Интерфакс-Агентство военных новостей - самая полная и оперативная информация о силовых структурах, спецслужбах, оборонной промышленности России и стран СНГ
эксклюзивная информация из достоверных источников...
  Эксклюзив :
Первый заместитель генерального директора ОАО «Рособоронэкспорт» Иван Гончаренко: "На выставке «Евронаваль-2012» российские судостроители представят весь спектр экспортных образцов морской боевой техники и вооружения"

      О перспективах экспорта российского вооружения и боевой техники, особенностях маркетинговой политики компании и о тенденциях в современном мировом кораблестроении рассказал "Интерфаксу-АВН" первый заместитель генерального директора ОАО «Рособоронэкспорт», руководитель делегации компании на выставке «Евронаваль-2012» , которая открылась в Ле Бурже (Франция) Иван ГОНЧАРЕНКО.

       - Иван Максимович, еще рано подводить итоги работы ОАО "Рособоронэкспорт" за год, но есть какие-нибудь промежуточные результаты?


       - Да, конечно, и они радуют. В частности, за первые полгода экспорт продукции военного назначения только по линии нашего Общества составил 6,5 миллиардов долларов, а портфель оружейных заказов равен 36 миллиардам. Это выше результатов за аналогичный период прошлого года. Так что можно сказать, что на сегодняшний день "Рособоронэкспорт" продолжает успешно выполнять все свои обязательства.

       Полагаю, что итоги за год составят более 11 миллиардов долларов, и это также выше показателей прошлого года. Таким образом, мы продолжаем обеспечивать предприятия российского ОПК заказами для бесперебойной работы. А вместе с гособоронзаказом это позволит увеличить количество рабочих мест, закупить современное оборудование, обновить технологии производства, расширить научно-исследовательские разработки.

       - Какие задачи ставит перед собой "Рособоронэкспорт", участвуя в парижском военно-морском салоне "Евронаваль-2012"?


       - Участие в главных международных выставках – это важное направление маркетинговой работы "Рособоронэкспорта". Особенность этой выставки в том, что она не имеет региональной направленности и является смотром общемировых тенденций развития военно-морской техники.

       "Евронаваль" - один из старейших и наиболее авторитетных военно-морских салонов мира, который проводится раз в два года. Участие в нем не только престижно, но и важно с точки зрения имиджа страны, демонстрации высоких возможностей в области национального военного кораблестроения. Именно поэтому Россия принимает участие в работе этой выставки уже в восьмой раз.

       - Сегодня военно-морские силы государств, которые позиционируют себя в качестве ведущих региональных держав, не могут обойтись без подводного флота, а у "Рособоронэкспорта" достаточно широкий спектр предложений. Какие подводные лодки будут представлены в российской экспозиции?


       - Россия многие годы была признанным лидером военного судостроения. Сегодня в стране действуют порядка 160 предприятий, среди которых не только верфи, научно-исследовательские институты и конструкторские бюро, но и заводы судового машиностроения, приборостроения и электроники. Российский судостроительный комплекс может проектировать и создавать боевые подводные и надводные корабли и вспомогательные суда всех классов, а также выпускать все виды военно-морских вооружений и технических средств.

       Большим экспортным потенциалом обладают уникальные по своим ТТХ и боевым возможностям российские дизель-электрические подводные лодки класса "Кило". Их достоинства по заслугам оценили ВМС Индии, Китая, Польши, Ирана и других стран.

       Так ДЭПЛ проекта 636 предназначена для эффективного уничтожения субмарин, надводных кораблей, а также береговых целей любого потенциального противника и может действовать как самостоятельно, так и в составе группы. Это одна из самых малошумных ДЭПЛ в мире, за что американцы назвали ее "черной дырой". Это качество обеспечивает гарантированное упреждающее обнаружение противника и возможность атаки с большой дистанции, либо дает возможность уклониться и стать незаметной для чужих кораблей.

