Интерфакс-Агентство военных новостей - самая полная и оперативная информация о силовых структурах, спецслужбах, оборонной промышленности России и стран СНГ
эксклюзивная информация из достоверных источников...
  Эксклюзив :
Генеральный конструктор и генеральный директор ИСС Николай Тестоедов: "Российская космическая навигационная система четко ориентирована на развитие"

О перспективах ведущей российской спутникостроительной фирмы, а также о планах развития космической навигационной системы ГЛОНАСС "Интерфаксу-АВН" рассказал генеральный конструктор и генеральный директор ОАО "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф. Решетнева'', генеральный конструктор космического комплекса ГЛОНАСС Николай ТЕСТОЕДОВ. 29 ноября 2011 года ему исполняется 60 лет.

      - Николай Алексеевич, чем примечателен 2011-й год для российской космической навигационной системы ГЛОНАСС?


      - Если говорить о развитии системы ГЛОНАСС, то 2011-й год – безусловно, рубежный. Впервые за многие годы мы смогли восстановить орбитальную группировку до штатной численности – сегодня на орбите 24 работающих навигационных спутника второго поколения "Глонасс-М". Впервые за время существования ГЛОНАСС орбитальная группировка получила необходимый резерв. И еще одно очень важное событие произошло в 2011 году – в феврале был запущен первый навигационный спутник третьего поколения "Глонасс-К". Сегодня идут его летно-конструкторские испытания. Они помогут определить перспективное техническое лицо системы ГЛОНАСС до 2020 года и далее.

      Словом, год знаковый для нас во многих отношениях.

      - Почему было так важно увеличить орбитальную группировку до 24 аппаратов?


      - Есть такое понятие "многофакторная система". ГЛОНАСС – это классический пример многофакторной системы. Смысл ее в том, что параметры системы, в нашем случае – это, прежде всего, точность и надежность местоопределения – зависят от многих факторов. В частности, от количества спутников, их расположения на орбитах, установленной на спутниках аппаратуры, темпов закладки новых временных установок на аппараты, точности математических моделей и так далее. Всего примерно 15 важных факторов.

      Так вот, в этом году мы, наконец, на 100 процентов решили вопрос с так называемым геометрическим фактором – количеством и расположением аппаратов на орбите. Группировка должна быть такой, чтобы в каждый момент времени в "поле зрения" навигатора было не менее четырех спутников. Для этого в каждой из трех орбитальных плоскостей должно быть по восемь аппаратов. Если аппаратов меньше, то в какой-то из точек на поверхности Земли в какой-то момент времени вы не сможете произвести навигационное определение – над вами не будет "созвездия" из четырех аппаратов.

      Сейчас, повторюсь, на орбите 24 работающих спутника, и это означает, что в любой точке Земли, в том числе на экваторе, потребитель будет "видеть" не менее четырех спутников, что позволит ему полностью решить навигационную задачу – получить координаты своего местоположения и определить скорость движения. Это то, что нужно потребителю.

      - Почему так важен орбитальный резерв в системе ГЛОНАСС?


      - Наряду с наличием полноценной орбитальной группировки из 24-х аппаратов, необходимы резервные спутники в каждой из трех орбитальных плоскостей. Имея резерв, в случае плановой замены одного из аппаратов или каких-либо непредвиденных обстоятельств, всегда можно в течение нескольких дней или десятков дней ввести в строй новый аппарат, не ухудшая качество навигационного поля для России и мирового сообщества.

      Именно поэтому, например, в орбитальном сегменте американской системы GPS уже давно есть 24 основных аппарата и 6-7 резервных. Мы к этому только идем.

      - Вы упомянули спутник "Глонасс-К". В чем его основное отличие от предшественников?


      - Начало летно-конструкторских испытаний "Глонасса-К" показывает, что российская космическая навигационная система четко ориентирована на развитие. Сегодня в орбитальной группировке спутники "Глонасс-М". Они рассчитаны на семилетний срок службы на орбите и имеют два навигационных сигнала. "Глонасс-К" будет служить 10 лет. Дольше живет спутник – меньше запусков, меньше надо ракет, меньше затраты. Спутник нового поколения уже имеет три, а будет иметь в перспективе пять навигационных сигналов. "Глонасс-К" – это более высокая точность навигационных определений, более высокая стабильность бортовых часов и очень сильное развитие многофункциональности. То есть аппараты нового поколения дадут повышение точности и удешевление системы.

