Интерфакс-Агентство военных новостей - самая полная и оперативная информация о силовых структурах, спецслужбах, оборонной промышленности России и стран СНГ
эксклюзивная информация из достоверных источников...
  Эксклюзив :
Заместитель директора ФСВТС России Вячеслав Дзиркалн: "В военно-техническом сотрудничестве с Индией мы давно отошли от схемы "продавец-покупатель" и вышли на равноправное партнерство"

      Россия поддерживает военно-техническое сотрудничество более чем с 80 странами. Но партнером номер один в сфере ВТС сегодня, бесспорно, является Индия. На эту страну приходится более 30 процентов всего российского оружейного экспорта.
      О том, как реализуется межгосударственная программа российско-индийского военно-технического сотрудничества на период с 2010 по 2020 гг., есть ли потенциал для дальнейшего наращивания объемов ВТС с Индией рассказал "Интерфаксу-АВН" заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) Вячеслав ДЗИРКАЛН.


      - Прежде всего, хотел бы отметить, что в военно-техническом сотрудничестве с Индией основной упор сделан на лицензионное производство, то есть на передачу лицензий и организацию производства на территории Индии. Причем производства высокотехнологичных образцов продукции военного назначения, а также модернизацию той техники, которая была ранее поставлена в эту страну.

      Назвать стоимость нынешней программы ВТС с Индией сегодня достаточно сложно, поскольку объемы и параметры нашего сотрудничества будут определяться в процессе взаимодействия. Что касается реализации предыдущей программы, охватывающей период с 2000 по 2010 годы, то общий объем подписанных контрактов составил порядка $30 млрд. Это очень и очень много. Я полагаю, что ныне действующая программа по объему будет, по крайней мере, не меньше.

      Индия является сегодня основным нашим партнером в сфере ВТС. В общем объеме военно-технического сотрудничества с зарубежными странами на Индию приходится больше трети.

      - Вы сказали, что акцент в ВТС с Индией сегодня делается не на прямые поставки, а на совместные разработки, лицензионное производство. Насколько успешными, на Ваш взгляд, являются проекты по совместной разработке сверхзвуковой крылатой ракеты "БраМос", лицензионному производству истребителей Су-30МКИ и танков Т-90С?


      - Проекты, о которых вы говорите, яркий пример того насколько успешным и результативным является военно-техническое сотрудничество с Индией. Взять "БраМос". Созданная совместными усилиями ракета уже принята на вооружение Сухопутных войск и Военно-морских сил Индии. Сейчас идет работа по ее адаптации на воздушный носитель. Объем поставляемых только для нужд Вооруженных сил Индии ракет оценивается примерно в тысячу единиц.

      Что касается лицензионного производства российских танков Т-90С и самолетов Су-30МКИ, то эти программы также успешно реализуются. Более того, мы сейчас с индийской стороной проводим серьезную работу по истребителю пятого поколения и по совместной разработке и производству среднего транспортного самолета. Эти программы также будут связаны с передачей лицензий и технологий. То есть потенциал огромный, и я думаю, что здесь у нас есть очень серьезные перспективы.

      - Известно, что до недавнего времени Россия доминировала на индийском оружейном рынке. В настоящее время Дели диверсифицирует поставщиков вооружений. Большую активность, например, проявляют здесь США, Израиль Франция, Англия. Не приведет ли это к тому, что объемы поставок российского оружия в обозримой перспективе могут сократиться?


      - Должен заметить, что Индия нацелена на то, чтобы покупать самое передовое и современное вооружение. Естественно, в поисках лучшего они обращаются не только к нам, но и к другим производителям. В определенной степени это нас мобилизует, заставляет активнее работать. Положение монополиста на каком-то рынке расхолаживает и приводит к тому, что начинается застой.

      Активность на индийском рынке ведущих западных компаний, естественно, вызывает определенную настороженность с точки зрения, а способны ли мы конкурировать? Но наша промышленность достаточно мобильная, достаточно гибкая, и у нас есть много серьезных наработок, которые говорят о том, что мы способны и готовы к конкуренции.

      Здесь я хотел бы отметить еще одну вещь - только Россия выполняет свои обязательства перед индийскими партнерами по соглашению о стратегическом партнерстве. Я имею ввиду обязательства, которые мы брали перед Индией о непоставках вооружения и военной техники в Пакистан. В отличие от наших западных конкурентов мы строго и жестко их выполняем, несмотря на те возможные дивиденды экономического характера, которые могло бы сулить взаимодействие с Пакистаном.

      Еще раз подчеркну - мы не разбрасываемся своими друзьями, не разбрасываемся своими обязательствами, а строго их выполняем, идем прямой дорогой. И наши индийские партнеры это ценят.

      - Важным фактором нашего сотрудничества, наверное, является еще и то, что Россия готова предложить Индии такой объем передачи технологий, который не может предоставить ей ни одна другая страна?