       Высочайшая боевая эффективность этой подлодки обеспечивается уникальным ракетным комплексом "Club-S". За счет большой дальности стрельбы комплекса (до 275 км) значительно увеличивается возможность выхода подводной лодки для атаки высокоскоростных целей, а также повышается боевая устойчивость ДЭПЛ при ответных действиях противника.

       Еще один современный продукт российских кораблестроителей - однокорпусная дизель-электрическая подводная лодка четвертого поколения "Амур-1650" с двумя резервными движителями. Она способна эффективно выполнять боевые задачи во всех районах мирового океана при любых метеоусловиях, в мелководных и глубоководных акваториях. Высокочувствительная аппаратура и мощное вооружение обеспечивают этой подлодке гарантированное упреждающее обнаружение и возможность атаки чужих кораблей с большой дистанции, а также своевременное уклонение от противолодочных кораблей противника.

       Предусмотрено создание анаэробной силовой установки на основе риформинга дизельного топлива и оснащение ею "Амура-1650", что позволит увеличить время подводного плавания до 20 суток.

       - По прогнозам аналитиков, в ближайшие три-пять лет в мире ежегодно будет продаваться порядка десяти боевых надводных кораблей основного класса – корветов, фрегатов, а также других платформ стоимостью от 100 млн долларов и выше. Каковы в этом спектре возможности российских судостроителей?


       - Для "Рособоронэкспорта" нет больших или маленьких контрактов. К каждому партнеру мы относимся деликатно и уважительно. Сейчас Общество ведет активную маркетинговую политику, которая строится на основе анализа интересов и запросов наших потенциальных клиентов. При этом в большинстве случаев можно говорить не только о поставках кораблей и подводных лодок, но и о совместном их проектировании и строительстве на судоверфях заказчиков. Такой подход позволил нам существенно расширить географию своих поставок.

       Большой интерес потенциальные заказчики проявляют к российскому кораблю - многоцелевому фрегату "Гепард-3.9", в конструкции которого использована архитектура "стелс". Головной корабль этой серии "Татарстан" в 2002 году вошел в состав ВМФ России, налажено серийное производство фрегатов этого проекта как для российского Военно-морского флота, так и для экспортных поставок.

       "Гепард-3.9" предназначен для поиска и уничтожения надводных, подводных и воздушных целей, поэтому его вооружение разнообразно и сбалансировано. На корабле базируется палубный вертолет взлетным весом до 12 т.

       Другой многоцелевой корабль - фрегат проекта 11356 предназначен для ведения боевых действий как самостоятельно, так и в составе соединений против надводных кораблей и подводных лодок в океанских и морских районах, а также отражения воздушных атак. Фрегат может действовать в качестве эскортного корабля. Характерной особенностью проектирования и строительства новых российских фрегатов является переход к модульно-агрегатному методу.

       Для поражения надводных кораблей, поиска и уничтожения подводных лодок противника, разрушения наземных объектов в глубине территории, огневой поддержки морских десантов предназначен фрегат проекта 22356. Разнообразный арсенал ракетного и артиллерийского вооружения, систем ПВО и средств борьбы с подводными объектами, а также наличие вертолета Ка-28 или Ка-31, позволяет фрегату проекта 22356 успешно выполнять весь комплекс возложенных не него боевых задач.

       - На "Евронавале" представлены корабли двойного назначения и даже суда для гражданского флота. Что продвигает из этой серии на мировой рынок «Рособоронэкспорт»?


       - В их числе хотел бы назвать научно-исследовательское судно ледового класса, предназначенное для решения исследовательских задач в антарктическом регионе, в частности, для проведения геофизических и сейсморазведочных работ, а также для инженерной подготовки освоения будущих месторождений.

       Этот проект вобрал в себя многолетний опыт российских конструкторов ледокольного флота и реализует на практике фундаментальные научные разработки последних лет. Мы готовы оказать техническое содействия в организации его строительства на верфях заказчика.

       - Согласно прогнозам аналитиков, мировой экспорт катеров увеличится примерно на 45-50 единиц в год. Что может предложить "Рособоронэкспорт" своим потенциальным заказчикам в этом сегменте рынка?


