Интерфакс-Агентство военных новостей - самая полная и оперативная информация о силовых структурах, спецслужбах, оборонной промышленности России и стран СНГ
эксклюзивная информация из достоверных источников...
  Эксклюзив :
Заместитель директора ФСВТС России Вячеслав Дзиркалн: "Военно-техническое сотрудничество с Индией, Китаем и Вьетнамом имеет хорошие перспективы для дальнейшего развития"

Объем поставок российского оружия и боевой техники на экспорт в этом году, как ожидается, вновь будет рекордным. На заседании Комиссии по военно-техническому сотрудничеству, которое прошло в декабре под председательством президента РФ Владимира Путина, отмечалось, что плановое задание на 2012 год будет перевыполнено. "В текущем году мы выходим на рекордный уровень по экспортным поставкам военной продукции. Их объем превысил 14 млрд долларов, то есть план на год перевыполнен", - сказал глава государства.
      Основная часть российского оружейного экспорта приходится на традиционных партнеров – Индию, Китай и Вьетнам. О перспективах дальнейшего развития военно-технического сотрудничества с этими странами, а также о том, как выполняются ранее заключенные оружейные контракты, рассказал "Интерфаксу-АВН" заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) Вячеслав ДЗИРКАЛН.


      - Вячеслав Карлович, одним из самых масштабных и одновременно проблемных контрактов с Индией стала сделка по ремонту и модернизации авианосца "Адмирал Горшков". Все ли вопросы по этому контракту уже урегулированы? Нет ли опасения, что сроки сдачи авианосца вновь будут пролонгированы?


      - Работы по переоборудованию тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» в авианосец проекта 11430, в Индии он получил наименование "Викрамадитья", в основном завершены.

      Выполнено более 99 процентов всех работ. С июня по сентябрь 2012 г. корабль находился на испытаниях в акваториях Белого и Баренцева морей, в ходе которых было пройдено более 11000 морских миль. В целом успешно проведены испытания авиационно-технических средств, совершены десятки взлетов и посадок самолетов и вертолетов на палубу корабля. При участии индийских специалистов выполнен значительный объем работ, предусмотренных программами испытаний, которые подтвердили хорошие мореходные качества корабля и возможность его использования по прямому назначению.

      Вместе с тем в ходе испытаний был выявлен ряд неисправностей, которые возможно устранить только в заводских условиях, что не позволило передать корабль индийской стороне в декабре 2012 г. Эти неисправности касаются прежде всего энергетической установки корабля. Также выявлены неисправности ряда других систем оборудования, как российского производства, так и импортного, закупленного и установленного на корабль по требованию индийской стороны.

      В октябре этого года в ходе 12-го заседания российско-индийской межправительственной комиссии индийская сторона была официально проинформирована о невозможности передачи корабля в декабре 2012 г.

      Производственным объединением «Севмаш» подготовлен уточненный генеральный график ремонта и переоборудования корабля с запланированным сроком сдачи в ноябре 2013 г. Данный график передан индийской стороне.

      В настоящее время корабль находится на «Севмаше». Организовано проведение работ по устранению выявленных в ходе испытаний неисправностей.

      - Как выполняются контракты на поставку в Индию российских палубных истребителей МиГ-29К/КУБ?


      - По первому контракту передача Индии 16 палубных истребителей МиГ-29К завершена, самолеты приняты индийской стороной. Контракт на поставку дополнительных 29 корабельных МиГ-29К/КУБ вступил в силу, поставка первой партии самолетов предполагается в I квартале 2013 г.

      - Какова реальная ситуация с тендером на поставку ВВС Индии 126 многофункциональных истребителей? Правда ли что итоги первого этапа тендера могут быть аннулированы, и МиГ-35 вновь будет участвовать в нем?


      - Действительно в 2011 году Россия выбыла из числа участников тендера, проводимого Минобороны Индии, на поставку 126 средних истребителей.

      Объективно говоря, представленный на тендер российский самолет МиГ-35 по ряду технических позиций не соответствовал требованиям индийской стороны, на основании чего российские участники были исключены из тендера. Победителем был объявлен французский «Рафаль». Мы не делаем из этого трагедии, и я не назвал бы это унизительным поражением, ведь Россия на равных с ведущими мировыми производителями самолетов участвовала в проведении тендера.

      Стоит заметить, что с момента объявления победителя тендера прошло полтора года, а контракт с ним до сих пор не подписан. Индийскую сторону не устраивают ценовые предложения французов и объем передаваемой ими технологии производства самолетов. В сложившейся ситуации ничего нельзя исключить.

      - На каком этапе находятся работы по выполнению контракта на разработку российско-индийского истребителя пятого поколения?


      - Российско-индийский проект создания истребителя пятого поколения развивается довольно успешно, все работы проводятся по согласованному графику. Специалисты ОКБ Сухого оказывают содействие индийским коллегам на предприятии HAL ARDC в реализации индийской части проектирования самолета. Группа инженеров HAL работает в ОКБ Сухого.

      Практически завершен этап эскизно-технического проектирования самолета, и в ближайшие месяцы предполагается приступить к выполнению основной опытно-конструкторской работы, которая должна закончится созданием опытного образца истребителя пятого поколения.

      - Как вы оцениваете шансы на победу в вертолетных тендерах, в частности, на закупку 197 легких вертолетов?


      - Российский вертолет Ка-226Т успешно прошел все виды испытаний, о чем свидетельствуют соответствующие подписанные акты. Мы оцениваем наши шансы на победу довольно высоко.

