Интерфакс-Агентство военных новостей - самая полная и оперативная информация о силовых структурах, спецслужбах, оборонной промышленности России и стран СНГ
эксклюзивная информация из достоверных источников...
  Эксклюзив :
Руководитель Рособоронпоставки Надежда Синикова: - "Наша работа направлена на то, чтобы обеспечить максимально эффективное размещение гособоронзаказа"

      Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка) было создано два года назад. Сегодня это одна из важных структур государства, обеспечивающих максимально эффективное размещение оборонных заказов и надежный баланс интересов заказчиков и исполнителей.
      Об итогах размещения гособоронзаказа 2012 года и формировании эффективной закупочной стратегии рассказала "Интерфаксу-АВН" руководитель Рособоронпоставки Надежда СИНИКОВА.


      - Размещение Рособоронпоставкой гособоронзаказа 2012 года практически завершено. По состоянию на 1 августа 2012 года для нужд Минобороны, МЧС, ФСБ, ФСИН и ФСКН России Агентством проведены торги на сумму 71 166,1 млн рублей, заключено 594 контракта на сумму 61 897, 6 млн рублей. По объему этого года 96% составила номенклатура министерства обороны Российской Федерации.

      Экономический эффект оценивается в 616,8 млн рублей.

      Размещение государственного заказа в этом году стало новым этапом межведомственного взаимодействия. Опыт 2011 года позволил организовать более эффективную совместную работу при размещении ГОЗ 2012 года на основе сложившегося алгоритма, в первую очередь - благодаря согласованию основных подходов к оформлению и комплектности заявок.

      - Надежда Валентиновна, каковы особенности планирования размещения ГОЗ-2012 по номенклатуре министерства обороны РФ?


      - Размещение гособоронзаказа осуществляется сегодня на основании согласованного с Минобороны РФ план–графика. Это первый документ, который на начальном этапе определяет процесс предстоящего размещения и основные параметры закупки.

      Новым этапом в работе с планами-графиками стал совместный приказ Минэкономразвития России и Федерального казначейства, который вступил в силу в марте 2012 года. Данный приказ определил форму плана-графика и регламентировал порядок его размещения на официальном сайте в 2012 году в срок до 1 апреля.

      Хотела бы заметить, что теперь данный документ содержит дополнительную информацию, передавать которую заказчикам необходимо одновременно с номенклатурой, а именно: коды бюджетной классификации, минимально необходимые требования, предъявляемые к предмету закупки, и условия финансового обеспечения исполнения контракта (включая размер аванса).

      Увеличение объемов ГОЗ-2013 года требует от Агентства уже сегодня активизировать работу со всеми госзаказчиками по передаче планируемой номенклатуры вооружения, военной, специальной техники и материальных средств. Данная работа призвана обеспечить Рособоронпоставку актуальной информацией о характеристиках выпускаемой продукции, производственном цикле и ценах.

      - Возможен ли перенос сроков размещения гособоронзаказа?


      - Сроки для выполнения отдельных процедур и этапов размещения оборонного заказа установлены законом №94-ФЗ и другими законодательными актами о гособоронзаказе. И они строго выполняются.

      Тем не менее, подача жалобы по любому основанию потенциальным участником торгов приводит к переносу даты торгов. Например, к переносу сроков могут привести неточности в требованиях к предмету закупки. Мы добиваемся получения необходимых уточнений и внесения исправлений еще на этапе разработки документации, что позволяет исключить подачу жалоб.

      Задача Рособоронпоставки - в ходе диалога с заказчиком добиться того, чтобы в документации не содержались несуществующие, неправильные технические требования, чтобы ее условия не ограничивали конкуренцию, чтобы содержали положения по срокам, дающим возможность выполнить госконтракт. Наша задача оперативно донести аргументированные предложения по корректировке и получить обоснованный и такой же оперативный ответ. В 70% случаев требовалась совместная доработка поступивших заявок, и такая работа была проведена в очень сжатые сроки.

      Хочу поблагодарить наших коллег - государственных заказчиков: Минобороны, МЧС, ФСКН, ФСБ и ФСИН России за оперативную и четкую совместную работу.

      - Какие меры предпринимаются для создания единой информационной базы технических условий, какие ведомства будут заниматься созданием такой базы?


      - Эта работа ведется на уровне правительства РФ. В этом году вышел указ президента, согласно которому правительству поручено проработать вопрос создания единой информационной базы результатов интеллектуальной деятельности и конструкторской документации на продукцию военного назначения, одной из составных частей которой являются технические условия. Исполнителями определены Минобороны России и Роспатент.

