Интерфакс-Агентство военных новостей - самая полная и оперативная информация о силовых структурах, спецслужбах, оборонной промышленности России и стран СНГ
эксклюзивная информация из достоверных источников...
  Эксклюзив :
Генконструктор и гендиректор ОАО «ИСС» Николай Тестоедов: «Нужно сближать и объединять те предприятия отрасли, которые находятся в наиболее тесной кооперации, и те, для кого заказ от головного предприятия является основным»

Значительный вклад в реализацию Федеральной космической программы в области связи, навигации, геодезии вносит ОАО «Информационные спутниковые системы имени М.Ф.Решетнева» (ИСС). О ходе реализации основных космических проектов этой интегрированной структуры «Интерфаксу-АВН» рассказал генеральный конструктор и генеральный директор ОАО «ИСС» Николай ТЕСТОЕДОВ.

      - Николай Алексеевич, расскажите об особенностях проекта по созданию телекоммуникационных спутников «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6». Как они будут выводиться на геостационарную орбиту? Правда ли что для этого будет использоваться электрореактивная двигательная установка (ЭРДУ)?


      - «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6» - это самые тяжелые геостационарные спутники в России и, наверное, в Европе. Проекты очень амбициозные. Выведение таких спутников на геостационарную орбиту, действительно, имеет свои особенности.

      Существуют три основные схемы выведения спутников на геостационарную орбиту. Первая – это прямое выведение, когда разгонный блок доставляет аппарат непосредственно в нужную точку. Вторая – разгонный блок выводит спутник на геопереходную (эллиптическую) орбиту, плоскость которой близка к плоскости геостационарной орбиты. Далее апогейная двигательная установка аппарата довыводит его в нужную точку. Третья – когда довыведение осуществляется при помощи электрореактивной двигательной установки. По сравнению с апогейным двигателем ЭРДУ имеет меньшую мощность, но большую эффективность, так как может доставить аппарат в нужную точку, затратив меньше топлива. Правда, период довыведения с использованием ЭРДУ более длительный и составляет несколько месяцев.

      Каждая схема выведения имеет свои плюсы и обычно выбирается заказчиком. Для спутников «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6» нами совместно с госпредприятием «Космическая связь» (ГПКС) выбрана схема их довыведения при помощи электрореактивной двигательной установки, потому что это, повторюсь, очень тяжелые спутники.

      Приведу пример. Сделанный за рубежом аппарат «Ямал-402», который запущен в декабре 2012 года, имеет 66 транспондеров. Вроде бы много. Но это количество транспондеров, приведенное к полосе пропускания частотой 36 МГц. Это так называемые эквивалентные транспондеры. На «Экспрессе-АМ5» - 84 физических транспондера, на «Экспрессе-АМ6» - 72. Но если пересчитать их в эквивалентные, то оказывается, что аппарат «Экспресс-АМ5» имеет 151 эквивалентный транспондер! Таких спутников просто нет в Европе!

      Аппараты такой сложности достаточно тяжелые. И для того, чтобы не потерять заданные тактико-технические характеристики «Экспресса-АМ5» и «Экспресса-АМ6» по количеству транспондеров, по их мощности и резервированию, ИСС с ГПКС выбрали схему их довыведения с использованием электрореактивной двигательной установки. Правда, такая схема потребует довыведения в течение трех-четырех месяцев, но зато плюсов от более эффективных спутников будет намного больше.

      Вы можете задаться вопросом: почему мы не делаем по примеру западных стран апогейный двигатель на аппаратах. Исторически российские спутники – это аппараты прямого выведения на геостационарную орбиту. В России всегда были самые мощные ракеты-носители и самые лучшие разгонные блоки, и они всегда без проблем доставляли спутники предыдущего поколения прямиком на геостационарную орбиту. Однако с появлением спутников класса «Экспресс-АМ5», «Экспресс-АМ6» и «Ямал-401» мощности наших средств выведения уже не хватает, поэтому их надо довыводить либо апогейным двигателем, как делают на Западе, либо электрореактивной двигательной установкой. Так вот если говорить об ЭРДУ, то скорость истечения газов в нем в пять-шесть раз выше, чем у химического двигателя, и соответственно во столько же раз меньше расход топлива.

