Интерфакс-Агентство военных новостей - самая полная и оперативная информация о силовых структурах, спецслужбах, оборонной промышленности России и стран СНГ
эксклюзивная информация из достоверных источников...
  Эксклюзив :
Генеральный директор - генеральный конструктор корпорации "Российские космические системы" Юрий Урличич: "ГЛОНАСС необходим с точки зрения интересов безопасности страны и выгоден с точки зрения социально-экономических применений"

Международный авиационно-космический салон МАКС - традиционное место демонстрации достижений инновационных отраслей. К ним, безусловно, можно отнести активно развивающиеся в мире навигационно-информационные технологии. О состоянии, перспективах развития и применения Глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС "Интерфаксу-АВН" накануне открытия салона МАКС-2011 рассказал генеральный директор - генеральный конструктор корпорации "Российские космические системы", генеральный конструктор ГЛОНАСС Юрий УРЛИЧИЧ.

      - Юрий Матэвич, "Российские космические системы" всегда были одним из заметных экспонентов космического раздела выставки в Жуковском. Что можно будет увидеть на ваших стендах в этом году?


      - Мы продолжим линию на популяризацию системы ГЛОНАСС, на широкое продвижение идеи многостороннего применения навигационных технологий. К сожалению, опыт показывает, что многие в нашей стране еще слабо информированы о возможностях нашей навигационной системы, ее роли в социально-экономическом развитии страны, перспективах. Даже среди топ-менеджеров высокотехнологичных компаний, как я недавно лично убедился, есть люди, для которых ГЛОНАСС - это нечто туманное, terra incognita.

      Именно поэтому на нашем стенде можно будет увидеть презентацию "Остров ГЛОНАСС" в 3D-графике. Она показывает пуск ракеты-носителя "Протон-М" с навигационными спутниками, рассказывает о построении орбитальной группировки, иллюстрирует примеры использования информационно-навигационных технологий в геодезии, строительстве, на транспорте и других сферах.

      Мы также представим разработанный по нашему заказу и на деньги предприятия чипсет "ГЕОС-3" для двухсистемной навигационной аппаратуры ГЛОНАСС/GPS. Этот чипсет, серийное производство которого начнется в ближайшее время, позволит решить задачу массового применения ГЛОНАСС-технологий на транспорте. По своим характеристикам он близок к зарубежным аналогичным модулям GPS. У нас он, повторюсь, двухсистемный, а по потребляемой мощности, скорости действия и другим характеристикам сопоставим с лучшими мировыми аналогами.

      В нашей экспозиции будут, конечно, представлены не только образцы космических приборов, но и программы, которые были инициированы "Российскими космическими системами". Вместе с нашими партнерами мы презентуем программу "ЭРА ГЛОНАСС" - систему экстренного реагирования при авариях на дорогах с применением навигационно-информационных технологий. Расскажем о значении и ходе реализации в регионах страны программы "Социальный ГЛОНАСС".

      Словом, корпорация "Российские космические системы", как головная организация по системе ГЛОНАСС, считает важной своей миссией его популяризацию, и, конечно, важно использовать для этого такую масштабную выставочную площадку, как наш МАКС. Мы хотели бы еще раз обратить внимание на то, что ГЛОНАСС необходим с точки зрения интересов безопасности страны и выгоден с точки зрения социально-экономических применений. Это один из локомотивов инновациого развития.

      - Какие еще направления деятельности корпорации будут представлены?


      - В объединенной экспозиции "Российские космические системы" вместе с другими предприятими корпорации, в том числе НИИ точных приборов, ОКБ "МЭИ" представят ряд новых разработок, приборов в области дистанционного зондирования Земли. Это, в частности, мобильные пункты приема информации ДЗЗ.

      Покажем также аналог многозонального сканирующего устройства, которое сегодня работает на борту геостационарного метеоспутника "Электро-Л". Это уникальный прибор, которым мы можем гордится. Там же можно будет увидеть полученные с этого аппарата красочные снимки Земли. Сделанные с высоты в 36 тысяч километров, они несут важную информацию о процессах, происходящих в атмофере нашей планеты, которая необходима для точных метеопрогнозов.

