарка между Минобороны и Роскосмосом, когда мы принимали самолеты, из 10 Л-39 подняться в небо могли только два, да и то один требовал ремонта. Остальные же Л-39 находились в разной степени разобранности. Надо отдать должное Роскосмосу, он понемногу начал давать деньги на восстановление авиапарка. Сейчас у нас может летать уже четыре Л-39. Другие самолеты уже нет смысла восстанавливать, настолько они разобраны. Нужно думать, что делать дальше.

      В этой ситуации мы начали смотреть на другие варианты - использование легкомоторной авиации или вертолетов для обучения космонавтов летной подготовке. Мы провели тестовое опробирование этой техники. Сейчас пытаемся понять, какие методики подготовки могут использоваться, какие качества человека будут улучшаться при каком типе подготовки. Пока мы очень осторожно подходим к этому вопросу, чтобы создать новые возможности, не разрушая старые.

      - Какие самолеты могут прийти на смену Л-39?


      - На замену Л-39, используемые для летной подготовки космонавтов, могут прийти пилотажные самолеты или вертолеты. Зная по опыту, что такое полеты на спортивных самолетах, я понимаю, что многое в летной подготовке можно осуществлять на более дешевой технике. Если мы хотим обучить человека держать равновесие, нужно ездить на велосипеде, а не на супербайке. Перегрузки на спортивных самолетах больше, чем на современной реактивной технике, необходимость ориентации в пространстве более критична. Согласно анализу, сделанному нашими коллегами из ВВС, до 70% подготовки летчиков может проводиться на более дешевой авиационной технике. Звучат предложения на базе лучших отечественных пилотажных самолетов Су-26 и Су-29 сделать новый самолет для обучения военных летчиков. Если такие планы начнут осуществляться, мы тоже присоединимся к заказам подобной техники.

      Поступали предложения перевести подготовку космонавтов с Л-39 на учебно-боевой самолет Як-130, который поставляется в Минобороны, но стоимость самого самолета и его эксплуатации таковы, что вряд ли ЦПК сможет "потянуть" такую финансовую нагрузку.

      - А какими машинами планируется заменить Ту-134?


      - С компанией "Туполев" мы очень активно работали в прошлом году. Смотрели их предложения, высказывали свои пожелания, а они, в свою очередь, смотрели как реализовать наши идеи. На мой взгляд, найден неплохой компромисс на базе самолета Ту-204 и Ту-214. Это хорошая замена Ту-134. Формируя заказ на новую технику, мы учли перспективные требования, в том числе возможность доставки космонавтов для пилотируемых стартов с космодрома Восточный. Техническое задание и облик этого самолета понятен и ЦПК, и компании "Туполев". Осталось решить вопрос с финансированием. Сейчас собирается пул заказов от разных организаций, для выделения средств при формировании единого государственного заказа.

      Если говорить о Ту-134 нашего авиапарка, то сейчас ситуация с ними такова, что в любой момент полеты этих самолетов могут быть остановлены, поскольку они по многим параметрам вышли за пределы нормально эксплуатирующейся техники. Их летный ресурс продлевается каждый год, у них шумность превышает определенные пределы, что не позволяет летать за рубеж. Хотя два Ту-134 у нас недавно были отремонтированы.

      - Рассматривается ли возможность покупки "Суперджета"?


      - "Суперджет" тоже числится у нас среди вариантов авиационной техники, предполагаемой к покупке. Но, к сожалению, поскольку возможности модификации "Суперджета" ограничены, на нем не получится, как это у нас было на Ту-134, сделать в отсеке большой иллюминатор для обучения космонавтов визуальным наблюдениям. Его можно использовать только как замену Ту-134 с точки зрения доставки экипажа на место старта и обратно. Возможности покупки "Суперджета" будут определены выделенным нам финансированием.

      - А что с Ил-76?


      - Ил-76 у нас в авиапарке пока есть. Они используются при тренировках космонавтов на невесомость. Летный ресурс самолетов, учитывая, что такие полеты бывают не часто, достаточен на обозримое будущее. Один из наших самолетов, кстати, сейчас проходит ремонт. Естественно, мы смотрим вперед. Если будет делаться новая модификация Ил-76, то хотелось бы получить хотя бы один экземпляр с возможностью использования его для тренировок космонавтов на невесомость. От стандартных самолетов, подходящий нам, Ил-76 отличается усиленной балкой, наличием специальной системы топливозабора, специальной системы смазки.

      - Ранее Роскосмос высказывал идею передать всю авиацию ЦПК в ведение Минобороны и арендовать самолеты при необходимости. Как Вы относитесь к этой идее?


      - Действительно, подобная идея высказывалась и продолжает обсуждаться. Такой вариант не исключен, но насколько он целесообразен, сказать трудно.

      - Взаимодействуют ли специалисты ЦПК и отряд космонавтов с РКК "Энергией" по тематике пилотируемого транспортного корабля нового поколения?


      - Когда происходило объединение отряда космонавтов, акцент делался на том, что связь с промышленностью надо сохранять. Поэтому мы разослали письма в РКК "Энергия" и другие организации ракетно-космической промышленности с просьбой представить нам график работ, к которым целесообразно было бы привлечь космонавтов. По перспективной пилотируемой системе пока идет некое знакомство с ней космонавтов. Мы собираемся серьезно расширить наше взаимодействие на этапе, когда будет понятен окончательный облик. Помимо перспективного корабля, мы взаимодействуем с РКК "Энергия" по тематике многофункционального лабораторного модуля, который скоро должны отправить к станции. Смотрим, как устранены те замечания, которые давались нами еще несколько лет назад.

      - Когда в ЦПК поступит тренажер нового пилотируемого корабля?


      - Он поступит к нам тогда, когда станет понятен облик корабля. Макет, который имеется в РКК "Энергия" - это только один из предлагаемых вариантов. Еще непонятно, остановятся ли инженеры на этом варианте или сделают новый. Когда станет реальностью вопрос подготовки космонавтов к полету на новом корабле, тренажер будет установлен в ЦПК. Пока же, остается только ждать и стараться, чтобы опыт эксплуатации космической техники, накопленный за полвека советскими и российскими космонавтами, был максимально использован в новом корабле. В РКК "Энергия" остались работать опытные космонавты Александр Калери, Юрий Усачев, Сергей Трещёв, имеющие опыт длительных полетов. Они будут своеобразным "мостиком" между отрядом космонавтов и промышленностью.

      - РКК "Энергия" многократно заявляла, что готовится производить по пять кораблей "Союз" в год. Готов ли ЦПК обеспечить подготовку необходимого количества космонавтов?


      - Да, готов! Возможности ЦПК позволяют подготовить необходимое количество специалистов.

      - Когда начнет подготовку к полету на МКС певица Сара Брайтман?


      - Если она полетит, то в любом случае не в ближайшие полгода, поэтому мы никуда не опоздаем с ее подготовкой. Подготовка непрофессионала, а у нас статистика накоплена достаточная, занимает около полугода. Причем, это не обязательно подготовка в течение всех шести месяцев подряд. Это могут быть месяцы подготовки, разорванные перерывами несколько раз. Если ее полет запланирован на 2015 год и если она в середине 2014 года начнет подготовку, то к необходимому сроку она подготовиться успеет.
                                                                                                                                                                                                                                                                            
Информационные продукты Интерфакс-АВН
Ежедневный информационный вестник


Еженедельный информационный вестник


Вестник
"ВПК России и
экспорт оружия"



© 2013 Интерфакс-Агентство Военных Новостей. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса-Агентства Военных Новостей.