Интерфакс-Агентство военных новостей - самая полная и оперативная информация о силовых структурах, спецслужбах, оборонной промышленности России и стран СНГ
эксклюзивная информация из достоверных источников...
  Эксклюзив :
Исполнительный директор Группы компаний «М2М телематика» Алексей Смятских: "Мы завоевали себе имя в России и полны желания развить этот успех - стать одним из мировых лидеров"

      Навигационная отрасль испытывает настоящий подъем, характеризующийся ростом продаж оборудования ГЛОНАСС и активным внедрением российских спутниковых технологий. По оценкам экспертов, рынок транспортной телематики в России возрастет с 7,5 млрд руб. в 2010 году до более чем в 100 млрд руб. к 2015 году. Лидером отечественного рынка транспортной телематики и спутниковой навигации является Группа компаний «М2М телематика», на которую приходится 41% рынка. В этом году «М2М телематика» отмечает 10-летний юбилей. Об успехах развития бренда «М2М телематика» и перспективах российского навигационного рынка "Интерфаксу-АВН" рассказывает исполнительный директор Группы компаний «М2М телематика» Алексей СМЯТСКИХ.

      - Алексей Анатольевич, фактически с «М2М телематики» начинается формирование навигационной отрасли в России. Сегодня можно уже сказать, что за десять лет создан известный навигационный бренд. Но почему ставка была сделана именно на предоставление навигационных услуг и развитие спутниковых технологий в России? Не проще было бы выбрать сферу деятельности, спрос на услуги которой уже сформировался?


      - Все довольно просто. У истоков создания Группы компаний «М2М телематика» стояли люди, которые получили образование в области космонавтики и авиации, в первую очередь, имею в виду Московский авиационный институт, и стремились применить свои знания на практике. Александр Гурко, который по праву считается основателем бренда «М2М телематика», поставил амбициозную цель: построить бизнес в навигационной отрасли, которой, по сути, в России тогда еще не существовало, и создать Hi-Tech компанию мирового уровня.

      Анализ зарубежных рынков показывал, что навигационные услуги довольно активно развивались, в первую очередь, на транспорте, и рано или поздно, пришли бы и в Россию. Перед «М2М телематикой» стояла двойная задача: не только создать достойную конкурентоспособную компанию мирового уровня в области транспортной телематики, но и задать векторы дальнейшего развития навигационной отрасли России, тем самым сформировать образ рынка, придать рынку осязаемые очертания. Безусловно, это было рискованно. Хотя, любой бизнес, тем более стартап, предполагает определенный риск.

      Естественно, первым клиентам приходилось объяснять азы: что такое навигация, как эти технологии могут применяться в управлении автопарком, какие выгоды они несут с собой. Не хватало специалистов навигационной отрасли, был крайне ограничен выбор оборудования, отсутствовали программные продукты. Пришлось пройти весь этот путь создания навигационных систем с самых основ, методом проб и ошибок. Думаю, что секрет успеха «М2М телематки» как раз и заключается в наличии собственного уникального опыта и команды специалистов.

      Изначально ставка была сделана на разработку собственной линейки программных продуктов в области корпоративных систем мониторинга и управления транспортом на основе спутниковых технологий GPS. Затем компания начала разработку собственного оборудования систем мониторинга, первой вывела на рынок серийные комплекты с ГЛОНАСС и активно способствовала популяризации российской навигационной системы. После запуска в серийное производство абонентского телематического оборудования на базе ГЛОНАСС и GPS, компания формирует компетенции в сфере портативных навигационных устройств и выпускает линейку первых автомобильных навигаторов - выход на рынок B2C.

      Далее в рамках увеличения производственных мощностей создаются конструкторское бюро «ГеоСтар навигация» - производство чипсетов (микроэлектроника), «М2М Электроника» (дальнейшее развитие линейки абонентских телематических терминалов). В состав Группы компаний входит научно-производственное предприятие «Транснавигация», зона ответственности которого - построение архитектуры решений на пассажирском транспорте. Теперь в инновационный холдинг «М2М телематика» помимо головной, входит еще шесть компаний, самостоятельно закрывающих отдельные, но связанные между собой направления в сфере навигации. Таким образом, бренд «М2М телематика» представлен на всех рынках потребителей навигационных услуг - B2B, B2G и B2C.