       - Россия является одним из крупнейших экспортеров ракетных катеров. Российские конструкторы и кораблестроители первыми в мире применили на практике регулируемые интерцепторы, позволяющие патрульному катеру проекта 14310 "Мираж", который не имеет аналогов в мире, развивать скорость до 50 узлов, значительно снижать влияние бортовой и килевой качки, а также удельный расход топлива.

       Патрульный катер "Соболь" водоизмещением около 60 тонн, также использующий интерцепторы, предназначен для несения дежурной службы в территориальных водах, осуществления контроля за соблюдением кораблями и судами режима плавания во внутренних водах, на рейдах портов и гаваней, а также в прилегающих к ним прибрежных районах моря. Сочетая в себе хорошие мореходные качества с высокой скоростью хода, способностью к скоростному маневру, а также необходимым вооружением, катер полностью соответствует понятию «перехватчик». Его аналог принят на вооружение.

       Большим экспортным потенциалом обладает скоростной глиссирующий патрульный катер "Мангуст". Он способен развивать скорость до 50 узлов и предназначен для перехвата практически любых высокоскоростных морских целей. Его движительная установка обеспечивает высокую маневренность даже в сложных навигационных условиях.

       Хорошими экспортными возможностями обладает десантный катер на воздушной подушке проекта 12061Э "Мурена-Э". Он предназначен для транспортировки и высадки на необорудованный берег танков, колесной техники, личного состава с вооружением, а также других грузов общей массой до 40 тонн. Катер способен на скорости более 50 узлов преодолевать мелководье, перекаты, песчаные пляжи, болота и заросшие растительностью водоемы. Его мощное вооружение способно оказать эффективную огневую поддержку десанту при высадке. Высокие скорость хода, десантовместимость и экономичность в сравнении с традиционными десантными кораблями позволяют считать "Мурену-Э" оптимальным средством для проведения специальных, миротворческих и экспедиционных операций в большинстве регионах мира.

       - "Евронаваль" – это ведь не только салон боевых кораблей, но и морского вооружения…


       - Безусловно, ведь мощь ракетно-пушечного и торпедного вооружения – один из основных показателей могущества военно-морского флота. И в этом сегменте нам тоже есть, что представить посетителям и гостям стенда "Рособоронэкспорта". Например, интегрированные ракетные системы для подводных лодок Club-S и для надводных кораблей Club-N. Они предназначены для поражения крылатыми ракетами надводных кораблей, подводных лодок и береговых целей противника всех типов даже в условиях сильного радиоэлектронного и огневого противодействия. На базе ракетной системы Club-N разработан многофункциональный мобильный береговой комплекс ракетного оружия Club-М.

       Противокорабельный ракетный комплекс "Уран-Э" эффективно поражает катера, корабли и морские транспорты противника водоизмещением до 5000 т. Для повышения скрытности и внезапности атаки, обеспечения устойчивости от средств огневого противодействия ракета Х-35Э этого комплекса имеет малую высоту полета. "Уран-Э" может устанавливаться на строящихся и находящихся в боевом составе кораблях, транспортах и на берегу.

       Уникальны характеристики подвижного берегового ракетного комплекса "Бастион" с крылатой ракетой "Яхонт", которая имеет загоризонтную дальность стрельбы, сверхзвуковую скорость на всех участках траектории полета, а также реализует принцип "выстрелил-забыл".

       Не утрачивают своих позиций и корабельная артиллерия, пулеметное вооружение. Высокой конкурентоспособностью обладают 100-мм облегченная корабельная артустановка А-190, а также 30-мм автоматические артиллерийские установки АК-630М, АК-306 и их модификации.

       Кстати, будет представлено на выставке и легкое стрелковое оружие ближнего боя - усовершенствованные автоматы Калашникова «сотой» серии, 5,45-мм автомат Никонова АН-94, пулеметы, огнеметы, ручные противотанковые гранатометы, снайперские винтовки, прицелы ночного видения и многие другие образцы ВиВТ, созданные на основе передовых технологий.

