Интерфакс-Агентство военных новостей - самая полная и оперативная информация о силовых структурах, спецслужбах, оборонной промышленности России и стран СНГ
эксклюзивная информация из достоверных источников...
  Эксклюзив :
Заместитель генерального директора ОАО "Рособоронэкспорт" Виктор Комардин: "Мы уверенно чувствуем себя в Азиатско-Тихоокеанском регионе"

Россия прилагает значительные усилия по продвижению российской продукции военного назначения в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Еще одним шагом на этом пути призвано стать участие ведущих российских компаний ОПК в Международной выставке авиационно-космической и военно-морской техники "LIMA-2013", которая сегодня открылась на малазийском острове Лангкави. О перспективах развития военно-технического сотрудничества России со странами этого региона "Интерфаксу-АВН" рассказал заместитель генерального директора ОАО "Рособоронэкспорт", глава объединенной делегации корпорации "Ростех" и "Рособоронэкспорта" на выставке в Малайзии Виктор КОМАРДИН.

      - Виктор Михайлович, скажите, как вы оцениваете позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе?


      - Мы уверенно чувствуем себя в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Как вам известно, в 2012 году наиболее значительные по своим объемам поставки российской продукции военного назначения были осуществлены именно в страны данного региона, а это - 43% всего объема годового экспорта. Хорошее подспорье в нашей работе - широкое распространение нашей техники во всех ведущих странах региона, за исключением разве что Японии. Сегодня Бангладеш, Индия, Индонезия, Китай, Малайзия и ряд других стран региона активно эксплуатируют российские самолеты и вертолеты, средства ПВО, военно-морскую технику, а также технику и вооружение сухопутных войск. Так что с большинством стран региона у нас сложились долгосрочные и плодотворные отношения. И мы постоянно укрепляем их, в том числе за счет развития новых форм сотрудничества.

      Конечно, есть и страны, с которыми наше сотрудничество либо незначительное по объемам, либо вообще только начинается. Например, с теми же Филиппинами и Брунеем. Но время покажет, ведь межгосударственный переговорный процесс, особенно в военно-технической сфере - дело не одного и двух дней, а иногда - многих лет. В любом случае мы намерены поступательно расширять свое присутствие на азиатском оружейном рынке. И для достижения этой цели прикладываем максимум усилий.

      - Конкуренты не беспокоят?


      - Конкуренция здесь, да и по всему миру, с каждым годом усиливается, это факт. Если говорить об Азиатско-Тихоокеанском регионе, то многие страны этого региона начинают производить собственные образцы военной техники и оружия. Кроме того, наблюдается большая, чем это было ранее, активность на местном рынке западных компаний.

      Но ведь и мы не стоим на месте. Это касается не только появления новых высокотехнологичных образцов российской техники и вооружения. Мы стремимся углублять сотрудничество всесторонне. Передача технологий, лицензионная сборка и сервисные технические центры, совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - без этих составляющих уже невозможно представить современное военно-техническое сотрудничество высокоразвитых в промышленном отношении стран. Это, так сказать, военно-техническое сотрудничество 21-го века.

      Сегодня уровень промышленной кооперации с той же Индией наглядно демонстрирует как инновационные и технологические возможности России, так и нашу готовность ими делиться, причем - и я хочу это подчеркнуть - без выставления нашим партнерам разного рода политических условий. Содействие в создании значительного количества предприятий ВПК в Индии, совместное производство ракет BrahMos, создание многоцелевого транспортного самолета МТА и истребителя 5-го поколения FGFA - очевидное тому доказательно. Это хороший, очень показательный пример успешного сотрудничества двух государств. Так что, как вы понимаете, мы реально можем предложить странам Азиатско-Тихоокеанском региона большие и очень интересные проекты.

      - Что конкретно вы имеете в виду?


      - Вот скажите, многие ли смогут в рамках выполнения своих оффсетных обязательств подготовить и отправить в космос представителя страны-партнера? Очевидно, что немногие...

      А Россия в 2007 году смогла, как может и сейчас. Тогда, как вы помните, на МКС на борту российского "Союза" полетел первый малайзийский космонавт. Это было оффсетной частью контракта на поставку истребителей Су-30МКМ Королевским ВВС Малайзии. Представляете, насколько мощный это был прорыв для этой страны?

      Кроме того, в рамках этого же оффсетного соглашения в 2011 году успешно реализован проект по совместному созданию тренажерного комплекса Су-30МКМ. Малайзийские ВВС получили отличную возможность обучать летчиков управлению и боевому применению истребителей "Сухой"; в октябре 2012 года было завершено создание в Малайзии сервисного технического центра самолетов Су-30МКМ. Значительная часть работ по техническому обслуживанию и ремонту самолетов теперь может выполняться силами специально подготовленного малайзийского персонала. В том же 2012 году мы завершили и программу встречной закупки малазийских товаров.

