Интерфакс-Агентство военных новостей - самая полная и оперативная информация о силовых структурах, спецслужбах, оборонной промышленности России и стран СНГ
эксклюзивная информация из достоверных источников...
  Эксклюзив :
Главнокомандующий ВВС России генерал-майор Виктор Бондарев: "У нас есть практически все необходимое для интенсивной боевой учебы"

      12 августа Военно-воздушные силы России отмечают 100-летний юбилей. О сегодняшнем состоянии и перспективах развития прославленного вида Вооруженных сил "Интерфаксу-АВН" рассказал главнокомандующий ВВС, заслуженный военный летчик, Герой России генерал-майор Виктор БОНДАРЕВ.

      - Виктор Николаевич, ВВС за 100-летнюю историю прошли разные этапы развития. Чем характерен сегодняшний, позволяет ли он с оптимизмом смотреть в будущее?


      - Оптимизм есть. Сейчас проблем в боевой подготовке Военно-воздушных сил нет. У нас есть практически все необходимое для интенсивной боевой учебы, начиная от авиационного керосина и заканчивая средствами на ремонт и обслуживание авиационной техники. Начинает поступать новая авиатехника. Такого очень давно не было.

      На протяжении трех-четырех лет постоянно идет повышение среднего налета у летного состава, особенно молодого. Мы считаем самое важное – это подготовка молодого летного состава, и сил, и средств на нее не жалеем. Дело в том, что послуживший военный летчик на основании своего опыта может и с меньшим налетом выполнять учебно-боевые задачи, а вот молодому лейтенанту летать и тренироваться надо больше.

      Известно, для того, чтобы человек почувствовал себя летчиком, его минимальная, как говорится, биологическая норма по налету в год должна составлять не менее 60 часов. У нас же лейтенант в этом году, думаю, будет иметь средний налет 85 часов. Это неплохо. Особенно, если вспомнить, что еще лет десять назад ежегодный средний налет в наших ВВС с трудом удавалось поддерживать на уровне 10-12 часов. Те времена и вспоминать не хочется. Но это было – нехватка авиатоплива, недостаток средств на текущий ремонт авиатехники.

      Начиная с 2009-2010 годов мы стали получать новую авиатехнику. В этом году планируем получить порядка 175-180 новых самолетов и вертолетов. Поступают в авиачасти и средства обслуживания техники. В будущем году получим более 200 новых летательных аппаратов.

      Всего же по госпрограмме вооружений до 2020 года мы получим более 1000 новых вертолетов. В это же время будет получено примерно столько же новых самолетов. Таким образом, к 2020 году наш авиапарк обновится практически на 75 процентов, а может быть даже и больше.

      - К 100-летию ВВС запланировано большое количество мероприятий, в том числе очень представительная международная конференция и большой воздушный праздник в Жуковском.


      - Вы правы, 10 августа в «Президент-Отеле» состоится научно-практическая конференция, посвященная 100-летию российских ВВС. На нее приглашено большое количество военных делегаций из разных стран. Подтвердили свое участие в конференции делегации ВВС из 81 страны. Но телеграммы продолжают поступать. Сегодня, например, подтвердила свой приезд делегация из Бангкока. Окончательное число зарубежных участников, пожалуй, можно будет назвать уже на самой конференции. 7 августа иностранные военные делегации начали прибывать в Москву на наш юбилей.

      За свою службу в ВВС я не помню столь масштабного авиационного форума, в работе которого примут участие представители ВВС не только ведущих авиационных держав, но и тех стран, которые только начинают развивать свои военно-воздушные силы.

      Что касается воздушного праздника в Жуковском, то идея его проведения родилась не спонтанно. В последние годы мы много говорим о том, что ВВС находятся на подъеме, что они развиваются. Так вот, авиационным праздником по случаю 100-летия наших ВВС мы хотим показать всем: да, ВВС России не стоят на месте, они развиваются, получают новую авиационную технику. Все самое новое и лучшее из авиатехники будет представлено в Жуковском – в полете и на статической стоянке.

      Это поможет и нашим соотечественникам, и иностранным гостям убедиться, что у России есть крылья, и они широко расправлены.

