Интерфакс-Агентство военных новостей - самая полная и оперативная информация о силовых структурах, спецслужбах, оборонной промышленности России и стран СНГ
эксклюзивная информация из достоверных источников...
  Эксклюзив :
Заместитель директора ФСВТС России Константин Бирюлин: "Думаю, и в этом году наш авиакосмический салон МАКС своим традициям будет верен"

Накануне открытия Международного авиационно-космического салона МАКС-2011 на вопросы "Интерфакса-АВН" ответил заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Константин БИРЮЛИН. Он рассказал о перспективах военно-технического сотрудничества России с зарубежными государствами в области военного авиастроения.

      - Константин Николаевич, чем будет знаменателен МАКС - 2011?


      - Во-первых, МАКС пройдет уже в десятый раз - это определенный юбилей. Во-вторых, я бы хотел обратить Ваше внимание и на то, что в этом году наш авиакосмический салон проходит под знаком двух космических юбилеев - 50-летия полетов наших космонавтов - Юрия Алексеевича Гагарина и Германа Степановича Титова. Оба эти события в свое время оказали чрезвычайно большое влияние на развитие мировой космонавтики, на авторитет нашей страны в мире. И было бы очень правильно вспомнить наших героев, летчиков-космонавтов на авиакосмическом салоне МАКС-2011.

      Кстати, Российское космическое агентство и Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству внесли свой вклад в популяризацию космических достижений нашей страны в юбилейном году. Например, на недавно прошедшей в Австралии авиакосмической выставке при активном участии ФСВТС России прошел ряд мероприятий, посвященных юбилею первого полета человека в космос.

      - Авиасалон в подмосковном Жуковском традиционно выгодно отличается насыщенной летной программой, обилием демонстрируемой авиационной техники. Но он почему-то существенно проигрывает своим международным собратьям, так сказать, по финансовой значимости, то есть по объемам заключаемых на нем контрактов на продажу авиатехники. Почему, на Ваш взгляд, так происходит?


      - Действительно, в мире принято любые выставочные мероприятия оценивать исходя из тех объемов контрактных обязательств, которые подписываются в ходе их проведения. Конечно, контракты не готовятся к конкретной дате, например, к началу ависалона. Подготовка контракта - длительный процесс согласования сроков реализации, ценовых и прочих параметров. Но подписание таких документов за рубежом, как правило, принято обнародовать во время крупных публичных мероприятий. Почему наш МАКС не имеет такого объема подписанных контрактов, как, допустим, французский Ле Бурже или английский Фарнборо, я не знаю. Скорее всего, причина в нас самих.

      Вот, к примеру, на одном из прошлых авиакосмических салонов в Ле Бурже было объявлено о подписании крупного контракта между Роскосмосом и Европейским космическим агентством об использовании российских ракет-носителей "Союз" для запусков с космодрома во Французской Гвиане. Эта многомиллионная сделка пошла в зачет французской выставки, а могла бы пойти в копилку финансовых достижений МАКСа, который состоялся буквально через два месяца после Ле Бурже. Почему же нельзя было подписать это соглашение чуть позже в подмосковном Жуковском? Как говорится, нет ответа.

      И таких примеров, к сожалению, можно привести немало.

      Что касается тех же европейцев, то они приурочивают сроки подписания крупных соглашений к важным мероприятиям. При этом, вполне возможно, подписывается не сам технический контракт, а, так сказать, некая политическая обложка этого контракта. Иными словами, они работают на публику.

      ФСВТС России считает, что было бы правильным и справедливым приурочить подписание крупных контрактов к таким значимым событиям, как МАКС или другие оружейные выставки. Это бы придало дополнительный вес и самим выставочным мероприятиям и послужило бы авторитету страны. Мы не раз обращали внимание субъектов военно-технического сотрудничества на эту проблему и продолжим это делать. Конечно, эту работу нужно вести системно, постоянно.

      Особо крупных контрактов в сфере военно-технического сотрудничества на авиасалоне МАКС-2011 подписывать не планируется. Возможно, к уже действующим контрактам могут быть подписаны какие-то дополнения. В то же время, как ожидается, в Жуковском будут обнародованы контракты на поставку военной авиационной техники Минобороны России. Наверняка, будут контракты и по линии гражданской авиации.

      С другой стороны, наш МАКС, как вы справедливо отметили, традиционно отличается зрелищностью летной программы, массовостью. Согласитесь, это тоже важно, чтобы как можно больше людей увидели те достижения, которых добилась Россия в области космонавтики и авиастроения. МАКС активно привлекает ведущих мировых производителей авиационной техники, которые с удовольствием используют эту авторитетную выставочную площадку для демонстрации своей продукции. Думаю, и в этом году наш авиакосмический салон своим традициям будет верен.

      - Много заявок поступило от зарубежных участников на посещение авиасалона?


      - Думаю, по количеству зарубежных участников МАКС-2011 будет даже рекордным, по крайней мере, по линии военно-технического сотрудничества. Мы надеемся, что его посетят представители практически всех стран, с кем мы сотрудничаем. А это более 60 государств. Приглашены все посольства, все атташе, аккредитованные в Москве. Поэтому количество иностранных делегаций в Жуковском будет очень большое.

      - В гражданском самолетостроении достижений у России, к сожалению, немного. Основу парка многих наших авиакомпаний составляют лайнеры иностранного производства. А как обстоят дела с военной авиатехникой? Она конкурентоспособна в мире?