      В начале следующего года, по нашим планам, на орбиту отправится второй опытный космический аппарат "Глонасс-К".

      - Что-то изменится в статусе системы ГЛОНАСС после того, как она будет полностью сформирована с необходимым резервом спутников?


      - Есть совершенно стандартный подход, который реализуется во всех сложных технических системах, в том числе космических. Если говорить применительно к космонавтике, есть этап летно-конструкторских испытаний опытных образцов, есть зачетные испытания и опытная эксплуатация, после которых система становится серийной.

      То есть подписывается акт, и система получает все необходимые сертификационные документы, которые позволяют ее зачетные характеристики достоверно предъявлять мировому сообществу, если это открытая часть ГЛОНАСС.

      Сегодня система ГЛОНАСС находится на этапе опытной эксплуатации. Когда, помимо 24 штатных аппаратов, в ней будет соответствующий резерв, позволяющий ее уверенно поддерживать, начнется оформление пакета документов. Это конструкторская и эксплуатационная документация, гарантирующая параметры. Вся эта совокупность документов обеспечивает сдачу системы в эксплуатацию уже не в опытную, а именно штатную эксплуатацию.

      Думаю, все процедуры продлятся около года, в течение которого продолжатся также работы по улучшению земного сегмента системы, снижению погрешностей. То есть мы должны выйти на целевые показатели, которые заложены в тактико-техническое задание на систему ГЛОНАСС. Все очень просто. Мы создаем систему, в которой должны быть 24 космических аппарата, соответствующий резерв, несколько десятков наземных станций мониторинга и коррекции. Система должна иметь определенные параметры. И мы к этому шаг за шагом идем. Непрерывность развития системы определяется запросами потребителей.

      Весь следующий год, помимо выполнения и поддержания орбитальной группировки, помимо проведения испытаний новых аппаратов, мы точно так же будем заниматься увеличением земного сегмента, который обеспечивает более частое обновление информации на спутнике. Это совокупность наземных антенн, вычислительных комплексов, средства измерения навигационного сигнала.

      - Один из самых главных параметров ГЛОНАСС – точность местоопределения. Какие здесь перспективы?


      - Есть программа повышения точностных параметров. Она разработана, утверждена и выполняется. Я уже говорил, что характеристики системы зависят не только от количества спутников на орбите, но и от очень большого количества других факторов. Вот, например, параметр вращения Земли. Наша планета, как выяснили ученые, не вращается вокруг своей оси равномерно. Есть определенные изменения в скорости ее вращения, и их нужно учитывать.

      Далее, есть влияние тропосферной и ионосферной составляющей. Нужно учитывать также форму Земли, так называемый геоид. Ведь ошибочно думать, что наша планета по форме – это идеальный шар или эллипсоид. Поверхностные отклонения от идеальных геометрических форм измеряются километрами.

      То есть при решении навигационных задач с помощью космической системы все эти поправки нужно брать в расчет. Поэтому, кстати, новые спутники "Глонасс-К" будут иметь больше частот и позволят учесть большее число поправок.

      Есть и другие факторы, влияющие на характеристики системы ГЛОНАСС. Например, точность или стабильность бортового синхронизирующего устройства – часов спутника, и, соответственно, возможность обновления и координации общей шкалы времени космических аппаратов.

      То есть параметров много. Мы по каждому из них планомерно идем на улучшение. Например, довели орбитальную группировку до штатной численности – несколько повысили точность. Ввели новую закладочную станцию, чтобы обеспечить большую частоту программного обновления на космических аппаратах – тоже улучшили характеристики системы. Провели фундаментальные исследования, уточнили форму Земли – еще одну составляющую усовершенствовали. Каждый фактор имеет свой коэффициент и вносит его, соответственно, в улучшение ситуации.