      - Это действительно так. Я уже говорил, что наше сотрудничество с Индией базируется не только на поставках готовых образцов, а все больше переходит в сферу лицензионного производства, совместных опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ. Назову только одну цифру – в настоящее время мы ведем с Индией НИОКР примерно по сорока темам. В военно-техническом сотрудничестве с Индией мы давно отошли от схемы "продавец-покупатель" и вышли на равноправное партнерство.

      Ни одна страна мира не сотрудничает сегодня с Индией в области технологий в таком объеме, как Россия. При этом мы не увязываем наши экономические интересы с какими-то политическими амбициями. Здесь все открыто и все прозрачно.

      - Одним из самых значимых российско-индийских проектов сегодня является проект создания истребителя пятого поколения. На каком этапе находятся работы по этой программе?


      - Все идет по плану. Абсолютное большинство вопросов организационного характера решено. Необходимые согласования по определению характеристик самолета, внесению индийской стороной дополнительных требований к тому проекту, который был предложен российской стороной, завершены. Сейчас мы уже приступили к практическому наполнению этого проекта.

      В настоящее время в ОКБ Сухого работает группа специалистов и инженеров индийского авиастроительного концерна HAL, которые занимаются непосредственно практическими наработками по этому самолету.

      - Как выполняется контракт по авианосцу "Адмирал Горшков". Удастся ли выдержать оговоренные сроки сдачи корабля заказчику?


      - На данный момент у нас нет сомнений в том, что корабль будет передан Индии вовремя. Предприятиям промышленности, которые отвечают за этот проект, а также другим организациям, участвующим в этой работе, четко поставлены условия и названы жесткие сроки - это декабрь 2012 года.

      В настоящее время авианосец проходит ходовые испытания в Баренцевом море. Уже проведены полеты, т.е. взлеты и посадки самолетов и вертолетов с палубы корабля. Параллельно организовано практическое обучение группы индийских специалистов, которая находится на этом корабле. Словом, пока все идет по графику.

      - Недавно Россия передала Индии в лизинг атомную подводную лодку "Нерпа", ведутся ли переговоры по лизингу другой боевой техники, в частности, дальних бомбардировщиков Ту-22М3, самолетов ДРЛО А-50?


      - Нет, таких переговоров не ведется.

      - Каковы наши шансы на победу в проводимых Индией вертолетных тендерах, в которых принимают участие легкий вертолет Ка-226 и тяжелый транспортный вертолет Ми-26? Когда будут названы победители этих тендеров?


      - Говорить о сроках проведения тендера, я не могу, это прерогатива индийской стороны. Что касается наших шансов на победу, то мы считаем их достаточно высокими. Мы успешно прошли весь необходимый объем испытаний. Подписаны соответствующие акты индийскими специалистами.

      По тяжелому вертолету у нас конкурентов не много. Ми-26 уникальный вертолет, подобных которому в мире вообще нет.

      - Когда может быть подписан контракт на поставку в Индию дополнительной партии из 42 истребителей Су-30МКИ?


      - Контракт подготовлен и практически полностью отработан с индийской стороной. Сейчас он проходит процедуру согласования в министерстве обороны Индии. Мы надеемся, что до конца этого года он будет подписан.

      То, что Индия наращивает группировку многофункциональных истребителей Су-30МКИ, еще один показатель того, что российская боевая техника надежная и качественная.

      - Как вы оцениваете перспективы заключения нового контракта по самолетам ДРЛО А-50ЭИ в дополнение к тем трем самолетам, что уже поставлены в Индию?


      - Я не исключаю такой возможности. Минобороны Индии заявило о необходимости увеличения группировки этих самолетов. Но тендер пока не объявлен, и мы официальных предложений от индийской стороны пока не получали. Если такой тендер будет объявлен, мы обязательно будем в нем участвовать.

      - На вооружении индийской армии находится большое количество российского (советского) вооружения. В полной ли мере мы используем возможности для его модернизации, обеспечения запасными частями? К примеру, вертолет Ми-35 модернизировали не мы, а израильтяне.


      - Такой факт, к сожалению, действительно имел место. Поэтому всем своим зарубежным партнерам, в том числе и индийским, мы говорим о том, что без участия российских разработчиков вооружения и военной техники проводить такие мероприятия, как модернизация не совсем корректно.

      На данный момент у нас есть много наработок по модернизации техники российского (советского) производства и мы об этом информируем своих зарубежных партнеров. Причем эти наработки в большинстве своем уже воплощены в металл, в реальные образцы вооружения и военной техники.

      Должен заметить, что интерес к нашим предложениям по модернизации вооружения со стороны зарубежных стран, в том числе и Индии, очень большой. С точки зрения сохранения бюджетных средств нашим партнерам зачастую значительно выгоднее не покупать новое вооружение, а провести модернизацию имеющейся боевой техники. При этом при относительно небольших затратах они получают достаточно высокоэффективную и надежную технику.

