Интерфакс-Агентство военных новостей - самая полная и оперативная информация о силовых структурах, спецслужбах, оборонной промышленности России и стран СНГ
эксклюзивная информация из достоверных источников...
  Эксклюзив :
Генеральный директор "Концерна "НПО "Аврора" Константин Шилов: "Авианосец XXI-го века будет иметь новое оружие, новые самолеты и новую энергетику"

ОАО "Концерн "НПО "Аврора" - ведущее предприятие кораблестроительной отрасли России в разработке и поставке автоматизированных систем управления надводных кораблей, автоматизации кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, специальных тренажеров и тренажерных комплексов. За пять лет объем производства на предприятии вырос в четыре раза. 60% от общего объема производства предназначается для ВМФ России, 30 % – экспортные поставки. О текущих делах предприятия и перспективах на будущее, в том числе в связи с существующими планами развития ВМФ России "Интерфаксу-АВН" рассказал генеральный директор предприятия Константин Шилов.

      - Константин Юрьевич, только что НПО "Аврора" открыло свое представительство во Вьетнаме. Какие контракты там выполняет предприятие в настоящее время? Что планируется?

      - Несколько лет назад Социалистическая Республика Вьетнам и Российская Федерация подписали межгосударственное соглашение о военно-техническом сотрудничестве, позднее был заключен контракт на строительство шести дизельных подводных лодок проекта 636. Эти лодки в настоящее время строятся на "Адмиралтейских верфях". Они будут оснащены современным оружием – ракетным комплексом Club. За этим последовал контракт через государственного посредника – "Рособоронэкспорт" - на создание учебного центра в городе Камрань для обучения вьетнамских моряков-подводников. Его исполнителем является НПО "Аврора". До сих пор подводного флота как такового во Вьетнаме не было.

      Учебный центр представляет собой два здания. Он сейчас оснащается специальными тренажерами для подготовки моряков-подводников, специальными средствами для обучения борьбе с пожарами, затоплениями, задымлениями помещений подводной лодки, а также оборудованием, которое необходимо для водолазной подготовки моряков-подводников. Центр также содержит учебные классы, оснащенные техникой и компьютерными обучающими программами, которые также разрабатывало наше предприятие. Мы поставили все оборудование для учебного центра. Нами спроектированы его здания. Их строительство осуществлялось силами вьетнамских строителей.

      Мы также принимаем участие в строительстве подводных лодок для Вьетнама, насыщая их нашей техникой. Поэтому возникла потребность обозначить наше предприятие на этой территории. В городе Нячанг мы открыли наше представительство. Целью его создания является организация в будущем технического обслуживания нашей техники, стоящей как на подводных лодках, так и в учебном центре.

      Что касается перспектив, то многое будет зависеть от тех планов, которые строит командование ВМС Вьетнама. Насколько мне известно, на сегодня строится вторая пара сторожевых кораблей типа "Гепард", которые будут находиться на вооружении ВМС Вьетнама. Дальнейшее наше участие на вьетнамском рынке будет зависеть от планов перевооружения ВМС Вьетнама. С учетом расквартирования нашего представительства на территории Вьетнама намечена программа по выходу на рынок гражданской продукции номенклатуры НПО "Аврора".

      - Следующая серия вопросов – по Индии. По каким направлениям развивается сотрудничество с этой страной? Какие проекты реализует там НПО "Аврора" и что планирует делать?

      - В Индии мы сотрудничаем с несколькими верфями. Наиболее активная работа ведется с Mazagon Dock Limited (MDL). Эта верфь находится в Мумбаи. На этой верфи строятся корабли проекта 17 (фрегаты имеют водоизмещение 6 тысяч тонн, эта серия – первая в Индии, разработанная и строящаяся с использованием технологии стеллс, в постройке на MDL находятся четыре корабля – прим.корр.). На этих кораблях стоит наша техника. Это – авторулевые, успокоители качки, боевые информационно-управляющие системы, картсервер. На этой же верфи строятся эсминцы проекта 15 А. Мы для этих кораблей являемся поставщиками систем управления главной энергетической установкой. На сегодня завершаются пуско-наладочные работы по первому кораблю этой серии. Всего их будет три. Поставки мы уже выполнили. Сейчас на первом корабле идут пуско-наладочные работы, швартовые испытания.

      В ближайшее время будет объявлен тендер по поставке интегрированных систем управления для следующих четырех кораблей этой серии. Эти корабли имеют условное название проект 15 "Браво". Мы рассчитываем участвовать и готовимся к проведению тендера. "Аврора" номинирована как один из участников этого тендера, надеемся этот тендер выиграть.

      Для Индии мы также занимаемся ремонтом и модернизацией с участием государственного посредника – "Рособоронэкспорта" – подводных лодок проекта 877. Там осуществляется замена систем управления.

      - В привязке к Индии: там вроде бы начали делать НИТКУ (НИТКА - наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный, предназначенный для подготовки летчиков палубной авиации). Участвует ли НПО "Аврора" в этой работе?

      - Нет, мы в строительстве (индийской) НИТКИ участия не принимаем. Там по нашей специализации техники практически нет. Да, строятся специальные средства для того, чтобы можно было готовить летчиков палубной авиации для авианесущего крейсера, который, как я полагаю, все-таки в этом году будет передан ВМС Индии.

      - В свое время Вы лично участвовали в создании бортовых систем российского авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов". Каким Вы видите облик российского авианосца XXI-го века?