      Поэтому хотел бы еще раз пригласить любителей авиации в Жуковский. Понимаю, к сожалению, далеко не все желающие смогут попасть на авиационный праздник, получив предварительно через Интернет пригласительный билет. Этому есть объективные причины. Пусть поймут нас правильно, почему мы вынуждены несколько ограничить количество посетителей. Запустить всю Москву на тот пятачок земли, который вмещает, максимум, 150-170 тысяч человек, мы не можем. Поэтому, чтобы был порядок, и не сказали потом, что организаторы ничего не сделали для его обеспечения, мы вынуждены ограничить количество приглашений.

      - Товарищ главнокомандующий, в прессе периодически поднимается вопрос о дальнейшей судьбе главкомата ВВС. Некоторые говорят, что вскоре он может быть упразднен, а вместо него будет департамент Генштаба. Это правда?


      - Хочу с полной ответственностью сказать: о том, чтобы переформировать главкомат в департамент или другую какую-то структуру, речи не идет. Мне никто такой задачи не ставил и, думаю, никто не поставит. Потому что такой вид вооруженных сил, как ВВС есть практически в любой стране – пусть это будет, допустим, США или Гондурас. А раз есть ВВС, то должен быть и соответствующий орган управления. Так что пускай не волнуются ветераны военной авиации и те, кто служит в ВВС: главкомат был, есть и будет.

      В целом, обновленная структура Военно-воздушных сил сформирована. Реформирование российской армии закончено. Теперь идет только отработка взаимодействия видов и родов, повышение качества боевой подготовки в масштабе всех Вооруженных сил.

      - Как вы оцениваете ход работ по созданию перспективного авиационного комплекса фронтов авиации? В войсках ждут этот самолет?


      - Мы тщательно следим за тем, как идут работы по доведению ПАК ФА до серийного производства. Уже сейчас видно, что это на самом деле самолет 5-го поколения, самолет будущего. У него очень большие возможности в работе, как по воздушным, так и наземным целям. Такой самолет Военно-воздушным силам, конечно, очень нужен.

      Иногда в прессе встречаются оценки, что мы отстали от тех же американцев в работе над боевым самолетом пятого поколения. Мол, они уже давно летают на таких машинах. Могу сказать, что мы не отстали. У нас создается самолет мирового уровня, который по ряду показателей значительно превышает возможности аналогичных самолетов.

      - Нет тревоги, что не успеют к сроку разработчики РЛС с активной фазированной антенной решеткой или двигателисты - с созданием силовой установки для ПАК ФА?


      - Особых тревог нет. Я видел данные объективного контроля при работе с новой РЛС, знаю, какие двигатели стоят на ПАК ФА и как они работают. Да, идет отработка новых конструкторских решений, «притирка» в работе разных самолетных систем. Но у меня нет никаких опасений, что этот самолет из-за проблем с двигателем или из-за АФАР не пойдет вовремя в серию. Все находится в процессе испытаний, которые как раз и нужны для того, чтобы довести все до логического конца.

      Думаю, со следующего года мы сможем вместе с фирмой "Сухой" приступить к совместным войсковым испытаниям нового самолета. В том числе его комплексов вооружения.

      - С фронтовой авиацией в этом смысле ясность есть. А что с дальней авиацией? Она получит стратегический самолет нового поколения?


      - Да, такие самолеты будут. Уже сформирован облик будущего самолета Дальней авиации. Те стратегические самолеты, которые сейчас стоят на вооружении наших Военно-воздушных сил, я имею в виду Ту-95МС и Ту-160, – это прекрасные машины. Они позволяют решать задачи, которые стоят перед Дальней авиацией. Ту-95 летает уже за 40 лет. У американцев, допустим, есть не менее старый Б-52. Но он свои задачи решает, и от него никто не отказывается. Так же, как и мы от Ту-95.

      Но, как бы там ни было, срок эксплуатации любых летательных аппаратов ограничен. То ли это 10-20 лет, то ли 50. Но все равно когда-нибудь отведенный срок эксплуатации заканчивается. Исходя из этого, мы обязаны, готовы и делаем все, чтобы появился новый самолет Дальней авиации. И он появится.