      Так что, откровенно говоря, именно с Малайзией мы, пожалуй, реализовали самые успешные оффсетные программы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Причем работа по этому направлению началась еще в начале 1990-х годов вместе с поставками истребителей МиГ-29. В будущем мы намерены активно развивать подобные программы. Тем более, что сегодня малазийские ВВС заинтересованы в дополнительных поставках многофункциональных истребителей. Помимо того, что наши самолеты хорошо себя показали здесь, Россия готова предложить в рамках оффсета проекты по развитию возможностей сервисного обслуживания авиатехники, передаче технологий, обучению и т.д. Уверен, что LIMA-2013 позволит презентовать эти наши возможности максимально эффективно.

      - А как развиваются отношения с другими странами Азиатско-Тихоокеанском региона, например, с Мьянмой, Шри-Ланкой, Индонезией?


      - Военно-техническое сотрудничество с Союзом Мьянма осуществляется вполне успешно. В частности, в 2012 году выполнялся крупный контракт на поставку из России авиационной техники. Поступление на вооружение ВВС этой страны современных самолетов будет способствовать не только повышению ее обороноспособности, но и сохранению стабильности в регионе в целом.

      Что касается военно-технического сотрудничества со Шри-Ланкой, то мы продолжаем работать в рамках реализации межправительственного Соглашения о предоставлении этой стране российского государственного кредита на закупку ПВН, в частности, вертолетов типа Ми-171.

      К слову, в настоящее время продолжается реализация межправительственного Соглашения и с Индонезией, также с предоставлением ей госкредита на закупку российской продукцией военного назначения. Как известно, в рамках этого соглашения был подписан контракт на поставку ВМС Индонезии дополнительной партии боевых машин пехоты БМП-3Ф.

      - Что вы можете рассказать о ВТС с КНР?


      - Обе стороны готовы прилагать усилия для дальнейшего расширения и укрепления этого сотрудничества. Так, в прошлом году был подписан ряд крупных контрактов на поставку авиационных двигателей, вертолетов и ремонт авиатехники. Мы рассматриваем вопросы не только закупки готовой продукции военного назначения, но и разработки отдельных ее видов. Заметным событием прошлого года стало наше участие в авиационно-космическом салоне в Чжухае, на котором состоялись важные встречи и переговоры с представителями ВВС НОАК и китайскими компаниями, работающими в области авиастроения.

      - Кстати, какие российские образцы, на ваш взгляд, будут в центре внимания выставки LIMA-2013?


      - Интерес к российской военной продукции в регионе очевиден, причем он очень большой. И по авиационной тематике, и по средствам ПВО, и по военно-морской технике нам есть, чем гордиться и что показать партнерам. Если брать авиацию, то это самолеты типа Су-30МК, Су-35 и учебно-боевые самолеты Як-130, вертолеты Ка-226Т и Ка-32, Ми-28НЭ, Ка-52 и Ми-35М, а также другая техника.

      К слову, в этом году на Лангкави выступит российская авиационная группа высшего пилотажа "Русские витязи", которая регулярно участвует в крупнейших мировых авиасалонах. В этом году гости малазийской выставки смогут лично увидеть пилотирование тяжелых истребителей Су-27 в российском исполнении, а это - весьма захватывающее зрелище.

      Конечно, мы покажем и средства ПВО, в первую очередь, комплексы "Бук-М2Э" и "Панцирь-С1", представляющие собой очень серьезное оборонительное оружие, с которым любое государство живет и развивается, образно говоря, как за каменной стеной. Эффективность российских комплексов и систем ПВО/ПРО очевидна для всех, кто знаком с ними. Теперь наша задача как государственного спецэкспортера состоит в том, чтобы найти индивидуальный подход к покупателю, учесть все его пожелания и потребности.

      По военно-морской тематике на Лангкави будет представлен чуть ли не весь перечень экспортируемых Россией образцов военно-морской техники. Это катера, корветы, фрегаты, и, конечно, подлодки, в том числе проект 636 и Амур-1650 с воздухонезависимой энергетической установкой. Разумеется, мы представим на выставке и различные огневые средства.

      В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что сегодня Россия, как одна из крупнейших судостроительных держав мира, может проектировать и строить боевые корабли, катера и вспомогательные суда всех классов, а также производить все виды вооружений и необходимых технических средств. Высокий уровень развития технологий, солидные производственные мощности, высококвалифицированные кадры и огромный опыт позволяют российским поставщикам военно-морской техники традиционно быть в числе лидеров на этом глобальном рынке. "Рособоронэкспорт" как один из ведущих игроков мирового рынка вооружений, предлагает своим партнерам комплексные решения и широкий спектр средств, созданных с применением передовых технологий кораблестроения.

      "Рособоронэкспорт" также предлагает своим партнерам создание комплекса береговых объектов для базирования, ремонта и технического обслуживания кораблей на протяжении всего жизненного цикла, хранения и подготовки оружия и боеприпасов, обучения специалистов на современных тренажерах. Каждый год улучшается качество послепродажного обслуживания, расширяется экспорт запчастей. И поэтому нет никаких сомнений в той, что российские корабли, катера, подводные лодки и другая военно-морская техника будут покупаться для их эксплуатации в самых сложных климатических условиях морских стран.

