Интерфакс-Агентство военных новостей - самая полная и оперативная информация о силовых структурах, спецслужбах, оборонной промышленности России и стран СНГ
эксклюзивная информация из достоверных источников...
  Эксклюзив :
Николай Бордюжа: "Государства ОДКБ могут в любой момент оказаться один на один с талибами"

По оценке Генсека ОДКБ Николая Бордюжи геополитическая ситуация, в которой действует Организация, остается достаточно сложной, прежде всего, в связи с нестабильностью в регионе, с явно предкризисной или кризисной динамикой событий.

В эксклюзивном интервью "Интерфаксу-АВН" Н.Бордюжа заявил, что в перечне рисков и угроз для государств-членов ОДКБ, особенно, центральноазиатских, остро стоит афганская проблема.


- Не секрет, что проводимая в Афганистане операция НАТО "Неустрашимая сила" серьезно пробуксовывает, прежде всего, в плане ликвидации террористических и прочих бандформирований на территории страны, - сказал Н.Бордюжа. - Движение Талибан завоевывает все новые позиции на афганской территории, а при очевидной слабости коалиционных сил сопредельные государства нашего региона вновь в любой момент могут оказаться один на один с агрессивными действиями талибов.

Сохраняется реальная наркоугроза с афганской территории, поток афганских наркотиков в сопредельные государства имеет устойчивую тенденцию к дальнейшему росту.

- Как Вы прокомментируете планы военного присутствия НАТО и отдельных структур блока в центральноазиатском регионе?


- Продвижение военной инфраструктуры НАТО непосредственно к внешним рубежам ОДКБ на западном направлении вызывает серьезную озабоченность. Не способствует стабильности и растущая активность внерегиональных структур, прежде всего, НАТО, ЕС и третьих стран.

По существу реализуется линия на внедрение и закрепление военно-политического присутствия североатлантического альянса и отдельных его государств, прежде всего, США в Кавказском регионе и Центральной Азии.

В практическом плане речь идет о попытках создать конкурирующие с ОДКБ региональные структуры по обеспечению безопасности и борьбе с терроризмом. Например, в формате ГУАМ. Обнародованы планы создания в Центральной Азии некоего регионального координационного центра, который предлагается разместить в Бишкеке и который, при участии США, должен возглавить борьбу с терроризмом в Центральной Азии. По инициативе США и НАТО в регионе и для стран региона организуются различные конференции и семинары с приглашением для выборочного участия в них отдельных государств Центральной Азии.

Настойчиво продвигается концепция построения так называемой "Большой Центральной Азии", в чем усматривается стремление вбить геополитический клин между региональными государствами, с одной стороны, и Россией и ОДКБ, с другой, добиться переориентации центральноазиатских государств на сотрудничество с США в новом формате, который включал бы в себя, кроме собственно стран Центральной Азии, Афганистан и Пакистан, а в перспективе и Индию.

Скоординированные информационные атаки, политические нажимы, предпринимаемые против той или иной "провинившейся" стороны, стали ныне достаточно распространенной практикой. Последний тому пример - масштабная и скоординированная информационно-пропагандистская кампания против Республики Белоруссия, других государств на постсоветским пространстве.

- Как всему этому намерена противодействовать ОДКБ?


- Прежде всего, дальнейшей консолидацией усилий государств-членов в военно-политической сфере, укреплением в формате ОДКБ союзнических связей, большей согласованностью действий.

Организация предпринимает необходимые усилия к дальнейшему укреплению политического взаимодействия, прежде всего в плане проведения мониторинга военно-политической обстановки в регионе и мире, своевременного выявления и предотвращения политическими средствами кризисных, конфликтных ситуаций.

В этом плане ОДКБ занимает свою нишу в сложной конфигурации международных отношений на постсоветском пространстве, располагая при этом рядом преимуществ.

Во-первых, это единственная в регионе военно-политическая структура безопасности, имеющая необходимый организационный, нормативный и политический инструментарии для противодействия существующим угрозам и вызовам.

Во-вторых, в ОДКБ наработан неплохой опыт практического сотрудничества в сфере внешней политики, борьбы с терроризмом и наркоугрозой.

ОДКБ ведет линию и на активизацию своих рабочих связей с другими интеграционными структурами, действующими в евразийском регионе, прежде всего, с ЕврАзЭС и ШОС, с которыми интересы, цели и задачи Организации пересекаются и тесно переплетаются.