      - Как вы считаете, насколько важно компаниям, работающим в высокотехнологичной отрасли, формировать и поддерживать собственный бренд?


      - Мы живем в эпоху брендов. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на свой компьютер, автомобиль, бытовую технику, в конце концов, на часы. Все это наши ментальные проекции. Зачастую мы даже не задумываемся над причиной выбора того или иного товара. Сфера транспортной телематики и спутниковой навигации - не исключение. Здесь действуют такие же рыночные механизмы, как и в других сегментах. Конечно, есть свои особенности, но в целом механизмы и инструменты те же. Интересный феномен: если в России потенциального потребителя, к примеру - представителя коммерческой компании-автоперевозчика, попросить назвать отечественных производителей навигационно-связного оборудования, то с вероятностью в 80%, что он это сделает, а если его же попросить назвать зарубежных производителей терминалов GPS, думаю, что он не назовет ни одного.

      Сейчас рынок спутниковой навигации и транспортной телематики в России активно развивается, поэтому, на мой взгляд, бренд как никогда очень важен. Понимая это, мы постоянно вкладываем средства в непрерывное совершенствование продуктов и услуг, выпускаемых под брендом «М2М телематика». Мы смотрим далеко в будущее. Ежеминутная прибыль – не наш интерес. У нас есть действительно уникальная возможность создать мировой бренд в сфере высоких технологий. Мы завоевали себе имя в России и полны желания развить этот успех - стать одним из мировых лидеров. Уже сделаны первые шаги в этом направлении.

      - В каких условиях происходило становление рынка транспортной телематики за эти десять лет? Как менялось отношение заказчиков к навигационным продуктам?


      - Рынок транспортной телематики и спутниковой навигации в России прошел колоссальный путь развития. В самом начале нам приходилось долго и упорно объяснять, что такое навигация. Мне навсегда запомнилось приятное удивление наших первых заказчиков, у которых появилась возможность наблюдать за своим транспортом из офиса, в то время как автомобили находились за тысячи километров. Несомненно, это являлось для нас дополнительным стимулом, мы понимали, что закладываем основы очень большого спектра услуг на основе навигации. Нашими первыми клиентами - потребителями навигационно-информационных услуг на основе мониторинга транспорта - были те компании, которые стремились оптимизировать управления автопарками, повысить безопасность перевозок, снизить расходы на содержание транспорта. Оборудование стоило недешево, как и услуги. Однако заказчики видели в этом эффективный инструмент управления автопарками, и как показал опыт, не ошибались.

      - Значит, оборудование могли позволить себе только крупные компании?


      - Скорее, навигационные продукты могли позволить себе те компании, которые умели считать деньги. Как показывала практика внедрений, навигационные решения окупались довольно быстро. Мы помогали нашим клиентам создавать новый уровень сервиса для своих заказчиков. Среди наших первых заказчиков были международные перевозчики, члены Ассоциации Международных Перевозчиков АСМАП. У руководителей автотранспортных компаний появилось понимание, что они могут влиять на ситуацию, основываясь на объективной информации, которая была всегда под рукой. Тогда это было настоящим прорывом на формировавшемся в России рынке транспортной телематики.

      И эта инновационность, как сейчас принято говорить, решала целый ряд задач, которые не могли быть решены раньше иными способами (местоположение транспортного средства, планирование, анализ, обеспечение безопасности посредством передачи тревожных сообщений). В целом все это давало необходимый толчок для принятия решений о внедрении навигационных технологий.

      Системы мониторинга за 10 лет изменились очень сильно. Как я уже говорил ранее, вначале это была точка на карте с возможностью ее мониторинга в режиме реального времени, на первом этапе этого клиентам было достаточно. Однако требования клиентов довольно быстро возросли. Появилась потребность контролировать дополнительные параметры работы транспортных средств, например, топливо в баке, обороты двигателя, работу навесных механизмов и пр. Сильно возросли требования заказчиков к бортовому оборудованию, к программному обеспечению.

      - Когда именно стал активно формироваться рынок ГЛОНАСС в России?


      - Массовое внедрение навигационно-информационных систем на базе ГЛОНАСС началось в 2009 году, причем как в федеральных органах исполнительной власти, так и в крупных предприятиях. В этом же году был дан старт таким крупным проектам, как оснащение оборудованием ГЛОНАСС заводской техники МЧС, МВД, ФСИН России, ГФС России, ФГУП «Почта России», Концерна «Тракторные заводы» и пр.