       - Еще Перл-Харбор показал, к чему может привести отсутствие эффективных систем противовоздушной обороны.


       - Сегодня к этому нужно прибавить и надежную защиту от ракетной угрозы. Безопасность корабля от атак с воздуха гарантированно обеспечивают продвигаемые "Рособоронэкспортом" на мировой рынок зенитные ракетные комплексы "Штиль-1" и "Каштан-М", автоматизированный зенитный ракетно-артиллерийский комплекс "Пальма" с ЗУР "Сосна", турельная установка "Гибка". Боевая эффективность этих образцов по важнейшим показателям превосходит многие зарубежные аналоги и пользуется спросом у наших иностранных заказчиков.

       - Практически все морские государства озабочены обеспечением надежного прибрежного контроля. Что в этом плане может предложить "Рособоронэкспорт" своим потенциальным заказчикам?


       - Действительно, моря и океаны омывают берега большинства стран мира. И каждое государство нуждается в обеспечении надежного контроля своей прибрежной зоны. Это охрана морских границ, защита морских ресурсов в исключительных экономических зонах, борьба с контрабандой, наркобизнесом, пиратством, терроризмом, а также спасание на море. Важнейшая задача военно-морских сил - предотвращение, срыв или ослабление ударов потенциальных противников с морских направлений.

       В этих условиях наиболее эффективным и экономичным способом обеспечения безопасности является создание и использование систем контроля, включающих средства наблюдения за надводной, воздушной и подводной обстановкой, системы идентификации морских целей, каналы оповещения о выявленных угрозах, средства автоматизации, связи, сбора, обработки и выдачи информации, а также силы оперативного реагирования.

       Современный подход к созданию таких систем основан на принципах интеграции и унификации. Данные от различных источников (кораблей ВМС, катеров береговой охраны, береговых постов и др.) обо всех обнаруженных в прибрежной зоне объектах, состоянии моря и погоды поступают в реальном масштабе времени в единую базу. Затем эти сведения могут регламентировано выдаваться органам государственного и военного управления, а также другим заинтересованным организациям, в том числе и на коммерческой основе.

       Исходя из этого, "Рособоронэкспорт" предлагает потенциальным покупателям целый комплекс новейших средств, которые можно поэтапно объединить в интегрированную систему. Ее системообразующими элементами являются береговые оперативные информационные центры, в которых осуществляется сбор, обработка и хранение информации, поступающей от средств наблюдения. Такими средствами, главным образом, являются различные типы радаров, развернутых на побережье. Это загоризонтная радиолокационная станция "Подсолнух-Э", РЛС "Подберезовик-ЭТ1", МР-10М1Э и ее мобильный вариант "Мыс-М1Э", а также унифицированные радиотехнические посты, объединенные локальной сетью в территориальные подсистемы. Из них могут быть сформированы зоны наблюдения на акваториях протяженностью более 500 морских миль и шириной до 200 миль от побережья.

       Хочу подчеркнуть особенности загоризонтной РЛС поверхностной волны "Подсолнух-Э", обладающей уникальными возможностями и характеристиками. Она предназначена для круглосуточного и всепогодного наблюдения, обнаруживая надводные и воздушные цели на дистанциях до 450 км и на акватории площадью 25000 кв. миль одновременно. "Подсолнух-Э" существенно снижает расходы по мониторингу морских акваторий в пределах 200-мильной экономической зоны и позволяет обеспечивать выполнение не только военных, но и общегражданских задач (спасательные операции, экологический мониторинг, предупреждение о цунами, охрана биоресурсов).

       Средства подводного наблюдения в дальней противолодочной зоне будут представлены на нашем стенде материалами по стационарному комплексу дальнего обнаружения МГК-608Э "Север". В средней и ближней зонах - электромагнитной противолодочной системой "Комор", противодиверсионными гидролокатором "Анапа-МЭ" и магнитоакустическим комплексом "Комор-1". Они обладают высокой помехозащищенностью и способны скрытно обнаруживать подводные лодки, надводные корабли и малоразмерные цели (малые подводные лодки, боевых пловцов и специально подготовленных морских животных), классифицировать их и автоматически передавать данные на береговые системы поражения еще до подхода к важным морским и береговым объектам.