      - Как идет производство спутников «Экспресс-АМ8», «Экспресс-АТ1» и «Экспресс-АТ2» для госпредприятия «Космическая связь»? Когда намечается их старт?


      - Эти аппараты мы планируем изготовить в 2013 году. «Экспресс-АТ1» и «Экспресс-АТ2» будут запущены вместе. Это спутники непосредственного телевещания, которыми пользуются операторы спутникового телевидения. Такие спутники очень востребованы на территории России, к примеру, компаниями «Триколор-ТВ» и «НТВ плюс».

      Мы работаем в соответствии с контрактом. Модуль полезной нагрузки для «Экспресса-АТ2» уже доставлен в ИСС, и мы проводим его интеграцию с модулем служебных систем перед комплексными испытаниями спутника. Модуль полезной нагрузки для «Экспресса-АТ1» вернется к нам из компании Thales Alenia Space (TAS) через полтора-два месяца, и мы также будем проводить интеграционные работы. Ход выполнения работ в ИСС и в итальянском отделении TAS показывает, что мы очень уверенно можем прогнозировать запуск этих аппаратов в конце 2013 года.

      Старт «Экспресса-АМ8» идет чуть позже – таков график. Мы изготовим его в этом году, а запуск будет зависеть от загруженности технического комплекса на космодроме Байконур и готовности средств выведения.

      - ИСС производит низкоорбитальные спутники персональной связи «Гонец-М». Когда планируется запустить первый аппарат «Гонец-М1» и в чем будут его принципиальные отличия от «Гонца-М»?


      - Сегодня мы уверенно восполняем орбитальную группировку аппаратами «Гонец-М». В прошлом году мы запустили два таких спутника. На март 2013 года запланирован запуск еще трех «Гонцов-М», и в производстве у нас находится еще восемь аппаратов. Это позволит создать полноценную группировку из 12-14 спутников «Гонец-М» и, соответственно, предлагать и обеспечивать с заданным качеством услуги по передаче телематической информации и «электронной почты».

      В то же время судьба «Гонца-М1» непростая. Предыдущее руководство компании «Спутниковая система «Гонец», которая была головной по этому аппарату, все-таки попыталось объять необъятное – совместить очень много функций, зачастую несвойственных телематическим спутникам, и при этом сделать аппарат легким по массе. Так не бывает. Поэтому мы будем перевыпускать эскизный проект на «Гонец-М1». Спутник надо делать не со всеми функциями понемногу, а специализированным телематическим. Это будет прекрасный аппарат с тремя рабочими частотами, универсальный и востребованный.

      Учитывая это, в корректировке Федеральной космической программы, проведенной в декабре 2012 года, планов по запуску «Гонца-М1» до 2016 года нет. Мы будем спокойно и планомерно готовить аппарат нового поколения под новый рынок и философию. Именно поэтому Роскосмосом было принято решение по дополнительному изготовлению тех самых восьми «Гонцов-М», чтобы создать полноценную орбитальную группировку на базе этих аппаратов и предлагать услуги рынку. А дальше уже в формате «Гонца-М1» мы собираемся ответить на следующие вызовы рынка.

      - Сколько навигационных спутников «Глонасс» планируется запустить в 2013 году? Когда будет выведен на орбиту первый «Глонасс-К2»?


      - По количеству планируемых запусков аппаратов «Глонасс-М» в 2013 году отвечу парадоксальной для генерального конструктора фразой: «Не знаю». Мы запустили шесть «Глонассов» в 2011 году и ни одного в 2012 году, потому что этого не потребовалось – настолько устойчивой и надежной оказалась группировка, в которой эффективно сработал орбитальный резерв. Поэтому три спутника «Глонасс-М», которые мы могли бы запустить в случае необходимости, находятся на хранении в ИСС. В 2013 году мы изготовим еще пять «Глонассов-М». Поэтому, если будет необходимо, мы можем запустить в 2013 году восемь «Глонассов-М».