      Конечно, проще модернизировать самолет, чем создать и построить новый, - тем не менее, мы обязаны это делать, чтобы идти в ногу со временем и не отстать от других.

      - А если, как говорится, посмотреть за горизонт? Ваши специалисты задумываются над тем, какими будут боевые самолеты 6-го поколения?


      - Тенденции развития средств вооруженной борьбы, в том числе боевой авиации, дают основание полагать, что военные летательные аппараты 6-го поколения будут, по большей части, беспилотными. Это касается и истребителей, и бомбардировщиков, и стратегических бомбардировщиков.

      Дело в том, что развитие техники, информационных технологий идет такими шагами, что человеку, летчику, оператору уже сегодня приходится порой действовать на пределе своих физических, психологических возможностей. А что будет завтра, на следующем этапе развитий науки и техники? Человек просто не успевает, он не сможет реализовать все возможности новой авиационной техники следующего поколения. Часть своих функций он уже поневоле передает машине – будь-то «искусственный интеллект» или бортовая супер-ЭВМ.

      Поэтому и у нас, и в мире работы по беспилотной тематике, в том числе по стратегическим беспилотникам, идут полным ходом. Они особо не афишируются. Но мы знаем, что такие работы ведутся. И они уже дают определенные результаты. То и дело в хронике военных действий в том или ином регионе мира можно увидеть результаты действий беспилотной авиации. Много беспилотников задействовано в операциях, которые проводят США и их союзники на Ближнем и Среднем Востоке. Достаточно вспомнить, как недавно один из дальних беспилотников США оказался трофеем иранской ПВО.

      - Россия не так давно возобновила полеты стратегических бомбардировщиков на воздушное патрулирование над нейтральными водами Мирового океана. Этих полетов не будет меньше?


      - Ни в коем случае. Мы, наоборот, наращиваем это направление боевой подготовки и количество вылетов. Значительно чаще выполняем полеты в зоны воздушного патрулирования над Баренцевым и Черным морями, на Дальнем Востоке. Мы готовим летный состав, отрабатываем определенные маневры, направленные на то, чтобы повысить обороноспособность страны.

      - Несколько лет назад наши бомбардировщики совершили впечатляющий перелет в Венесуэлу с несколькими дозаправками в воздухе. Подобные акции еще планируются?


      - Конечно. Мы прорабатываем эти вопросы – осуществление перелетов в различные регионы мира. Без этого мы не можем по одной простой причине – потому что обязаны тренировать летный состав – экипажи и стратегических бомбардировщиков, и самолетов-заправщиков Ил-78.

      Мы должны знать свои возможности, на что мы способны, где у нас узкие, слабые места, в чем, наоборот, мы сильны.

      Любой дальний полет – это не прогулка. В каждом полете добывается столько информации, сколько порой невозможно получить никаким другим способом.

      - Каковы перспективы перевооружения военно-транспортной авиации?


      - Парк военно-транспортной авиации, особенно легких транспортных самолетов устарел. Транспортные Ан-24 уже завершили службу. Остаются пока самолеты Ан-26. И те, бедняги, работают столько, что другой самолет, может быть, и не выдержал бы. Этим самолетам нужна замена. Есть еще средний военно-транспортный Ан-12. Он очень-очень много потрудился. Аналогичным образом складывается ситуация с парком тяжелых военно-транспортных Ил-76. Они достойно выполняют все задачи, которые на них возложены. Но этот самолет строился в те времена, когда особенно не смотрели на характеристики экономичности.

      Что придет на смену ветеранам? Это легкие турбовинтовые транспортные самолеты Ан-140. ВВС уже закупили два таких самолета и продолжат их закупать. Кстати, на воздушном празднике в Жуковском один Ан-140 можно будет увидеть на статической стоянке, а второй совершит демонстрационные полеты.

      В плане стоят закупки самолетов Ан-148 и Ан-70. Что касается Ан-70, то он сейчас выходит на заводские испытания, и, думаю, успешно выполнит все задачи и пойдет в серию.