       - Сейчас в создании интегрированных систем контроля у России появилось много конкурентов.


       - Конкуренция была всегда и затрагивала все виды вооружений. Но техника одних производителей уступает российским системам по тактико-техническим характеристикам, а другие образцы имеют сходные характеристики, но их цена существенно выше. Эту тенденцию отметили уже многие потенциальные заказчики, которые по собственной инициативе обсуждают с "Рособоронэкспортом" вопросы формирования национальных систем контроля.

       Российский опыт создания и использования интегрированных систем контроля прибрежной зоны свидетельствует о том, что системный подход к информационному обеспечению всех видов морской деятельности, повышает ее эффективность более чем на 30 процентов. При этом варианты конфигурации интегрированной системы контроля могут меняться в зависимости от назначения, конкретных задач и состава, определенных заказчиком. Это может быть как локальная система охраны отдельно взятой нефтяной платформы, так и единая государственная система освещения морской обстановки.

       - Современная практика свидетельствует о том, что в вооруженных силах ведущих мировых держав до 70-80 % боевой подготовки экипажей и команд сейчас осуществляется на тренажерах.


       - И это правильно. Тренажер дает уникальную возможность детального разбора ошибок, а главное – в сжатые сроки довести все действия, умения и навыки личного состава до автоматизма.

       Предлагаемый "Рособоронэкспортом" комплексный тренажер "Лагуна" необходим для индивидуальной и групповой подготовки корабельных специалистов. Он позволяет существенно повысить выучку боевого состава по управлению кораблем, ведению боевых действий, работе в сложных условиях. При этом обеспечивается полная безопасность экипажа и сохранность дорогостоящей материально-технической части, экономятся топливно-энергетические средства, моторесурс корабля, боеприпасы.

       Концепция "открытой архитектуры", принятая при разработке программного обеспечения, определяет универсальность всей системы тренажера и позволяет адаптировать его для обучения экипажей кораблей и катеров любого водоизмещения.

       - Означает ли это, что Россия начинает наверстывать упущенные возможности в области IT-технологий?


       - Да, определенные достижения в этой сфере у нас есть. Так российскими учеными создано семейство интеллектуальных геоинформационных программных комплексов "Онтомап", в которых использованы самые современные подходы к автоматизации и информационному обеспечению деятельности командования и штабов на всех уровнях и этапах управления военно-морскими силами - от тактической группы кораблей до оперативного соединения, включая силы флота. Обеспечивая сопряжение командных пунктов с системами освещения морской обстановки, "Онтомап" уже сейчас является основой интегрированных АСУ флота. За непростыми научными терминами "онтология", "геоинформационная система", "модельная поддержка" скрывается ясный и очевидный смысл: на практике реализован принцип управления военно-морскими силами в едином информационном пространстве.

       Кстати, аналогичный подход использован при создании оперативного тренажера "Онтомап-В1". Он предназначен для обучения и оперативной подготовки командиров и офицеров штабов корабельных соединений, флотилий, эскадр, флотов. Возможности тренажера позволяют моделировать боевые действия ВМС любой страны против любого противника в любом районе Мирового океана. На данном тренажере слушатели Военно-морской академии России и офицеры флотов уже сейчас тренируются в выработке решений по ведению операций как в современных условиях, так и в будущей вооруженной борьбе на море, не исключая сетецентрические войны.

       - Чем обусловлены успехи "Рособоронэкспорта", который ежегодно улучшает показатели своей деятельности?