      Кроме того, в этом году планируется запуск второго «Глонасса-К1» для продолжения летных испытаний. Я думаю, что мы запустим максимум пять-шесть навигационных спутников в 2013 году: тройку «Глонассов-М» где-нибудь в середине года, один-два одиночных «Глонасса-М» и уже упомянутый «Глонасс-К1».

      Неопределенность, с которой я начал отвечать на этот вопрос, очень правильная. Она говорит о том, что мы идем не от планового освоения количества спутников и их запуска в космос, а от реального состояния уже созданной орбитальной группировки. И ее восполнение определяется ресурсом аппаратов.

      Запуск первого «Глонасса-К2» будет готовиться на рубеже 2015-2016 годов, потому что это все-таки принципиально новый аппарат: многочастотный, что обеспечивает характеристики, заложенные в Федеральную целевую программу «ГЛОНАСС», и многофункциональный, потому что этот спутник будет востребован не только в навигации, но и во многих других ведомствах.

      - Чем закончилась история с изготовлением трех спутников «Космос-СХ» для Минсельхоза?


      - Эта история не закончилась. Она продолжается. Мы по заказу Минсельхоза разработали спутник. Более того – изготовили инженерно-квалификационную модель, провели необходимые механические испытания. Но далее, вследствие структурных преобразований в Минсельхозе, процесс приостановился. Теперь же он возобновился, и ИСС участвует в системном проекте по продолжению этой работы.

      - ИСС делает для компании «Газпром космические системы» спутник «Ямал-401». Когда его планируется запустить? Собирается ли ИСС участвовать в конкурсе на создание аппарата «Ямал-601» с учетом желания заказчика установить на нем транспондеры Ka-диапазона?


      - Спутник «Ямал-401» будет готов к отправке на космодром Байконур в конце третьего – начале четвертого квартала 2013 года. Некая неопределенность здесь вызвана тем, что в конце года будет очень плотная программа пусков с Байконура. Поэтому отправка аппарата на космодром будет определяться не только его готовностью, но и готовностью технического комплекса на Байконуре к приему спутника. «Ямал-401». Это один из трех новых аппаратов тяжелого класса на базе платформы «Экспресс-2000». Он, несомненно, усилит российскую орбитальную группировку.

      «Ямал-601» - это спутник следующего поколения для компании «Газпром космические системы». Нас абсолютно не пугает, что на нем будет использоваться Ka-диапазон. Мы уже реализовали этот диапазон на спутниках «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6», примерно по десять транспондеров на каждом аппарате. Это как раз пилотные проекты России в области предоставления широкополосных услуг связи через космический сегмент.

      - Расскажите об участии ИСС в создании астрофизических обсерваторий и метеорологических спутников НПО имени С. А. Лавочкина.


      - Взаимодействие с НПО имени Лавочкина – это прекрасный пример интеграции различных предприятий под эгидой Роскосмоса. В 2006 году на нашем предприятии был создан отраслевой центр по разработке и производству крупногабаритных конструкций: антенн и панелей солнечных батарей. Вообще, я считаю, что натурального хозяйства, когда каждая космическая фирма делает все сама, быть не должно. Мы, имея очень хорошие наработки и успешные результаты в производстве солнечных батарей, предложили их НПО имени Лавочкина как готовую систему для трех спутников «Электро-Л» и обсерваторий «Спектр-Р» и «Спектр-РГ». И сегодня на все эти аппараты мы поставляем солнечные батареи.

      Я считаю, что та регулирующая роль Роскосмоса, которая была заложена семь лет назад путем создания отраслевого центра, оправдала себя в полной мере. В настоящее время мы предлагаем подобные решения другим предприятиям ракетно-космической отрасли.