      Естественно, большие планы в отношении обновления парка Ил-76. У нас есть прекрасные двигатели ПС-90, которые в два раза экономичнее тех, что стоят сейчас на Ил-76.

      Гордость и краса военно-транспортной авиации Ан-124 также будет модернизироваться и выпускаться в новом облике. Он будет закупаться дополнительно и войдет в линейку военно-транспортной авиации.

      - Авиачасти ВВС базируются и за рубежом, в частности, в киргизском Канте. Каковы перспективы этой авиабазы?


      - Никаких вопросов по Канту не возникает. Киргизская сторона заинтересована в том, чтобы российская авиабаза функционировала и дальше. Особенно с учетом планов США в 2014 году уйти из Афганистана. В этих условиях значение Канта в системе обеспечения региональной безопасности будет только возрастать. Во всяком случае, даже мыслей о том, чтобы убрать базу из Канта ни у кого не возникает. База есть и база будет.

      - Как идет оснащение зенитных ракетных полков системами С-400?


      - В этом году мы уже получили два комплекта. Будут еще поступления. Система прекрасная. Перед принятием на вооружение очередного полка концерн ПВО «Алмаз-Антей» вывез технику на полигон. Мы представили туда личный состав полка, который принимал эту технику. Провели тренировки, настройку в реальном масштабе времени, с созданием определенной мишенной обстановки, проверили готовность полка к несению боевого дежурства. Полк с успехом справился со всеми задачами, и сейчас занимает свое место в общей системе ПВО на Дальнем Востоке.

      - Работы по зенитной ракетной системе С-500 уже начались?


      - По С-500 работы ведутся. Эта система вберет в себя все самое лучшее, что было наработано при создании ее предшественниц – С-300 и С-400. Это облегчит работу. Система будет значительно проще в эксплуатации. Естественно, задачи, которые будет решать С-500, значительней, чем те, что поручались С-400.

      Мы ждем С-500 и уверены, что система поступит на вооружение. Сомнений особых в этом нет. Имеются серьезные наработки. Мы следим за тем, как работает промышленность.

      - Как ВВС взаимодействуют в вопросах противовоздушной обороны с недавно созданными Войсками воздушно-космической обороны?


      - Сегодня Войска ВКО отвечают за прикрытие Центрального экономического района. Войска ПВО военных округов функционируют в своей зоне ответственности. ВВС отвечают за боевую подготовку всех зенитных ракетных и радиотехнических войск. Система взаимодействия будет и дальше формироваться, совершенствоваться.

      - Время от времени СМИ поднимают тревогу в отношении судьбы пилотажных групп ВВС «Русские витязи» и «Стрижи», которые сегодня базируются в подмосковной Кубинке. Можете внести ясность?


      - Ясность есть - никто никакие пилотажные группы не закрывает. Все это очередная «утка», не знаю, кому она понадобилась и для чего.

      У нас есть четыре официальных пилотажных группы, которые узаконены, которые участвуют во многих показательных полетах, которые тренируются именно как пилотажники. Это три группы на самолетах – «Русские витязи», «Стрижи» из Кубинки и «Соколы России» из Липецка, а также вертолетная группа «Беркуты» из Торжка.

      О том, чтобы закрыть Кубинку, как место базирования пилотажников и Центра показа авиационной техники, даже мыслей не возникает.

      Более того, есть решение министра обороны дополнительно создать еще одну пилотажную группу на учебно-боевых самолетах Як-130 при получении этого самолета Военно-воздушными силами. Когда будут насыщены учебные полки, то будет закуплено 18 самолетов Як-130 для пилотажной группы Як-130, которая будет выполнять полеты на этих машинах. Планируется, что базироваться она будет также в Кубинке.

      - Виктор Николаевич, спасибо за интервью и с праздником!
                                                                                                                                                                                                                                                                            
Информационные продукты Интерфакс-АВН
Ежедневный информационный вестник


Еженедельный информационный вестник


Вестник
"ВПК России и
экспорт оружия"



© 2013 Интерфакс-Агентство Военных Новостей. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса-Агентства Военных Новостей.