      - Военная составляющая нашего авиастроения вполне конкурентоспособна в мире. С точки зрения летно-технических характеристик наши самолеты абсолютно не уступают ни американским, ни европейским аналогам. Не случайно наша авиатехника хорошо покупается. В объеме оружейного экспорта авиационная составляющая доминирует. Думаю, и в этом году доля военной авиационной техники составит более половины объема российского экспорта продукции военного назначения.

      У нас есть определенный "портфель" заказов, есть перспективные направления, так что наши позиции в этом сегменте рынка авиатехники довольно прочные. И одна из задач ФСВТС России - способствовать тому, чтобы российские предприятия могли более эффективно продавать эту технику.

      Конечно, есть некоторые нюансы, связанные с организацией логистики обслуживания поставленной техники. Эти проблемы мы активно пытаемся решить в последние годы. И в этом есть определенные успехи.

      - В мире растет применение беспилотной авиации. Но у российских производителей такой техники, похоже, есть проблемы, иначе Минобороны России не стало бы покупать партию "беспилотников" в Израиле?


      - Вообще-то, в приобретении за рубежом новых технологий нет ничего плохого. Почему мы не можем взять лучшие мировые разработки, изучить их, понять слабые и сильные стороны, сделать выводы для себя? Все это нормально.

      Что касается беспилотной тематики, то совершенно неправильно говорить, что Россия в этой области отстала навсегда. Многие российские фирмы в последнее время предложили на рынок образцы беспилотных комплексов, практически не уступающие лучшим зарубежным аналогам. Посмотрите, например, на новейшие разработки в этой области питерской компании "Транзас", а также других компаний из Казани, Ижевска, Иркутска.

      Да, и не стоит идеализировать какие-то зарубежные образцы. Например, мне рассказывали, что те же пресловутые израильские "беспилотники" при испытаниях в одной из стран СНГ в зимних условиях просто обледенели. Их целевая аппаратура не смогла эффективно работать, так что всегда надо помнить о специфике условий применения того или иного образца вооружения.

      Есть проблемы с электронной компонентной базой, микроэлектроникой. Решаются они трудно. Российским предприятиям за рубежом ставят ограничения в доступе к получению электронной компонентной базы уровня надежности space и military. Электронные компоненты международного класса industry, к сожалению, не обеспечивают высокую надежность и длительный ресурс изделий. По этой причине нередки рекламации на отдельные образцы поставляемой продукции. Действительно, проблема с электронной компонентной базой существует. Решить ее на уровне предприятий, к сожалению, вряд ли удастся. Нужны соответствующие меры со стороны государства по развитию собственно микроэлектроники. И они уже принимаются.

      - На одном из авиасалонов МАКС было подписано соглашение с космическим агентством ФРГ о запуске с космодрома Плесецк немецких спутников-разведчиков с помощью российских ракет-носителей "Космос-3М". Этот пример военно-технического сотрудничества в области космической деятельности будет иметь продолжение?


      - За это направление, то есть за использование российской космической инфраструктуры в интересах международного сотрудничества, вообще-то, отвечает Федеральное космическое агентство. ФСВТС России оказывает Роскосмосу содействие в реализации таких контрактов, естественно, в рамках действующего законодательства. Например, когда заказчиком пусковых услуг выступает иностранное военное ведомство или когда запускается военный спутник. Считаю, что данная тема весьма перспективна, и Роскосмос всегда может рассчитывать на поддержку ФСВТС России в ее развитии.

      - Наряду с российскими грандами авиастроения, такими, как "Сухой" или "МИГ", на авиасалоне МАКС-2011 будут представлены предприятия кооперации. Многие из них, кстати, наделены правом самостоятельной внешнеэкономической деятельности в части поставок комплектующих, запчастей и оказания сервисных услуг. Оправдала себя практика расширения числа подобных субъектов ВТС?


      - Наделение предприятий правами субъектов военно-технического сотрудничества, конечно, себя оправдало. Хотя бы потому, что за последние годы по их линии существенно вырос объем поставок запасных частей и комплектующих.

      Но главное даже не в этом. Количество субъектов ВТС было увеличено в интересах решения важнейших задач - совершенствование логистики, повышение качества сервисных услуг для иностранных покупателей нашего вооружения и военной техники. И многие предприятия подходят к этому вопросу очень серьезно, ответственно. Например, хорошие наработки имеет Уральский оптико-механический завод в плане поддержания технической готовности авиационной техники, поставленной за рубеж по экспортным контрактам.

      Определенная стратегия выработана в этой области Объединенной промышленной корпорацией "ОБОРОНПРОМ" и холдингом "Вертолеты России". У них очень интересные проекты по расширению сервисной сети по всему миру для обслуживания вертолетов российского производства. Надеемся, что их реализация придаст дополнительный импульс продвижению нашей вертолетной техники на мировой рынок, а также будет способствовать поддержанию технической готовности огромного парка вертолетов "Ми" и "Ка", эксплуатируемых за рубежом.

      Наши партнеры получат исчерпывающую информацию по этим вопросам.

      Уверен, что МАКС не разочарует всех любителей авиации.
                                                                                                                                                                                                                                                                            
Информационные продукты Интерфакс-АВН
Ежедневный информационный вестник


Еженедельный информационный вестник


Вестник
"ВПК России и
экспорт оружия"



© 2013 Интерфакс-Агентство Военных Новостей. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса-Агентства Военных Новостей.