       - В своей работе "Рособоронэкспорт" акцентирует внимание не только на отдельных образцах и видах продукции военного назначения, но и постоянно стремится оказывать содействие своим заказчикам в оптимизации военных расходов, увязывая рекомендации по выбору российских вооружений с критерием "эффективность–стоимость". Экспортные версии российских вооружений и военной техники адаптированы к условиям эксплуатации в различных широтах. В состав оружия и технических средств судов входят комплектующие, поставляемые российскими предприятиями, а также ведущими мировыми производителями. По желанию заказчика может быть рассмотрена возможность изменения их номенклатуры.

       При этом Общество предлагает широкий спектр услуг по сервисному обслуживанию поставленных на экспорт кораблей, обеспечению их повседневной и боевой деятельности. Это достигается созданием всего комплекса береговых объектов для базирования, ремонта и обслуживания кораблей; хранения и подготовки к использованию оружия и боеприпасов, проведения тренировок специалистов на современных тренажерах, которые предоставляются по просьбе заказчика.

       - Иван Максимович, в последнее время СМИ активно обсуждают срыв ходовых испытаний авианосца для Индии "Викрамадитья". Как вы можете прокомментировать эту ситуацию?


       - У меня создается впечатление, что пресса сгущает краски. Вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин отметил, что основные испытания авианосца прошли успешно и в полном объеме. И это, действительно, так. Проведена большая часть ходовых испытаний, в дневное и ночное время успешно осуществлены полеты с палубы корабля истребителей МиГ-29К/КУБ, проверена работа важнейших систем корабля.

       Но любой специалист знает, что военно-морской корабль, а тем более – авианосец – это штучный экземпляр. Здесь нельзя, как в автоиндустрии, сначала создать концепт-кар, затем сделать несколько опытных образцов, отработать на них все нюансы и после этого запустить машину в серию. Именно поэтому и проводится комплекс серьезных испытаний всех систем, чтобы выявить и устранить возможные проблемы еще до передачи корабля заказчику.

       Создание и строительство авианосца – это реализация всего военно-промышленного потенциала страны. Здесь воедино собраны достижения металлургии, машиностроения, электроники, новейших технологий в оружейной промышленности, ракетостроении, авиации. И что бы ни говорили, но глубокая модернизация авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" и создание на его основе полноценного авианосца подтвердили возможности нашей страны создавать корабли подобного класса. Это особенно важно отметить после двух десятков лет кризиса нашего кораблестроения, когда было задействовано всего пять процентов судостроительных мощностей России. В последние годы наметилась тенденция выхода из этого тупика.

       Конечно, проблемы с индийским авианосцем есть. И наряду с проблемой котлов это касается также оборудования третьих стран. Учитывая, что "Викрамадитья" будет эксплуатироваться в условиях тропического климата, нас в первую очередь заботит работа импортных холодильных машин, систем азота и кислорода, водоопреснительных установок.

       К настоящему времени выявлены причины неполадок, объем работ, сроки их выполнения, подготовлен и будет передан индийской стороне уточненный график ремонта.

       - И последний вопрос. Он касается закупки для нашей страны вертолетоносцев "Мистраль", споры о приобретении которых не улеглись до сих пор.


       - Действительно, сказано по этому поводу было очень много. Мне остается лишь напомнить, что российский военный флот, насчитывающий уже более чем трехвековую историю, создавался именно благодаря опыту, который мы перенимали у голландских и английских кораблестроителей, а главное - успешно развивался благодаря собственным достижениям.

       Помните знаменитую фразу Петра Великого о том, что "кораблей построить и безопасно пустить в море без вспоможения наук невозможно". Так что, может быть, есть смысл вспомнить старую петровскую практику и на основе французских технологий добиться новых, качественно более высоких результатов в строительстве кораблей, которых у нас нет. Ведь "Мистраль" - это десантный вертолетоносец, который может выполнять функции командного центра, корабля снабжения и даже госпитального судна. В общем, нам есть чему учиться.
                                                                                                                                                                                                                                                                            
Информационные продукты Интерфакс-АВН
Ежедневный информационный вестник


Еженедельный информационный вестник


Вестник
"ВПК России и
экспорт оружия"



© 2013 Интерфакс-Агентство Военных Новостей. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса-Агентства Военных Новостей.