      Будут представлены новые наши проекты, в том числе "МИР" - система мониторинга инфраструктуры России и ее международный сегмент - Многофункциональная аэрокосмическая система мониторинга, так называемый проект МАКСМ. Интерес к этому проекту проявили уже более 30 стран.

      - Вы уже упомянули систему ГЛОНАСС. Каковы планы по ее развитию?


      - Система, конечно, должна развиваться. Именно на это нацелен проект новой Федеральной целевой программы "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС", рассчитанной на период с 2012 по 2020 год. Программа пока не утверждена. Идут споры по объемам необходимого бюджетного финансирования, а также привлеченных внебюджетных средств. Вопрос основной. От него зависит, насколько интенсивно будет развиваться ГЛОНАСС. Есть путь более инновационный, есть менее инновационный. Я, естественно, имею в виду развитие не только орбитальной группировки, но и наземной составляющей системы, в том числе аппаратуры потребителей.

      Многое зависит от бюджетного заказа. Среди основных заказчиков несколько министерств и ведомств. Если прежде основными выступали Минобороны и Роскосмос, то теперь к ним добавились МЧС, МВД. Большие планы по внедрению геоинформационных технологий в автомобильном, авиационном, морском и речном транспорте у Минтранса.

      - До конца года для восполнения орбитальной группировки ГЛОНАСС планировалось запустить пять космических аппаратов "Глонасс-М" и один "Глонасс-К". Эти планы не изменились?


      - Планы остались те же, коррекции нет. Надеемся, что все задуманное осуществится в ближайшие месяцы.

      Сегодня в системе 23 работающих аппарата, которые обеспечивают практически глобальное покрытие навигационным сигналом территории земного шара. Пока не обеспечено круглосуточное получение сигнала ГЛОНАСС лишь в некоторых районах экватора. Но это не критично, поскольку морские суда ходят там не так часто.

      - Как идут испытания космического аппарата нового поколения "Глонасс-К", который был запущен в феврале?


      - Он проходит этап летно-конструкторских проверок. Смотрим, как он себя ведет. По результатам испытаний будем либо корректировать состав аппаратуры, либо оставим все так же на следующем "Глонассе-К", который предполагается запустить в ближайшие месяцы.

      В рамках бортовой информационно-навигационной системы БИНС мы интегрировали на "Глонассе-К" три системы. Кроме того, для обеспечения 10-летнего гарантированного срока активного существования перешли на использование электронной компонентной базы класса space.

      Все это, естественно, с одной стороны улучшило характеристики аппарата, а с другой - немного повысило его стоимость. Но, на самом деле, получается выигрыш в экономике.

      На "Глонасс-К" установлено много новой аппаратуры, которая работает не только в интересах ГЛОНААС, но и других важных космических систем. Например, самой гуманной, я считаю, системы поиска и спасения КОСПАС-САРСАТ. Мы впервые установили на среднеорбитальный навигационный спутник штатный ретранслятор КОСПАС-САРСАТ. Нас поздравили с этим событием более 40 стран-участниц этой программы. В ходе испытаний ретранслятор подтвердил свою полную работоспособность.

      Кроме того, хорошо показал себя наша станция для приема сигналов КОСПАС-САРСАТ со спутника на средних орбитах. Подобные станции имеются и в других странах, но наша выдает в 3-5 раз лучшую точность. Такой результат достигнут благодаря определенным математическим ухищрениям, а также использованию системы единого времени.

      - ГЛОНАСС-технологии активно продвигаются за рубежом. И это при том, что американская система GPS за годы своей практической монополии на геоинформационном рынке успела широко коммерциализироваться. Есть у нас шанс немного "подвинуть" GPS?


      - У нас есть одно важное конкурентное преимущество - практически вся наша гражданская навигационная аппаратура потребителя делается двухсистемной, то есть работающей от сигналов и ГЛОНАСС, и GPS. Ясно, что аппаратура, ориентированная на большее количество спутников, более надежна. Это преимущество, как выясняется, хотели бы использовать многие страны, в том числе в Латинской Америке, Азии.

