Интерфакс-Агентство военных новостей - самая полная и оперативная информация о силовых структурах, спецслужбах, оборонной промышленности России и стран СНГ
эксклюзивная информация из достоверных источников...
  Эксклюзив :
Северный флот намерен восстановить свои позиции в Мировом океане


       Сегодня никто не будет спорить с тезисом о том, что Военно-морской флот нужен не только для войны. Без современного флота на нынешнем этапе невозможно решить ни проблемы обеспечения национальной безопасности государства, ни достаточно существенную часть его экономических задач. К сожалению, события последних десятилетий для многих поставили под сомнение возможность и способность российских армии и флота выполнять свое главное предназначение - защиту и обеспечение безопасности страны.
       Так ли это? И насколько самый знаковый флот нашего государства - Северный - готов к возрождению былой мощи России как морской державы в интервью "Интерфаксу" рассказывает командующий Северным флотом вице-адмирал Владимир Высоцкий.


       - Владимир Сергеевич, в настоящее время уже завершено подведение итогов 2005 года. Каков он был для североморцев?

       - В 2005 году перед Северным флотом стояло несколько серьезных задач, которые были выполнены, считаю, на достаточно высоком уровне. В частности, флот удержал в боевом составе необходимое количество кораблей и частей. Таким образом, главная задача - поддержание высокой боевой готовности - нами выполнена. По этому главному показателю Северный флот оценен командованием успешно.
       Необходимо отметить, что в прошлом году на флоте проведены достаточно масштабные мероприятия боевой подготовки. Это, во-первых, учения под руководством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами России. В то же время, значительным событием стал поход корабельной авианосной группы в Северо-Восточную Атлантику. И хотя мы пока не можем говорить о том, что вернулись в Атлантику и будем там находиться постоянно, но то, что это будет происходить на периодической основе - точно.
       Одним из положительных моментов стало также значительное обновление офицерского состава, в первую очередь, на должностях среднего командного звена. Изменения стали заметны в психологии самих моряков: в отличие от 90-х года сейчас молодые офицеры приходят на флот с большим желанием. Это внушает реальный оптимизм в кадровом восстановлении флота, это немаловажно. Конечно, это результат работы не одного дня, и здесь следует подчеркнуть тот положительный задел, который был сделан предыдущим командующим флотом адмиралом Михаилом Абрамовым, назначенным осенью прошлого года начальником Главного штаба ВМФ.

       - Владимир Сергеевич, сейчас критика армии и флота стала, как это не цинично звучит, довольно модным явлением, особенно это касается проблемы неуставных отношений. О положительных моментах или не говорится, или сообщается как о чем-то нетипичном. Вы же говорите, что молодые люди идут на флот, причем, с желанием. С чем Вы это связываете?

       - Во многом это связано со стабилизацией положения среди офицерского состава. Худо-бедно, но социальные вопросы, вопросы денежного довольствия решаются не так, как в начале-середине 90-х годов. Кроме этого, введение ипотечной системы обеспечения жильем военнослужащих - совершенно новый толчок в решении проблемы получения жилья от государства. У нас любят приводить в пример опыт развития зарубежных армий. Но почему-то не говорят о том, что во многих армиях мира военнослужащие вовсе не обеспечиваются бесплатным жильем от государства.
       Кроме этого, впервые за многие годы, разработана система мер до 2007 года, направленная на повышение в четыре этапа денежного довольствия. В итоге военнослужащие будут получать в 1,67 раза больше, чем сегодня. Возможно, это не слишком и много, но, по крайней мере, нет того тупика, в котором до этого находилась армейская социалка.

       - Владимир Сергеевич, уже утверждена учебная программа на 2006 год. Что в ней главное? Будет ли Северный флот посылать свои корабли в дальнюю океанскую зону?