      Работа по унификации указанных данных крайне важна для исключения системных ошибок при размещении гособоронзаказа.

      - Удалось ли Рособоронпоставке выработать алгоритм снижения неточностей в документации о торгах?


      - Эта работа ведется совместно с госзаказчиками по двум ключевым направлениям. С одной стороны, с целью исключения несуществующих требований к предмету закупки и обеспечения конкуренции активно используется реестр предметов снабжения, формируемый на основе информации потенциальных исполнителей ГОЗ. Используются получаемые от Рособоронзаказа реестры: лицензий, госконтрактов, единственных поставщиков, а также данные и информация из многочисленных открытых источников.

      С другой стороны, Рособоронпоставкой организовано «массовое» взаимодействие с предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Его результатом стало формирование информационной базы о тактико-технических характеристиках, производственных циклах, ценах в отношении более 8000 образцов от более 700 предприятий.

      - Каким образом формируется обоснование начальной максимальной цены контракта (НМЦК), есть ли возможности для ее корректировки?


      - Еще раз отмечу, что установление требований к предмету, в том числе определение НМЦК – сфера ответственности заказчиков. Однако Рособоронпоставка проводит мониторинг уровня применяемых заказчиком цен. При возможном завышении (занижении) предлагаются корректировки.

      В части серийных образцов вооружение и военной техники правительством внесены изменения в правила формирования НМЦК. Это означает дополнительный анализ используемых источников информации о ценах и соблюдения обязательной последовательности их применения. В то же время практика контролирующих и судебных органов смещается в сторону ужесточения требований к обоснованию НМЦК, поэтому необходима совместная доработка типовой формы обоснования.

      Благодаря совместным усилиям ведомств на финальном этапе размещения ГОЗ-2012 все чаще обоснования НМЦК не требовали корректировки.

      - Не секрет что НМЦК часто является «камнем раздора» госзаказчиков и промышленности. Каковы еще причины несостоявшихся торгов?


      - Основная причина отказа предприятий от участия в торгах заниженная, по мнению предприятий, НМЦК. Для рынка несовершенной конкуренции и, тем более, единственного исполнителя это критично, так как закупка может не состояться вообще.

      Почти всегда низкая цена связана с представлением некачественных калькуляционных материалов. С одной стороны, это зона ответственности поставщика. С другой стороны, это требует от заказчика принятия действенных мер по получению полных и качественных калькуляционных материалов.

      Имеются также случаи несостоявшихся торгов по изделиям с фактическим единственным исполнителем, не включенным в реестр единственных поставщиков Рособоронзаказа. Единственные поставщики не приходят на торги в 19 % случаев. 65 % госконтрактов заключено по результатам торгов с одним участником. Встает вопрос о необходимости включения таких предприятий в реестр единственных поставщиков российских ВВТ (вооружения и военной техники). Включение организаций в реестр единственных поставщиков позволит исключить эту проблему.

      Также отмечу, что существует необходимость урегулирования вопроса установления требований к участникам размещения заказа. Завышенные лицензионные требования ограничивают конкуренцию и могут стать причиной несостоявшихся торгов.

      Хочу подчеркнуть, что все не устраненные нарушения законодательства, ошибки, несуществующие, завышенные требования, попавшие в документацию о торгах – это риск жалоб, отмены торгов, административных санкций, срыва сроков размещения ГОЗ. И только совместные с заказчиком скоординированные и своевременные взаимодействия позволят формировать качественные требования к предмету закупки.

      Все это является безусловным основанием для повышения эффективности взаимодействия с заказчиками.

      - Есть ли факты срыва сроков размещения гособоронзаказа на этапе заключения контрактов?


      - Что касается сроков заключения контрактов, то согласно 94-му Федеральному закону сроки подписания госконтрактов установлены и они должны строго выполняться.

      Анализ результатов заключения контрактов показывает, что основная часть увеличения сроков заключения контрактов вызвана действиями самих участников размещения заказов. Со стороны Рособоронпоставки нарушения не допускаются. Все госконтракты подписываются в срок.