      Что касается ближнего зарубежья, то, как вы, наверное, знаете, Белоруссия, Украина и Казахстан подписали с Российской Федерацией соглашение о едином информационно-навигационном пространстве. То есть наши страны смогут решать задачи навигационного обеспечения, в том числе высокоточного определения координат на базе ГЛОНАСС.

      - Что делается для повышения точностных характеристик системы ГЛОНАСС?


      - Реализуется комплексная программа повышения точности и надежности работы системы. Модернизируется наземный комплекс управления. За счет межспутниковой линии измерений мы тоже будем повышать точностные характеристики системы.

      Еще одно направление - развитие системы дифференциальной коррекции и мониторинга, которая обеспечивает целостность функционирования ГЛОНАСС. Базовые станции этой системы располагаются сегодня на территории Российской Федерации. Две удалось разместить в Южном полушарии - на российских станциях в Антарктиде. Предполагается, что в ближайшие месяцы там же появится еще одна станция дифференциальной коррекции и мониторинга. С некоторыми странами, в том числе с Австралией, ЮАР ведутся переговоры о возможном размещении такой станции на их территории. Если переговоры завершатся успехом, то мы сможем не размещать четвертую станцию в Антарктиде, где, как вы понимаете, условия для работы персонала и техники - экстремальные. Если договориться не удастся, на южном континенте появится наша четвертая станция.

      Наличие таких станций в других полушариях, в частности, дает возможность осуществлять постоянный мониторинг состояния всех спутников системы, а в случае какой-то нештатной работы - тут же довести эту информацию потребителю.

      Помимо этого, система дифференциальной коррекции и мониторинга выдает дифференциальные поправки, которые помогают потребителю с точностью до метра знать свои координаты. В принципе любой потребитель ГЛОНАСС, как бы далеко он не находился от базовой корректирующей станции, может выйти на метровую точность определения координат, используя различные линии связи, включая Интернет.

      Мы рассчитываем, что в перспективе решение этой задачи упростят спутники-ретрансляторы "Луч-5А" и "Луч-5Б", запуск которых на геостационарную орбиту ожидается в ближайшее время. Спутники-ретрансляторы, выведенные на геостационарную орбиту, обеспечивает удобство работы. Их антенны работают на тех же частотах, что и аппаратура потребителя. Вам нужна только программная обработка сигнала. Вам не нужен отдельно Интернет, волоконные линии связи, 3G, WiFi и прочее.

      Первый из этих "Лучей" фактически готов. "Российские космические системы" поставили для него аппаратуру ретрансляции. Этот аппарат "накроет" европейскую часть страны. Всего же предполагается, что систему ГЛОНАСС функционально дополнят три спутника на геостационарных орбитах.

      Системы дифференциальной коррекции бывают различного уровня, в том числе широкозональные, локальные, региональные, ведомственные. Некоторые из них позволяют выйти уже на сантиметровые точности. То есть позволяют получать те точности, которые нужны сегодня в строительстве, мониторинге особо сложных инженерных сооружений, геодезии.

      У нас создана такая аппаратура, которая позволяет получать и миллиметровые точности. Такие характеристики нужны, к примеру, для приборов, контролирующих техническое состояние гидросооружений, высотных зданий, чтобы предупреждать о недопустимых смещениях конструкции, опасных вибрациях, напряжении.

      Словом разработан и реализуется целый комплекс мер, который позволит системе ГЛОНАСС впрямую приблизиться к тем точностям, которые есть у наших конкурентов.

      Кстати, наши европейские и китайские коллеги, которые развертывают свои навигационные системы "Галилео" и "Компас", рассчитывают к 2017-2020 годам, когда эти системы будут полностью развернуты, выйти на такие же уровни точности и надежности.

      - А возможна, на ваш взгляд, в перспективе интеграция национальных навигационных систем?


      - Если говорить об отдаленной перспективе, то я бы исключать такого поворота не стал. По крайней мере, уже сегодня проходят двухсторонние и многосторонние переговоры, встречи, в ходе которых обсуждаются различные вопросы гармонизации работы ГЛОНАСС, GPS, Galileo. В Организации Объединенных Наций работает комитет по глобальным навигационным спутниковым системам. В прошлом году мы принимали у себя в России представителей этого комитета.