      Это во многом заложило основу для полномасштабного оснащения транспорта оборудования ГЛОНАСС. Можно сказать, что существующее ранее недоверие к навигационным системам было полностью преодолено – их внедрения начали приобретать массовый характер.

      Начиная с 2009 года, стала все больше возрастать роль федерального сетевого оператора «НИС ГЛОНАСС», который занимает активную позицию в вопросе подготовки новых и внесения изменений в действующие нормативно-правовые акты в области навигации и довольно много работает с органами федеральной власти и реализует такие масштабные проекты, как «ЭРА-ГЛОНАСС», «ИТС-Москва», ЛТЦ Сочи, Транснефть и мн. др.

      - Какова позиция государства в области внедрения технологий ГЛОНАСС?


      - Государство довольно последовательно реализует практические шаги по массовому внедрению ГЛОНАСС-технологий. Принят Закон «О навигационной деятельности», целый ряд Постановлений Правительства. Полномасштабно позиция государства сформулирована в так называемом «Рязанском протоколе», подписанном в ходе рабочего совещания в августе 2010 года в Рязани председателем правительства РФ, которым тогда был сегодняшний президент РФ Владимир Путин. В документе четко сказано, что необходимо внедрять навигационно-информационные системы и делать это, в первую очередь, на региональном и муниципальном уровне, подходя к вопросу максимально комплексно, посредством создания региональных программ внедрения.

      - Многие участники рынка говорят о том, что оборудование ГЛОНАСС существенно дороже GPS-устройств. Так ли это?


      - Сейчас уже нет. ГЛОНАСС/GPS оборудование как по точности, так и по цене практически сравнялось с устройствами GPS. Более того, на рынке появляется и бюджетное оборудование ГЛОНАСС стоимостью 8000-9000 руб.

      Думаю, что в течение ближайших месяцев большинство российских производителей откажется от производства GPS-устройств. Производство оборудования ГЛОНАСС/GPS постоянно растет, сейчас его доля в общем объеме продаж навигационно-связного оборудования в нашей компании составляет более 85%.

      - В последнее время на российском рынке транспортной телематики появляется множество подделок по ГЛОНАСС. Какие способы защиты от подделок существуют?


      - Качественное навигационное оборудование ГЛОНАСС, в основном производится на территории России, базируется на отечественных навигационных приемниках. Корпоративным заказчикам, работающим в нашей стране, лучше покупать именно российское оборудование, которое обеспечено оперативной технической поддержкой, полностью адаптировано для работы в наших условиях. Наряду с разветвленной региональной сетью и сервисной поддержкой, основными критериями выбора здесь должны стать опыт работы компании на рынке и спектр предлагаемых ею решений, особенно наличие специализированных отраслевых. И конечно - клиентское портфолио с отзывами и результатами реальных внедренных проектов.

      Кроме того, одним из эффективных инструментов, позволяющих заказчику выбрать качественные ГЛОНАСС-решения (навигационное оборудование, ГЛОНАСС/GPS-приемники, программное обеспечение) является система сертификации, что особенно важно при осуществлении пассажирских перевозок, а также перевозок особо опасных грузов. Однако система сертификации ГЛОНАСС-решений, казалось бы, краеугольный камень для всей коммерциализации системы, должным образом пока не выстроена.

      Дело в том, что соответствующий сертификат «Ростеста» получить достаточно просто. Но он не гарантирует качества продукции, свидетельствуя лишь о том, что представленный образец отвечает заявленным характеристикам. А для проведения профессионального испытания оборудования, подтверждения действительного наличия и работы навигационного приемника ГЛОНАСС, требуется уже профессиональное лабораторное оборудование. И таких лабораторий в России совсем немного, ведущая располагается в 32-м Государственном научно-исследовательском испытательном институте Минобороны РФ - «Воентест».

      Ведущие инновационные компании, работающие на российском рынке транспортной телематики и спутниковой навигации, как правило, инвестируют большие средства в совершенствование своих высокотехнологичных продуктов и, как следствие, стремятся к постоянному подтверждению высоких стандартов производства и обслуживания. Такие игроки рынка охотно идут на добровольную сертификацию своей продукции. Наличие на руках у производителя соответствующего документа говорит о его добросовестном подходе к делу, дает заказчикам уверенность в качестве и надежности предлагаемых решений. А вот «компании-однодневки», якобы предлагающие оборудование с поддержкой ГЛОНАСС, заботятся скорее о единоразовых фактах сбыта продукции, и вряд ли будут заниматься сертификацией. Это чаще всего это относится к небольшим зарубежным производителям.