      - Известно что у нас имеется контракт на модернизацию большой партии истребителей МиГ-29 индийских ВВС. Насколько успешно он выполняется?


      - Программа по МиГ-29 активно идет. Всего планируется модернизировать 56 истребителей. Уже проведена модернизация шести самолетов-лидеров в России, сейчас они проходят тестовые испытания и в самое ближайшее время будут переданы индийской стороне. Одновременно проводится обучение индийских специалистов на российских предприятиях практике выполнения работ по модернизации самолетов.

      - Можно ли ожидать дополнительных поставок в Индию танков Т-90С? Сколько всего наших танков может быть произведено в этой стране по лицензии?


      - Программа лицензионного производства в Индии Т-90С предполагает строительство до тысячи танков. Но все будет зависеть от потребностей индийской стороны, поскольку они разрабатывают собственный танк и в зависимости от того, насколько успешно окажется эта программа, будет корректироваться и программа лицензионного производства танков Т-90С.

      - До сих пор Индия, в отличие от многих других зарубежных партнеров России, мало интересовалась нашими средствами ПВО. Меняется ли здесь ситуация? Возможно ли заключение контрактов на поставку Индии ЗРС С-300ПМУ2 "Фаворит", ЗРК "Тор-М2Э", "Бук-М2Э", а в перспективе и С-400 "Триумф"?


      - Музыку, как говорится, заказывает, кто платит. Здесь очень много зависит от тех задач, которые индийские Вооруженные силы ставят перед собой, как они видят стратегию развития средств ПВО.

      Тем не менее, в настоящее время мы участвуем в ряде индийских тендеров на поставку средств ПВО. В частности, с ПЗРК "Игла-С", ЗРК "Тор-М2Э", ЗРПК "Панцирь-С". О "Панцире" хотел бы сказать особо. Это наша новая, интересная разработка, которая в последнее время становится достаточно популярной.

      Я думаю, что у нас есть серьезные предпосылки для того, чтобы нарастить свое присутствие в нише средств противоздушной обороны Индии.

      - Проясните ситуацию с тендером на закупку Индией шести дизельэлектрических подводных лодок, в котором, как сообщалось в СМИ, принимает участие наша ДЭПЛ проекта "Амур-1650"?


      - Такого тендера нет, он пока не объявлен. Есть заявление индийской стороны о намерении провести такой тендер, и поэтому мы в течение последних трех лет проводили предтендерные консультации, поскольку очень важно, чтобы документация, которая будет подаваться на тендер, была подготовлена именно в том объеме, какой необходим индийской стороне.

      Мы действительно предполагаем представить на тендер подводную лодку "Лада" (на экспорт она предлагается под наименованием "Амур-1650"). Я считаю, что у нее очень хорошие шансы на победу, хотя борьба будет не простой. В предполагаемом тендере у нас сильные конкуренты в лице Германии с лодкой 214-го проекта и французы со "Скорпеной". Тем не менее, мы считаем, что у нашей лодки есть ряд преимуществ перед немецкой и французской. В первую очередь, очень сильное ракетное вооружение, и в том числе возможность использования ракет "БраМос", что для индийской стороны очень важно.

      Второй наш козырь в том, что вся инфраструктура ВМС Индии заточена под базирование лодок российского (советского) производства. А это значит, что им не потребуется большой переделки, большой доработки. С точки зрения экономики это тоже очень важная составляющая.

      - Какие уроки мы вынесли из многомиллиардного индийского истребительного тендера, в котором участвовал наш истребитель МиГ-35 и проиграл? Все ли ясно по этому тендеру?


      - Мы считаем, что ничего не ясно. С момента объявления результатов тендера уже прошло полтора года, но контракты с победителем так пока и не заключены.

      Более того, ни индийская, ни французская стороны не удовлетворены теми договоренностями, которые, как предполагалось, будут закреплены в контракте. Речь идет в первую очередь о ценовых параметрах и глубине передачи технологий. Ни по первому, ни по второму вопросу пока не удается найти взаимоприемлемое решение. Ценовые параметры существенно завышаются, а глубина передачи технологий не такая, как хотела бы индийская сторона.

      Поэтому я бы не стал говорить о том, что вопрос по индийскому истребительному тендеру закрыт. По нашей информации, тендер находится в достаточно подвешенном состоянии. В случае его объявления вновь, мы готовы участвовать в этом тендере с учетом тех уроков, которые были нами получены. Это нормально.
                                                                                                                                                                                                                                                                            
Информационные продукты Интерфакс-АВН
Ежедневный информационный вестник


Еженедельный информационный вестник


Вестник
"ВПК России и
экспорт оружия"



© 2013 Интерфакс-Агентство Военных Новостей. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса-Агентства Военных Новостей.