      Таким образом, плавно, шаг за шагом, от события к событию будет повышаться точность. В конечном итоге, мы должные в течение нескольких лет выйти на точность порядка метра. Можно сказать, что это максимально достижимая точность для таких систем, как ГЛОНАСС или GPS при современном уровне развития космической техники.

      Посмотрите, как в последние годы развивалась система ГЛОНАСС. Еще два года назад мы проводили определение на местности с ее помощью с точностью 40-50 метров. Сегодня мы определяем местоположение с точностью 5-5,5 метров. Через два года будем оперировать точностью в метр-полтора.

      В то же время потребитель ставит новые задачи. Например, ведомства, которые занимаются кадастровыми работами, говорят, что им нужны точности до сантиметра. Тем структурам, которые занимаются безопасностью, например, диагностикой мостов, больших инженерных сооружений, опасных производств, плотин – им нужны миллиметровые и сантиметровые точности. Такие навигационные задачи ГЛОНАСС может решать только с помощью наземных средств дифференциальной коррекции.

      - Когда ГЛОНАСС "перегонит" GPS по точности?


      - Я думаю, что такая установка не совсем корректна. Эти системы по составу группировок очень схожи, имеют одинаковое количество аппаратов, высота орбит которых тоже практически одинакова. Поэтому надо говорить о том, чтобы ГЛОНАСС сравнялся с GPS по основным параметрам. Думаю, это произойдет через 2-3 года. И это подтверждено разработанной и утвержденной программой повышения точностных характеристик ГЛОНАСС. Все понятно, что делать по технике, понятно, как это будет развиваться во времени.

      Кстати, сегодня GPS не на много точнее ГЛОНАСС, его точностные характеристики в пределах 3-3,5 метра. С вводом в эксплуатацию запущенных в начале ноября спутников "Глонасс-М" мы сравнялись с GPS по составу орбитальной группировки. Но точность местоопределения, как я уже говорил, зависит еще и от состояния наземных средств управления. GPS, например, имеет по всему миру станции контроля и измерений. ГЛОНАСС имеет такие станции только на территории России, да еще две станции в Антарктиде, то есть, к сожалению, меньше, чем GPS. Дело в том, что навигационный спутник делает оборот вокруг Земли примерно за 12 часов. Поэтому он уходит на достаточно большой период из зоны видимости станций на территории России, и в этот момент не обновляются его значительные параметры, которые он доводит до потребителя. То есть по линии наземной инфраструктуры у нас еще есть куда развиваться.

      Я считаю, что сегодня GPS и ГЛОНАСС не являются конкурентными системами. Не случайно очень многие западные производители, которые создают навигационную аппаратуру потребителей, уже сегодня реально планируют создание двухсистемных приемников GPS/ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

      Использование двух систем особенно важно для третьих стран, которые не хотят стать заложниками любой из систем. Когда две системы в одном приемнике, одной аппаратуре, это позволяет быть независимым от политической конъюнктуры или технического состояния группировок.

      - Как решает ИСС задачу импортозамещения в составе спутникового оборудования? Есть успехи на этом пути?


      - Сегодня в космических аппаратах ОАО «ИСС» различного назначения доля импортной комплектации существенно отличается. Для спутников системы ГЛОНАСС импортная элементная база составляет примерно 50 процентов, для коммерческих заказчиков, включая и зарубежных – достигает 75 процентов. Что касается космических аппаратов министерства обороны, то в них отечественная элементная база составляет 75 процентов. Таким образом, на каждом спутнике импортные элементы представлены достаточно широко.

      Конечно же, ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф.Решетнева», как и любое предприятие России, ставит перед собой задачу импортозамещения. Это заключается в том, что, если мы используем электрорадиоизделия, то мы обязательно в первую очередь ищем российские элементы, а если их не находим, только тогда используем импортные аналоги. Более того, всегда данные об использовании импортных элементов поступают в вышестоящие организации для принятия решений о программе импортозамещения на уровне электрорадиоизделий.