      - Так сложилась моя личная судьба, что я был главным конструктором по системам автоматизации авианосца проекта 1143.5. Он и сегодня находится на вооружении ВМФ России. В то время – это был конец 70-х – начало 80-х годов – к постройке планировались еще несколько авианосцев. Это были полноразмерные авианосцы с подкидной площадкой. В то время был выполнен технический проект авианесущего крейсера или авианосца с применением ядерных энергетических установок. Там планировалось установить несколько реакторов. Тогда работы по понятным причинам не были завершены – распался Советский Союз. Но я думаю, что развитие кораблестроения, и в частности, создание авианесущих крейсеров пойдет по этому пути, то есть будут применяться уже отработанные средства энергетики, то есть ядерные реакторы и паротурбинные установки. Конечно, в целом военное кораблестроение значительно продвинулось за последние 20 лет. На мой взгляд, помимо нового оружия и новых самолетов у перспективных авианосцев появится новая энергетика.

      - Еще один "модный" вопрос – про "Мистрали". Как будет построена работа по адаптации российских вооружений к этим кораблям? Участвует ли НПО "Аврора" в этой работе?

      - Это болезненный для нас вопрос. В момент заключения контракта по "Мистралям" французская компания DCNS пригласила нас к сотрудничеству как поставщиков автоматики и систем динамического позиционирования. Мы вели переговоры с ними более полугода. Передали значительное количество информации (не носящей секретный характер) для того, чтобы наши потенциальные заказчики ознакомились с теми принципами, на которых мы строим наши изделия. Но, к сожалению, выяснилось, что наших потенциальных заказчиков – компанию DCNS – интересовала только техническая составляющая, а не сама поставка.

      В самый последний момент, когда были согласованы цены, DCNS выдвинула абсолютно неприемлемые дополнительные требования, которые не позволили нам заключить полностью согласованный контракт. Эти требования были таковы: нам предложили увеличить финансовую ответственность и сделать ее превышающей в пять раз сумму контракта, что является беспрецедентным в мировой практике. Второе – наш потенциальный заказчик предложил включить одним из пунктов свое право изменить объем поставки в течение любого времени, когда эта поставка будет исполняться, при жестком конечном сроке. Для нас это было неприемлемо, и мы поняли, что переговоры были нацелены на получение информации, а не на реальное заключение контракта.

      Что касается "Мистраля", то боевым кораблем его можно назвать с большой натяжкой. Это – судно. Оно оснащено невоенной техникой. Для чего оно необходимо Российской Федерации – наверняка точно знают те, кто эти два судна заказывали. Я - не военачальник. Но это – судно, которое должно использоваться либо в мирное время, либо в предвоенный период.

      - Сейчас много разговоров ведется про роботизацию морской техники. У нас что-то делается в этом направлении?

      - Могу сказать, что НПО "Аврора" занимается этой темой, но она является закрытой. Поэтому более подробно я, к сожалению, говорить не могу.

       - В каких проектах по модернизации корабельного состава ВМФ России будет участвовать НПО "Аврора"?

      - Практически на всех кораблях, которые модернизируются в России, в этой работе участвует НПО "Аврора". Это связано в первую очередь с тем, что в советское время не было ни одного корабля водоизмещением больше 200 тонн, на котором бы не стояли либо отдельные приборы, либо системы автоматического управления, разработанные и изготовленные в НПО "Аврора". Поэтому все, что касается модернизации стратегического атомного подводного флота, все, что касается модернизации дизельных подводных лодок, а также надводных кораблей – они сейчас мало модернизируются и только планируются к модернизации – везде "Аврора" обязательно участвует.

      - Какие у НПО "Аврора" планы по расширению географии международного сотрудничества?

      - Мы для себя решили, что Европа и Северная Америка для нас закрыты. Поэтому мы идем на те территории, с которыми у Российской Федерации заключены соответствующие соглашения. Мы идем следом за "Рособоронэкспортом", который ведет очень большую работу по проникновению, в частности, на рынки Латинской Америки, в другие регионы. Но наши основные и объемные рынки находятся в Индии и Вьетнаме. Это наши давнишние и хорошие партнеры. Алжир в этом списке тоже присутствует. Принято решение о сотрудничестве с Алжиром в области кораблестроения. Скажу так, без подробностей. И "Аврора" в этих проектах также будет участвовать.

      - Какие гражданские проекты реализует "Аврора?

      - "Аврора" очень заинтересована и в поставках на различного рода гражданские объекты. Мы под ключ обеспечиваем комплексную автоматизацию плавучей атомной электростанции, которая строится по заказу Росатома на Балтийском заводе. "Аврора" выиграла тендер на осуществление поставки интегрированных систем управления для серии 16-мегаваттных ледоколов, которые строятся на Выборгском судостроительном заводе, мы выиграли тендер на Балтийском заводе по 25-мегаваттным ледоколам и ведем активные работы по созданию комплексных систем управления для головного атомного ледокола, который планируется к постройке на Балтийском заводе.

      - Заглянем за середину нашего столетия. Каким Вы видите облик перспективных кораблей основных классов?

      - Вопрос этот непростой, поскольку я не кораблестроитель. Но как мне представляется, это должны быть универсальные корабли. Это – первый принцип. Во-вторых, это должны быть корабли с кассетным, сменным оружием, когда на одну и ту же платформу будут устанавливать различные виды оружия. В-третьих, они должны быть малозаметными. Это касается и подводных лодок, и надводных кораблей. Эти три принципа должны быть положены в основу создания нового флота.

      Наверно, появятся новые энергетические установки, будет более широко применяться атомная энергетика, корабли с полным электродвижением и с оружием, которое будет строиться на новых физических принципах. Но что это будут за принципы – говорить пока рано.
                                                                                                                                                                                                                                                                            
Информационные продукты Интерфакс-АВН
Ежедневный информационный вестник


Еженедельный информационный вестник


Вестник
"ВПК России и
экспорт оружия"



© 2013 Интерфакс-Агентство Военных Новостей. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса-Агентства Военных Новостей.