       - Я бы сказал, что задачи, которые поставлены перед флотом в 2006 году, более значительные, чем в прошлом. И хотя существенная нагрузка ложится и на надводные силы, и на авиацию, и на береговые части, особо символично, что в год 100-летия подводного флота России подводники-североморцы будут расширять свою деятельность, чаще бывать в ранее освоенных районах. Более детально, сами понимаете, говорить не приходится, но экипажи кораблей и личный состав частей Северного флота, уверен, с честью выполнят свой долг.
       Важно отметить и то, что Северный флот через 10 лет возвращается в Средиземное море. Пусть пока периодически, но возвращается...

       - Одним из главных участников предстоящего декабрьского похода в Средиземку станет авианосец "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". Учитывая, что после продажи ВМС Индии авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" российский флот располагает только одним кораблем такого класса и уровня, внимание к нему и его проблемам особенное. Насколько корабль "отошел" от инцидента в Атлантике, когда в результате ЧП с аэрофинишором затонул боевой самолет?

       - В настоящее время корабль проходит плановый ремонт и в строго обозначенный срок будет готов выйти в море. Надо подчеркнуть, что есть определенный технологический цикл, цикл боевой подготовки, который требует проведения ряда обязательных мероприятий. И мы стараемся его не нарушать.
       Важнейшим моментом является и поддержание летных навыков экипажей. Существует документация, которая определяет строгий порядок подготовки летчиков, восстановления экипажей.
       Выход корабля такого класса в море - это сложный процесс. Он предусматривает целый комплекс подготовительных мероприятий, которые будут проводиться, в том числе и в Северо-Восточной Атлантике. Будут проведены тактические учения, отработка систем управления и другие мероприятия.

       - И все-таки вернемся к "Кузнецову". Уже есть информация о том, что после завершения работ по модернизации "Адмирала "Горшкова" и передаче его ВС Индии его место на стапелях северодвинского "Севмашпредприятия" займет российский авианосец...

       - Вопрос о постановке "Кузнецова" на капитальный ремонт в ближайшие год-два не стоит. Безусловно, при его эксплуатации мы ставим во главу угла безопасность личного состава, плавания, полетов. Наша задача - не потерять людей, не потерять корабль, не потерять самолеты. Пока возможности корабля обеспечивают нам выполнение этой триединой задачи, мы не намерены форсировать постановку его на капитальный ремонт.
       И ещё. Если сейчас, в спешке, не продумав все последствия, в том числе и финансовые, остановить процесс боевой подготовки корабля на несколько лет, мы можем вообще оказаться без школы, в первую очередь, летной. А корабельный истребительный авиационный полк Северного флота на сегодня является единственной летной частью России, пилоты которой имеют опыт посадки и взлета с палубы авианосца.
       В любом случае, прежде чем поставить такой корабль в серьезный ремонт, все должно быть детально проанализировано и просчитано: предварительную подготовку к ремонту необходимо завершить до передачи корабля заводу, сроки должны быть сжаты, должна быть предусмотрена и оценена возможность подготовки летчиков в других местах, вплоть до возможности создания своего комплекса НИТКА (наземный испытательный тренировочный комплекс авиации. После распада СССР единственный комплекс, расположенный на аэродроме Ново-Федоровка под Саками в Крыму, отошел украинским Военно-воздушным силам. Тренажер разработан специально для отработки взлета и посадки на палубу авианесущих кораблей без катапульты - ИФ).

       - Будет ли у России еще один, а лучше два авианосца?

       - Что касается больших перспектив, то, я думаю, что авианосная программа у России будет. Она, в принципе, уже существует. Проблема только в ее экономической составляющей. Здесь не так все просто.
       Но, по большому счету, наличие авианосца у государства с военной точки зрения определяется экономическим могуществом страны. Поэтому, пусть не завтра, но авианосный флот у России будет, в этом я уверен.

       - Одна из актуальных проблем современных российских Вооруженных сил - перевод личного состава на службу по контракту. Как решается эта проблема на Северном флоте?