      С гордостью могу отметить и то, что в этом году на Лангкави прибудут корабли Тихоокеанского флота ВМФ России во главе с большим противолодочным кораблем "Маршал Шапошников". Присутствие во время оружейной выставки военных кораблей дружественных стран - это всегда большое событие. Здесь же это еще и яркое свидетельство того, что наши связи укрепляются, в том числе по линии военных флотов.

      - Прибытие "Русских витязей" - это знак партнерам, что на ЛИМЕ-2013 авиатехника будет все-таки в приоритете, не так ли? И как вы оцениваете экспортные перспективы в этом регионе российских самолетов и вертолетов в целом?


      - Мы уделяем внимание продвижению всего спектра российской продукции. Правда, выставка LIMA является одной из крупнейших в Юго-Восточной Азии площадок для показа в первую очередь авиационно-космической и военно-морской техники. Более того, в свое время именно Россия сыграла важную роль в ее становлении и популяризации. Особенно это касается авиационной части выставки, где российская экспозиция традиционно является одной из самых представительных. Так, в числе российских фаворитов в Азиатско-Тихоокеанском регионе остаются истребители семейства Су-30 различных модификаций. Сегодня они находятся на вооружении Вьетнама, Индии, Индонезии, Китая и Малайзии. При этом самолеты обладают большим потенциалом для модернизации их в будущем. А в целом этот самолет является идеальной платформой для создания модификаций, максимально учитывающих пожелания любого заказчика.

      Сохраняется в АТР и интерес к различным версиям истребителя МиГ-29. Опыт их эксплуатации Королевскими ВВС Малайзии доказал их высокую надежность и эффективность, а тысячи зрителей не раз становились свидетелями высоких летных характеристик МиГ-29N малазийской пилотажной группы "Smokey Bandits".

      Актуальным остается и вопрос качественной подготовки пилотов. Идеальный самолет в этой нише - российский учебно-боевой самолет Як-130. Як-130 экономичен и отличается высоким уровнем безопасности, а его система управления способна в учебных целях имитировать полет на различных типах истребителей. Кабина Як-130 полностью соответствует концепции "стеклянная кабина", а органы управления - концепции HOTAS. При всем этом Як-130 эффективен и в качестве легкого боевого самолета при проведении локальных операций.

      Вертолетная техника - другое важное направление в российском оружейном экспорте. Поставки винтокрылых машин в последние годы стабильно увеличиваются и здесь Азиатско-Тихоокеанский регион, в том числе страны Юго-Восточной Азии, как раз является одной из точек роста в рамках этого направления военно-технического сотрудничества.

      Вне сомнения, по количественному показателю пальма первенства принадлежит вертолетам семейства Ми-17. Их последние модификации Ми-171Ш и Ми-17В-5 по праву считаются одними из лучших военно-транспортных машин во всем мире. Ми-17 надежны в условиях высокой влажности, просты в обслуживании, обладают высокой грузоподъемностью и вместительностью. По сути, равных им нет.

      Большой интерес заметен и к новейшим боевым вертолетам Ми-28НЭ и Ка-52. Обе машины уже серийно строятся в интересах ВВС России. В них воплощен более чем 30-летний успешный опыт участия советских и российских транспортно-боевых вертолетов в различных конфликтах, который традиционно ассоциируется с известным "летающим танком" Ми-35. Кстати, появление последней модификации вертолета - Ми-35М - открыло большие экспортные перспективы для этой машины. По количеству нововведений это фактически новый вертолет, который теперь может применяться в любое время суток, в сложных метеоусловиях.

      Впрочем, как я уже отметил, одним из других не менее важных акцентов российской экспозиции на выставке LIMA будет и военно-морская техника, ведь обеспечение безопасности морских коммуникаций и береговой инфраструктуры, охрана территориальных вод и морских экономических зон, защита нефтепромыслов и гражданского судоходства, борьба с пиратством, - сегодня это основные задачи, которые призваны решать военно-морские силы почти всех стран Азиатско-Тихоокеанском региона.

      - В ближайшие годы кто-то уже станет обладателем техники из этого большого списка?


      - По многим образцам уже достигнуты конкретные договоренности. Но мы никогда не рассказываем о них, не раскрываем подробности наших переговоров, ведь это - всегда конфиденциальная информация, затрагивающая чувствительные вопросы национальной безопасности стран-партнеров.

      Могу сказать одно: указанная техника - лишь часть того, что мы продвигаем на оружейном рынке Азиатско-Тихоокеанском региона. А мы, как известно, можем предложить самый широкий спектр военной техники и вооружения: от автоматов до подводных лодок и интегрированных систем контроля прибрежной зоны, охраны и обороны побережья. Выбор же целиком зависит от потребностей вооруженных сил каждой страны. То есть, как и всегда, этот выбор остается за покупателем.
                                                                                                                                                                                                                                                                            
Информационные продукты Интерфакс-АВН
Ежедневный информационный вестник


Еженедельный информационный вестник


Вестник
"ВПК России и
экспорт оружия"



© 2013 Интерфакс-Агентство Военных Новостей. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса-Агентства Военных Новостей.