      Такой же работой мы эффективно занимаемся и на уровне приборов. Сегодня базовое оборудование спутника – это оборудование российского производства, а в части импортозамещения мы рассматриваем только самые перспективные направления. Классический пример: в 2000 году мы запустили спутник SESAT, разработка которого совместно с компанией Thales Alenia Space (Франция) велась 5 лет. Для этого спутника мы просто полностью купили полезную нагрузку. Это очень дорого. Но за 15 лет, которые прошли со старта того контракта, мы большую часть состава полезной нагрузки научились делать сами. Это сотовые панели (мы разработали необходимые конструкции и создали участок для их производства), тепловые трубы, контурные антенны, большое количество антенно-фидерных систем, кабели, волноводы, разъемы и так далее.

      Мы сами производим необходимые тепловые, механические и электрические расчеты, делаем интерфейсы между отдельными частями, производим интеграцию полезных нагрузок и их испытания в составе аппарата. Таким образом, с каждым новым спутником мы увеличиваем долю российского труда.

      - Планирует ли ИСС в перспективе перейти к созданию собственных полезных нагрузок для телекоммуникационных спутников? Когда такая цель может быть полностью достигнута?


      - Вопрос достаточно неоднозначный. Понятно, что для упрощения понимания состава спутника он условно делится на две составные части. Это полезная нагрузка (ретранслятор, антенны, антенно-фидерные устройства) и модуль служебных систем, который включает в себя собственно конструкцию космического аппарата и системы, обеспечивающие для полезной нагрузки энергетику, сброс тепла, а также управление, ориентацию и т.д. самого спутника.

      Мы полностью проектируем и изготавливаем модуль служебных систем, работаем на уровне аппарата в целом и создаем полезные нагрузки для ряда спутников: навигационных, геодезических. Но для телекоммуникационных космических аппаратов, в первую очередь, для западного заказчика, большая часть приборов полезных нагрузок – импортного производства.

      Мы планируем увеличить долю российской стороны, в частности, мы подписали с компанией Thales Alenia Space, нашим традиционным партнером из Франции, меморандум о создании совместного предприятия по производству приборов полезной нагрузки. Не все приборы, но большая их часть могут и должны производиться в России. И здесь опыт и знания наших специалистов, знания и технологии в данном случае французской стороны, совместное продвижение по созданию новых аппаратов позволяют нам быть уверенными в успехе.

      - Как выполняются зарубежные контакты по созданию космических аппаратов, ожидается ли появление новых иностранных заказчиков?


      - На 11 декабря запланирован пуск спутника AMOS-5 по заказу израильской компании Spacecom. В первом квартале следующего года мы готовы запустить космический аппарат TELKOM-3 по заказу телекоммуникационной компании из Индонезии. Продолжаются работы над спутником Lybid, который мы совместно с канадской компанией MDA создаем для Украины. Летом этого года во время авиационно-космического салона в Ле-Бурже был подписан контракт с казахстанским Республиканским центром космической связи на создание спутника KazSat-3.

      Все перечисленные мной космические аппараты находятся на стадии изготовления, испытаний или уже предстартовой подготовки. По всем мы ведем плодотворную работу с заказчиками. Одновременно мы участвуем в ряде тендеров на создание новых аппаратов в интересах и других стран.

      - Заключены ли контракты с Минобороны по Госпрограмме вооружений до 2020 года? Располагает ли ИСС производственными и технологическими возможностями для выполнения гособоронзаказа?


      - Министерство обороны является для нас базовым заказчиком наряду с Федеральным космическим агентством. На сегодняшний день подписаны практически все контракты по выполнению государственного оборонного заказа, в стадии согласования остался последний. Предприятие получило необходимый аванс по подписанным контрактам и проводит работы по проектированию спутников, заказу на российских предприятиях необходимых приборов. Мы уверены, что гособоронзаказ в ближайшие годы будет твердо выполняться.

      - Николай Алексеевич, наше информационное агентство поздравляет вас с 60-летием и желает новый успехов на благо российской космонавтики!
                                                                                                                                                                                                                                                                            
Информационные продукты Интерфакс-АВН
Ежедневный информационный вестник


Еженедельный информационный вестник


Вестник
"ВПК России и
экспорт оружия"



© 2013 Интерфакс-Агентство Военных Новостей. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса-Агентства Военных Новостей.