      Характерный пример - то, как развивалась система КОСПАС-САРСАТ. Сегодня это признанная в мире международная система, а первоначально она создавалась на двухсторонней основе Советским Союзом и США. Затем к ней присоединились другие страны. На сегодняшний день система помогла спасти жизни более 30 тысяч человек, потерпевших бедствие. Вполне возможно, что и навигационными системами мы пойдем по некоему этому интеграционному пути, естественно, с обеспечением каких-то важных элементов национальной безопасности.

      Вначале относительно ГЛОНАСС и GPS мы договаривались с американцами о том, чтобы в частотном плане системы друг другу не мешали, теперь мы говорим о взаимодополнении. Завтра мы, вероятно, пойдем еще дальше.

      - Вы уже отметили, что навигационно-информационные технологии на базе ГЛОНАСС имеют важное значение для безопасности страны. А какое применение ГЛОНАСС находит в современных системах вооружения нашей армии?


      - Очень широкое. Практически во всей военной технике и экипировке бойца она будет применяться. Я в этом глубоко убежден. Как без связи, так и без навигации современные войны вестись не могут. Можно говорить, что для спецподразделений в тылу противника какое-то время связь должна отсутствовать, чтобы не демаскировать. Но навигационный сигнал они все равно будут принимать, чтобы знать, где находятся, что изменилось вокруг.

      Не случайно поэтому, например, командующий ВДВ генерал Владимир Шаманов недавно говорил, что ГЛОНАСС дойдет буквально до каждого десантника.

      Мы убеждены, что вся подвижная техника должна иметь привязку по глобальной навигационной системе. Во всяком случае, российская.

      Кстати, многие страны понимают, что быть "привязанными" к одной системе плохо, и смотрят, как внедрять в свои армии две системы.

      Вы знаете, что объединенная Европа строит систему "Галилео", Китай строит KOMPASS/Beidou. И они, конечно же, будут стараться применять их для своей техники, и не только для гражданской.

      Надо видеть еще одну тенденцию в мире вооруженной борьбы - объединение связных, управляющих, навигационных систем с искусственным интеллектом дает возможность решать задачи с помощью роботов. Появляются самолеты-беспилотники, вертолеты-беспилотники, роботы-спасатели. И даже робот-медик, который, как предполагают заказчики его разработки в США, должен несколько часов обеспечивать жизнь раненого бойца, эвакуировать его с поля боя. Появляются различные стрелковые системы, которые без участия человека могут работать. Но без навигации, сами понимаете, всем им просто не обойтись. Иначе, куда стрелять, где ты находишься - не определишь. Причем надо знать все время меняющиеся координаты.

      Сейчас российская армия оснащается и будет оснащаться не только аппаратурой, которая ставится на бронетехнику или входит в экипировку бойца, но и дифференциально-корректирующими станциями, которые повышают точность использования аппаратуры.

      - С учетом запланированного ввода в строй в мире новых навигационных систем и, соответственно, увеличения навигационных спутников и сигналов, пора разрабатывать чипсет, способный одновременно принимать сигналы 50-100 космических аппаратов?


      - Могу сказать, что фирма Trimble и наше совместное с ней предприятие "Руснавгеосеть", занимающееся созданием систем высокоточного позиционирования, уже сделали аппаратуру на 400 каналов и даже больше.

      Сегодня потребителю доступны только американская система GPS и российская ГЛОНАСС, позволяющие одновременно принимать сигналы от 20 космических аппаратов, которые находятся в данный конкретный момент "в поле зрения" приемника. Но мы рассчитываем, что в ближайшее время будут развернуты навигационные системы объединенной Европы и Китая, и тогда 440 каналов будут не излишеством, а необходимостью для качественной работы.

      Словом, такой многоканальный чипсет - это заявка на то, что все четыре глобальных системы будут развернуты. И, конечно, для высокоточного определения в каких-то ответственных случаях будут использоваться все четыре системы, по крайней мере, в гражданском сегменте.
                                                                                                                                                                                                                                                                            
Информационные продукты Интерфакс-АВН
Ежедневный информационный вестник


Еженедельный информационный вестник


Вестник
"ВПК России и
экспорт оружия"



© 2013 Интерфакс-Агентство Военных Новостей. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса-Агентства Военных Новостей.