      - Индия стала первым покупателем самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) А-50ЭИ? Ведутся ли переговоры о заключении дополнительного контракта по этим самолетам?


      - Контракт на поставку в Индию трех самолетов ДРЛО А-50ЭИ выполнен. Все самолеты введены в боевой состав ВВС Индии.

      Мы знаем о планах индийского министерства обороны увеличить количество самолетов ДРЛО А-50ЭИ. Однако официального подтверждения от индийской стороны по этому вопросу пока не получили.

      - Известно, что стратегическим партером России в сфере ВТС был и остается Китай. Тем не менее, в последние годы с этой страной не подписан ни один крупный оружейный контракт, за исключением, пожалуй, контракта на поставку двигателей. Чем объясняется этот факт?


      - Прежде чем ответить на это вопрос хотел бы заметить, что в последние несколько лет наблюдается общая тенденция снижения объемов поставок финальных образцов продукции военного назначения (ПВН), прежде всего в страны, занимающиеся комплексной модернизацией своих вооруженных сил.

      Так, Китай последовательно выполняет поставленную руководством страны задачу по выводу национального военно-промышленного комплекса на технологический уровень развитых стран. Успешному решению данной задачи способствуют экономической рост и развитие производственных мощностей Китайской Народной Республики.

      Руководствуясь стратегией «опоры на собственные силы», Китай все настойчивее ставит вопрос о совместной разработке ПВН, проведении совместных опытно-конструкторских работ и освоении передовых технологий. В этих областях прежде всего имеется потенциал для развития российско-китайского военно-технического сотрудничества и его вывода на качественно новый уровень.

      - Как Вы оцениваете перспективы продвижения в Китай российских палубных истребителей Су-33, а также нового многофункционального истребителя Су-35? По неофициальным данным, «пакет» предложений российской Стороны включает в том числе и предложение по лицензионному производству Су-35 в Китае.


      - В 2005 - 2007 годах стороны провели ряд технических консультации по самолету корабельного базирования типа Су-33. По итогам проведенных консультаций российская сторона предложила комплексный подход при реализации данной темы сотрудничества, предусматривающий этапы создания на территории Китая наземного учебно-тренировочного комплекса корабельной авиации, первоначальной подготовки китайских специалистов, поставки соответствующих партий учебных и боевых самолетов типа Су-33.

      Китайская сторона отказалась от предложенного подхода и ограничилась лишь намерением закупить небольшую партию самолетов Су-33, что сделало данный проект экономически нецелесообразным, о чем мы и проинформировали наших партнеров.

      Что касается многофункциональных истребителей Су-35, то перспективы продвижения их на китайский рынок мы расцениваем как очень высокие.

      - Какова судьба контракта на поставку в Китай 34 военно-транспортных самолетов Ил-76 и четырех самолетов-заправщиков Ил-78 или об этом контракте уже можно забыть?


      - Как известно, несколько лет назад по независящим от российской стороны причинам не состоялся контракт на поставку военно-транспортных самолетов Ил-76 и самолетов-заправщиков Ил-78.

      Учитывая потребность партнеров в самолетах подобного класса, мы изыскали возможность поставки Ил-76 из наличия. В настоящее время реализуется подписанный в 2011 году контракт по данной теме.

      - Китай больше других грешит несанкционированным копированием нашего вооружения и боевой техники. Есть ли какие-то реальные механизмы противодействия этому?


      - Между Россией и Китаем в 2008 году подписано соответствующее межправительственное соглашение, требования которого распространяются на вновь подписываемые контракты.

      В настоящее время Роспатент совместно с китайской стороной работает над механизмом реализации заключенных межправительственных договоров.

      Китайская сторона на самом высоком уровне неоднократно подтверждала готовность неукоснительно соблюдать имеющиеся договоренности.

      - Одним из самых крупных покупателей российского оружия в регионе Юго-Восточной Азии сегодня является Вьетнам. В эту страну уже поставлено много российской авиатехники и средств ПВО. Ведутся ли переговоры о закупке Вьетнамом новой партии российских зенитных ракетных систем С-300ПМУ1 и истребителей Су-30МК2?


      - Военно-техническое сотрудничество России и Вьетнама носит плановый характер и ведется в соответствии с пятилетними программами на основе ежегодных планов, утверждаемых на заседаниях российско-вьетнамской комиссии по военно-техническому сотрудничеству.

      В соответствии с контрактными обязательствами российской стороны в декабре этого года будет завершена поставка истребителей Су-30МК2 во Вьетнам. В настоящее время переговоры о поставке партнерам следующих партий зенитных ракетных систем С-300ПМУ1 и истребителей Су-30МК2 не ведутся.

      - Какую военно-морскую технику предлагают Вьетнаму российские судостроители?


      - В этом году во Вьетнам были поставлены патрульные катера проекта 10412 «Светляк». Кроме того, российская сторона продолжает строительство дизельных электрических подводных лодок проекта 636 в интересах ВМС Вьетнама и оказывает техническое содействие в строительстве во Вьетнаме ракетных катеров проекта 12418 «Молния». В июле этого года сторонами подписан контракт на поставку двух фрегатов «Гепард 3.9».

      В целом военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с Социалистической Республикой Вьетнам развивается планово, поступательно, динамично и имеет хорошие перспективы в ближайшем будущем.
                                                                                                                                                                                                                                                                            
Информационные продукты Интерфакс-АВН
Ежедневный информационный вестник


Еженедельный информационный вестник


Вестник
"ВПК России и
экспорт оружия"



© 2013 Интерфакс-Агентство Военных Новостей. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса-Агентства Военных Новостей.