      - Как идут испытания новых приборов и устройств на малых спутниках «Юбилейный» и «МиР»? Планируется ли продолжить практику запуска подобных аппаратов?


      - Эти спутники – яркий пример того, что молодежи надо доверять больше. Сибирский государственный аэрокосмический университет вышел с предложением сделать совместный спутник, реализуя возможности попутного запуска ракетой-носителем «Рокот». То есть помимо решения учебных задач (программно-командный метод обучения, участие студентов и преподавателей во всех этапах создания аппаратов), этот спутник превратился в абсолютно необходимый инструмент получения летного подтверждения различных приборов и устройств.

      В чем смысл? Вот вы делаете новый прибор, новое покрытие, новый датчик. Вы хотите поставить его на спутник. А его не берут, так как у него нет летной истории. А дальше замкнутый круг: его не берут на спутник – у него нет летной истории. В мире очень часто используется понятие «технологический спутник», который запускают в преддверии какой-то новой серии и на котором апробируют основные технические решения. Но это долго и дорого, а маленький аппарат, реализующий попутный запуск, позволяет проверить основные технические вещи и сразу же дать им летное подтверждение.

      К примеру, на спутнике «Юбилейный» мы запустили около 20 новых датчиков, покрытий и приборов. Они получили летное подтверждение и до сих пор успешно работают. На аппарате «МиР» студенты поставили камеру, сконструированную в СибГАУ, и мы получаем снимки земной поверхности с разрешением 300 метров. И мы понимаем, что сейчас на базе таких малых аппаратов даже с этой орбиты, которая не совсем оптимальная для спутников ДЗЗ, так как она в два раза выше, мы можем получать обзорные снимки. В этом тоже есть свои плюсы.

      Мы сейчас совместно с белорусскими коллегами планируем оснастить следующий – третий аппарат этой серии более совершенной аппаратурой. Кстати, третий и четвертый спутники этой серии будут востребованы не как технологические или опытные, а как аппараты конкретного применения для конкретных задач. Так что это студенческое предложение три года назад фактически дало начало новому направлению: и совместное более эффективное обучение, и летное подтверждение новых элементов и приборов, и конкретное решение задач. Поэтому это абсолютно интересный проект.

      - Расскажите об участии ИСС в международных проектах. В каких зарубежных тендерах участвует ИСС в настоящее время?


      - Это тот вопрос, на который обычно не отвечают. Скажу только, что мы подали заявку на участие в объявленном Бразилии тендере на создание спутника связи. Прошли первый этап – рассмотрение предложений. Будем участвовать в следующих этапах.

      - Николай Алексеевич, Россия предложила Бразилии создать группировку спутников связи и дистанционного зондирования Земли на базе платформы «Экспресс-500» производства ИСС. Расскажите подробнее об этом проекте.


      - Бразилия реализует совместный с Украиной проект по пуску украинских ракет-носителей «Циклон-4» с бразильского космодрома Алкантара. Космодром находится в точке, близкой к экватору, поэтому энергетически очень выгоден для космических запусков. «Циклон-4» - не самая мощная ракета, и рассматривается вопрос о ее загрузке спутниками небольшого класса. Украинско-бразильский консорциум занимается наполнением портфеля заказов. Предложения, которые мы сделали Бразилии, находятся в очень ранней фазе, чтобы о них можно было говорить.

      - На прошлогоднем международном авиакосмическом салоне в Фарнборо было объявлено о намерении Армении построить телекоммуникационный спутник в России. Будет ли ИСС участвовать в его создании?


      - В Фарнборо у нас были встречи с представителями армянской стороны. Действительно такие амбиции у Армении есть. Но предварительно нужно обеспечить орбитально-частотный ресурс. Поясню: зарегистрированные за Арменией плановые точки на геостационарной орбите требуют согласования с позиции коммерческой привлекательности. Поэтому идет работа со специализированными российскими организациями по обеспечению орбитально-частотного ресурса. При успешном завершении этой фазы мы продолжим диалог, начатый в Фарнборо.