      Так, любую партию навигационного оборудования, приходящую в Россию по демпинговым ценам из Китая, крайне трудно проверить на соответствие всем заявленным параметрам. Может быть заявлен ГЛОНАСС, а по факту, навигационный приемник поддерживает лишь сигналы GPS. Поэтому наибольший риск присутствует именно здесь, так как покупка такого оборудования – это приобретение «кота в мешке».

      - Какие факторы, на ваш взгляд, в большей степени повлияли на развитие рынка транспортной телематики за последний год?


      - Во-первых, масштабные государственные и коммерческие проекты, связанные с внедрением ГЛОНАСС на всей территории нашей страны. Например, «ЭРА-ГЛОНАСС», Логистический транспортный центр Сочи, Интеллектуальная транспортная система Москвы (ИТС-Москва), внедрение элементов ИТС в Красноярске, Омске, Тамбове, Хабаровске, Барнауле и Алтайском крае, Ленинградской области, Рязани и Рязанской области, Саратовской области и др. «М2М телематика» и ее партнеры приняли участие в указанных выше проектах, а также запустили систему управления пассажирскими перевозками в Воронежской области; проект «Школьный автобус» в Алтайском крае и в Томске. Кроме того, внедрены система «Умная остановка» в Тамбове и Рязани, проект по оснащению скорой медицинской помощи в Ленинградской области, создан крупнейший навигационно-информационный центр в Костроме.

      Сегодня на основе технологической платформы «М2М телематики» в России успешно функционируют уже более 5 тыс. диспетчерских центров, из которых более 100 – диспетчерские центры по управлению пассажирским транспортом, созданные на региональных уровнях. Во-вторых, двухстандартное ГЛОНАСС/GPS оборудование практически сравнялось по стоимости оборудованием GPS, вытесняя последнее с рынка. Только на конец первого полугодия 2011 года доля двустандартного оборудования в наших поставках приблизилась к 82%, а в 2012, по нашим прогнозам, достигнет 90% (для сравнения: в 2009 году этот показатель составил 58%). За два с половиной года продажи ГЛОНАСС-оборудования выросли в 4 раза.

      Кроме того, одним из факторов, повлиявших на развитие навигационной отрасли, стало завершение формирования спутниковой группировки ГЛОНАСС. Все технические вопросы, ранее препятствующие широкомасштабному внедрению ГЛОНАСС-решений, закрыты, обеспечен прием навигационного сигнала из любой точки мира. Навигационная система ГЛОНАСС полностью конкурентоспособна, что подтверждено, в том числе и высокой точностью сигнала, возможностью непрерывно получать навигационные данные и массовым производством навигационных устройств на основе российских технологий.

      - В чем, на ваш взгляд, секрет успеха Группы компаний «М2М телематика»?


      - «М2М телематика» не боится рисковать. Мы всегда идем впереди, делясь приобретенными знаниями и опытом с участниками навигационного рынка. Несколько лет назад руководством компании было принято решение диверсифицировать бизнес, и «закрыть», таким образом, за собой все направления деятельности, связанные с навигацией: от производства навигационных чипсетов и автомобильных навигаторов до разработки и внедрение Интеллектуальных транспортных систем. Думаю, что во многом благодаря этому, бренд «М2М телематика» занимает лидирующие позиции в отрасли.

      2011-й год, безусловно, стал успешным для нашей Группы компаний. Выручка «М2М телематики» по сравнению с 2010 годом выросла в 2,5 раза. Если говорить в целом, то за 10 лет существования компании - в 65 раз. Мы наращиваем свое присутствие в таких сегментах, как внедрение элементов Интеллектуальных транспортных систем и отраслевых систем мониторинга и управления транспортом; разработка и серийное производство новой линейки навигационно-связного оборудования. Развиваем региональную партнерскую сеть. На протяжении десяти лет мы сохраняем высокие темпы роста, несколько лет подряд официально подтверждая позиции технологического лидера и ключевого эксперта рынка транспортной телематики и спутниковой навигации. Бренд «М2М телематика» широко известен не только по всей России, но и в мире.