      По номенклатуре Минобороны России, например, по состоянию на 1 августа 2012 года заключено 360 контрактов, среди которых с такими крупными предприятиями, как Судостроительный завод «Северная верфь», ЗАО «Новосибирский патронный завод», ПО «Электроприбор», 61 бронетанковый ремонтный завод. По согласованию двух ведомств в личном кабинете на электронной торговой площадке «Сбербанк-АСТ» дорабатывается функционал по выгрузке государственных контрактов, заключенных по результатам открытых аукционов - из личного кабинета Рособоронпоставки непосредственно в личный кабинет Министерства обороны РФ.

      По номенклатуре других ФОИВ – государственных заказчиков заключено 234 контракта.

      - В чем причины разногласий при подписании госконтрактов?


      - Основной причиной является предоставление участниками обеспечений исполнения контрактов, не соответствующих требованиям законодательства. Так более 60 % банковских гарантий, поступивших в Рособоронпоставку в 2012 году, не соответствовали требованиям закона, а в 7 % случаев выдача гарантии банком вообще не была подтверждена.

      Более чем в 60 % случаев установлено несоответствие поручителей требованиям закона. Участниками представлялись документы о наличии у поручителей соответствующих уровня прибыли, основных средств и капитала. В действительности оказывалось, что эти документы сфальсифицированы, а предприятия-поручители являются «фирмами-однодневками», сдающими «нулевую» отчетность.

      Следует отметить, что вступившим в силу 23 июля 2012 года Федеральным законом № 122-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» данный вид обеспечения исключен законодателем из перечня возможных способов обеспечения исполнения контрактов.

      Законодательство о размещении заказов не допускает возможности заключения контрактов с ненадлежащим обеспечением, но и не предусматривает процедур и сроков согласования их условий. В результате случаи, связанные с процедурой направления и согласования разногласий по обеспечениям, влекут за собой увеличение установленных сроков заключения контрактов.

      - Сколько жалоб участников размещения заказов на действия Рособоронпоставки поступило в Рособоронзаказ в этом году?


      - За 2012 год в Рособоронзаказ поступило 37 жалоб участников размещения заказов на действия и акты Рособоронпоставки. Основная часть возникших споров оказалась вызвана ошибками и нарушениями, допущенными самими участниками размещения заказов.

      По результатам рассмотрения Рособоронзаказом жалоб, отмечу следующее: из общего количества утвержденной Рособоронпоставкой документации было обжаловано чуть более 3%, а в части работы комиссий, обжалованию подвергся лишь 1% протоколов комиссий. При этом из общего количества поступивших жалоб частично обоснованной признана только одна.

      Несмотря на то, что Рособоронзаказом при рассмотрении данных жалоб подтверждена позиция Рособоронпоставки, они становились причиной приостановления торгов и, как следствие, увеличения сроков размещения ГОЗ.

      Более того, ошибки и нарушения, допущенные участниками, привели к тому, что из общего числа рассмотренных в 2012 году заявок отклонено 16%, не состоялось 56 процедур торгов. Значительные усилия нами направляются на профилактику ошибок и нарушений участников, необходимую разъяснительную работу. На официальном сайте Рособоронпоставки и в СМИ размещаются разъяснения по порядку подготовки заявок, статьи с обзором и анализом типичных ошибок, влекущих отказ в допуске к участию в торгах.

      В июле этого года мы провели первый семинар-обучение для руководителей и специалистов предприятий – поставщиков товаров по гособоронзаказу. В его работе приняли участие представители 98 предприятий ОПК. В рамках данного проекта обозначены основные ошибки и нарушения участников торгов, даны практические рекомендации, как их избежать, представлены образцы необходимых документов. По мнению участников семинара, проведение подобных тематических мероприятий не только целесообразно, но и крайне необходимо, так как у предприятий ОПК много вопросов вызывает именно правовая сторона размещения оборонного заказа. Такие семинары будут регулярны, и, мы рассчитываем, приведут к сокращению числа ошибок и связанных с ними негативных последствий для заказчиков.

      Сегодня могу с уверенностью сказать, что в ведомстве ведется активная работа по подготовке к размещению гособоронзаказа 2013 года, по формированию эффективной закупочной стратегии. Объединив наши усилия с государственными заказчиками, Рособоронпоставка станет эффективной частью единой системы координат размещения ГОЗ.
                                                                                                                                                                                                                                                                            
Информационные продукты Интерфакс-АВН
Ежедневный информационный вестник


Еженедельный информационный вестник


Вестник
"ВПК России и
экспорт оружия"



© 2013 Интерфакс-Агентство Военных Новостей. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса-Агентства Военных Новостей.