С преобразованием Договора о коллективной безопасности в полноценную региональную структуру безопасности ускорилось успешное встраивание ОДКБ в современную архитектуру международных отношений. Организация была зарегистрирована в Секретариате ООН, получила статус наблюдателя в Генассамблее ООН.

- Какие цели преследует ОДКБ на международной арене?


- В своей международной деятельности ОДКБ отдает приоритет взаимодействию с политическими структурами ООН. ОДКБ, единственная из организаций постсоветского пространства, включена в состав Постоянного комитета, учрежденного для координации усилий ООН и региональных организаций.

Установлены официальные контакты с Контртеррористическим комитетом (КТК) Совета безопасности ООН, а с Исполнительным директоратом КТК прорабатываются вопросы конкретного сотрудничества.

Налажено взаимодействие с Управлением ООН по наркотикам и преступности.

ОДКБ активно взаимодействует с ОБСЕ и ее подразделениями - Антитеррористическим управлением, Форумом по сотрудничеству в области безопасности, Центром по предотвращению конфликтов.

В рамках многовекторной политики по налаживанию диалога и сотрудничества с различными и международными организациями, занятыми в сфере безопасности, со стороны ОДКБ были сделаны соответствующие предложения и НАТО, от которой мы все еще ждем адекватной реакции.

- Довольны ли Вы, как высшее должностное лицо ОДКБ, уровнем взаимодействия в формате Организации?


- Следует признать, что достигнутый в рамках ОДКБ уровень взаимодействия, степень его эффективности пока не во всем отвечает требованиям современной геополитической обстановки, не может в полной мере удовлетворить потребности государств-членов в обеспечении их национальной безопасности.

Речь в первую очередь идет о дальнейшем повышении эффективности координации деятельности спецслужб, правоохранительных органов государств-членов по пресечению террористических акций, о наращивании совместного контртеррористического потенциала в формате ОДКБ.

В дополнение к уже существующим структурам сейчас предлагается создать в качестве рабочего органа ОДКБ Комитет руководителей спецслужб и правоохранительных органов по противодействию терроризму в составе руководителей министерств внутренних дел, органов безопасности, разведок пограничных служб. Это позволит обеспечить должную скоординированность действий разнопрофильных ведомств государств-членов Организации, а также успешно планировать и проводить комплексные операции по антитеррору.

Другое новое направление в работе по противодействию терроризму мы видим в возможном формировании региональных коллективных антитеррористических сил ОДКБ для оперативного реагирования на террористические и экстремистские проявления.

Предлагается также создать в качестве вспомогательного органа ОДКБ Координационный совет по чрезвычайным ситуациям и Коллективные силы чрезвычайного реагирования в составе полицейских подразделений, контингентов спасателей по линии МЧС, санитарно-эпидемиологических отрядов.

Для эффективного сотрудничества в сфере пограничной политики планируется разработка и заключение соглашения о совместных мерах при возникновении кризисных ситуаций на внешних границах ОДКБ.

Важным элементом создаваемой нами универсальной системы реагирования на современные вызовы и угрозы должен стать миротворческий потенциал ОДКБ. Уже готов для рассмотрения пакет документов, включающий соглашение о миротворческой деятельности, создание в формате ОДКБ Коллективных миротворческих сил.

- А как Вы оцениваете перспективы развития военной составляющей Организации? Ведь ОДКБ воспринимается прежде всего как военно-политический блок...


- Сегодня наша военная составляющая также находится в процессе перестройки и совершенствования в соответствии с Планом коалиционного военного строительства на период до 2010 года и последующую перспективу.

Важнейшим мероприятием в военной сфере должно стать создание Объединенной группировки войск в Центральноазиатском регионе коллективной безопасности, что должно иметь и действенный политический эффект в плане поддержания стабильности в регионе и нейтрализации угрозы террористических вылазок со стороны афганских талибов, которые вновь набирают силу и становятся реальной опасностью.

На достижение цели центральноазиатской стабильности направлены наши усилия по укреплению и совершенствованию Коллективных сил быстрого развертывания для ЦАР в составе 10 батальонов (около 4 тыс. чел.) от Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана (в дальнейшем - и от Узбекистана), которым придается и антитеррористический потенциал.
                                                                                                                                                                                                                                                                            
Информационные продукты Интерфакс-АВН
Ежедневный информационный вестник


Еженедельный информационный вестник


Вестник
"ВПК России и
экспорт оружия"



© 2013 Интерфакс-Агентство Военных Новостей. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса-Агентства Военных Новостей.