      - Обращалась ли в ИСС индонезийская компания Telkom с просьбой изготовить спутник Telkom-3R взамен Telkom-3, утраченного в результате аварийного запуска в августе 2012 года?


      - Мы находимся в контакте с компанией Telkom, но такого обращения не было. Я полагаю, что сейчас индонезийская сторона пересматривает концепцию развития спутниковой связи. Первоначально предполагалось, что будет замещающий аппарат Telkom-3R, и они уже готовились объявить тендер на Telkom-4. Сейчас, возможно, эти задачи будут совмещаться. О том, что в итоге получилось, мы узнаем из их предложений.

      - Как идет процесс создания совместного предприятия (СП) между ИСС и TAS? Чем оно будет заниматься?


      - В течение месяца мы подпишем соглашение с TAS о создании СП. Мы готовили его полтора года. Начали естественно с предмета труда, и поэтапно разложили его по годам: количественно и по номенклатуре. Проработали и согласовали бизнес-план, юридическую основу и состав персонала. Эта работа обычно очень сложна. В ней участвуют и юристы, и экономисты, проводятся корпоративные процедуры одобрения Советом директоров. Тем не менее, это помогает лучше узнать партнера, и мы считаем, что это очень положительно сказалось на нашей дальнейшей работе с TAS.

      Создание такого СП позволит реализовывать любые проекты. Главной его задачей является не продажа спутников на российском или зарубежном рынках, а изготовление в России тех составляющих полезной нагрузки, которые сегодня у нас в стране не производятся. Это небескорыстная помощь Запада. У нас есть нормальное долевое финансовое участие.

      - Выполнило ли предприятие работы по государственному оборонному заказу в 2012 году? Как налажено взаимодействие с новым руководством министерства обороны РФ?


      - Гособоронзаказ 2012 года нами выполнен полностью. Мы эффективно и очень конструктивно взаимодействуем с новым руководством Минобороны. Конкретно мы работаем с Департаментом вооружения, заказов, качества и цен. Мы считаем, что появились новые более конструктивные идеи, и очень приятно, что это направление возглавляет Юрий Иванович Борисов, бывший до этого первым заместителем руководителя Военно-промышленной комиссии. Сегодня он олицетворяет в себе и промышленное начало, откуда он пришел, и, являясь человеком номенклатуры Минобороны, очень четко представляет интересы заказчика. Поэтому, имея две стороны одновременно, он очень эффективно выстраивает взаимоотношения заказчика и оборонно-промышленного комплекса.

      - Планируется ли укрупнить холдинг на базе ИСС, и какие еще предприятия могут быть включены в него?


      - Вопрос сложный. Дело в том, что интеграция и повышение эффективности и конкурентоспособности предприятий ракетно-космической отрасли – это, в первую очередь, прерогатива Роскосмоса. Эти вопросы серьезно прорабатываются отраслевыми институтами и рассматриваются на самом высоком уровне. Возможны разные сценарии: может быть вариант госкорпорации по принципу Росатома, может быть вариант двух больших фирм, как TAS и EADS в Европе, может быть вариант большего количества фирм. Для каждого такого сценария есть разное видение степени интеграции. Но в любом случае вне зависимости от количества вертикально интегрированных структур при подобном укрупнении будет учитываться основной принцип: нужно сближать и объединять те предприятия, которые находятся в наиболее тесной кооперации, и те, для кого заказ от головного предприятия является основным.

      В отрасли есть несколько предприятий, в которых наши заказы являются определяющими для объемов их производства, технического уровня и требований к качеству. Поэтому Роскосмос очень грамотно и внимательно рассматривает подобную кооперацию и взаимодействие, и при любом сценарии это будет учитываться.
                                                                                                                                                                                                                                                                            
Информационные продукты Интерфакс-АВН
Ежедневный информационный вестник


Еженедельный информационный вестник


Вестник
"ВПК России и
экспорт оружия"



© 2013 Интерфакс-Агентство Военных Новостей. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса-Агентства Военных Новостей.