       - В соответствии с Федеральной целевой программой в 2005 году десантно-штурмовой батальон морской пехоты Северного флота полностью переведен на контракт. Это была одна из основных задач на 2005 год и она выполнена. Хотя недостатки в этом деле еще есть. Требует совершенствования существующая законодательная база контрактной службы, необходимо решение ряда проблем организационного плана.
       Для нас сейчас главная задача - не допустить кризиса, который может образоваться к концу 2007 года в связи с переходом на годичный срок службы. В первую очередь, это касается специальностей, требующих высокого уровня специальной подготовки, даже, я бы сказал, инженерных знаний.
       Пока же в 2006 году мы планируем, в первую очередь, завершить перевод экипажей подводных лодок на контрактный способ комплектования. Эта задача поставлена перед нами Главнокомандующим ВМФ адмиралом Владимиром Масориным, и она будет выполнена, тем более, что все возможности у флота для этого есть.
       В целом, в настоящее время уже более 10 экипажей подводных лодок полностью укомплектованы контрактниками. Преимущественно это те экипажи, которые наиболее часто выходят в море. Поскольку кораблей у флота гораздо больше, работа в данном направлении постоянно продолжается.
       Перед нами стоит и более сложная и обширная задача - перевод на контрактную службу командиров отделений - младшего командного звена в надводной составляющей флота.
       Хочу подчеркнуть, что и в первом, и во втором случаях это выходит за рамки Федеральной целевой программы. То есть дополнительных финансовых средств на эти цели мы не получаем.

       - Чем же Вы заинтересовываете потенциальных контрактников?

       - Мы опираемся, в том числе, и на уровень денежного содержания, который у нас повыше, чем на других флотах, кроме, пожалуй, Тихоокеанского. За первые три года службы у военнослужащего-контрактника значительно повышается денежное довольствие. Кроме этого, по истечении трех лет службы он имеет право стать участником ипотечной системы, а еще через три года может приобрести квартиру через банк с последующей постепенной выплатой ее стоимости, в том числе и за счет государства. Причем, что немаловажно, не только там, где служит, - ему дано право выбрать самому регион.
       Кроме этого, у Северного флота налажено сотрудничество с рядом высших учебных заведений Северо-запада России, которые готовы принимать наших контрактников на льготной основе для получения высшего образования.

       - 19 марта вся страна отмечает знаменательную дату - 100 лет Подводным силам страны. Как будет отмечать юбилей Северный флот?

       - Как говорил известный классик марксизма-ленинизма, лучший способ отметить славный юбилей - это сосредоточить внимание на нерешенных вопросах. Поэтому в текущем году будет много выходов в море, связанных с отработкой новой техники, вооружения. В целом, на Северном флоте лежит высокий процент от всех планируемых испытаний в ВМФ. И успешное их проведение будет первым и наиболее показательным вкладом североморцев в юбилей.
       Конечно, планируются и праздничные мероприятия, которые пройдут в период с 17 по 20 марта. Пик торжеств придется на 19 марта, когда в Северодвинске состоится закладка очередной подводной лодки для российского ВМФ.
       Пользуясь случаем, от имени Военного Совета Северного флота хочу поздравить всех ветеранов-подводников, конструкторов, корабелов с этим знаменательным юбилеем. Пожелать им крепкого здоровья, счастья, долгих лет жизни. Мы искренне благодарны им за тот подвижнический труд, который вывел в свое время подводные силы нашей Отчизны на ведущие позиции в мире.
       - Спасибо за беседу.

Ирина ГРИБОВА,
информационное агентство "Интерфакс".

                                                                                                                                                                                                                                                                            
Информационные продукты Интерфакс-АВН
Ежедневный информационный вестник


Еженедельный информационный вестник


Вестник
"ВПК России и
экспорт оружия"



© 2013 Интерфакс-Агентство Военных Новостей. Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса-Агентства Военных Новостей.