      Всего «М2М телематика» произвела и реализовала более полумиллиона навигационных устройств, 300 тыс. из которых в 2011 году (навигаторы, чипсеты, навигационно-связное оборудование). Из всего состава 150 тыс. приходится на ГЛОНАСС/GPS-чипсеты разработки КБ «ГеоСтар навигация» (входит в Группу компаний «М2М телематика»), 52 тыс. - на бортовое навигационно-связное оборудование.

      Только за 2011 год мы разработали 15 новых видов абонентских телематических терминалов, создали высококачественное ГЛОНАСС/GPS-оборудование с двумя SIM-картами, встроенной аккумуляторной батареей, модулем Wi-Fi; специализированное ГЛОНАСС оборудование для речного транспорта; уникальный программный комплекс М2М-GIS Platform® и мн. др.

      Ежедневно специалисты «М2М телематики» оснащают навигационно-связным оборудованием до 200 транспортных средств и создает пять рабочих диспетчерских мест по всей России.

      В прошлом году мы реализовали ряд крупнейших проектов по внедрению ГЛОНАСС-решений, среди которых можно назвать внедрение системы мониторинга и управления транспортом на нескольких предприятиях холдинга «Группа «Черкизово», агропромышленного холдинга «Русское зерно». Продолжаются проекты в нефтегазовой сфере - «Газпром добыча Астрахань», «Екатеринбург Трансгаз», «Везерфорд Рус», «Сибирская Сервисная Компания», Самотлорнефтегаз и многих других. Кроме того, «М2М телематика» приступила к реализации одного из крупнейших проектов по внедрению технологий ГЛОНАСС в ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть». В этом проекте мы выступили технологическим партнером федерального сетевого оператора «НИС ГЛОНАСС», - по всей России навигационно-связным оборудованием будет оснащено более 20 тыс. транспортных средств компании. Также «М2М телематика» совместно с «НИС ГЛОНАСС» принимает участие в масштабных проектах по внедрению ГЛОНАСС: «ИТС- Москва», Транснефть, ЛТЦ Сочи, ГФС РФ и др. Холдинг «М2М телематика» активно сотрудничает с ведущими мировыми брендами: Deutsche Telekom, Motorola, Oracle, Navteq, Cinterion и др.

      - В каком направлении будет двигаться «М2М телематика» в ближайшие годы?


      - Во-первых, мы планируем и дальше расширять спектр отраслевых решений, в максимальной степени удовлетворяющих потребности клиентов. Во-вторых, развивать экспорт как готовых высокотехнологичных продуктов и услуг, так и технологий. То, что мы сейчас делаем в России, несомненно, будет интересно и ближайшим странам СНГ, и дальнему зарубежью, например, Индии, Ближнему Востоку и пр. Мы будем максимально приближать сервис к нашим клиентам. Для этого на базе наших диспетчерских центров в регионах, в рамках партнерской программы M2M-BusinessSolution®, мы уже второй год работаем над созданием сети сервисных центров, ориентированных на предоставление максимально высоких стандартов технического обслуживания. До конца 2012 года мы планируем удвоить количество сервисных центров на всей территории России.

      - Назовите, пожалуйста, ключевые тенденции развития рынка транспортной телематики?


      - Думаю, что будет по-прежнему увеличиваться объем трафика, передаваемого с транспортного средства. Этому способствует несколько факторов. Во-первых, пожелания клиентов, которые стремятся контролировать как можно большее количество параметров транспортного средства. Во-вторых, непосредственно развитие сетей сотовой связи, что, в свою очередь, позволит использовать и видеорегистраторы, и системы информирования пассажиров на транспорте и мн. др. Как только появится среда для передачи большего объема информации, эта возможность сразу же будет реализована. Рынок ждет дальнейшего развития навигационных данных. Сейчас, например, автомобилисты не могут и дня прожить без сервиса Яндекс.Пробки. Думаю, что и пассажиры в скором времени в полной мере оценят преимущества навигационных сервисов, и подобные услуги получат свое дальнейшее развитие.
                                                                                                                                                                                                                                                                            
Информационные продукты Интерфакс-АВН
Ежедневный информационный вестник


Еженедельный информационный вестник


Вестник
"ВПК России и
экспорт оружия"



© 2013 Интерфакс-Агентство Военных Новостей. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса-Агентства Военных Новостей.